Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Скатова Анна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Русский  язык  4 класс  ІІІ четверть

Образовательная система «Школа 2100»

Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола.

Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

 Учитель: Скатова Анна Анатольевна

                                                                                                                                                       ГОУ СОШ № 467    4 «Д» класс

                                                                                                                                                      «Охраны и развития зрения»

18 марта 2010 год

Санкт-Петербург

Тип урока:  Изучение новых знаний и первичное закрепление.

Цель и задачи:

-познакомить с возвратной формой глагола;

-создать условия для формирования умения различать и грамотно  писать глаголы с –ТСЯ и -ТЬСЯ;

-выработать умение применять знания в схожей ситуации и самостоятельно;

-создать условия для развития коммуникативных качеств (умения выслушивать мнения других, формулировать и отстаивать своё мнение)

Технологии:

-проблемного диалога

-оценивание учебных успехов

Оборудование:

-словари (орфографический, толковый, морфемный)

-карточки с разноуровневыми заданиями

-памятки с алгоритмом

-карточки с планом

Этапы урока.

Задачи этапа.

Действия учителя

Действия учеников

Заметки

1.Организационный

-собрать внимание

-настроить психологически

-проверить готовность к уроку

- Назовите орфограммы, которые встретятся в записи числа.

      Учитель подчёркивает названные орфограммы.

- Запишите число, вид работы и тему.

 Мы продолжаем изучать глагол.

-Безударная гласная в корне, проверяемая ударением,

непроизносимая согласная,

безударное окончание числительного,

и т.д.

На доске:

Восемнадцатое марта.

Классная работа.

Глагол.

       

2. Актуализация

 имеющихся

и необходимых знаний.

-дидактическая задача (вспомнить имеющиеся знания, необходимые для восприятия новых)

-мыслительная гимнастика (на знакомом материале)

А)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

-  Задайте друг другу вопросы по теме.

-Задайте вопросы о написании глаголов.

- Зачем нам нужно знать эти правила?

За правильные ответы учащиеся получают «+» или «5» на поля.

Б)

- Давайте проверим, умеете ли вы это делать.

- Прочитайте отрывок из стихотворения Заболоцкого.

(Открываю запись на доске)

- Как понимаете смысл этих строчек?

- Значение каких слов хотели бы уточнить?

- Кто попробует ответить?

- Где мы можем узнать, что обозначает слово?

-Посмотрим в словаре.

-Теперь попробуйте объяснить смысл  строчек.

-Что будет, если толочь воду?

- Прочитайте строчки ещё раз. Вместе.

       Учащиеся по очереди задают вопросы о глаголе и отвечают на них.

   

- Чтобы грамотно писать,

 грамотно употреблять глаголы в речи в зависимости от жизненной ситуации.

     

     Один читает вслух.

 

     

   Предположения детей.

- Ступа, толочь.

-В толковом словаре, в интернете от одноклассников, учителя, родителей.

     Один учащийся смотрит в словаре.

-Если толочь воду (лениться), то  ничего не будет.

На доске :

Не позволяй душе лени[ца]!

Чтоб воду в ступе  не толочь,

Душа обязана труди[ца]

И день и ночь, и день и ночь!

(Н.А.Заболоцкий)

3.Выявление проблемы.

-формулирование темы;

-постановка учебной задачи (ситуация затруднения)

        

- Возьмите карточку с этими строчками.

-Какое задание нужно сделать?

-Выполните задание прямо в карточке.

-Всё получилось? Достаточно ли вам знаний о глаголе, что бы выполнить все задания?

-Какие вопросы у вас возникли?

     

   Учитель записывает вопросы на доске.

-Чтобы выполнить задание полностью и правильно,

 нам надо ответить на эти вопросы.

-Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

-Отложите пока карточки и откройте учебник на стр. 83.

-Записать пропущенные глаголы, обозначить графически орфограммы, над глаголами указать форму, что сможете определить.

Учащиеся самостоятельно работают на карточках.

-Нет.

-Как пишется глагол, оканчивающийся на [ЦА]?

