Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"
методическая разработка по русскому языку по теме
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического
навыка.
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Из практики обучения в начальных классах видно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку.
Такое качество грамотности вызывает тревогу, как у учителей, так и у родителей. В старших классах грамотность учащихся определенно снижается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_po_teme_orf.zorkost.docx | 88.66 КБ |
Предварительный просмотр:
учителя начальных классов
I квалификационной категории
Шапкиной А.В.
2013 г.
(слайд № 2) «Грамотное письмо –
не просто движение пишущей руки,
а особая речевая деятельность.
Чем развитее ребёнок,
чем богаче его словарь и синтаксис,
чем правильнее его произношение,
тем легче даётся ему правописание».
Н.С. Рождественский
(Слайд № 3) Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического
навыка.
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Из практики обучения в начальных классах видно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку.
Такое качество грамотности вызывает тревогу, как у учителей, так и у родителей. В старших классах грамотность учащихся определенно снижается.
Какова же причина? Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.
(слайд № 4)
Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости:
- низкий уровень развития произвольности внимания,
- несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу),
- низкий уровень объёма и распределения внимания,
- низкий уровень развития кратковременной памяти.
Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Поэтому и необходимо применять систему «ошибкоопасных» мест.
Необходимо объяснить учащимся, что миноискатель у сапёра всегда должен находиться впереди, чтобы не подорваться, а если он будет сзади, то далеко уйти невозможно. Так и ученику нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места, какие буквы являются «минами». Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!
Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.
Таким образом, необходимость достроить существующую систему обучения орфографии недостающим звеном – формирование у учащихся орфографической зоркости – становится очевидной.
Посмотрим, определение орфографической зоркости.
(слайд № 5) Орфографическая зоркость –
это умение замечать орфограммы,
то есть те случаи при письме,
где при едином произношении возможен выбор написания.
В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
(слайд № 6) Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,
в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.
(слайд № 7) Поэтому, работу по развитию зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.
(слайд № 8) Орфографическая зоркость (ОЗ) развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования ОЗ.
(слайд № 9) Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
(слайд № 10) Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктанта, при использовании сигнальных карточек.
(слайд № 11) Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание;
рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки ОЗ дает комбинированное восприятие и запоминание, которое возможно в процессе комментированного письма, звуко-буквенного и орфографического разбора.
Приведу пример задания, где дети легче усваивают понятие позиции звука.
Задание «Сильный – слабый».
- Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
- Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.
- Гласные буквы одинаковые.
3.Произнесите слова, что можете сказать про звуки?
- Гласные звуки разные.
4.Поможем слабому!
- В слове кОт гласный под ударением – сильный.
- В слове кОтенок гласный безударный – слабый.
5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».
Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную.
На данном этапе эффективны следующие упражнения:
(слайд № 12)
«Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».
«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».
«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».
Приёмы по выработке орфографической зоркости
В практической работе я использую следующие приёмы и виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у младших школьников.
1. Списывание.
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.
Поэтому уже на начальных этапах письма был составлен алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:
Алгоритм списывания:
1. Прочитай слово /предложение/.
2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/.
4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.
7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал по слогам;
б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;
в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.
Я увидела, что если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме и т.д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Спиши слова определённой части речи и т.п.
2. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.
(слайд № 13)
3. Комментирование (объяснение написания)
Эффективным считаю письмо с комментированием отгадок на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано слово. После письма с комментированием идет самопроверка.
4.Рифмовки - орфографические пятиминутки (в начале или в конце урока).
развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.
Булочка, чашка, чайник, чаек,
кошка Пушинка, конёк Воронок,
девочка Ира и мальчик Илья.
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?
Алгоритм проведения:
- Прочитать текст.
- Найти в каждом слове «опасные места».
- Объяснить их написание.
- Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.
- Списать.
Часто проработанный текст записываем по памяти.
5. «Секрет письма зеленой пастой».
Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.
На уроках русского языка в начальной школе для этих целей применяется несколько методик. Назовем некоторые:
- письмо под диктовку,
- определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;
- списывание текста и выделение орфограммы;
- исправление деформированного текста (текста с ошибками);
- письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;
- классификация слов в соответствии с орфограммами;
- выбор слов из текста с заданной орфограммой;
- постановка пропущенных букв в места орфограмм.
- Скоростное письмо.
Считаю, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
7. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать. /письмо с «окошками»/, но при условии, что после буква будет вписана.
8. Звуковой анализ слов.
Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.
9.Письмо с простукиванием.
Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.
10. Использование словарей.
Уже на первых уроках я познакомила учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе стал «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.
11. Кроме этого, для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей практической работе применяю «Запоминалки».
1.Элла, Нонна, ванна, класс,
ссора, теннис и рассказ,
миллион, шоссе, программа,
грипп, аллея, телеграмма.
Мы слова такие слышим
и с двойной согласной пишем.
Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.
Я считаю, что «запоминалки» не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.
12.Также одним из примеров повышения грамотности считаю развитие зоркости при работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а у более слабых учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием.
Цель: научить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.
Чтобы научить ребенка серьезно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания. После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка.
Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.
Памятка работы над ошибками.
1.Запиши и подбери проверочное слово. /проверяемое написание/
(Зима –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).
2.Подбери 3 слова на это правило.
( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск. Объезд, съёмка, въехал, съли.
Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)
3. Напиши целую строку. /непроверяемое написание/
(Собака, собака, собака, собака, собака, собака, собака.
Рисовали, рисовали, рисовали, рисовали, рисовали.)
13.Очень полезно (только не часто) использовать такой прием как «какография» - исправление текста с допущенными ошибками.
Начинать работу необходимо с коллективного исправления ошибок, а в ходе работы выяснять, чего не знал или не умел ученик (персонаж), допустивший неправильное написание.
Нужно помнить, что:
задания для самостоятельной работы учащихся можно использовать только тогда, когда учащиеся усвоят общий алгоритм проверки.
(слайд № 14) Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи.
Из всего вышеизложенного следует вывод, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
(слайд № 15) Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.
(слайд № 16) «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь..»
Ученик должен удивляться тому, что:
- он видит орфограммы
- он может написать их правильно
- всё это дает хорошие результаты
- ему нравится работать
- на уроках русского языка интересно!
(слайд № 17) СПАСИБО!
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
1. Определи на слух: а) какие гласные (согласные) ты слышишь;
б) определи безударную гласную (звонкую или глухую согласную, непроизносимую согласную и т. д.).
2. Расставь знак ударения в словах, подчеркни или выдели зелёной пастой безударные гласные.
3. Определи места оглушения.
4. Определи слова с сочетаниями
(чк-чн, сн-зн, жи-ши и т. д.)
5. Подбери к данным словам проверочные слова
( к .са - …, н . ра - …; ду . ки - …, лу. - … и т. д.).
6. Среди данных слов найди проверяемые и проверочные слова (гора, горы, гористый).
7. Письмо слов и предложений с пропусками:
а) р.КА, тр.ва, тра.ка, .бе., со.нце;
б) р.сой .кр.пил.сь цв.ты на п.лях.
8. Найди в предложении или тексте только безударные гласные (непроизносимые согласные и т. д.).
9. Найди все изученные орфограммы в тексте или в предложении.
Поздней осенью срезают на грядках капусту.
10. Определи орфограмму и объясни правильность ответа.
Как п.шли наши п.дру.ки (в)лес (по)ягоды гулять.
11. Мини-диктанты с пропусками или выделением орфограмм зелёной пастой. Ж.т.ли ч.ст. . ст.вляли на б.р.гу св.и ло.ки.
12.Найди ошибки в предложении (в тексте).
13. Проверка работ у своих товарищей.
Развитие слуховой памяти.
Серии игр: «Повтори-ка» (каждый повторяет слова предыдущих и прибавляет свое слово на заданную тему или букву алфавита). Акцент на смысловое запоминание: слова объединяются по логической зависимости; «Цепочка слов» (тройки слов: 6,8 и больше); Запомни изученные слова» (до 11 слов и больше).
Повтори мою цепочку:
- ЗВУК, БУКВА, СЛОГ, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ, РЕЧЬ, ГЛАСНАЯ, СОГЛАСНАЯ, УДАРЕНИЕ, ПРОВЕРКА.
- СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРЕДМЕТ, ГЛАГОЛ, ДЕЙСТВИЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЗНАК, ПОДЛЕЖАЩЕЕ, СКАЗУЕМОЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.
- ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ. СУФФИКС, ОСНОВА, ОКОНЧАНИЕ, РОД, СКЛОНЕНИЕ, ПАДЕЖ, ЧИСЛО, СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
- СУММА, ОТРЕЗОК, ЧИСЛО, ТАБЛИЦА, ДЛИНА, КОРОЧЕ, СЛАГАЕМОЕ, ДЕСЯТКИ, ДВАДЦАТЫЙ, ЕДИНИЦЫ.
- ЦИФРА, ДМ, ДЛИНА, АБАК, СТРЕЛКИ, ШИРИНА, ЧИСЛО, ЧАС, СКОБКИ, МЕТР, МИНУТА, САНТИМЕТР.
- КРУГ, ЧИСЛО, ЕДИНИЦЫ, ПРИМЕР, БОЛЬШЕ, ЦИФРА, НИЖЕ,
ШЕСТЬ, ДЕСЯТКИ, САНТИМЕТР. …
- «Повтори-ка» или «Запомни изученные слова»
- КАРТИНА, КВАРТИРА, КАРТОН, ГАРАЖ, БАГАЖ, ЛАГЕРЬ, КОЛЛЕКЦИЯ, КОЛЛЕКТИВ, КАРАНДАШ, ТРАМВАЙ.
- КВАДРАТ, УМНОЖЕНИЕ, ТАБЛИЦА, ПЕРЕСТАНОВКА, МНОЖИТЕЛЬ, ДЕЛЕНИЕ, МОДЕЛЬ, ФОРМА, ПРОИЗВЕДЕНИЕ, РАЗНОСТЬ, ЗНАК, ТРЕУГОЛЬНИК.
- УГАДАЙ, ПАМЯТЬ, НАБЛЮДАЙ, ДЕЙСТВИЕ, ЧИСЛОВОЕ, ВЫРАЖЕНИЕ, СТО, ЗАМЕНИТЬ, ДИКТАНТ, КВАДРАТ, ОШИБКА, ПРОВЕРИТЬ
- МАССА, УМЕНЬШАЕМОЕ, ГИРЯ, ЛИТР, ВЕСЫ, ЕМКОСТЬ, ВЫЧИТАЕМОЕ
…
«Тройки слов» (можно подсказывать первое слово)
ПРЯЖА НИТКА СВИТЕР
СИРЕНЬ ВАЗА ЦВЕТЫ
РЕЛЬСЫ ШПАЛЫ ПОЕЗД
МУКА ТЕСТО БУЛКА
ОКНО КРЫША ДОМ
МАЛЫШ ВЗРОСЛЫЙ СТАРИК
ДЕТИ МАМА ПАПА
БУКВА КНИГА БИБЛИОТЕКА
ЦИФРА УСЛОВИЕ ЗАДАЧА
ГЛИНА КИРПИЧ ДОМ
ТЕТРАДЬ УЧЕНИК ШКОЛА
БУМАГА МУСОР ПЫЛЕСОС
ЗЕМЛЯ ПЛАНЕТА ВСЕЛЕННАЯ
ЧИСЛА ЗНАК РАВЕНСТВО
МАТЕМАТИКА ЦИФРЫ ЧИСЛА
СКАЗКА ВОЛШЕБСТВО ФАНТАЗИЯ
ВАЗА ЦВЕТЫ БУКЕТ
ЗАЯЦ МОРКОВЬ ВОЛК
КАПУСТА ОГОРОД КОЗ
ЗВУК БУКВА СЛОГ
СЛОВО СЛОВОСОЧЕТАНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ
ГЛАСНЫЙ И СОГЛАСНЫЙ
ОСНОВА КОРЕНЬ ОКОНЧАНИЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ
ОШИБКА РАБОТА ИСПРАВЛЕНИЕ
ГЛАСНЫЙ УДАРНЫЙ БЕЗУДАРНЫЙ
СОГЛАСНЫЙ ПАРНЫЙ НЕПРОИЗНОСИМЫЙ
СКЛОНЕНИЕ И СПРЯЖЕНИЕ
ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ
ПРИСТАВКИ ПРЕДЛОГИ СОЮЗЫ
ЧТЕНИЕ РУССКИЙ МАТЕМАТИКА
ПАМЯТЬ РАЗВИТИЕ СЛОВО
УДАРЕНИЕ ГЛАСНАЯ СЛОГ
НАДО ЗНАТЬ ПРАВИЛА
ПРИСТАВКА СУФФИКС КОРЕНЬ
ПАМЯТКА РАЗБОРА СЛОВА
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
РОД ЧИСЛО ПАДЕЖ
СПРЯЖЕНИЕ ВРЕМЯ ЛИЦО
ТРИ СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ДВА СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ
НАРЕЧИЕ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ
ПРОВЕРЬ БЕЗУДАРНОЕ ОКОНЧАНИЕ
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК
ОБРАЗУЙ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
БЕЗУДАРНЫЙ ПАРНЫЙ НЕПРОИЗНОСИМЫЙ
ДИКТАНТ ИЗЛОЖЕНИЕ СОЧИНЕНИЕ
ЧИСЛО И ВЫРАЖЕНИЕ
СМ ДМ М
ПРОВЕРКА СЛОЖЕНИЯ ВЫЧИТАНИЕМ
ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛОВОГО ВЫРАЖЕНИЯ
УВЕЛИЧИТЬ НА 9
ВЫЧЕСТЬ СУММУ ЧИСЕЛ
КГ Ц Т
…
«Пары слов»
БУЛКА – МУКА СЕСТРА – БРАТ СВИТЕР – НИТКА
ПАПА – СЫН ВАГОН – РЕЛЬСЫ …
ШКОЛА – УЧЕНИК ПЕНАЛ – РУЧКА КОРОВА – МОЛОКО
КУСТ – СИРЕНЬ ВОЛК – ЗАЯЦ …
Развивающие диктанты И.Т. Федоренко.
№ | Предложения | Число букв | Время экспозиции. |
1 2 3 4 5 6 | Набор № I Тает снег. Идет дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело. | 8 9 10 11 11 12 | 4 сек. 4 5 5 5 6 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 2 Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез. | 12 13 13 14 14 15 | 6 6 6 7 7 8 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 3 Прилетели птички. Ярко светит солнце. Даша вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится. | 15 16 16 16 16 17 | 8 8 8 8 8 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 4 Дятел долбил дерево. Я хочу посадить цветы. Иней