1 | Целеполагание. Цель: воспитание интереса к учению, изучению родного языка. -Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться «Детективное агентство» -Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число.
-Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: «Потерялась часть речи!» -Ребята, что будем делать? (Собирать информацию) -Полученную информацию нужно куда-то записывать. Поэтому я подготовила для вас листы по сбору информации в виде таблицы. В эту таблицу вы и будете записать полученную информацию об этой части речи. Лист сбора информации | Название части речи | Существительное | На какие вопросы отвечает | Кто? Что? | Постоянные признаки | Неодушевленное и одушевленное, собственные и нарицательные |
-Часть речи, которую мы сегодня должны найти появилась очень давно, поэтому чтобы собрать информацию о ней нам нужно заглянуть в прошлое. -У вас на столах лежат карточки, на которых записаны слова в столбиках. Разделитесь на группы по 4 человека. Как вы думаете, какое слово в каждом столбике появилась у древних людей раньше, чем другие? Обсудите в группе. Карточка №1 | зверь звериный озверел | рыбачить рыба рыбная | огненный огнемёт огонь |
-А почему вы выбрали эти слова? -Конечно, человек сначала придумал имя каждому предмету. -А на какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?) -Можете ли вы назвать имя этой части речи? (Имя существительное) -Какой мы можем сделать вывод? Давайте сформулируем понятие имени существительное. (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «Кто? Что?». -Какую же информацию мы занесем в лист сбора информации? (Название части речи, и на какие вопросы отвечает) -Значит, какая тема нашего урока? (Имена существительные) -Какую цель мы перед собой поставим? (Познакомиться с именем существительным) |
Беседа
Письменное упражнение
Объяснение
Наглядный метод: таблица
Устное упражнение, наглядный метод: таблица
Беседа |
Слушают учителя, формулируют ответы на вопросы, рассуждают
Слушают учителя
Слушают учителя
Сотрудничают, рассуждают, взаимодействуют
Рассуждают, высказывают свое мнение
Формулируют тему и цель урока |
Находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи
Определять цель учебной деятельности |
Р: Принимать и сохранять учебную задачу
К: адекватно использовать речевые средства, слушать собеседника и понимать речь других
П: работать с информацией, представленной в разных формах (таблица) под руководством учителя и самостоятельно |
Формирование уважительного отношения к иному мнению
Воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка
Умение не отходить от плана выполнения учебной задачи
|
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная |
Слайд
Скороговорка
Тетрадь
Карточка-лист сбора информации
Карточки с таблицей
Слайд с темой урока |
2 | Работа по теме. Цель: узнать все о существительном. -Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Чтобы собрать новую информацию об имени существительном мы отправимся с вами в долину "Окружающий мир" -Предлагаю вам поработать в парах. Сейчас я раздам вам карточки с картинками. Распределите эти слова на два столбика и запишите в тетрадь. Слова на карточках: корова, тюльпан, снег, учитель, бабочка, линейка, змея, берёза. -Какие получились у вас слова в каждом столбике? Одушевленные | Неодушевленные | корова | тюльпан | учитель | снег | бабочка | линейка | змея | береза |
-По какому признаку вы их делили? (Живые и неживые) -Откройте учебник на странице 50 и прочитайте правило в желтой рамке. -Итак, как называют эти слова? (Неодушевленные и одушевленные) -Верно, одушевлённые и неодушевлённые - постоянные признаки имён существительных. -Запишите эту информацию в таблицу.
-Обратите внимание на слайд. Что вы видите? (Героев из мультфильма «Простоквашино») -Помните имена этих героев? Сейчас мы это проверим. -На слайде вы видите слова. Вам нужно правильно соотнести персонажей с их именами. На слайде: кот Шарик пёс Мурка корова Матроскин почтальон Дядя Фёдор мальчик Печкин Детям нужно найти между ними соответствие. Правильный вариант: кот Матроскин пёс Шарик корова Мурка почтальон Печкин мальчик Дядя Фёдор Коллективная проверка. -Чем различаются по написанию слова первого и второго столбика? (Слова первого столбика записаны с маленькой буквы, а слова второго – с большой) -Почему слова во 2 столбике написаны с большой буквы? (Потому что это имена людей) -Верно. Предлагаю вам открыть учебник на странице 52 и 53, и прочитать правило в желтой рамке. -Итак, как называются слова из первого и второго столбиков? (Собственными и нарицательными) -Как пишутся собственные имена? (С заглавной буквы) -А нарицательные? (С маленькой) -Верно. Собственные и нарицательные - тоже постоянные признаки имён существительных. -Запишите эту информацию в таблицу. |
Объяснение
Письменное упражнение
Работа с учебником
Метод иллюстраций
Устное упражнение
Работа с учебником
Беседа |
Рассматривают картинки, анализируют, рассуждают, классифицируют слова по признакам
Работают с учебником
Соотносят названия героев с их именами
Формулируют ответы на вопросы, рассуждают, работают с учебником, высказывают свое мнение |
Опознавать одушевленные и неодушевленные существительные
Находить признаки существительных
Определять собственные и нарицательные существительные
|
К: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Р: выдвигать предположения и доказывать их; строить монологическое высказывание
П: работать с информацией, представленной в разных формах под руководством учителя и самостоятельно
К: адекватно использовать речевые средства, слушать собеседника и понимать речь других |
Воспитывать уважение к одноклассникам
Умение не отходить от плана выполнения учебной задачи
Формирование уважительного отношения к иному мнению
|
Фронтальная
Парная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная |
Карточки со словами
Учебник
Лист сбора информации
Слайд с картинками
Слайд со словами
Учебник |
3 | Первичное закрепление знаний. Цель: закрепить новые знания о существительном. -А теперь предлагаю поработать самостоятельно. Я раздам вам карточки с заданиями. Вам нужно написать 3 существительных, отвечающих на вопросы «Кто?» и «Что?». Написать 3 неодушевленных и одушевленных существительных. |
Письменное упражнение
| Выполняют упражнение, классифицируют слова по заданным признакам
|
Применение полученных знаний | Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; сохранять и принимать задачу | Умение не отходить от плана выполнения учебной задачи
|
Индивидуальная
|
Карточки с заданиями |
4 | Итог. Цель: определение достижений целей. -Итак, какая была цель нашего урока? (Познакомиться с именем существительным) -Достигли мы ее? -Сегодня мы с вами были в роли детективов. Какую информацию об имени существительном мы собрали? (Название, на какие вопросы отвечает, признаки имени существительного) |
Беседа | Формулируют собственное мнение | Обобщение полученных знаний | К: адекватно использовать коммуникативные и речевые обороты | Навыки самоанализа и самоконтроля | Фронтальная |
|