Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Предлоги О/ОБ", УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Насибуллина Милена Ранисовна

Цели деятельности учителя:  знакомство с правилом употребления предлогов О и ОБ, формирование умения для применения данного правила при выполнении упражнений.
Планируемые результаты
Предметные
знать: правило употребления предлогов О и ОБ.                                                                                           
уметь:  применять правило при выполнении упражнений.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности, самоконтроль.
Тип урока: “открытие нового знания”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока "Предлоги О/ОБ"83.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:         01.10.19                                                                                        ФИО учителя: Кожемякина О.С.

Школа: 148                                                                                        ФИ студента: Насибуллина Милена, 36 гр.

Класс: 4 «В»                                                                                        ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет:  212                                                                                                                                                                                   

Конспект урока русского языка

Тема: Правило употребления предлогов О и ОБ.

Цели деятельности учителя:  знакомство с правилом употребления предлогов О и ОБ, формирование умения для применения данного правила при выполнении упражнений.

Планируемые результаты

Предметные 

знать: правило употребления предлогов О и ОБ.                                                                                            

уметь:  применять правило при выполнении упражнений.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности, самоконтроль.

Тип урока: “открытие нового знания”.

Оборудование: УМК Система  «Перспективная начальная школа»  учебник Русский язык 4 кл.: Учебник:  В 3 ч./ Е.И. Матвеева.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Фронтальная форма работы

-Здравствуйте ребята, меня зовут Милена Ранисовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь на свои места. Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему. Теперь все посмотрите на меня и улыбнитесь мне. Я желаю вам отличного настроения и продуктивной работы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся на свои места.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

        

Практический: словарный диктант

Словесный: беседа, обсуждение

Частично-поисковый: наблюдение;

 выбор ответа на поставленный вопрос.

Выборочное воспроизведение с комментированием.

5 мин

Фронтальная форма работы

-Наш урок мы начнем с небольшого словарного диктанта.  Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и классная работа.

- Я буду вам диктовать слова, начинаем писать с красной строки, с большой буквы, нужные орфограммы подчеркиваем.

-Давайте проверим. Начинает 2 ряд с 1 парты. Читаем по одному слову, называем орфограмму. А остальные в это время следят в своих тетрадях и проверяют.

-Отлично! Поднимите руку те, у кого не было ошибок. А у кого была 1 ошибка? У кого больше двух ошибок?

-Ребята, это словарные слова, их нужно запомнить.

Воспринимают поставленную им задачу.

Записывают число и классная работа.

Записывают словарные слова.

Проверяют словарный диктант.

Анализируют свою работу.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Языковой анализ: выборочное списывание с доп.заданиями

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Подводящий диалог

5 мин

-Итак, ребята, попробуйте предположить сегодняшнюю тему урока. Можете воспользоваться учебниками.

- Верно. Сегодня наша тема звучит так: “Правило употребления предлогов О и ОБ”.

-Исходя из этого, какие цели вы поставите на наш урок?

-Верно. Сегодня мы узнаем в каких случаях требуется использовать предлог О, а в каких - ОБ.

-Давайте составим план на наш урок.

  1. Узнать правило.
  2. Разобрать само правило.
  3. Закрепить полученные знания.
  4. Найти ошибки в тексте.
  5. Подвести итоги урока.

Слушают задание от учителя.

Озвучивают тему урока.

-узнать правило употребления с предлогами О и ОБ; научиться применять это правило при выполнении упражнений.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Практический: работа с учебником

Словесный: объяснение

Практический: работа с учебником; списывание .

Словесный: беседа, комментируют свои действия свои действия

Частично-поисковый: наблюдение;

 выбор ответа на поставленный вопрос

Словесный: беседа, комментируют свои действия

Частично-поисковый: наблюдение;

 выбор ответа на поставленный вопрос

Словесный: беседа, комментируют свои действия свои действия

11 мин

Индивидуальная и фронтальная формы работы.

-Откройте учебники на с.60. Посмотрите на три столбика, на то, как употребляются предлоги О и ОБ с существительными.

-Прочитайте про себя все три столбика и подумайте, в чем же дело?

- Какие ваши предположения по нашей теме?

-Верно. Чтобы удостовериться в этом, к прочитает нам то, о чем говорит Маша? (абзац под столбцами слов).

-Итак, что мы можем сказать, когда употребляется предлог О?

-Запишите у себя в тетрадях два примера из 1 столбца в столбик. Когда мы пишем в столбик, то начинаем с маленькой буквы. Подчеркните букву, с которой начинаются эти слова.

-А что вы скажете о словах из 2 и 3 столбиков? В чем схожи между собой 2 и 3 столбцы?

-Но почему тогда они пишутся с разными словами? Кто догадался?

-Давайте тогда обратимся к учебнику на с.61. Кто прочитает нам второй абзац?

-С каких звуков начинаются слова во 2 и 3 столбцах?

-С какого звука начинаются слова во 2 столбце (первое слово)? А в 3 (первое слово)?

-Какой звук нам дают слова из 3 столбца?

-Запишите у себя в тетрадях, как  я на доске, слова в столбик, рядом с 1. И обязательно рядом укажите звук, с которого начинаются эти слова.

об астре [а]   о ели [й`э]

об Ольге  [o]   о ёжике [й`о]

-Почему же слова во 2 и 3 столбцах

используются с разными предлогами?

-А почему слова в 1 и 3 стоблцах употребляются с одним и тем же предлогом?

-Давайте сформулируем правило, кто озвучит?

-Отлично! Давайте сверим ваши формулировки с книжным вариантом. Кто готов прочитать?

-Хорошо. Посмотрите на слайд:

о  кошке         ...  этой кошке

-Подумайте, какой  предлог используется во втором случае? Почему?

