Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Карина Виктория

Всё четенько сделано, пользуйтесь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тема: Существительное

Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное», с его отличительными признаками

Задачи:

Дидактические: определять у имени существительного значение, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные  существительные; находить  признаки существительных; научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам;

Развивающие:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль деятельности; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

Познавательные: проявлять познавательную инициативу; воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: строить монологическое высказывание; слушать собеседника и понимать речь других; формулировать собственное мнение и аргументировать его;

Воспитывающие: формирование уважительного отношения к иному мнению; воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности; воспитывать уважение к одноклассникам; воспитывать волевые качества.


Деятельность учителя

Методы и приемы

Виды деятельности

Планируемые результаты

ФО

УМО, МТО

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Целеполагание. Цель: воспитание интереса к учению, изучению родного языка.

-Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться «Детективное агентство»

-Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число.

-Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: «Потерялась часть речи!»

-Ребята, что будем делать? (Собирать информацию)

-Полученную информацию нужно куда-то записывать. Поэтому я подготовила для вас листы по сбору информации в виде таблицы. В эту таблицу вы и будете записать полученную информацию об этой части речи.

Лист сбора информации

Название части речи

Существительное

На какие вопросы отвечает

Кто? Что?

Постоянные признаки

Неодушевленное и одушевленное, собственные и нарицательные

-Часть речи, которую мы сегодня должны найти появилась очень давно, поэтому чтобы  собрать информацию о ней нам нужно заглянуть в прошлое.

-У вас на столах лежат карточки, на которых записаны слова в столбиках. Разделитесь на группы по 4 человека. Как вы думаете, какое слово в каждом столбике появилась у древних людей раньше, чем другие? Обсудите в группе.

Карточка №1

зверь

звериный

озверел

рыбачить

рыба

рыбная

огненный

огнемёт

огонь

-А почему вы выбрали эти слова?

-Конечно, человек сначала придумал имя каждому предмету.

-А на какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)

-Можете ли вы назвать имя этой части речи? (Имя существительное)

-Какой мы можем сделать вывод? Давайте сформулируем понятие имени существительное. (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «Кто? Что?».

-Какую же информацию мы занесем в лист сбора информации? (Название части речи, и на какие вопросы отвечает)

-Значит, какая тема нашего урока? (Имена существительные)

-Какую цель мы перед собой поставим? (Познакомиться с именем существительным)

Беседа

Письменное упражнение

Объяснение

Наглядный метод: таблица

Устное упражнение, наглядный метод: таблица

Беседа

Слушают учителя, формулируют ответы на вопросы, рассуждают

Слушают учителя

Слушают учителя

Сотрудничают, рассуждают, взаимодействуют

Рассуждают, высказывают свое мнение

Формулируют тему и цель урока

Находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи

Определять цель учебной деятельности

Р: Принимать и сохранять учебную задачу

К: адекватно использовать речевые средства, слушать собеседника и понимать речь других

П: работать с информацией, представленной в разных формах (таблица) под руководством учителя и самостоятельно

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка

Умение не отходить от плана выполнения учебной задачи

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

Слайд

Скороговорка

Тетрадь

Карточка-лист сбора информации

Карточки с таблицей

Слайд с темой урока

2

Работа по теме. Цель: узнать все о существительном.

-Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Чтобы собрать новую информацию об имени существительном мы отправимся с вами в долину "Окружающий мир"

-Предлагаю вам поработать в парах. Сейчас я раздам вам карточки с картинками.  Распределите эти слова на два столбика и запишите в тетрадь.

Слова на карточках: корова, тюльпан, снег, учитель, бабочка, линейка, змея, берёза.

-Какие получились у вас слова в каждом столбике?

Одушевленные

Неодушевленные

корова

тюльпан

учитель

снег

бабочка

линейка

змея

береза

-По какому признаку вы их делили? (Живые и неживые)

-Откройте учебник на странице 50 и прочитайте правило в желтой рамке.

