Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гущина Татьяна Ивановна

Конспект   урока по русскому языку в 3 классе

 

по программе «Начальная школа XXI века».

 

Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Учитель: Гущина Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».

Цели:

 

Обучающие: 

  • продолжить работу с главными, второстепенными и однородными членами предложения;
  • учить приемам анализа и синтеза;
  • повторить правописание безударных гласных проверяемых и не проверяемых ударением;
  • продолжить работу с фразеологизмами.

 

Развивающие:

  • развивать мышление, орфографическую зоркость, умение выделять главное, наблюдать, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать связную речь.

 

Воспитательные: 

  • формировать  интерес к родному языку.

 

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс I часть /С.В. Иванов/, рабочая тетрадь  

                            «Пишем грамотно», солнышки настроения, ребусы «Словарные слова»,  

                            схемы предложений для самостоятельной работы, ромашка из пяти  

                            лепестков для игры «Четвертый лишний».

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

 

Добрый день! Добрый осенний день. Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах солнышки настроения, покажите какое у вас настроение. А вот какое у меня настроение.
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. 
         Сегодня мы продолжаем исследовать тему: «Однородные члены предложения».

II. Минутка чистописания.

 

- Начнем с минутки чистописания. Красиво, каллиграфически правильно и без ошибок спишите с доски загадочное предложение.

 

Некузявая бутявка кудрячит бокрёнка.

 

- Подчеркните самые красивые буквы.

 -Из настоящих ли слов состоит предложение?

-Как это доказать?

-Можно ли сказать о ком говорится в предложении?

-А какие действия в нём названы?

-Какие ещё есть действующие лица?

-Что-нибудь о них можно предположить?

-Какую  иллюстрацию ты бы нарисовал?

 Можешь дать характеристику предложения по цели, по интонации?

(повеств. ,невоскл. ,распростр. ) 

-Разбери предложения по членам предложения.

-Задай вопросы к главным и второстепенным членам предложения. Если отзовутся, подчеркни их. Докажи. (Кто? Бутявка - что делает?  кудрячит и т.д.)

        

III. Словарная работа.

 

- Сегодня на уроке мы выучим новые словарные слова, а какие вы узнаете, разгадав ребусы. Слова ПОГОДА и  ПЕСОК  записываются  в словари.

- Как вы понимаете значение этих слов?

- Устно составьте с данными словами предложения.

IV. Основная часть урока.

 

- Какие члены предложения вы знаете?

- Давайте вспомним еще раз, как называются главные члены предложения?

- Какие вы знаете второстепенные члены предложения?

 

1. Запись под диктовку с выделением грамматической основы.

 

Катя аккуратна.

Моя сестра – художница.

 

- Что лежит в основе?  (подлежащее)

- Что о нем сказано?

- Какое слово скрывается под шапкой – невидимкой?  (была)

- Кроме главных членов во втором предложении есть …(второстепенные).

- Они распространяют предложения, делают их более полными.

- Какое из данных предложений распространенное? Почему?

- От какого слова нужно задать вопрос к слову моя? Каким членом предложения это слово является?

 

Физминутка.

 

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

 (после зарядки садится тот, кто вспомнит и назовет фразеологизм и объяснит его).

 

-  А теперь попытаемся,  вспомнить какие члены предложения называются однородными?

-Какой интонацией соединены однородные члены? (перечисления)

- Какие союзы и знаки препинания ставятся при однородных членах?

 

2. Работа с учебником.

 

 Заглянем в учебник и выполним следующее задание: составь предложения с однородными членами, изменяя слова, записанные в скобках.

Медвежата находят вкусные (корешок, шишка, ягода).

Медвежата находят вкусные  корешки, шишки, ягоды.

Страус – очень (сильный и выносливый) птица.

Страус – очень сильная и выносливая птица.

 

V. Самостоятельная работа

 

1. Допиши предложения, добавив однородные члены.

 

Я люблю собак, …

Этот цветок можно увидеть в поле, …

 

2. Составь предложение по схеме.

 

  =======    ------------,    --------------   и    ------------ .

(сказуемое подлежащее, подлежащее и подлежащее).

 

    ~~~~~~~       --------------   =======   -- -- -- -- -- .

(определение подлежащее сказуемое дополнение).

   

 VI. Повторение пройденного материала.

 

1. Игра «Четвертый лишний». Ромашка, на лепестках которой даны задания с выбором ответа, прикреплена на доску.

  • Пылесос, лесоруб, лесник, самовар;
  • Д – рога, к – пуста, в – орона, с – бака;
  • Котёнок, тигрёнок, телёнок, слоник;
  • Водитель, водопад, подводный, водичка;
  • Кенгуру, кино, радио, картина. 

 

2. Работа с гласными звуками после шипящих и Ц.

 

Ц[ы]ркач, синиц[ы],  ц[ы]ган, ж[о]лтый, ч[о]рный, ш[о]лк, ш[о]рох, пч[о]лы

 

2 транскрипции составляет учащийся на доске к словам цыпленок и щечка

 [ ц ы п л’ о н а к ], [ щ’ о ч’ к а ].

 

3. Повторение написания безударных гласных  в корнях  слов (работа в тетрадях  «Пишем грамотно» осуществляется по вариантам с последующей взаимопроверкой).

 

I вариант                                                   II вариант

 

Зв-зда -                                                    Бр-дить –

Л-сты -                                                       З-рно –

Л-вить –                                                     Гн-здо –

Ст-лбы -                                                     З-нты –        

Н-чной –                                                    В-зить –

Х-дить –                                                    Осм-треть –

 

VII. Итог урока.

 

- Наш урок подходит к концу. О чем вспомнили?  

- Что понравилось на уроке?  

- Что было непонятно?

- Какие новые словарные слова вы будете учить дома?

-  Покажите, какое у вас настроение после завершения урока?

- А вот, мое настроение.

- Как вы оцениваете свою работу?

 

Словесная оценка  работы детей на уроке.

 

- Вы все хорошо работали. Спасибо за урок.

 

 

 

Учитель: Гущина Т.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnorodnye_chleny_predlozheniya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   урока по русскому языку в 3 классе

по программе «Начальная школа XXI века».

Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».

                                    Учитель: Гущина Т.И.

Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».

Цели:

Обучающие: 

  • продолжить работу с главными, второстепенными и однородными членами предложения;
  • учить приемам анализа и синтеза;
  • повторить правописание безударных гласных проверяемых и не проверяемых ударением;
  • продолжить работу с фразеологизмами.

Развивающие:

  • развивать мышление, орфографическую зоркость, умение выделять главное, наблюдать, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать связную речь.

Воспитательные: 

  • формировать  интерес к родному языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс I часть /С.В. Иванов/, рабочая тетрадь  

                            «Пишем грамотно», солнышки настроения, ребусы «Словарные слова»,  

                            схемы предложений для самостоятельной работы, ромашка из пяти  

                            лепестков для игры «Четвертый лишний».

Ход урока:

I. Организационный момент.

 

Добрый день! Добрый осенний день. Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах солнышки настроения, покажите какое у вас настроение. А вот какое у меня настроение.
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
         Сегодня мы продолжаем исследовать тему: «Однородные члены предложения».

II. Минутка чистописания.

- Начнем с минутки чистописания. Красиво, каллиграфически правильно и без ошибок спишите с доски загадочное предложение.

Некузявая бутявка кудрячит бокрёнка.

- Подчеркните самые красивые буквы.

 -Из настоящих ли слов состоит предложение?

-Как это доказать?

-Можно ли сказать о ком говорится в предложении?

-А какие действия в нём названы?

-Какие ещё есть действующие лица?

-Что-нибудь о них можно предположить?

-Какую  иллюстрацию ты бы нарисовал?

 Можешь дать характеристику предложения по цели, по интонации?

(повеств. ,невоскл. ,распростр. ) 

-Разбери предложения по членам предложения.

-Задай вопросы к главным и второстепенным членам предложения. Если отзовутся, подчеркни их. Докажи. (Кто? Бутявка - что делает?  кудрячит и т.д.)

        

III. Словарная работа.

- Сегодня на уроке мы выучим новые словарные слова, а какие вы узнаете, разгадав ребусы. Слова ПОГОДА и  ПЕСОК  записываются  в словари.