-Что обозначают такие глаголы, на что указывают?

-В учебнике.

Карточка:

    Не позволяй душе лени…

    Чтоб воду в ступе не толочь,

     Душа обязана труди…

     И день и ночь, и день и ночь!

                  (Н.А.Заболоцкий)

На доске:

1.Как пишутся глаголы с  

-[ЦА] ?

Лени..

Труди..

2. Что обозначают глаголы в такой форме?

4. Открытие нового знания.

-поиск решения

-проверка гипотезы с помощью учебника

А)

- Поможет нам упр.274

- Прочитайте самостоятельно первое задание.

- Составьте план работы. Поставьте цифры  в учебнике.

- Как оформите запись?

 - Самостоятельно выполните задание.

-Итак, какой вывод сделали?

-В какой форме все эти глаголы?

-Чем интересен, необычен суффикс –СЯ?

-На кого направлено действие, которое обозначают глаголы с суффиксом –СЯ?

         За правильные ответы учащиеся получают «+» на поля.

- Раньше суффикс –СЯ был самостоятельным словом – местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

-Проверьте, сохранил ли –СЯ такое значение в современном русском языке?  

Приведите свои примеры.

-Что означает: умываюсь?

Причёсываюсь?

- Попросите прощения у своего товарища.

-Правильно ли будет просить прощения так: «Я извиняюсь?»

-Почему?

Б)

-На какой вопрос мы нашли ответ?

-Как называется такая форма глагола самостоятельно прочитайте на с. 84 в верхней рамке.

-Читайте с карандашом!

-Как называется такая форма? Почему?

-Что ещё узнали из правила, чему удивились?

В)

-Какой вопрос у нас остался?

-Продолжим исследовательскую работу по упр.274. Прочитайте и сравните слова в столбиках.

-Что общего у глаголов 1 столбика?

-В какой форме глаголы?

-Как определили?

-Отметьте  в учебнике суффиксы неопр. формы и подпишите столбик.

-Что общего у глаголов 2 столбика?

-Как определили?

-Выделите окончания и подпишите столбик.

-Сравните написание глаголов в столбиках.

-Попробуйте сделать вывод, почему то пишется Ь, то не пишется.

     

  За правильные ответы учащиеся получают «+» на поля.

-Проверьте свой вывод по правилу на стр. 84 во второй рамке. С карандашом!

-Правильный вывод мы сделали?

-Как же проверить написание?

      Учитель записывает план на доске.

-Какой ещё способ?

-Прочитайте подсказку под правилом.

-Вернёмся к карточке, проверим написание глаголов. Кто пойдёт к доске?

-Как будем обозначать орфограмму?

-Кто попробует объяснить другим способом?

-Карточки передайте мне.

1. Записать глаголы.

2. Сравнить их состав.

3. Сделать вывод.

- Парами, каждая с новой строки.

Самостоятельная работа в тетради.

-Глаголы в неопределённой форме.

-Слышим -[ЦА], а пишем -ТСЯ.

- СЯ – суффикс.

- Стоит в конце слова.

-Умываю себя.

-Причёсываю себя

-Извините, простите

-Прощаю сам себя.

-На второй.

Глаголы с –СЯ обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

Самостоятельное чтение правила.

-Возвратная форма.

-Суффикс -СЯ(СЬ) в основу входит!

-Как пишутся?

-1 столбик - н.ф.

-По вопросу, по суффиксу –ТЬ.

- глаголы в настоящем времени

- по вопросу и окончанию

1. Задать вопрос.

2.Определить форму  глагола.

1.Задать вопрос

2. У вопроса есть Ь?

Ученик выходит к доске  и объясняет свой способ.

-Суффикс –СЯ, окончание (или –ТЬ)

 форма глагола

Или!

 или вопрос

На доске:

1.Как пишутся глаголы с  

-[ЦА] ?

2. Что обозначают глаголы в такой форме?

На наборное полотно:

возвратная форма

______________ ся

   

 

На доске:

1.                      ?

2.               форма

3. Н.Ф              вр.ф.

4. Ь        нет Ь

   

1.           ?

2. Ь                нет Ь

3. Ь                нет Ь

Лени..

Труди…

5. Первичное закрепление.

-постепенный переход внешней речи

 во внутреннюю

А)

-Чтобы выбрать для себя более удобный способ проверки, выполним упражнение 275.

-Составьте план действий.

-Сначала будем работать в парах в учебнике по алгоритму.

-По очереди объясните друг другу разными способами написание орфограммы.  Определите для себя более удобный способ.

  Учитель раздаёт памятки с алгоритмом.

Стирает текст с доски.

Б)

-Кто считает, что уже понял, как грамотно написать глагол с -ТСЯ?

-Проверим. Упр. 276.

-Прочитайте задание. Составьте план действий.

   Учитель записывает план на доске.

-Работайте самостоятельно. Но если возникнут затруднения, обращайтесь за помощью.

-Первые 2-3 человека могут подойти за отметкой.

1.Задать вопрос.

2.Определить букву.

3. Записать.

4. Обозначить орфограмму.

Работа в парах.

1. Задать вопрос.

2. Поставить глагол неопр.ф.

3. Определить спряжение.

4. Поставить глагол в форму 3л, ед.ч

5. Поставить глагол в форму 3л, мн.ч

Самостоятельная работа.

Коллективное обсуждение при возникновении вопросов.

На доске:

1. ?

2. н.ф. : -ть, ти, чь

3. спр.

4. 3л, ед.ч. (он)

5. 3л, мн.ч. (они)

Отдых для глаз.

Упражнения для расслабления мышц глаза.

6. Домашнее задание.

-Чтобы запомнить, как работать по алгоритму, дома вы выполните похожее задание.

Упр.6, с96

-Прочитайте задание. У кого возникли вопросы? Кто поможет?

-Запишите в дневник: пр.с 84, доп.з. придумать вопросы к правилу.

Физ.пауза.

На доске:

пр. с.84, упр.6 с.96, доп.з. вопросы к правилу

7. Задания на закрепление  (разные уровни сложности).

-Ещё раз вернёмся к вопросам, которые возникли у нас вначале урока.

-Что мы узнали о глаголе сегодня?

-Где нам пригодятся эти знания?

-Откройте дидактический материал. Упр.180, с 89.

-Почему я выбрала для вас это упражнение?

-Прочитайте пословицы.

-Какая пословица понравилась и почему?

-Спишите понравившиеся пословицы.  Обозначьте новую орфограмму.

-Грамотно писать.

-Поупражняться в написании глаголов в возвратной форме.

Читают по очереди.

Самостоятельная работа учащихся.

       

8. Рефлексия.

- Посмотрите на свою работу. Сосчитайте, сколько отметок, «+» на полях.

-Покажите на шкале уровень вашей активности на уроке (красным), интересно ли  вам было, как вы усвоили материал (зелёным).

-Мне очень понравилось с вами сегодня работать. Спасибо.

Учащиеся на магнитной доске отмечают магнитами свой уровень.

     

 



Предварительный просмотр:

Русский  язык  4 класс  І четверть

Образовательная система «Школа 2100»

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами  И, А, НО»

 Учитель: Скатова Анна Анатольевна

                                                                                                                                                       ГОУ СОШ № 467    4 «Д» класс

                                                                                                                                                      «Охраны и развития зрения»

20 октября 2009 год

Санкт-Петербург

Тип урока:  Изучение новых знаний и первичное закрепление.

Цель и задачи:

-создать условия для формирования умения ставить запятые в сложных предложениях;

-выработать умение применять знания в схожей ситуации и самостоятельно;

-создать условия для развития коммуникативных качеств (умения выслушивать мнения других, формулировать и отстаивать своё мнение)

Оборудование:

-словари (орфографический, толковый, морфемный)

-карточки с разноуровневыми заданиями для групп

Этапы урока.

Задачи этапа.

Действия учителя

Действия учеников

Заметки

1.Организационный

-собрать внимание

-настроить психологически

-проверить готовность к уроку

-Посмотрите на наборное полотно, кто догадался, над какой темой мы продолжаем работать?

