Конспект урока по русскому языку в 4 классе по УМК «Начальная школа 21века».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Карташова Нина Фёдоровна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по УМК «Начальная школа 21века» по теме "Правописание словосочетаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по русскому языку.

Карташова Нина Фёдоровна, учитель начальных классов.

Тема: «Правописание слов в словосочетаниях».

Цели: 1. Закрепление понятия о словосочетаниях с типом связи согласование, управление, примыкание.

  1. Упражнение в выборе правильной формы слов в словосочетании.
  2. Воспитывать интерес к русскому языку.

Материалы к уроку: 1.Иванов С.В. Русский язык: учебник для учащихся 4класса общеобразовательных учреждений  - М.: Вентана – Граф,2010, интерактивная доска, таблицы-схемы, сигнальные карточки.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы урока.

 III. Повторение изученного.

1 .Повторение изученного о частях речи.

  • Что такое словосочетание?

(Словосочетанием называется только такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью).

  • Слова каких частей речи могут быть связаны в словосочетании? (Сущ. + сущ., Сущ. + прил., гл. + сущ., гл. +гл., гл. + нареч.)
  • Вспомните, сколько частей речи в русском языке?
  • На какие группы их можно разделить?
  • Рассмотрите наш тортик «Части речи»?
  • Сколько самостоятельных частей речи?
  • Назовите их.
  • Сколько служебных частей речи?
  • Назовите их.
  • Сколько слоев в нашем торте?
  • Что они обозначают?

(значение, вопрос, признаки, каким членом предложения является часть речи)

2.Упражнение в морфологическом разборе глагола.

- Как называется выявление всех признаков какой-либо части речи? (Морфологический разбор части речи)

Один ученик на доске самостоятельно выполняет морфологический разбор глагола из предложения: Ты напишешь письмо своей бабушке.

3.Разбор по частям речи. Фронтальная работа.

  • А мы определим части речи в предложении на языке племени Крокс. Вы уже знаете, что слова этого языка нам непонятны, но построен язык по тем же законам и правилам, что и русский.

Вероокая трышь грузло обкисляла закорявку. Определите части речи в этом предложении.

4.Проверка        морфологического разбора предложения.

 1.напишешь        - глагол,

 2.начальная форма - написать,

 3.пост, признаки:сов. вид. 1спр.,

4.непост, признаки: изъяв, накл., буд.время, 2лицо, ед. число

 5.напишешь - сказуемое.

IV.Повторение изученного о словосочетании.

  • Какие типы словосочетаний вы знаете? (На доску вывешиваются таблички:

согласование управление примыкание

-Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

(связь подлежащего со сказуемым, однородные члены предложения,

фразеологизмы)

I .Упр. в определении типа словосочетания.

Один ученик на доске распределяет карточки-схемы из упр.З с.99 по типам словосочетания.

  • Устно придумай пример к каждой схеме.

2. Выборочный диктант.

  • Запишите только словосочетания.

Любить родину, гулять в парке, лисий хвост, как снег на голову, пойду рыбачить, читает и пишет, летний день, водить за нос, акация цветёт, петух и лиса, ракушка из моря, зреет клубника, ответить устно Проверка.

-Какие словосочетания не выписали?

  •  Почему?

-  Назовите словосочетания с типом связи согласование.

 - Какой тип связи называется согласованием?

  • Назовите словосочетания с типом связи управление.

- Какой тип связи называется управлением?

 - Назовите словосочетания с типом связи примыкание.

 - Какой тип связи называется примыканием?

3. Проверка работы на доске.

-Посмотрите, как Ира распределила схемы по типу словосочетаний?

  • Согласны ли вы с ней?
  • Придумайте словосочетания к каждой схеме.

V. Упражнение в правописании наречий в словосочетаниях.

1. Повторение правила.

 На доске: на-, из-, до-, за-, с-, в-, -а, -о.

  • К какому правилу правописания относятся эти записи?
  • Составьте схему этого правила

 

-Назовите это правило.

-Какие ещё правила правописания наречий вы знаете?

-о, -е - на конце наречий.

  • После шипящих на конце наречий пишется Ь. Исключение: уж, замуж, невтерпёж.
  1. Самостоятельная работа

 Упр.З с.101.

-Все правила, которые мы сейчас повторили, пригодятся вам при самостоятельной работе.

-Прочитайте слова первой группы. Какой частью речи они являются? (глаголы)

  • ... второй группы? (наречия)

-Словосочетания с каким типом связи должны получиться? (примыкание)

-Почему?

Проверка работы.

-Какие орфограммы встретились?

3Дифференцированная        работа.

-А теперь поработаем группами в тетрадях№1.

 1 группа работает над упр. 1.

 2группа работает над упр.2.

3группа тоже над упр 2, но вам дополнительно нужно выписать из текста по 3 словосочетания каждого типа.

VI.Игра «Подбери наречие».

Две команды. На доске записаны два глагола. Ученики по очереди записывают наречия, которые сочетаются с данным глаголом. Выигрывает команда, которая больше подберёт наречий

Бежать -быстро, медленно, плохо, без Сидеть - прямо, правильно, высоко...

VII. Подведение итогов. Домашнее задание: упр.4 стр.101.


++


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)

Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Корень в составе разных частей речи.

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»Тема:  Корень в составе разных частей речи....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Поговорим о начальной форме глагола"

Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных фо...

Урок по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 век"

Урок по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 век"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема: «Диктант» УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Диктант» Цели деятельности учителя: проверка умений писать слова с изученными орфограммами, определять части речи. Планируемые результаты:П...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Предложение. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: совершенствование умения анализировать предложение, составлять предложения.Планируемые результаты:Предметные: знать понятия: предложение, распространённые и нераспространённ...