-Итак, как называют эти слова? (Неодушевленные и одушевленные)

-Верно, одушевлённые и неодушевлённые - постоянные признаки имён существительных.

-Запишите эту информацию в  таблицу.

-Обратите внимание на слайд. Что вы видите? (Героев из мультфильма «Простоквашино»)

-Помните имена этих героев? Сейчас мы это проверим.

-На слайде вы видите слова. Вам нужно правильно соотнести персонажей с их именами.

На слайде:

кот                           Шарик

пёс                            Мурка

корова                      Матроскин

почтальон                Дядя Фёдор

мальчик                    Печкин

Детям нужно найти между ними соответствие.

Правильный вариант:

кот                           Матроскин

пёс                            Шарик

корова                      Мурка

почтальон                Печкин

мальчик                    Дядя Фёдор

Коллективная проверка.

-Чем различаются по написанию слова первого и второго столбика? (Слова первого столбика записаны с маленькой буквы, а слова второго – с большой)

-Почему слова во 2 столбике написаны с большой буквы? (Потому что это имена людей)

-Верно. Предлагаю вам открыть учебник на странице 52 и 53, и прочитать правило в желтой рамке.

-Итак, как называются слова из первого и второго столбиков? (Собственными и нарицательными)

-Как пишутся собственные имена? (С заглавной буквы)

-А нарицательные? (С маленькой)

-Верно. Собственные и нарицательные - тоже постоянные признаки имён существительных.

-Запишите эту информацию в таблицу.

Объяснение

Письменное упражнение

Работа с учебником

Метод иллюстраций

Устное упражнение

Работа с учебником

Беседа

Рассматривают картинки, анализируют, рассуждают, классифицируют слова по признакам

Работают с учебником

Соотносят названия героев с их именами

Формулируют ответы на вопросы, рассуждают, работают с учебником, высказывают свое мнение

Опознавать одушевленные и неодушевленные существительные

Находить  признаки существительных

Определять собственные и нарицательные  существительные

К: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Р: выдвигать предположения и доказывать их; строить монологическое высказывание

П: работать с информацией, представленной в разных формах под руководством учителя и самостоятельно

К: адекватно использовать речевые средства, слушать собеседника и понимать речь других

Воспитывать уважение к одноклассникам

Умение не отходить от плана выполнения учебной задачи

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Карточки со словами

Учебник

Лист сбора информации

Слайд с картинками

Слайд со словами

Учебник

3

Первичное закрепление знаний. Цель: закрепить новые знания о существительном.

-А теперь предлагаю поработать самостоятельно.

 Я раздам вам карточки с заданиями. Вам нужно написать 3 существительных, отвечающих на вопросы «Кто?» и «Что?».

Написать 3 неодушевленных и одушевленных существительных.

Письменное упражнение

Выполняют упражнение, классифицируют слова по заданным признакам

Применение полученных знаний

Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; сохранять и принимать задачу

Умение не отходить от плана выполнения учебной задачи

Индивидуальная

Карточки с заданиями

4

Итог. Цель: определение достижений целей.

-Итак, какая была цель нашего урока? (Познакомиться с именем существительным)

-Достигли мы ее?

-Сегодня мы с вами были в роли детективов. Какую информацию об имени существительном мы собрали? (Название, на какие вопросы отвечает, признаки имени существительного)

Беседа

Формулируют собственное мнение

Обобщение полученных знаний

К: адекватно использовать коммуникативные и речевые обороты

Навыки самоанализа и самоконтроля

Фронтальная

5

Рефлексия. Цель: умение оценивать собственную деятельность.

-Закончите предложение, которые на слайде.

-Мне удалось…

-Мне понравилось…

-Я могу похвалить себя за…

Беседа

Оценивают собственную деятельность

Формулировать собственное мнение и позицию

Проявлять положительное отношение к учебному процессу

Индивидуальная

Карточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....