Безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Безрукова Валерия Юрьевна

Тема русского языка "Безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю:___________

Допускаю:___________

Оценка за урок:__________

План-конспект

урока по русскому языку,

проведенного в 3 «В» классе

обучающейся Труновой Валерии Юрьевны

05.02.2020 г.

Консультация методиста:________

Консультация учителя:__________

План-конспект урока по русскому языку  

УМК: «Перспективная начальная школа» 3 класс

( Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.: учебник для 3 класса 3ч.)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 05.02.2020 г.

Время: 15:50-16:35

Место:  Гимназия №2

Класс: 3 «В»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе».

Цель: создание благоприятных условий для формирования навыка написания безударных падежных окончаний безударных существительных 3-го склонения единственного числа.

Задачи:

Образовательные: способствовать умению детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть её в тексте и слышать, умению проверять данную орфограмму, умение правильно определять падеж и окончание имен существительных.

Развивающие: способствовать развитию речи, умению применять ранее полученные знания, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности:  совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять  интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные: 

формирование познавательных УУД: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;  умение  строить  логическую цепочку рассуждений, владеть общим приемом решения орфографических задач.

формирование регулятивных УУД: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, осуществлять оценку результативности;  умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

формирование коммуникативных УУД: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные:  умения различать безударные падежные окончания имён существительных; различать  падежи, падежные вопросы и склонения; осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы.

Тип урока: урок закрепления.

Формы  работы: индивидуальная, фронтальная.

Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс 3 часть с. 51 - 55, тетрадь.

Форма урока: традиционная

Содержательный компонент урока:

Ход урока

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

    У: Здравствуйте, меня зовут Валерия Юрьевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

2) Проверка готовности к уроку

     У: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку, учебник,тетрадь, дневник, пенал.

3) Мотивация к обучению и познанию.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

II.Актуализация знаний.

  1. Словарная работа.

У: Ребята, на доске вы видите слова: кровать, север, восток, запад.

У: Что вы можете сказать об этих словах?

Д: Они словарные.

У: Правильно! А как вы поняли это?

Д: В этих словах есть непроверяемая безударная гласная.

У: Поставим ударение в слове «кровать», и подчеркнем непроверяемую безударную гласную.

Д: Ударный гласный звук А, непроверяемый безударный гласный в первом слоге О.

У: Тоже самое сделаем со словами «север», «восток», «запад».

Д: Север – ударный гласный звук Э, непроверяемый безударный гласный во втором слоге Е. Восток – ударный гласный звук  О, непроверяемый безударный гласный в первом слоге О. Запад – ударный гласный звук А, непроверяемый безударный гласный звук во втором слоге А.

У: Запишите эти слова себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.

У: К какой части речи относятся слова, которые вы записали?

Д: К именам существительным.

У: Что такое имя существительное?

Д: Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы – кто? что?, и обозначает предмет.

У: Как называется изменение имен существительных по падежам?

Д: Склонение.

У: Сколько склонений в русском языке?

Д: Три

У: Какие существительные относятся к 1 - му склонению?

Д: К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля) , а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя) .

У: А ко 2 –му?

Д: Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание) . 

У: Какие существительные относятся к 3 –му склонению?

Д: К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа оканчивающиеся на –Ь .

У: Молодцы. Мы повторили про имя существительное и его склонения.

III. Открытие новых умений, знаний.

  1. Работа с учебником.

У: Откройте учебники на стр. 51.

 Упражнение 52.

У: Что нам нужно сделать в этом упражнении? Прочитайте.

Д: Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Около существительных с пропущенными окончаниями в скобках указать склонение и падеж.
У:
Верно. Прежде чем приступим к записи упражнения в тетради, давайте разберем его.

У: Кто желает прочитать текст?

Д: Лялька лежит на постели, улыбаясь беззубым ртом. В лапке кусок карамели и тигр с собачьим хвостом.

У: Ребята, какая орфограмма пропущена в слове лялька?

Д:Правописание мягкого знака. Ь смягчает предыдущий согласный звук.

У: Какая орфограмма пропущена в слове лежит?

Д: Безударная проверяемая гласная в корне слова

У: Правильно! Как можно проверить, верно ли напишем букву?

Д: С помощью ударения: лЕг

У: Какая еще орфограмма присутствует в этом слове?

Д: Правописание гласных после шипящих. В данном случае,ЖИ ШИ пиши с буквой И.

У: Верно. Какая орфограмма пропущена в окончании слова «постели»?

Д: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

У: К какому склонению относится и в каком падеже стоит данное слово?

Д: К 3(постель – ж.р, окончание нулевое). В предложном падеже(Лежит на чем? На постели.)

У: Верно. Теперь заглянем в табличку на стр. 6.  Найдите в таблице 3 скл, предложный падеж. -  Какая буква будет в окончании нашего слова?

Д: Буква «И»

У: Молодцы. Теперь мы знаем, какое окончание нужно писать в слове «постели».

У: Продолжаем дальше. В слове беззубым какая орфограмма?

Д: Правописание приставки – без, -бес. Если после приставки слышится глухой согласный, то и в приставке будет глухой согласный. Если после приставки слышится звонкий согласный, то в приставке будет писаться звонкий согласный. В данном случае, будет приставка – БЕЗ.

У: Почему в слове лапка  нужно писать букву «П»? Какая это орфоргамма?

Д: Правописание глухих согласных в корне слова. Проверочное слово «лапа».

У: Правильно. Какая орфограмма пропущена в слове карамели?

Д: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. 

