Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык 4 класс ІІІ четверть
Образовательная система «Школа 2100»
Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола.
Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»
Учитель: Скатова Анна Анатольевна
ГОУ СОШ № 467 4 «Д» класс
«Охраны и развития зрения»
18 марта 2010 год
Санкт-Петербург
Тип урока: Изучение новых знаний и первичное закрепление.
Цель и задачи:
-познакомить с возвратной формой глагола;
-создать условия для формирования умения различать и грамотно писать глаголы с –ТСЯ и -ТЬСЯ;
-выработать умение применять знания в схожей ситуации и самостоятельно;
-создать условия для развития коммуникативных качеств (умения выслушивать мнения других, формулировать и отстаивать своё мнение)
Технологии:
-проблемного диалога
-оценивание учебных успехов
Оборудование:
-словари (орфографический, толковый, морфемный)
-карточки с разноуровневыми заданиями
-памятки с алгоритмом
-карточки с планом
Этапы урока. Задачи этапа. | Действия учителя | Действия учеников | Заметки |
1.Организационный -собрать внимание -настроить психологически -проверить готовность к уроку | - Назовите орфограммы, которые встретятся в записи числа. Учитель подчёркивает названные орфограммы. - Запишите число, вид работы и тему. Мы продолжаем изучать глагол. | -Безударная гласная в корне, проверяемая ударением, непроизносимая согласная, безударное окончание числительного, и т.д. | На доске: Восемнадцатое марта. Классная работа. Глагол.
|
2. Актуализация имеющихся и необходимых знаний. -дидактическая задача (вспомнить имеющиеся знания, необходимые для восприятия новых) -мыслительная гимнастика (на знакомом материале) | А) - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. - Задайте друг другу вопросы по теме. -Задайте вопросы о написании глаголов. - Зачем нам нужно знать эти правила? За правильные ответы учащиеся получают «+» или «5» на поля. Б) - Давайте проверим, умеете ли вы это делать. - Прочитайте отрывок из стихотворения Заболоцкого. (Открываю запись на доске) - Как понимаете смысл этих строчек? - Значение каких слов хотели бы уточнить? - Кто попробует ответить? - Где мы можем узнать, что обозначает слово? -Посмотрим в словаре. -Теперь попробуйте объяснить смысл строчек. -Что будет, если толочь воду? - Прочитайте строчки ещё раз. Вместе. | Учащиеся по очереди задают вопросы о глаголе и отвечают на них.
- Чтобы грамотно писать, грамотно употреблять глаголы в речи в зависимости от жизненной ситуации.
Один читает вслух.
Предположения детей. - Ступа, толочь. -В толковом словаре, в интернете от одноклассников, учителя, родителей. Один учащийся смотрит в словаре. -Если толочь воду (лениться), то ничего не будет. | На доске : Не позволяй душе лени[ца]! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана труди[ца] И день и ночь, и день и ночь! (Н.А.Заболоцкий) |
3.Выявление проблемы. -формулирование темы; -постановка учебной задачи (ситуация затруднения)
| - Возьмите карточку с этими строчками. -Какое задание нужно сделать? -Выполните задание прямо в карточке. -Всё получилось? Достаточно ли вам знаний о глаголе, что бы выполнить все задания? -Какие вопросы у вас возникли?
