Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века". Разделительный мягкий знак.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Яковлева Татьяна Александровна

Предлагаю вашему вниманию урок русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак». Урок содержит  элементы исследовательской работы, разработан по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, деятельность учащихся осуществляется в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата

Урок русского языка во 2 классе.

Тема:  Разделительный мягкий знак.

Цели: 1) создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий

знак»;

2) развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак;

3) воспитывать интерес к изучению русского языка, к исследовательской работе.        

Оборудование: ИД, ИМ, карточки для исследовательской работы, таблица-схема, тесты, орфографический словарь.

Ход урока.

Этап урока

Содержание

Сопровождение

  1. Организа-ционный этап.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

(Учитель сажает детей)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать.

Приложение  1 Слайд №1

  1. Вызов. Мотивация к уроку.

Сегодня, путешествуя по орфографии, мы отправляемся в город Мягкий знак. Чтобы путешествие было интересным и плодотворным предлагаю разделиться на группы (класс делится на несколько  групп).

Слайд №2

III. Актуализация знаний учащихся/

Минутка чистописания.

Долго – долго мы идем –

Длинная дорожка.

Вдалеке мы видим дом –

Белые окошки.

Из трубы дымок встает,

В доме дедушка живет.

-Написание какой буквы сегодня будем повторять? (Д)

-Спишите с доски:

ддд Д ддд Д ддд

 подъем льёт предъюбилейный вьёт

Слайд №3

 

  1. Этап усвоения новых знаний/

-Разделите данные слова на две группы: деньки, коньки, вьюга, пеньки, воробьи, листья, ружье. (групповая работа со словами)

Слайд №4

-А сейчас проведем исследовательскую работу. Я вам раздам карточки с заданием:

Полёт – польёт, солю – солью, тюлени – тюленьи, Коля – колья.

Прочитай пары слов и запиши их в тетрадь;

     а) Запиши транскрипцию слов;

     б) Какими звуками различаются слова каждой пары? Подчеркни их.

       в) Сравни произношение и написание слов. Зачем на письме нужен Ь?

       г) Можно ли назвать его разделительным?

       д) Буквы каких звуков он разделяет?

(Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно, делает свой вывод.)

Приложение 2

(карточки для исследовательской работы)

-Вывод: появление таблицы – схемы на доске:

после согласных – разделительный мягкий знак – перед гласными Я, Ё, Ю, Е, И.  

Слайд №5

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся

(туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел

(туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(покружиться)

Слайд №6

 IV. Работа с учебником

-Стр. 36 чтение правила, запись примеров.

-Упр.1: измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши пары слов. Подчеркни буквы, которые обозначают два звука.

(Воробей - воробьи, ручей – ручьи, соловей -соловьи, стул–стулья, дерево–деревья, лист–листья, колос-колосья, друг–друзья, крыло–крылья)

Учебник

Групповая работа: упр.2, стр.36.

-Распределите слова в два столбика: разделительный Ь и Ь – показатель мягкости согласных.

(слова записывают вместе с транскрипцией)

Учебник

Физкультминутка

Руки  ставим мы вразлет:

Появился самолет.

Мах крылом туда – сюда,

Делай «раз» и делай «два».

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

Слайд №7

Лингвистическая игра.

-Давайте немного поиграем. Посмотрите внимательно на доску. Какие слова здесь зашифрованы?

вь_ _ _           снежная буря

у_ь_               домики для пчёл

с_ _ь_             отец, мать и дети

о_ _ _ь_ _ _    животное

в_ _ _ _ь_       ягоды, сваренные в сахаре

(вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье)

Слайд №8

 

Лингвистическая игра.

-Замени одним словом:

1) приспособление для сиденья (скамья);

2) то, без чего птица не улетит (крылья);

3) верхняя женская одежда (платье);

4) ветер со снегом (вьюга);

5) они образуют лес (деревья);

6) близкие приятели (друзья).    

Слайды №9, 10

 

V.Проверка усвоения учащимися нового материала.

  1. Тест по теме урока. 

(У каждого учащегося)

                       Тест

1) Разделительный знак (ь) пишется….

    а) после согласных

    б) после гласных

2) Разделительный знак (ь) пишется….

    а) перед согласными

    б) перед гласными

3) Разделительный знак (ь)…

    а) является показателем мягкости

    б) показывает, что согласный не сливается с гласной

4) Подчеркни слова с разделительным мягким знаком

    а) соловьи

    б) огоньки

    в) Дарья

    г) стулья

    д) колокольчики

Приложение  3

  1. Игра «Кто подберет больше слов с разделительным ь знаком»?

Слайд №11

VI. Домашнее задание.

Стр. 37 упр. 4.

-Списать, вставить, где нужно, пропущенные буквы.

Рефлексия.  

-Ребята, лингвистика – наука о языке, поэтому все, что связано с языком, называется лингвистическим. А что сегодня на уроке у нас было лингвистическим? (…) Ребята, мне очень понравился наш урок. Мы замечательно поработали. Я говорю вам спасибо. А сейчас поднимите одну руку, кому было смешно и интересно. Молодцы, спасибо. Кто продолжит свое путешествие вперед, к знаниям – две руки. Благодарю. А кто хочет сказать: « Спасибо, потрудились на славу», - хлопайте в ладоши.

Слайд 12

Аудиозапись «Усатый нянь»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разделительный Мягкий знак Учитель начальных классов: Грошева Т.А.

Слайд 2

ОРФОГРАФИЯ г . Мягкий знак

Слайд 4

д еньки коньки вьюга пеньки воробьи листья ружьё 1 2

Слайд 5

После согласных РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ Я, Ё, Ю, Е, И

Слайд 7

вь _ _ _ у_ь _ с _ _ь _ о_ _ _ь_ _ _ в _ _ _ _ь _ юга ем л и я без яна а рен е

Слайд 8

1) приспособление для сиденья 2) то, без чего птица не улетит 3) верхняя женская одежда

Слайд 9

4 ) ветер со снегом 5) они образуют лес 6) близкие приятели

Слайд 10

Было интересно ! Вперед, к знаниям! Спасибо, потрудились на славу! 1 2 3 4 5 9 7 6 8 12 13 14 9 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 42 43 41 44 45 46 48 49 50 51 53 52 54 Сегодня на уроке



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Карточка

Полёт – польёт, солю – солью, тюлени – тюленьи, Коля – колья.

Прочитай пары слов и запиши их в тетрадь;

       а) Запиши транскрипцию слов;

       б) Какими звуками различаются слова каждой пары? Подчеркни их.

       в) Сравни произношение и написание слов. Зачем на письме нужен Ь?

       г) Можно ли назвать его разделительным?

       д) Буквы каких звуков он разделяет?

Приложение 3

                       Тест

1) Разделительный знак (ь) пишется….

    а) после согласных

    б) после гласных

2) Разделительный знак (ь) пишется….

    а) перед согласными

    б) перед гласными

3) Разделительный знак (ь)…

    а) является показателем мягкости

    б) показывает, что согласный не сливается с гласной

4) Подчеркни слова с разделительным мягким знаком

    а) соловьи

    б) огоньки

    в) Дарья

    г) стулья

    д) колокольчики



Предварительный просмотр:

Методическая база занятия

Тема урока: Разделительный мягкий знак.

Цели: 1)создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»; 2) развить умение употреблять в словах разделительный мягкий знак; 3) работать над воспитанием интереса к изучению русского языка, исследовательской работе.        

Оборудование: ИД (интерактивная доска), ИМ (материалы для интерактивной доски), карточки для исследовательской работы, таблица-схема, тесты.

Организационный этап: приветствие и активизация учащихся с помощью стихотворения.

Вызов. Мотивация к уроку: класс делится на группы, в состав которых входят как сильные, так и слабые учащиеся.

Этап актуализации знаний учащихся: проводится минутка чистописания, буква Д, Ъ, Ь.

Этап усвоения новых знаний: ставится проблемный вопрос, проводится групповая работа по решению этого вопроса. На языковом материале идет исследовательская работа по определению признаков разделительного мягкого знака.

Физкультминутка.

Работа с учебником: аналитическая работа с текстом правила, объяснение задания к упражнению, коллективная работа над упражнением 1 и групповая с упражнением 2.

Физкультминутка.

Лингвистическая игра «Расшифруй слова»: для усвоения и закрепления знаний.

Лингвистическая игра «Замени словосочетание одним словом»: отработка навыков.

Проверка усвоения учащимися новых знаний: проводится в форме теста и игры «Кто подберет больше слов с разделительным ь знаком»? Дети подбирают по памяти слова и проверяют их написание по орфографическому словарю.

Домашнее задание: выполняя упражнение, дети должны вставить буквы  лишь там, где это необходимо.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку, 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

тема урока "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

План -конспект урока по русскому языку (1 класс) по программе " Школа России"

Тема урока: Перенос слов с буквами «й, ь» в середине слов....

конспект урока по русскому языку 2 класс. Слог. Начальная школа 21 века

Цель: развивать умение учащихся делить слова на слоги, речь, мышление; учить находить ударный слог, помочь выяснить значение ударения в словах; обогатить словарный запас.Планируемые результаты предмет...

Конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС УМК "Школа России" Изменение глаголов по числам"

Урок открытия новых знаний из раздела “Части речи” разработан в соответствии с ФГОС, рабочей программой по русскому языку для 3 класса В Канакиной с опорой на программу авторов УМК “Школа России”, пос...