-Запишите число и тему:

 «Сложные предложения»

- Сложные предложения

Записывают в тетрадь.

На наборном полотне:

[-- ==],[-- ==], [ == --]

На доске:

Двадцатое октября.

Классная работа.

Сложные предложения.

       

2. Актуализация

 имеющихся

и необходимых знаний.

дидактическая задача (вспомнить имеющиеся знания, необходимые для восприятия нового)

-Проверим домашнее задание. Кто напомнит его?

-Запишем под диктовку второе предложение.

  Диктую.

-Меняемся тетрадями. Проверяем. Оцениваем.

-Встаньте, кто получил «5» и т.д.

-Какую роль играет запятая в этом предложении?

Упр.70. Подготовиться к диктанту.

Учащиеся записывают.

Меняются тетрадями. Проверяют. Оценивают.

-Разделяет части сложного предложения.

-Какие предложения мы называем сложными?

-Продолжим. Кто хочет работать в паре?

Выдаю учащимся карточки.

-Подпишите листки.

-Какое задание можно выполнить по этим карточкам?

-Восстановите предложения (работайте карандашом  прямо на карточке).

-Работаем 3 минуты.

-Дополнительное задание для тех, кто уже сделал: найти слова, которые являются служебной частью речи.

-Проверим, что у вас получилось.

       

-Какое это предложение по составу простое или сложное?  Как вы отличаете? Вспомните план действий.

-Назовите грамматическую основу.

-В этих предложениях  встретились слова, которые являются служебной частью речи. Назовите их.

- Какую роль они выполняют?

За правильные ответы дети получают + на полях или « 5»

-Нужна ли запятая между частями сложного предложения, если они соединены союзами?

-У которых две и более грамматических основ.

Учащиеся объединяются.

Учащиеся  получают карточки.

 

-Собрать деформированные предложения.

-Расставить знаки препинания.

-Вставить пропущенные орфограммы.

Самостоятельная работа в парах.

Один от группы озвучивает предложение, другие – комментируют.

Зачитывают по одному предложению.

Учащиеся вспоминают план.

Учащиеся по очереди называют.

-Союзы: а, и, но.

- Соединяют части сложного предложения.

Предположения учащихся.

Карточки:

Труд человека кормит

но

лень портит

Летела пташка высоко

а

все деревья стоят белые и пушистые

Выпал снег

и

села она недалеко

На доске:

1.   -- ==

2. 1 или 2,3..

3.Выявление проблемы.

-формулирование темы;

-постановка учебной задачи (ситуация затруднения)

-Возникла проблема.

-Какую задачу мы поставим перед собой на урок?

Узнать, нужна ли запятая между частями сложного предложения, если они соединены  союзами.

На наборном полотне:

 [ == --] а [ == --]

[ == --] но [ == --]             ?

 [ == --] и [-- == ]

4. Поиск решения.

-проверка гипотезы с помощью учебника

А.

-Где мы можем это узнать?

- Откройте учебник, нам поможет

 упражнение 72.

-Прочитайте задание. Составьте план работы.

 

-Попробуем сравнить первые два предложения. Проговариваем по очереди.

- Сравните следующие предложения самостоятельно. Работаем в парах.

Учитель проходит по классу, слушает группы.

Б.

-Давайте попробуем сделать вывод и ответить на вопрос урока: Нужна ли запятая в сложном предложении с союзами  И, А, НО

В. Работа с правилом с.61-62.

-А теперь сравним наше предположение  с правилом на с. 61-62

-Прочитайте молча.

-Правильный вывод мы сделали?  

-Когда нужна запятая в сложном предложении? Зачитайте.

-Что ещё нового узнали из правила?

За правильные ответы дети получают + на полях или « 5»

-В учебнике.

Учащиеся отмечают в учебнике план.

1.Прочитать предложения.

2.Выделить грамматическую основу.

3. Сравнить.

4.Назвать разницу.

5.Понаблюдать, как поставлены запятые.

-Оба предложения сложные,

 состоят из двух частей,

в левом столбике части соединены союзом,

 а в правом – бессоюзная связь. Запятая стоит.

Самостоятельная работа в парах.

Предположения детей.

-Запятая ставится.

Самостоятельное чтение правила.

5. Первичное закрепление.

-постепенный переход внешней речи

 во внутреннюю

А.

-Ответили мы на наш вопрос? (обращаю внимание на наборное полотно)

-Вернёмся к карточке. Запишите последнее предложение: «Выпал снег, и деревья стоят белые и пушистые» в тетрадь, поставьте запятые.

- Сделайте полный разбор предложения (кто забыл порядок разбора, посмотрите на с.143).

-Составьте схему предложения на наборном полотне.

-Сколько союзов И?

-Где нужно поставить запятую?

-Найдите ответ в правиле.

Отдых для глаз.

-Посмотрите в окно. Что увидели?

-Какая сегодня погода?

-Настроение? (Будем исправлять или поддерживать)

Б.

-Попробуем использовать полученные знания.

-Выполним упражнение 73.

-Прочитайте задание. Составьте план действий.

-Кто понял задание – работает самостоятельно, кому трудно –работаем по плану коллективно..

-Дополнительное задание тем, кто сделал: подчеркните известные орфограммы и графически объясните написание.

Самостоятельная работа в тетради

Один  составляет схему на наборном полотне.

Зачитывают из правила.

1.Найти и подчеркнуть грамматические основы.

2. Посчитать, сколько основ в предложении (одна или больше).

3. Найти границы предложений, пронумеровать части.

4.Поставить запятые между частями.

Учащиеся проговаривают по плану.

На доске:

1.   -- ==

2. 1 или 2,3..

3. [    ]

4. ,

6. Домашнее задание.

-Чтобы запомнить, как ставить запятые, дома вы выполните похожее задание в дидактическом материале упр.42 с.24 (выберите 3 любых предложения).

-Прочитайте задание. Задайте умные вопросы. Кто поможет?

-Запишите в дневник.

На доске:

Выучить правило на с.61-62, доп.з.: придумать вопросы по правилу для одноклассников (на листочке)

Д.м. упр.42 ( 3 пр.), слов.9.

7. Задания на закрепление  (разные уровни сложности).

А

-А теперь познакомимся с новым словом с непроверяемой орфограммой, не торопитесь записывать.

-Что означает это слово?

-Найдём объяснения в словаре. Каком?

-Устно составьте предложения с новым словом.

- Запишем транскрипцию. Теперь назовите орфограммы.

-Запишите слово. Подчеркните орфограммы.

-Найдите в словаре те синонимы, которые подходят к слову происшествие.

-Разберёмся в его происхождении.

  Какие есть мысли?

-Попробуем разобрать по составу.

-Так являются ли орфограммы непроверяемыми? Запомните слово.

Б.

Индивидуальные задания на карточках

Происшествие-событие, нарушившее обычный ход вещей (шествие).

Случай, событие, история, курьёз (забавн.)

происшествие

[праишэств,ий,э]

про -  ис- ше- стви- е

про - продумал, прослушал

ис- (из-) -испечь, извлечь

стви - шествие, бедствие

8. Рефлексия.

-Итак, посмотрите на наборное полотно. Ответьте на поставленный вначале урока вопрос.

-Назовите ключевые слова сегодняшнего урока.

-Покажите кружками, как вы поняли сегодняшнюю тему урока.

- Сосчитайте, сколько отметок, + на полях?

- Кто  доволен своей работой на уроке?

-Я проверю вашу работу в тетради и оценю в журнал самых активных.

Учащиеся на магнитной доске отмечают магнитами свой уровень.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Закрепление знаний о глаголе. Спряжение глаголов.

На уроке формируются умения выбирать способ определения спряжения глагола. Дети учатся анализировать, делать выводы....

Урок русского языка по теме: «Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме ». 4 класс. УМК «Школа России»

Урок русского языка в 4 классе,посвящён знакомству учащихся с неопределённой формой глагола....