У: Что нам нужно сделать, чтобы правильно написать окончание у этого существительного?

Д: Выяснить, в каком падеже и склонении употреблено слово и выбрать в таблице окончание.

У: Верно! К какому склонению и в каком падеже стоит это слово?

Д: К 3.В Родительном. Поставили вопрос: Нет чего? Карамели

У: Верно. Теперь заглянем в табличку на стр. 6.  Найдите в таблице 3 скл, Родительный падеж. Какая буква будет в окончании нашего слова?

Д: Буква «И»

У: Молодцы. Теперь мы знаем, какое окончание нужно писать в слове «карамели».

У: Какая орфограмма пропущена в слове «СОБАЧЬИМИ»?

Д: Непроверяемый безударный гласный в корне слова. Это словарное слово.

У: Какую букву вы выбрали «Ъ» или «Ь»? Почему?

Д: Разделительный мягкий знак. Показывает что согласный звук не сливается с гласным.

У: Какая орфограмма пропущена в слове «ХВОСТОМ»?

Д: Правописание безударного проверяемого гласного в корне слова.

Поставить ударение.Проверочное слово: хвОст.

У: Ребята, в этом упражнении вам встретились два слова с одинаковыми безударными окончаниями, но с разными падежами. Какой вывод можно сделать из этого?

Д: Можно сделать вывод, что у имен существительных 3 скл в Р. И П.п в окончании пишется буква «И».

    IV. Физминутка.

Упражнение для мобилизации внимания:

У: И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

   V. Продолжение открытия новых умений, знаний.

У: Упражнение 54. Прочитайте задание к упражнению 54.  Что нам нужно сделать?

Д: Списать текст. Определить и записать склонение и падеж выделенных слов.

У: Как определить склонение у имен существительных?

Д: Нужно поставить слово в ед. число в Им. падеж и связать с местоимением: мой, моя, мое.

У: Запишите упражнение в тетрадь. А затем проверим.

У: К какому склонению относится слово «вести». В каком падеже стоит это слово?

Д: К 3. В Р.п

У: Верно. «На свете?» к какому склонению относится?  В каком падеже?

Д: Ко 2. В Предложном. На чем? На свете.

У: Отлично. «На месте» какого склонения?

Д: 2.

У: Как вы это определили? В каком падеже стоит?

Д: Существительное имеет средний род и окончание «о», поэтому оно относится ко 2 скл.  В Предложном.

У: Правильно! «В газете» относится к какому склонению?  В каком падеже стоит?

Д: К 1, т.к. стоит в женском роде и имеет окончание «а». В предложном.

У: Молодцы.  Ребята, все ли окончания выделенных слов были одинаковые?

Д: Нет

У: Какое слово было не похоже на все остальные? Почему?

Д: «Вести». Оно было употреблено в Р.п 3 скл.

У: Что общего у остальных слов?

Д:  Имеют одинаковый падеж и окончание.

У: Какой падеж и окончание? В каком склонении были употреблены они? – Какой вывод можно сделать?

Д: Предложный, окончание «Е». В 1 и 2 скл. Можно сделать вывод, что у существительных 1 и 2 скл в П.п. пишется окончание «Е»

У: Правильно! В упражнении 52 мы с вами сделали вывод. Кто мне напомнит, какой?

Д: У имен существительных 3 скл в Р. и  П.п в окончании пишется буква «И»

У: Ребята, на стр. 53 представлен вывод.  Прочитайте его

Д: 1 и 2 скл., 3 скл

У: Молодцы! Запишите этот вывод к себе в тетрадь.

   Упражнение 55.

У: Ребята, прочитайте задание к упражнению 55. – Что нам нужно сделать?

Д: Прочитать отрывок из рассказа Аркадия Гайдара «Голубая чашка». Чтение отрывка.

У: Ребята, найдите фразеологизм в этом отрывке.

Д: «Куда глаза глядят»

У: Что это означает?

Д: Это выражение означает идти в неизвестном направлении, без определенного пути.

У: По –разному ли понимают выражение «куда глаза глядят» Светлана и ее отец?

Д: Да

У: Кто из них понял это выражение буквально?

Д: Светлана

У: А кто имел ввиду выражение «идти неизвестно куда»?

Д: Отец Светланы.

У: Ребята, в каком числе стоят выделенные слова?

Д: В единственном

У: А в форме какого падежа употреблены все эти слова?

Д: В форме В.п.

У: Что общего вы обнаружили в этих словах?

Д: Эти слова употреблены в ед. числе и имеют форму В.п.

У: Чем отличаются?  - Одинаковое ли склонение у них?

Д: Нет,так как имеют разные окончания.

У: Какой вывод можно из этого сделать?

Д: В В.п в ед. числе существительные разных склонений имеют разные окончания.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: Ребята, что нового мы узнали с вами на уроке?

Д: Мы узнали, что в окончаниях имен существительных 1 и 2 скл в П.п ед. ч. пишется буква «е», в окончаниях имен существительных 3 скл в П.п ед.ч.   пишется буква «и»; - В В.п в ед. числе существительные разных склонений имеют разные окончания.

У:  На уроке я работал активно/ пассивно

За урок я не устал/ устал

Материал урока мне был понятен/ не понятен

    VII. Домашнее задание.

У: Открываем дневники, записываем домашнее задание. Упражнение 53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

Конспект урока  русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...

Безударные окончания имен существительных I и II склонения в единственном числе

конспект урока по русскому языку УМК "ПНШ"(первый урок)...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числеЦели урока: Повторить и систематизировать знания: о членах предложения; о склонения...

Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения

Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения...