Урок русского языка "Времена глаголов". 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Загуменникова Марина Вадимовна

 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Времена глаголов: настоящее, прошедшее, будущее».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._3_klass._vremena_glagolov.doc386.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Времена глаголов: настоящее, прошедшее, будущее».

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями  изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, как изменяется глагол по временам;

- уметь определять время глагола.


Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник по русскому языку (УМК «Школа России», Т.Г. Рамзаева, 3 класс, 2 часть), презентация

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – беседа

2 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами пословица. Прочитайте её про себя.

Не трать время попусту.

- Ка вы её понимаете?

- Нужно ли нам тратить время на уроке на безделье?

- А на что нужно тратить?

- Именно этим мы и займемся. Не будем тратить время!

- Приветствуют учителя.

- Читают пословицу.

- Не надо тратить время просто так, ничего не делая. Нужно заниматься важным делом.

- Нет.

- На дело.

Л: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный – беседа, объяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Практический – минутка чистописания, морфологическое упражнение.

6-7 мин

Минутка чистописания.

Откройте тетради и запишите число ,классная работа.

- Аккуратно каллиграфическим почерком пропишите буквы.

-

Словарная работа

- Спишите слова, подчеркните букву, которую необходимо запомнить.

- Составим предложение распространённое со словом ягода.

- Запишем под диктовку это предложение.

- Определим падеж имени существительных.

- Выполняют минутку чистописания.

- Записывают число, классная работа.

- Списывают слова и подчеркивают букву, которую нужно запомнить.

- Составляют предложение.

- Записывают предложение под диктовку.

- Определяют падеж сущ.

Р: саморегуляция.

П: анализ.

П: построение речевого высказывания в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

- Посмотрите на слайд. Прочитайте текст про себя.

Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И погонит со двора.

- Кто прочтет вслух?

- Посмотрите на выделенные слова. К какой части речи они относятся?

- Что такое глагол?

- Определите время каждого глагола.

- Предположите тему урока.

- Поставьте цель деятельности на уроке.

- Читают про себя.

- Читают вслух.

- К глаголу.

- Рассказывают правило.

- Мы не умеем.

- Изменение глаголов по временам.

- Научиться изменять глаголы по временам.

Р: целеполагание.

IV. Открытие нового знания

Словесный – беседа, объяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение;

Частично-поисковый – поиск глаголов в предложениях.

12 мин

- Посмотрите на слайд. Прочитайте предложения про себя.

Весной солнце светит и греет.

Зимой оно мало светило и хуже грело.

Летом солнце будет ярко светить и будет сильнее греть.

- Перечислите все глаголы.

- Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, происходящее сейчас.

– На какой вопрос отвечают эти глаголы?

- Как вы думаете, какое это время у глаголов?

- Прочитайте в одном из предложений глаголы, которые обозначают действия уже произошедшие.

– На какой вопрос отвечают эти глаголы?

-  Как вы думаете, какое это время у глаголов?

- Прочитайте в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, которое будет происходить.

– На какой вопрос отвечают эти глаголы?

- Как вы думаете, какое это время у глаголов?

- Давайте обобщим. Какие времена могут быть у глагола?

- Как вы поняли, что обозначают глаголы в прошедшем времени? В настоящем ? в будущем?

- Отлично! Давайте проверим наши предположения с помощью учебника.

Прошедшее время

вчера

Что делал? 
Что сделал?

Настоящее время

сегодня

Что делает? 
Что делают?

Будущее время

завтра

Что будет делать? 
Что сделает?

- Наши предположения верны?

Динамическая пауза.

- Сейчас я буду перечислять глаголы. Если глагол в прошедшем времени, то вы хлопаете в ладоши, если в настоящем – топаете ногами , если в будущем – киваете головой .

Читает, сходил, поет, будет мыть, выступал, играет, пойдет, кушает, радовался.

- Читают предложения .

- светит, греет, светило, грело, будет светить, будет греть.

- Светит, греет.

- Что делает?

- Настоящее.

- Светило, грело.

- Что делало?

- Прошедшее.

- Будет светить, будет греть.

- Что сделают?

- Будущее.

- Прошедшее, настоящее, будущее.

- Обозначают действия, которые уже совершились; совершаются сейчас; будут совершаться потом.

- Читают правило.

- Да.

- Выполняют по заданию.

П: подведение под понятие, выведение следствий.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: анализ.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – беседа;

Практический –выполнение морфологического упражнения.

Частично-поисковый – поиск глаголов в предложениях.

6 мин

- Поработаем в учебнике. С. 112. упр. 197.

-Кто прочтет задание?

- Что нам нужно выписать?

- Мы будем списывать весь текст?

-Нам нужно выполнить 1 и 2 предложение и указать время глаголов.

- Что нужно сделать с этими глаголами?

- Мы будем записывать вопросы?  Где?

- Где будем писать время глагола?

-

- Кому не понятно?

- Выполняем упражнение.

- Закончили. Посмотрите на слайд. У кого не так? 

- Читают задание.

- Читают текст.

- Глаголы.

- Нет.

- Видел, не видел, слышал, работает, упирается, долбит, достаёт.

- Выписать, поставить вопрос и определить время.

- В скобках.

- Над глаголом.

- Видел (что делал?) – пр.в.

- Выполняют упражнение.

- Проверяю по эталону.

П: анализ.

П: построение речевого выказывания в письменной форме.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – беседа, объяснение;

Практический –морфологическое упражнение.

5 мин

- Поработаете самостоятельно. Вернемся к стихотворению, которое было в начале урока.

Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И погонит со двора.

- Теперь вы сможете определить время этих глаголов?

- Ваша задача списать и определить время глаголов.

- Проверьте с экрана. У кого нет ошибок, поставили себе 5. У кого 1-2 ошибки – 4. А остальные будут работать дальше.

- Читают стихотворение.

- Да.

- Выполняют задание.

- Оценивают работы.

Р: саморегуляция.

П: структурирование знаний.

Р: контроль и оценка.

VII. Включение в систему знаний

Словесный –беседа;

Наглядный – демонстрация слайда.

Практический –упражнение.

4 мин

 - Выполним упр. 198 устно.

- Кто прочтет задание?

- Прочитайте предложения про себя.

- Что нужно теперь сделать?

- Кто назовет глаголы в 1 предложении? Поставь вопрос и определи их время.

- Кто назовет глаголы в 2 предложении? Поставь вопрос и определи их время.

- Кто назовет глаголы в 3 предложении? Поставь вопрос и определи их время.

- Молодцы, закончили!

- читают задание.

- Читают предложения.

- Ставят вопрос и определяют время.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – беседа.

3 мин

- Запишите домашнее задание: с. 113 упр. 199 выучить правило.

- Какую цель мы ставили?

- Мы ее достигли?

- Кто научился определять время глаголов, встаньте.

- Кому еще нужна тренировка?

- Кто не научился?

- Спасибо за урок.

- Записывают домашнее задание.

- Научиться изменять глаголы по временам.

- Да.

- Оценивают знания.

Р: оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...

Урок русского языка. 3 класс. "Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?"

На этом уроке я ставлю перед собой следующие задачи: развивать умение определять время глагола; помочь учащимся осмыслить особенности временных значений; выделить внешние приметы каждого из времён; пр...

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола."

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе  ТемаОбобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Цели Образовательные: закрепить знания о глаголе; закрепить умения опре...