Конспект урока русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Иваненко Ольга Николаевна

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч" составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок открытия новых знаний. Использованы технологии здоровьесбережения и проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе                          

Тема урока: Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

УМК: Школа России (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения.

Цель урока: формировать у учащихся навыки правописания слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн, нч;

              учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.  

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- научатся устанавливать в словах наличие буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч;

- обосновывать написание слов с этими орфограммами;

- различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак.

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, построения рассуждений;

- делать выводы на основании своих наблюдений.

Личностные:

- проявлять интерес к объектам окружающего мира;

- бережно относиться к ценностям природы;

- понимать свою ответственность за состояние природы.

Формирование УУД:

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- осуществлять выдвижение гипотез и их обоснование;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

- учиться работать в парах;

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

Ресурсы урока: Канакина В.П. Горецкий В.Г. Учебник, с.4-5, рабочая тетрадь, с.3-4.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный

Приветствие. Проверка готовности.

Хочешь альпинистом быть – иди в горы,

Хочешь грамотным быть –

Учись думать и мыслить.

- Я желаю вам на уроке достичь маленькую, но очень важную вершину на пути к грамотности.

Проверяют готовность к уроку

2. Актуализация знаний учащихся

- Отгадайте загадку:                           На контрольной даст списать,     С ним всегда легко болтать.            Если надо, даст совет,                Знает мой любой секрет.

- Запишите отгадку.

- Подберите синоним к слову друг.

- Сделайте звуковую запись этого слова.

- Найдите слабую позицию для гласных звуков. Какими буквами  обозначим эти  звуки на письме?

- Проверьте себя по орфографическому словарю.

- Дайте характеристику согласным звукам.

- Какими гласными буквами обозначим твёрдость звуков [т]  и [в]?

- Какими гласными буквами обозначим мягкость согласных звуков [р΄] и [щ΄]?

- Вспомните, есть ли в русском языке ёщё буквы, обозначающие только мягкие согласные звуки?

- Обсудите в парах, какую букву среди них можно назвать лишней и почему?

Отгадывают загадку, записывают отгадку. (Друг)

Вспоминают, что такое синонимы. Подбирают синоним – товарищ, делают транскрипцию слова.                   [т а в а р΄ и щ́]

Высказывают свои предположения.

Проверяют своё предположение по орфографическому словарю.

Дают характеристику звукам.

Называют буквы для обозначения твёрдости согласных: о, а.

Высказывают свои предположения, приходят к выводу, что звук [щ΄] всегда мягкий и обозначать его мягкость дополнительно не надо.

Называют буквы й, ч.

Советуются в парах, высказывают свои предположения.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

- работать в паре;

Личностные:

- понимать значение знаний для человека.

3. Постановка целей и задач. Мотивация к учебной деятельности

- Итак, мы выяснили, что буквы щ и ч обозначают шипяшие звуки, которые всегда  мягкие.

- Скажите, а где эти знания мы можем применить в русском языке?

- Кто догадался, над какой орфограммой будем работать на уроке?

- А теперь прочитайте тему урока в учебнике на с.4.                - Что скажите?

- Исходя из темы урока, подумайте, что мы сегодня должны узнать? Чему научиться?

Высказывают предположения:    в написании буквосочетаний ча, ща, чу, щу, чк, чн.

Высказывают предположения.

Читают тему, сравнивают со своим предположением.

Формулируют тему урока, учебные задачи.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;                    - осуществлять выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

4. Изучение знаний и способов деятельности

Физминутка

Предлагает поработать по учебнику.

- Прочитайте задание к упр.2.

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- Какие буквосочетания выделены в словах? Почему в этих буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч́] и [щ́]?

- Придумайте задание к словам этого упражнения.

- А теперь прочитайте, какое задание придумал для вас автор учебника. Выполните его.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу  друг у друга.

- Каким правилом вы пользовались при списывании слов?

Прочитывают первую часть задания к упражнению,

объясняют лексическое значение слов «по цепочке».

Работают со словами упражнения, отвечают на вопросы учителя, читают правило на с.5

Придумывают задания,называют свои варианты.

Самостоятельная работа учащихся: запись слов по группам в зависимости от буквосочетания.

Осуществляют взаимопроверку.

Формулируют правило написание буквосочетаний с шипящими.

По 1 ученику с каждого ряда выходят к доске, проводят свою физминутку.

Познавательные:                    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- учиться работать в парах;

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

5. Первичная проверка понимания изученного

Гимнастика для глаз

- А теперь будем упражняться в распознавании слов с буквосочетаниями с шипящими.

1)Учитель читает пары слов, учащиеся  выписывают только те слова, в которых есть изучаемая орфограмма.               Пальто, мечта; курочка, долька;               крыльцо, хищник; ночной, больной; кончик, коньки.

- Как написали буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? Почему?

2) Работа в тетради на печатной основе. (с.3, упр.1)

- Что объединяет слова, которые вы вставили?

- Как вы написали это буквосочетание? Почему?

Предлагает выполнить несколько упражнений для снятия напряжения с  глаз.

Записывают слова в тетрадь, выделяют изучаемую орфограмму.

Один ученик работает на доске (с обратной стороны)

Осуществляют самопроверку.

Читают стихотворный текст, вставляют подходящие по смыслу слова.                               Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

6.Закрепление изученного

- Продолжаем работать в тетради на печатной основе. (с.3, упр.2)                                        - Замените звуковые обозначения слов буквенными.  Если возникнет затруднение, можно обратиться за помощью к соседу по парте.

- Прочитайте слова, в которых мягкость согласного звука в середине обозначили мягким знаком.

- Почему не надо обозначать мягкость согласных в остальных словах?

Выполняют упражнение в тетради, советуются в паре.

Отвечают на вопросы учителя, комментируют правильность выполнения заданий.

Проговаривают правило написания буквосочетаний с шипящими.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- работать в паре;

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

7. Обобщение и систематизация знаний

Игра «Ловушка»

1.В какой строке перечислены буквы, обозначающие шипящие согласные звуки?                                                 2.Какое из этих буквосочетаний всегда пишется без ь?                     3. В словах какой строки пишется мягкий знак?

Работают на карточках.

Сравнивают свою работу с эталоном. (На слайде)

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной

Регулятивные:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

8.Рефлексия

- Полезным ли был для вас  сегодняшний урок? Чем?

- Кто может сказать, что достиг на уроке вершину на пути к грамотности?

Оценивают свою деятельность на уроке, результаты этой деятельности.

Регулятивные:

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

7.Инструктаж д/з.

Выучить правило в учеб. с. 5, выполнить упр.4

Определяют порядок работы, записывают в дневник д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...