Учитель записывает вопросы на доске. -Чтобы выполнить задание полностью и правильно, нам надо ответить на эти вопросы. -Где мы можем найти ответы на наши вопросы? -Отложите пока карточки и откройте учебник на стр. 83. | -Записать пропущенные глаголы, обозначить графически орфограммы, над глаголами указать форму, что сможете определить. Учащиеся самостоятельно работают на карточках. -Нет. -Как пишется глагол, оканчивающийся на [ЦА]? -Что обозначают такие глаголы, на что указывают? -В учебнике. | Карточка: Не позволяй душе лени… Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана труди… И день и ночь, и день и ночь! (Н.А.Заболоцкий) На доске: 1.Как пишутся глаголы с -[ЦА] ? Лени.. Труди.. 2. Что обозначают глаголы в такой форме? |
4. Открытие нового знания. -поиск решения -проверка гипотезы с помощью учебника | А) - Поможет нам упр.274 - Прочитайте самостоятельно первое задание. - Составьте план работы. Поставьте цифры в учебнике. - Как оформите запись? - Самостоятельно выполните задание. -Итак, какой вывод сделали? -В какой форме все эти глаголы? -Чем интересен, необычен суффикс –СЯ? -На кого направлено действие, которое обозначают глаголы с суффиксом –СЯ? За правильные ответы учащиеся получают «+» на поля. - Раньше суффикс –СЯ был самостоятельным словом – местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». -Проверьте, сохранил ли –СЯ такое значение в современном русском языке? Приведите свои примеры. -Что означает: умываюсь? Причёсываюсь? - Попросите прощения у своего товарища. -Правильно ли будет просить прощения так: «Я извиняюсь?» -Почему? Б) -На какой вопрос мы нашли ответ? -Как называется такая форма глагола самостоятельно прочитайте на с. 84 в верхней рамке. -Читайте с карандашом! -Как называется такая форма? Почему? -Что ещё узнали из правила, чему удивились? В) -Какой вопрос у нас остался? -Продолжим исследовательскую работу по упр.274. Прочитайте и сравните слова в столбиках. -Что общего у глаголов 1 столбика? -В какой форме глаголы? -Как определили? -Отметьте в учебнике суффиксы неопр. формы и подпишите столбик. -Что общего у глаголов 2 столбика? -Как определили? -Выделите окончания и подпишите столбик. -Сравните написание глаголов в столбиках. -Попробуйте сделать вывод, почему то пишется Ь, то не пишется.
За правильные ответы учащиеся получают «+» на поля. -Проверьте свой вывод по правилу на стр. 84 во второй рамке. С карандашом! -Правильный вывод мы сделали? -Как же проверить написание? Учитель записывает план на доске. -Какой ещё способ? -Прочитайте подсказку под правилом. -Вернёмся к карточке, проверим написание глаголов. Кто пойдёт к доске? -Как будем обозначать орфограмму? -Кто попробует объяснить другим способом? -Карточки передайте мне. | 1. Записать глаголы. 2. Сравнить их состав. 3. Сделать вывод. - Парами, каждая с новой строки. Самостоятельная работа в тетради. -Глаголы в неопределённой форме. -Слышим -[ЦА], а пишем -ТСЯ. - СЯ – суффикс. - Стоит в конце слова. -Умываю себя. -Причёсываю себя -Извините, простите -Прощаю сам себя. -На второй. Глаголы с –СЯ обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет. Самостоятельное чтение правила. -Возвратная форма. -Суффикс -СЯ(СЬ) в основу входит! -Как пишутся? -1 столбик - н.ф. -По вопросу, по суффиксу –ТЬ. - глаголы в настоящем времени - по вопросу и окончанию 1. Задать вопрос. 2.Определить форму глагола. 1.Задать вопрос 2. У вопроса есть Ь? Ученик выходит к доске и объясняет свой способ. -Суффикс –СЯ, окончание (или –ТЬ) форма глагола Или! или вопрос | На доске: 1.Как пишутся глаголы с -[ЦА] ? 2. Что обозначают глаголы в такой форме? На наборное полотно: возвратная форма ______________ ся
На доске: 1. ? 2. форма 3. Н.Ф вр.ф. 4. Ь нет Ь
1. ? 2. Ь нет Ь 3. Ь нет Ь Лени.. Труди… |
