Безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема русского языка "Безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешаю:___________
Допускаю:___________
Оценка за урок:__________
План-конспект
урока по русскому языку,
проведенного в 3 «В» классе
обучающейся Труновой Валерии Юрьевны
05.02.2020 г.
Консультация методиста:________
Консультация учителя:__________
План-конспект урока по русскому языку
УМК: «Перспективная начальная школа» 3 класс
( Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.: учебник для 3 класса 3ч.)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 05.02.2020 г.
Время: 15:50-16:35
Место: Гимназия №2
Класс: 3 «В»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе».
Цель: создание благоприятных условий для формирования навыка написания безударных падежных окончаний безударных существительных 3-го склонения единственного числа.
Задачи:
Образовательные: способствовать умению детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть её в тексте и слышать, умению проверять данную орфограмму, умение правильно определять падеж и окончание имен существительных.
Развивающие: способствовать развитию речи, умению применять ранее полученные знания, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
формирование познавательных УУД: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, владеть общим приемом решения орфографических задач.
формирование регулятивных УУД: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
формирование коммуникативных УУД: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Предметные: умения различать безударные падежные окончания имён существительных; различать падежи, падежные вопросы и склонения; осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы.
Тип урока: урок закрепления.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс 3 часть с. 51 - 55, тетрадь.
Форма урока: традиционная
Содержательный компонент урока:
Ход урока
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У: Здравствуйте, меня зовут Валерия Юрьевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку
У: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку, учебник,тетрадь, дневник, пенал.
3) Мотивация к обучению и познанию.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
II.Актуализация знаний.
- Словарная работа.
У: Ребята, на доске вы видите слова: кровать, север, восток, запад.
У: Что вы можете сказать об этих словах?
Д: Они словарные.
У: Правильно! А как вы поняли это?
Д: В этих словах есть непроверяемая безударная гласная.
У: Поставим ударение в слове «кровать», и подчеркнем непроверяемую безударную гласную.
Д: Ударный гласный звук А, непроверяемый безударный гласный в первом слоге О.
У: Тоже самое сделаем со словами «север», «восток», «запад».
Д: Север – ударный гласный звук Э, непроверяемый безударный гласный во втором слоге Е. Восток – ударный гласный звук О, непроверяемый безударный гласный в первом слоге О. Запад – ударный гласный звук А, непроверяемый безударный гласный звук во втором слоге А.
У: Запишите эти слова себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
У: К какой части речи относятся слова, которые вы записали?
Д: К именам существительным.
У: Что такое имя существительное?
Д: Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы – кто? что?, и обозначает предмет.
У: Как называется изменение имен существительных по падежам?
Д: Склонение.
У: Сколько склонений в русском языке?
Д: Три
У: Какие существительные относятся к 1 - му склонению?
Д: К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля) , а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя) .
У: А ко 2 –му?
Д: Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание) .
У: Какие существительные относятся к 3 –му склонению?
Д: К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа оканчивающиеся на –Ь .
У: Молодцы. Мы повторили про имя существительное и его склонения.
III. Открытие новых умений, знаний.
- Работа с учебником.
У: Откройте учебники на стр. 51.
Упражнение 52.
У: Что нам нужно сделать в этом упражнении? Прочитайте.
Д: Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Около существительных с пропущенными окончаниями в скобках указать склонение и падеж.
У: Верно. Прежде чем приступим к записи упражнения в тетради, давайте разберем его.
У: Кто желает прочитать текст?
Д: Лялька лежит на постели, улыбаясь беззубым ртом. В лапке кусок карамели и тигр с собачьим хвостом.
У: Ребята, какая орфограмма пропущена в слове лялька?
Д:Правописание мягкого знака. Ь смягчает предыдущий согласный звук.
У: Какая орфограмма пропущена в слове лежит?
Д: Безударная проверяемая гласная в корне слова
У: Правильно! Как можно проверить, верно ли напишем букву?
Д: С помощью ударения: лЕг
У: Какая еще орфограмма присутствует в этом слове?
Д: Правописание гласных после шипящих. В данном случае,ЖИ ШИ пиши с буквой И.
У: Верно. Какая орфограмма пропущена в окончании слова «постели»?
Д: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
У: К какому склонению относится и в каком падеже стоит данное слово?
Д: К 3(постель – ж.р, окончание нулевое). В предложном падеже(Лежит на чем? На постели.)
У: Верно. Теперь заглянем в табличку на стр. 6. Найдите в таблице 3 скл, предложный падеж. - Какая буква будет в окончании нашего слова?
Д: Буква «И»
У: Молодцы. Теперь мы знаем, какое окончание нужно писать в слове «постели».
У: Продолжаем дальше. В слове беззубым какая орфограмма?
Д: Правописание приставки – без, -бес. Если после приставки слышится глухой согласный, то и в приставке будет глухой согласный. Если после приставки слышится звонкий согласный, то в приставке будет писаться звонкий согласный. В данном случае, будет приставка – БЕЗ.
У: Почему в слове лапка нужно писать букву «П»? Какая это орфоргамма?
Д: Правописание глухих согласных в корне слова. Проверочное слово «лапа».
У: Правильно. Какая орфограмма пропущена в слове карамели?
Д: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
У: Что нам нужно сделать, чтобы правильно написать окончание у этого существительного?
Д: Выяснить, в каком падеже и склонении употреблено слово и выбрать в таблице окончание.
У: Верно! К какому склонению и в каком падеже стоит это слово?