-Когда мы выбираем предлог О или ОБ, мы должны обращать внимание на ТОТ звук, с которого начинается следующе за предлогом слово, а не звук, с которого начинается связанное с предллогом существительное.

-Откройте с.62. Найдите объяснения в предложениях. Кто прокомментирует 2/3 предложения?

-Отлично!

-Поднимайтесь со своих мест. Проведем динамическую паузу.

Слушают учителя.

Читают про себя.

- В первом столбике: если слово начинается с согласного звука, употребляется предлог О.

Ученик читает.

-Когда слово начинается на согласный звук

-Слова начинаются с гласной буквы.

Ученик читает.

- во 2 столбце с гласного звука, а в 3 с согласного.

- [а]; [й`э]

-двойной (йотированный).

Записывают слова.

-Потому что во 2 ст. слова начинаются с гласного звука, а в 3 ст. с согласного.

-потому что слова начинаются с согласного звука.

Предположения детей.

Смотрят на слайд. Анализируют проблемную ситуацию.

Делятся  предположениями.

Работают с учебником.

Комментируют разбор двух предложений.

Повторяют движения за героями видеоролика.

П.: смысловое чтение, построение речевого высказывания

Л.: уметь

воспринимать новую информацию.

К.: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

Л.: Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

Л.: уметь

воспринимать новую информацию.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания.

Практический: выполнение упражнения.

7 мин

        Индивидуальная форма работы.

- Найдите упр. 38 на с.62. Кто прочитает задание?

-Записываем в тетради упр.62 и приступаем к выполнению 1 части этого упражнения. Вам необходимо подобрать нужные предлоги.

-Приступим к проверке 1 части. Я буду по отдельности опрашивать, отвечаем с объяснением, почему вы выбрали тот или иной предлог, то есть повторяйте правило, с которым мы познакомились.

  Остальные следят по своим записям и проверяют, все ли верно.

-

Воспринимают поставленную им задачу.

Выполняют упражнение в тетрадях.

П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П.: формировать универсальные логические действия грамотности учащихся.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельная работа, взаимооценка.

6 мин

Индивидуальная форма работы.

-Посмотрите на слайд. Какие предлоги нужно вставить на месте пропусков? Почему?

 

Она заботилась и (об) огурцах, и (о) помидорах, и (об) арбузах), и (о) дынях.

-Как вы объясните, почему существительные отделяются между собой запятыми?

-Верно. Кто прочитает на с.63 третий абзац?

-Верны ли были ваши предположения? Почему существительные отделяются запятой в данном случае?

-Приступаем к выполнению второй части упр.38. После того, как вы закончите, я выведу на экран “ключ”, вы обменяетесь тетрадями с соседом по парте, проверите, и поставите соответствующую оценку.

Воспринимают услышанное учителем.

Поднимают руки и отвечают.

Предпологаемые ответы детей.

Приступают к  выполнени самостоятельной работы.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

П.: формировать универсальные логические действия грамотности учащихся.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

4 мин

Фронтальная форма работы.

Индивидуальная форма работы.

- Ребята, сегодня мы с  вами познакомились с каким правилом?

-В каких случаях употребляется предлог О?

- А в каких нужно писать предлог ОБ?

-Сейчас выслушаем пару человек, которые озвучат нам полностью правило.

-Замечательно! Сейчас мы с вами выполним несколько иное задание.

-Посмотрите на слайд. Вам дан текст. Ваша задача - прочитать текст и исправить ошибки. Будем работать в определенном порядке: с первого предложения. Кто нашел ошибку - поднимает руки и доказывает, что там есть ошибка.

-Внимательно изучите текст... Кто готов ответить?

В саду.

У танюши всаду много цветов. За ними ухажывает бабушка марья. Бабушка всегда заботится об цветах. Кругом цветут пушыстые хризантемы.  Их окружыли чюдесные бабочьки.

Выслушивают вопросы учителя, осмысливают их, дают свои ответы:

 

Изучают текст на слайде.

Находят ошибки в тексте.

Танюши - это собственное имя, пишется с большой буквы.

В саду - предлоги с существительными пишутся раздельно.

УхажИвает - жи/ши пиши через “И”.

Марья - имя собств., пишется с большой буквы.

ПушИстые, окружИли - жи/ши пиши через “И”.

ЧУдесные - чу/щу пиши через “У”.

БабоЧКи - ЧК/ЧН пишутся без “ь”.

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К.: умение полно и точно выражать мысли

К.: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: обобщающая беседа

3 мин

Деятельностная

-Ребята, как звучала тема нашего урока?

-Какие цели мы ставили? Как вы думаете, достигли мы целей?

- Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке?

- Сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание: Р.Т. №33.

-Отлично, урок окончен, до свидания!

Проводят самоанализ деятельности.

Отвечают на вопросы, делятся мыслями.

Записывают домашнее задание.

П.: построение речевого высказывания

П.: осуществление синтеза

Р.: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века". Разделительный мягкий знак.

Предлагаю вашему вниманию урок русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак». Урок содержит  элементы исследовательской работы, разработан по технологии развития критического мы...

Конспект урока по русскому языку. Тема "Глагол" ( 4 класс, УМК "Начальная школа 21 век")

Познакомить детей с морфологическими признаками глагола,  сформировать умение находить глагол среди других частей речи....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по УМК «Начальная школа 21века».

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по УМК «Начальная школа 21века» по теме "Правописание словосочетаний"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Фразеологизмы» УМК «Начальная школа ХХI века».

Первое знакомство учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять; отличать их от других речевых единиц в потоке речи....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».

Конспект   урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление»....