- Как вы понимаете значение этих слов?

- Устно составьте с данными словами предложения.

IV. Основная часть урока.

- Какие члены предложения вы знаете?

- Давайте вспомним еще раз, как называются главные члены предложения?

- Какие вы знаете второстепенные члены предложения?

1. Запись под диктовку с выделением грамматической основы.

Катя аккуратна.

Моя сестра – художница.

- Что лежит в основе?  (подлежащее)

- Что о нем сказано?

- Какое слово скрывается под шапкой – невидимкой?  (была)

- Кроме главных членов во втором предложении есть …(второстепенные).

- Они распространяют предложения, делают их более полными.

- Какое из данных предложений распространенное? Почему?

- От какого слова нужно задать вопрос к слову моя? Каким членом предложения это слово является?

Физминутка.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

 (после зарядки садится тот, кто вспомнит и назовет фразеологизм и объяснит его).

-  А теперь попытаемся,  вспомнить какие члены предложения называются однородными?

-Какой интонацией соединены однородные члены? (перечисления)

- Какие союзы и знаки препинания ставятся при однородных членах?

2. Работа с учебником.

 Заглянем в учебник и выполним следующее задание: составь предложения с однородными членами, изменяя слова, записанные в скобках.

Медвежата находят вкусные (корешок, шишка, ягода).

Медвежата находят вкусные  корешки, шишки, ягоды.

Страус – очень (сильный и выносливый) птица.

Страус – очень сильная и выносливая птица.

V. Самостоятельная работа

1. Допиши предложения, добавив однородные члены.

Я люблю собак, …

Этот цветок можно увидеть в поле, …

2. Составь предложение по схеме.

  =======    ------------,    --------------   и    ------------ .

(сказуемое подлежащее, подлежащее и подлежащее).

    ~~~~~~~       --------------   =======   -- -- -- -- -- .

(определение подлежащее сказуемое дополнение).

   

 VI. Повторение пройденного материала.

1. Игра «Четвертый лишний». Ромашка, на лепестках которой даны задания с выбором ответа, прикреплена на доску.

  • Пылесос, лесоруб, лесник, самовар;
  • Д – рога, к – пуста, в – орона, с – бака;
  • Котёнок, тигрёнок, телёнок, слоник;
  • Водитель, водопад, подводный, водичка;
  • Кенгуру, кино, радио, картина. 

2. Работа с гласными звуками после шипящих и Ц.

Ц[ы]ркач, синиц[ы],  ц[ы]ган, ж[о]лтый, ч[о]рный, ш[о]лк, ш[о]рох, пч[о]лы

2 транскрипции составляет учащийся на доске к словам цыпленок и щечка

 [ ц ы п л’ о н а к ], [ щ’ о ч’ к а ].

3. Повторение написания безударных гласных  в корнях  слов (работа в тетрадях  «Пишем грамотно» осуществляется по вариантам с последующей взаимопроверкой).

I вариант                                                   II вариант

Зв-зда -                                                    Бр-дить –

Л-сты -                                                       З-рно –

Л-вить –                                                     Гн-здо –

Ст-лбы -                                                     З-нты –        

Н-чной –                                                    В-зить –

Х-дить –                                                    Осм-треть –

VII. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. О чем вспомнили?  

- Что понравилось на уроке?  

- Что было непонятно?

- Какие новые словарные слова вы будете учить дома?

-  Покажите, какое у вас настроение после завершения урока?

- А вот, мое настроение.

- Как вы оцениваете свою работу?

Словесная оценка  работы детей на уроке.

- Вы все хорошо работали. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)

Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....

Сценарий урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».

Данный материал представляет собой урок русского языка в 3 классе на тему «Однородные члены предложения. Закрепление» по программе «Начальная школа XXI века». Основная работа направлена на закре...

рабочая программа по русскому языку 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редак...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа и пояснительная записка к рабочей программе - готовый материал для работы учителей начальных классов....

Конспект урока по математике для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века" с электронно-методическим пособием. Тема "Сравниваем".

Конспект и презентация урока по математике для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века" с электронно-методическим пособием. Тема "Сравниваем". Урок №5...