Д: К 3.В Родительном. Поставили вопрос: Нет чего? Карамели
У: Верно. Теперь заглянем в табличку на стр. 6. Найдите в таблице 3 скл, Родительный падеж. Какая буква будет в окончании нашего слова?
Д: Буква «И»
У: Молодцы. Теперь мы знаем, какое окончание нужно писать в слове «карамели».
У: Какая орфограмма пропущена в слове «СОБАЧЬИМИ»?
Д: Непроверяемый безударный гласный в корне слова. Это словарное слово.
У: Какую букву вы выбрали «Ъ» или «Ь»? Почему?
Д: Разделительный мягкий знак. Показывает что согласный звук не сливается с гласным.
У: Какая орфограмма пропущена в слове «ХВОСТОМ»?
Д: Правописание безударного проверяемого гласного в корне слова.
Поставить ударение.Проверочное слово: хвОст.
У: Ребята, в этом упражнении вам встретились два слова с одинаковыми безударными окончаниями, но с разными падежами. Какой вывод можно сделать из этого?
Д: Можно сделать вывод, что у имен существительных 3 скл в Р. И П.п в окончании пишется буква «И».
IV. Физминутка.
Упражнение для мобилизации внимания:
У: И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
V. Продолжение открытия новых умений, знаний.
У: Упражнение 54. Прочитайте задание к упражнению 54. Что нам нужно сделать?
Д: Списать текст. Определить и записать склонение и падеж выделенных слов.
У: Как определить склонение у имен существительных?
Д: Нужно поставить слово в ед. число в Им. падеж и связать с местоимением: мой, моя, мое.
У: Запишите упражнение в тетрадь. А затем проверим.
У: К какому склонению относится слово «вести». В каком падеже стоит это слово?
Д: К 3. В Р.п
У: Верно. «На свете?» к какому склонению относится? В каком падеже?
Д: Ко 2. В Предложном. На чем? На свете.
У: Отлично. «На месте» какого склонения?
Д: 2.
У: Как вы это определили? В каком падеже стоит?
Д: Существительное имеет средний род и окончание «о», поэтому оно относится ко 2 скл. В Предложном.
У: Правильно! «В газете» относится к какому склонению? В каком падеже стоит?
Д: К 1, т.к. стоит в женском роде и имеет окончание «а». В предложном.
У: Молодцы. Ребята, все ли окончания выделенных слов были одинаковые?
Д: Нет
У: Какое слово было не похоже на все остальные? Почему?
Д: «Вести». Оно было употреблено в Р.п 3 скл.
У: Что общего у остальных слов?
Д: Имеют одинаковый падеж и окончание.
У: Какой падеж и окончание? В каком склонении были употреблены они? – Какой вывод можно сделать?
Д: Предложный, окончание «Е». В 1 и 2 скл. Можно сделать вывод, что у существительных 1 и 2 скл в П.п. пишется окончание «Е»
У: Правильно! В упражнении 52 мы с вами сделали вывод. Кто мне напомнит, какой?
Д: У имен существительных 3 скл в Р. и П.п в окончании пишется буква «И»
У: Ребята, на стр. 53 представлен вывод. Прочитайте его
Д: 1 и 2 скл., 3 скл
У: Молодцы! Запишите этот вывод к себе в тетрадь.
Упражнение 55.
У: Ребята, прочитайте задание к упражнению 55. – Что нам нужно сделать?
Д: Прочитать отрывок из рассказа Аркадия Гайдара «Голубая чашка». Чтение отрывка.
У: Ребята, найдите фразеологизм в этом отрывке.
Д: «Куда глаза глядят»
У: Что это означает?
Д: Это выражение означает идти в неизвестном направлении, без определенного пути.
У: По –разному ли понимают выражение «куда глаза глядят» Светлана и ее отец?
Д: Да
У: Кто из них понял это выражение буквально?
Д: Светлана
У: А кто имел ввиду выражение «идти неизвестно куда»?
Д: Отец Светланы.
У: Ребята, в каком числе стоят выделенные слова?
Д: В единственном
У: А в форме какого падежа употреблены все эти слова?
Д: В форме В.п.
У: Что общего вы обнаружили в этих словах?
Д: Эти слова употреблены в ед. числе и имеют форму В.п.
У: Чем отличаются? - Одинаковое ли склонение у них?
Д: Нет,так как имеют разные окончания.
У: Какой вывод можно из этого сделать?
Д: В В.п в ед. числе существительные разных склонений имеют разные окончания.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: Ребята, что нового мы узнали с вами на уроке?
Д: Мы узнали, что в окончаниях имен существительных 1 и 2 скл в П.п ед. ч. пишется буква «е», в окончаниях имен существительных 3 скл в П.п ед.ч. пишется буква «и»; - В В.п в ед. числе существительные разных склонений имеют разные окончания.
У: На уроке я работал активно/ пассивно
За урок я не устал/ устал
Материал урока мне был понятен/ не понятен
VII. Домашнее задание.
У: Открываем дневники, записываем домашнее задание. Упражнение 53.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"
Конспект урока русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...
Правописание безударных окончаний существительных 3-го склонения
Урок русского языка...
Безударные окончания имен существительных I и II склонения в единственном числе
конспект урока по русскому языку УМК "ПНШ"(первый урок)...
Конспект урока по русскому языку «Безударные окончания существительных III склонения в единственном числе» - 3 класс - ПНШ
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числеЦели урока: Повторить и систематизировать знания: о членах предложения; о склонения...
Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения
Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения...