Внимание, как фактор развития орфографической зоркости.
статья по русскому языку
В статье рассказывается о причинах неразвитости орфографической зоркости младших школьников. О типах внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), его параметрах (объем, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость, произвольность). А также предложен ряд упражнений на развитие внимания и памяти. Их могут использовать как родители дома, так и учителя во внеурочной и урочной деятельности. Обобщены системы и методики других авторов по этой теме, которые тоже могут использоваться учителями начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnimanie_._kak_faktor_razvitiya_orfograficheskoy_zorkosti_u_mladshih_shkolnikov.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Внимание, как фактор орфографической зоркости у младших школьников.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Уровень грамотности учащихся средней школы – одна из острейших проблем образования.
Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.
Задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости низкий уровень:
- развития произвольности внимания,
-несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу),
-низкий уровень объёма и распределения внимания,
- низкий уровень развития кратковременной памяти.
Внимание играет важную роль в процессе обучения. Внимание – сосредоточенность сознания субъекта на определенном объекте. Именно благодаря ему, дети могут усваивать нужную информацию, отсеивая второстепенную. Младшие школьники еще не научились концентрировать внимание на определенном объекте длительное время. Поэтому отвлеченность, невнимательность, небольшой объем внимания и отсутствие способности распределить его между другими предметами – типичная возрастная особенность младших школьников. Это может стать причиной рассеянности, забывчивости, неуспеваемости в школе. Сам школьник страдает из-за своей невнимательности, так как ему сложно воспринять информацию и усвоить ее, виной тому неумение концентрироваться. Ответственность за развитие внимания у ребенка ложится на плечи не только педагогов, но и родителей.
Внимание бывает следующих типов:
- непроизвольное (появляется стихийно, без усилий);
- произвольное (осознанная сосредоточенность на объекте, требующая волевых усилий);
- послепроизвольное (целенаправленная сосредоточенность на объекте без особых волевых усилий).
Как эффективно развивать внимание у младших школьников
У младших школьников преимущественно развито непроизвольное внимание, поэтому им свойственно часто отвлекаться. При этом устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Для детей в возрасте 7-8 лет характерно удерживание произвольного внимания не больше 15 минут. Ученики первых и вторых классов еще не имеют способностей надолго концентрироваться на работе, особенно если она монотонная и не вызывает у них никакого интереса, поэтому дети легко отвлекаются.
Дети младшего школьного возраста должны уметь сосредоточиться на учебном задании, сохранять на нем концентрированное внимание в течение длительного времени, быстро и гибко переключаться с одного задания на другое.
Внимание можно классифицировать по следующим параметрам:
- объем (концентрация сразу на нескольких предметах и удержание их в уме);
- устойчивость (удержание информации о предмете в течение длительного периода);
- концентрация (удержание информации о предмете в кратковременной памяти);
- избирательность (концентрация внимания на нужном объекте);
- распределение (выполнение нескольких действий одновременно, без ошибок);
- переключаемость (переключение внимания с одного предмета на другой);
- произвольность (концентрация внимания по требованию).
Свойства внимания начинают развиваться у детей на протяжении дошкольного возраста. Но с походом в школу, на этом развитие не закачивается, а наоборот – требует еще большей постоянной систематической тренировки. Родителям и учителям следует тщательно следить за развитием всех вышеперечисленных свойств внимания, так как нарушение каждого из них ведет к нарушению деятельности и поведения ребенка.
Эффективные упражнения на развитие внимания для детей младшего школьного возраста
Специальные упражнения развития внимания для домашних занятий позволят интенсивно развить внимание и внимательность у детей младшего школьного возраста. Для эффективности методики важно соблюдать некоторые правила:
- выполнять упражнения регулярно;
- уделять занятиям не более 15-20 минут;
- придерживаться последовательности в нагрузке (от простого задания к более сложному).
Здесь подобраны специальные упражнения, которые помогут младшему школьнику в дальнейшем стать более сконцентрированным, усидчивым, внимательным.
Упражнения могут использоваться учителями, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. А также и родителями, заинтересованными в успешном развитии и обучении своих детей.
Упражнение №1. Тренировка распределения и избирательности внимания.
Среди предлагаемого набора букв вставлены слова. Предложите ребенку найти их и подчеркнуть. Например (слова в тексте выделены жирным курсивом):
зкморознклкран
прлкругжрваюрцапляш
уворчашкартнщлукцкпр
оутюгшпрнклимонфыву
Упражнение №2. Развитие зрительной памяти и внимания.
Попросите ребенка мысленно представить и в деталях описать школьный двор, дорогу домой, учебный класс – это то, что он видит каждый день. Упражнение покажет, насколько ребенок наблюдателен.
Упражнение №3. На концентрацию и устойчивость внимания. Младшему школьнику нужно без ошибок переписать следующие строки, соблюдая последовательность и размер букв:
ИРПННЖмЕНЧ
ШОНнГемсЗЗШ
УЭОПНГаЕКУИОДЫ
МЛШЕцУКЫОШЖЙЪЯЕ
Упражнение №4 поможет выработать умение выполнять сразу несколько действий.
Прочтите вслух несколько предложений из книги. Во время чтения негромко постукивайте карандашом или ручкой по столу. Перед ребенком стоит задача одновременно слушать текст, и считать количество ударов по столу.
Упражнение №5. Всем знакомая с детства игра «Съедобное - несъедобное» – отличный метод тренировки умения переключать внимание. Бросайте ребенку мячик и называйте произвольно предметы (съедобные или несъедобные). Ловить мячик он должен только тогда, когда услышит от вас съедобный предмет.
Упражнение №6. На развитие концентрации внимания. Предварительно подготовьте несколько картинок, закрасив их лишь наполовину. Предложите малышу закрасить остальную часть картинки в точности, как закрашена первая. Далее задание можно усложнить, нарисовав изначально только половину картинки или фигурки (бабочка, слоник, птичка). Дайте ребенку дорисовать, а затем закрасить картинку.
Упражнение №7 «Угадай слово». В спутанных слогах ребенку предстоит понять, какое знакомое слово они скрывают. Например, маркан (карман), ловк (волк), потком (компот). Это упражнение отлично развивает концентрацию и распределение внимания.
Упражнение №8 «Запомни и нарисуй». Покажите ребенку карточки с интересными изображениями или символами. На рассмотрение картинок выделите 1-2 минуты. Далее, вооружившись карандашом и альбомным листом, ребенку нужно нарисовать все, что он запомнил. Изображения на карточках могут быть различной тематики:
- животный мир (птицы, рыбы, насекомые, домашние питомцы);
- растительный мир (деревья, цветы, растения);
- бытовые предметы (мебель, посуда, бытовые приборы);
- символы (геометрические фигуры, знаки, числа, буквы).
Упражнение тренирует такие свойства внимания, как объем, концентрация, произвольность.
Упражнение №9. «Подчеркивание букв». Ребенку дается небольшой фрагмент текста, в котором ему необходимо найти и подчеркнуть определенную букву (например, подчеркнуть в словах все буквы «и»). Выполнив задание, подсчитайте количество подчеркнутых и не подчеркнутых букв, чтобы определить уровень внимательности ребенка. Далее размер текста можно постепенно увеличивать.
Упражнение №10. «Спутанные цвета». Ребенку дается карточка, где есть названия цветов. Но они написаны другим цветом. Например, слово «красный» написан зеленым фломастером, «коричневый» – желтым. Задача школьника – назвать цвета, которыми написаны слова, для этого важно сосредоточить внимание на цвете фломастера, а не на самом слове.
Упражнение №11 на развитие памяти и внимания. Разложите на столе небольшое количество совершенно несвязанных между собой предметов. Это может быть монетка, ластик, конфета, скрепка, маленькая игрушка. Посмотрев на предметы 3-5 секунд, ребенок должен отвернуться и назвать их. Со временем, можно усложнять задание, добавляя количество предметов на столе.
Упражнение №12 «Предметы вокруг». Попросите ребенка в течение 15-20 секунд назвать предметы по определенному признаку, которые он видит вокруг себя. Например, все предметы черного цвета, или квадратной формы.
Упражнение № 13 «Слова наоборот». Ребенку нужно прочесть следующие слова:
Дождь тимуш
Собака теал
Каша теарогдоп
Песчаный гереб
Поют икчитп
Жук йиксйам
Упражнение № 14. Тест на внимание по таблице Шульте. Применяется для школьников младшего возраста, которые хорошо знают числа. Расставьте числа от 1 до 10 или больше (в зависимости от того, каким счетом владеет ребенок) в произвольной форме как на примере ниже.
11 18 10 3
20 5 17 9
7 19 2 13
6 12 1 15
4 14 8 16
Задача ребенка – отыскать и назвать числа в таблице по порядку. На выполнение задания должно уходить не более 1,5 минут.
Упражнение № 15. «Обратный отсчет». Тренироваться можно по пути в школу, магазин, прогуливаясь по парку. Попросите ребенка в обратном порядке сосчитать от 20 до 0.
Польза упражнений
Родители и учителя должны помнить, с какой целью проводятся занятия, проявлять терпение и доброжелательность по отношению к ребёнку. Упражнения проводятся в игровой форме в дружелюбной атмосфере. Не зацикливайтесь долго на одном задании, иначе ребенок быстро потеряет интерес к упражнениям. Если ребенок терпит неудачу, не ругайте его, а наоборот, мотивируйте для лучших результатов.
Предложенные упражнения на внимание разработаны опытными детскими психологами, нейропсихологами и педагогами. Они посвятили долгие годы своей профессиональной деятельности изучению и диагностике внимания дошкольников и младших школьников.
Регулярные упражнения с детьми помогут им справиться с рассеянностью, невнимательностью и положительно повлияют на их интеллектуальное развитие.
Дальнейшее развитие внимания и памяти школьника для развития орфографической зоркости развивается в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико- орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; 5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет
В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.
1. Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».
2. «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е. «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд» «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»; «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
3. «Упражнения должны быть логические... Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
4. «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным». Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
Ниже приведены примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:
«Найди одинаковый звук»
Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
«Определи место звука в слове»
Педагог вешает на полочку доски карточки, на которых нарисованы аист, шарф, лиса. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. Далее предлагает карточку со схемами расположения звука в слове. Если звук, который назовет педагог, дети услышат в начале слова, то фишку ставят в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку ставят во вторую клеточку. Если звук — в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.
«Найди предметы с заданным звуком»
Педагог предлагает детям найти в классе предметы, в названии которых встречается звук «у»; нахождение звуков в названиях предметов по сюжетной картинке (выигрывает тот, кто больше найдет предметов).
«Светофор»
Ученики должны показать красную карточку, как только найдут ''опасное место'' в слове.
Орфографическое чтение (автор системы П.С. Тоцкий)
Обучение проводится путём чёткого проговаривания слов, предложений, текстов. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память – особый вид моторной памяти. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Дети легко усваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отмечают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим.
Диктант «Проверяю себя» (автор А.И.Кобзев).
Во время проведения диктанта учащиеся могли пропускать букву, в которой сомневаются. Затем ученики задают вопросы товарищам или учителю, после чего заполняют пропуски или вносят необходимые исправления. Следует подчеркнуть, что специфическая особенность этого вида диктанта состоит в том, что ученик анализирует с орфографической точки записываемый текст «про себя», стремится увидеть в каждом слове «точки» применения правил.
Зрительные диктанты (автор Л.П.Федоренко).
Зрительные диктанты - это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает развить память, тренировать внимание, усвоить элементарные правила грамматики, быстрее научиться читать.
План проведения занятий по методике состоит в следующем:
На доске или экране монитора показываем 6 предложений набора.
Набор № 1
- Тает снег.
- Идёт дождь.
- Небо хмурое.
- Коля заболел.
- Запели птицы.
- Поле опустело.
- Закрываем доску или выключаем экран, а затем открываем первое предложение.
- Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.
- Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение.
- Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Комментированное письмо с указанием орфограмм.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Давайте рассмотрим этот вариант на примере комментирования предложения с места: У тети Яны жила собака Трезор. Начало предложения пишу с заглавной буквы. У- предлог, пишу отдельно. Доказываю: у (нашей)тети. Яны- пишу с заглавной буквы- имя собственное. Жила- в корне безударная гласная и сочетание жи - ши. Собака - в корне непроверяемая безударная гласная о- это словарное слово, нужно запомнить. Трезор - пишу с заглавной буквы, так как это имя собственное. Сочетание чк пишу без ь. В конце предложения ставлю точку.
Письмо с проговариванием (в основе этого письма проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
Данный вид работы обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем более сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. (Например, «За – пишу з с гласной а» и тд.)
Прием ''Секрет письма зеленой пастой''.
С помощью этого приема дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.
Специально организованное списывание.
Предлагаемы прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В.Репкина и П.С.Жедек. Они предлагают алгоритм списывания:
- Внимательно прочитай предложение.
- Повтори его не заглядывая в текст.
- Подчеркни в предложении все орфограммы.
- Прочитай предложение орфографически.
- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
«Секретный кружочек».
С помощью данного приема дети оформляют свои работы в тетрадях: как только появляется правило (жи-ши, ча – ща и тп.) – начинает работать секретный кружок.
Какографические упражнения.
На мой взгляд, наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на своих уроках. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография»; отсюда и название «какографические», т.е. умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок. (Например, на уроке русского языка во 2 классе, можно дать задание: списать с доски в тетради предложение У гришы жыл Кот рыжык. Ученики находят и исправляют «ошибки». При этом дают развернутое пояснение своим действиям.)
Работа со словарными словами.
Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ обучающихся.
При ознакомлении с правописанием изучаемого слова мною соблюдается следующая последовательность:
- Педагог читает загадку, дети отгадывают её, объясняют отгадку загадки. На данном этапе обязательно нужно объяснить значение данного слова детьми и учителем.
- Затем учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
- На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
- Далее предлагаю решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.
- Затем к изучаемому слову можно подобрать однокоренные слова. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня, и слова записываются в тетрадь.
61 Систематическая работа по развитию произвольного и постпроизвольного внимания, памяти и отработка данных упражнений даёт положительные результаты в процессе формирования орфографической зоркости.
Литература:
1.Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. / Д. Н. Богоявленский — М., 1966.
2.Богоявленский Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. — 2003.
3.Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. - М.: Просвещение. 1992.
4.Кобызев А. И. Новый вид диктанта «Проверяю себя».— М., 1962
5.Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 584-586.
6.Львов М. Р. Обучение орфографии в начальных классах/М. Р. Львов//Начальная школа. -1984.
7.Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе./ Н. С. Рождественский — М.: Просвещение, 1960.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма
Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...
Факторы развития орфографической зоркости
В работе даётся полная характеристика всех факторов, от которых зависит орфографическая грамотность наших учеников....
Развитие орфографической зоркости учащихся – главный фактор формирования навыка правописания.
В статье рассматривается проблема формирования орфографической зоркости учащихся. Умению определять орфограммы в словах....
Развитие орфографической зоркости через систему специально подобранных упражнений с учетом внимания младших школьников. (обобщение педагогического опыта)
Обобщая опыт, мы определили и постарались решить ряд задач:1. изучить и проанализировать психологопедагогическую и методическую литературу по данному вопросу;2. выявить упражнения для формирован...
Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка. От того, насколько полно б...
Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка. От того, насколько полно б...
Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»
Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....