Методическая разработка урока русского языка. Проект «Зимняя страничка»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Цель урока: Создание условий, способствующих обобщению и систематизации знаний по теме: «Имя существительное».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка

Учитель

Кислицина Анна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка

Класс

3

УМК

«Школа России»

Тема урока

Проект «Зимняя страничка»

Цель урока

Создание условий, способствующих обобщению и систематизации знаний по теме: «Имя существительное».

Задачи

  • Мотивировать  учащихся к выполнению проекта «Зимняя страничка»;
  • развивать творческие способности детей, ассоциативное, образное мышление, умение выделять существенные признаки;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас учащихся;
  • формировать способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы; подбирать однокоренные слова;

определять принадлежность слова к определённой части речи; определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж; применять изученные правила правописания.

Познавательные УУД:

осуществлять логические действия обобщения, классификации, строить рассуждение; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в случае необходимости); выступать перед аудиторией одноклассников с сообщениями;  дополнение и расширение имеющихся знаний.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами

Коммуникативные УУД:

слушать и слышать собеседника, вести диалог строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

формирование личностного смысла учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка;  уважительное отношение к иному мнению,

способность к самооценке своих действий и товарищей;

развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.

Программное содержание

Имя существительное, значение и употребление имен существительных;

Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных;

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода;

Изменение существительных по падежам.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний, выход на тему проекта, постановка цели.
  3. Решение проектных задач, создание продукта.
  4. Презентация продукта.
  5. Рефлексия деятельности.

Тип урока

Урок систематизации знаний.

Форма урока

Урок – проект

Методы

Репродуктивный  метод обучения,  метод объяснительно – иллюстративной обучения (беседа, самостоятельная работа над учебным материалом), коммуникативные методы обучения, метод проблемного обучения.

Технология

Проектная

Межпредметные связи:

Литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование урока

1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.  Русский  язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений в 2-х частях. М. Просвещение, 2014.

2.Раздаточный материал для работы в группе.

3.Оборудование: компьютер, проектор, экран.

4. Словарь антонимов и синонимов, словообразовательный словарь.

5. Презентация

Домашнее задание

Создание  зимних страничек (по желанию)

Технологическая карта урока русского языка

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Васильевна. Сегодня я пришла к вам на урок русского языка.

 - Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к  моим ладошкам  и ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет наши сердца.

Приветствие, готовность к уроку

Выполнение упражнения «Частичка тепла»

  1. Актуализация знаний, выход на тему проекта, постановка цели.

- Я испытываю волнение, радость, восторг, восхищение, интерес, гордость от общения с вами.

- Какая часть речи помогла мне описать свои чувства? (вывешиваю слово существительное)

-  Проверим свои знания по теме «Имя существительное». Заполните кластер.

- Оцените свои знания.

-Если 5 верных ответов – отметка 5, 4 верных ответа – отметка 4, 3 верных ответа …

- Молодцы, ребята! Как много вы уже знаете об имени существительном. Эти знания сегодня пригодятся нам на уроке.

- Ребята, что вы можете сказать об этом слове: (вывешиваю слово  ЗИМА). Какие ассоциации возникают с этим словом (картины, звуки, запахи)?

-  О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

 - Посмотрите, какая зимняя страничка у нас получилась.

-  Посмотрите, какие зимние странички создала зима.  (видео)

- Сегодня я  получила письмо от Деда Мороза, в котором он просит быть его помощницей. У меня есть письмо и  для вас.

Здравствуйте, ребята!

На дворе февраль.  Скоро весна. Работы  становится меньше, и я решил написать  книгу, чтобы долгими летними вечерами сидеть на своем ледяном троне и вспоминать тихие снежинки,  большие сугробы,  крепкие морозы, вьюги и метели.  Я знаю, вы  умные,  грамотные  и ответственные ребята, и очень надеюсь на вашу помощь. Заполните, пожалуйста, зимние странички  к моей книге.  Жду вашего ответа.

Дед Мороз

- Ребята,  поможем Деду Морозу? Чем мы можем помочь?   Какая  наша цель сегодня? Что интересного может быть на этих страничках?

Отвечают на вопросы, заполняют кластер, оценивают свои знания.

Определяют цель урока.

 

  1. Решение проектных задач, создание продукта.

-Предлагаю поработать в группе. Выберите для себя снежинку. Обратите внимание, она необычная и поможет нам разделиться на группы.

- Вы знаете правила работы в группе? (Работаем дружно, сплоченно, выслушиваем мнение каждого, принимаем активное участие)

- Для того, чтобы получилось аккуратно  и грамотно, нужно выполнить ряд заданий.

Задание . Распределите работу в группе и подпишите имена исполнителей.

А сейчас приглашаю вас в мастерскую. Выбираем конверты ваших цветов.  В  них находятся задания.  Выполняем задание, оформляем страничку и со звоночком переходим к выполнению следующего задания.  Время ограничено.  Все понятно? Тогда за работу!

Распределение на группы, повторение правил работы в группе.

 

 Выполнение заданий, оформление «Зимней странички»  

  1. Презентация продукта

- Представьте свою страничку и  прочитайте одно  задание.

Представление  работ.

  1. Рефлексия деятельности

- Ребята, оцените свою работу в группе.  Если вам понравилось работать в группе,  прикрепите снежинку к яркой солнечной картине, если нет, то к этой.

- Ребята, какую цель мы ставили  в начале урока?

 - Цель достигнута?

 - Какие вы молодцы! У вас получились красивые и интересные странички! Я думаю, Дед Мороз будет доволен! Для вас сладкий подарок  и послание от Деда Мороза (видео).

- Я выполнила поручение Деда Мороза.

- Очень рада,  что я пришли  к таким удивительным ребятам.  Мне понравилось, как вы работали: дружно и  слаженно.

- А вам понравился урок?

Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:

• На уроке я узнал(а)…

• Мне было интересно…

• Теперь я могу…

• Я научился(ась)…

• Меня удивило…

Дома вы можете сделать  новые  странички на тему «Зима», куда вы поместите  загадки, рассказы, рисунки, свои впечатления и создадите свою  классную книгу о зиме.

Спасибо за работу.   Я желаю вам отличных успехов  в учебе.

Оценивание работы в группе.

Оценивание эффективности собственной работы на уроке




Приложение

Задание  I.

Прочитайте  слова:  мороз, лёд, метель, снежинка, сугроб.

  1. Определите род имен существительных, подберите  к ним антонимы.
  2. Определите род имен существительных, подберите  к ним синонимы.
  3. Определите род имен существительных, подберите к ним однокоренные слова.  

Задание II.

 Прочитайте пословицы и поговорки.  

Береги нос в большой мороз.

Без шубы и валенок и зима без конца.

Зима не за горами.

Снегири прилетят – о зиме известят.

Зима лодыря морозит.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

  1. Выпишите пословицы и поговорки, в которых все  имена существительные стоят в единственном числе.
  2. Выпишите  пословицы и поговорки, в которых встречаются  имена существительные во множественном числе.
  3. Выпишите  пословицы и поговорки,  в  которых встречаются одушевленные имена существительные.

Задание III.

Прочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные существительные   в  данном  падеже. Подготовьтесь читать выразительно.

Берёза

Белая береза под моим (Т.п.)__________

Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых (П. п.) __________ снежною каймой
Распустились кисти белой (Т. п.) ___________.
И стоит береза в сонной (П. п.) ___________,
И горят снежинки в золотом (П. п.)___________.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым (Т. п.)_____________.
С. Есенин

Слова для справок: окно,  ветки,  бахрома, тишина,  огонь, серебро.

Снегири

Выбегай поскорей
Посмотреть на (В.п.)___________.
Прилетели, прилетели,
(В. п.)________ встретили (И.п.)__________!
А Мороз-Красный Нос
Им  (Р. п.)___________ принес.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним (Т.п.) __________ поздним
Ярко-алые (В. п.) _________.
А.Прокофьев

Слова для справок: снегири, стайка, метели, рябинка, вечер, грозди.

Круглый год. Январь
Открываем (В.п.) _________  -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много (Р. п.) ________ во дворе.
Снег - (П. п.) на __________, на крылечке.
Солнце (П. п.) в _________ голубом.
В нашем доме топят (В.п.) ___________,
В небо дым идет (Т.п.) ___________.
С. Маршак

Слова для справок: календарь,  снег, крыша, небо, печки, столб.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Конспект к уроку русского языка "проект "Зимняя страничка" (3 класс УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект  к уроку русского языка "Проект "Зимняя страничка""Проводится в конце изучения раздела об имени существительном. Ребята работают весь урок в группах,...

Урок русского языка Проект "Зимняя страничка"

Технологическая карта урокаЭтапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяУУД1.Этап мотивации к учебной деятельности (1мин.) -Поприветствуйте друг друга и пожелаем себе успеха на ур...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Наши проекты. И в шутку и всерьез» (2 класс, УМК «Школа России»).

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Наши проекты. И в шутку и всерьез» (2 класс, УМК «Школа России»)....

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...

Технологическая карта урока русского языка "Проект:Зимняя страничка" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование языковой компетенции: умение составлять собственную творческую работу, умение подбирать и анализировать текстовую информацию, умение находить подходящие по смыслу синонимы и а...