5. Первичное закрепление. -постепенный переход внешней речи во внутреннюю | А) -Чтобы выбрать для себя более удобный способ проверки, выполним упражнение 275. -Составьте план действий. -Сначала будем работать в парах в учебнике по алгоритму. -По очереди объясните друг другу разными способами написание орфограммы. Определите для себя более удобный способ. Учитель раздаёт памятки с алгоритмом. Стирает текст с доски. Б) -Кто считает, что уже понял, как грамотно написать глагол с -ТСЯ? -Проверим. Упр. 276. -Прочитайте задание. Составьте план действий. Учитель записывает план на доске. -Работайте самостоятельно. Но если возникнут затруднения, обращайтесь за помощью. -Первые 2-3 человека могут подойти за отметкой. | 1.Задать вопрос. 2.Определить букву. 3. Записать. 4. Обозначить орфограмму. Работа в парах. 1. Задать вопрос. 2. Поставить глагол неопр.ф. 3. Определить спряжение. 4. Поставить глагол в форму 3л, ед.ч 5. Поставить глагол в форму 3л, мн.ч Самостоятельная работа. Коллективное обсуждение при возникновении вопросов. | На доске: 1. ? 2. н.ф. : -ть, ти, чь 3. спр. 4. 3л, ед.ч. (он) 5. 3л, мн.ч. (они) |
Отдых для глаз. Упражнения для расслабления мышц глаза. | |||
6. Домашнее задание. | -Чтобы запомнить, как работать по алгоритму, дома вы выполните похожее задание. Упр.6, с96 -Прочитайте задание. У кого возникли вопросы? Кто поможет? -Запишите в дневник: пр.с 84, доп.з. придумать вопросы к правилу. | Физ.пауза. | На доске: пр. с.84, упр.6 с.96, доп.з. вопросы к правилу |
7. Задания на закрепление (разные уровни сложности). | -Ещё раз вернёмся к вопросам, которые возникли у нас вначале урока. -Что мы узнали о глаголе сегодня? -Где нам пригодятся эти знания? -Откройте дидактический материал. Упр.180, с 89. -Почему я выбрала для вас это упражнение? -Прочитайте пословицы. -Какая пословица понравилась и почему? -Спишите понравившиеся пословицы. Обозначьте новую орфограмму. | -Грамотно писать. -Поупражняться в написании глаголов в возвратной форме. Читают по очереди. Самостоятельная работа учащихся. |
|
8. Рефлексия. | - Посмотрите на свою работу. Сосчитайте, сколько отметок, «+» на полях. -Покажите на шкале уровень вашей активности на уроке (красным), интересно ли вам было, как вы усвоили материал (зелёным). -Мне очень понравилось с вами сегодня работать. Спасибо. | Учащиеся на магнитной доске отмечают магнитами свой уровень. | |
Предварительный просмотр:
Русский язык 4 класс І четверть
Образовательная система «Школа 2100»
Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО»
Учитель: Скатова Анна Анатольевна
ГОУ СОШ № 467 4 «Д» класс
«Охраны и развития зрения»
20 октября 2009 год
Санкт-Петербург
Тип урока: Изучение новых знаний и первичное закрепление.
Цель и задачи:
-создать условия для формирования умения ставить запятые в сложных предложениях;
-выработать умение применять знания в схожей ситуации и самостоятельно;
-создать условия для развития коммуникативных качеств (умения выслушивать мнения других, формулировать и отстаивать своё мнение)
Оборудование:
-словари (орфографический, толковый, морфемный)
-карточки с разноуровневыми заданиями для групп
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: Закрепление изученного по теме «Формы изменения и правописания глаголов» 4 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс Глагол...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.
Данную разработку можно использовать на уроке русского языка в 3 классе....
урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"
Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...
Урок русского языка в 4 классе в технологической карте "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах" по ФГОС
Технологическая карта урока ...
Презентация к уроку русского языка №45 в 4 классе на тему "Правописание ться и тся в глаголах"
УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Закрепление знаний о глаголе. Спряжение глаголов.
На уроке формируются умения выбирать способ определения спряжения глагола. Дети учатся анализировать, делать выводы....
Урок русского языка по теме: «Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме ». 4 класс. УМК «Школа России»
Урок русского языка в 4 классе,посвящён знакомству учащихся с неопределённой формой глагола....