украсил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель. | 17 18 18 19 19 20 | 8 7 7 7 7 7 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 5 Солнышко светит и греет. Федя решил задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Киев стоит на Днепре. В лесу собирают землянику. | 20 21 21 21 20 22 | 6 6 6 6 6 6 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 6 Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Крестьяне работают на лугу. Дежурные стёрли пыль с доски. На огород забрались цыплята. Мы жили возле березовой рощи. | 23 23 23 24 24 24 | 5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 7 Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело теплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце. | 25 25 25 26 26 26 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 8Идет дождик. Мы любим наш Киев. Береги учебные вещи. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Быть здоровым очень важно. | 10 14 17 20 21 22 | 5 7 8 10 10 10 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 9 Воды морей солёные на вкус. Наша страна борется за мир. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. Красивы улицы нашего города. | 22 24 23 23 23 24 | 7 7 7 7 7 7 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 10 Москва - столица нашей России. Школьники поливают саженцы. Осенью идет холодный дождь. Надо быть честным и правдивым. Белка переменила на зиму шубу. Летом наша семья жила на Волге. | 24 24 24 25 25 25 | 5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 11 Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель. | 25 25 25 26 26 26 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 12 Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевает рожь и пшеница. На стройку привезли рамы и двери. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром. | 26 26 27 27 28 28 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №13 Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети купались. Травы скашивают во время цветения. Дедушка Филипп пасёт большое стадо. Люблю я в поле встречать восход солнца. | 28 29 30 31 30 32 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 14 Поднялась за рекой большая серая туча. В далекой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчики отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. | 32 33 33 33 34 34 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 15 Зацветет, зазеленеет наш веселый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши привольные, широкие степи Украины. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Павел и Вика любят читать волшебные сказки. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. | 34 35 35 36 36 37 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 16 В тайге водятся хищные животные: волки и рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы в яблоневом саду ранней весной, На берегу моря раскинулся спортивный лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. | 36 36 37 36 34 38 | 5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. | 38 39 39 40 41 42 | 5 6 6 6 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 18 На полях выращивают картофель, свёклу, морковь, лук. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье. По лесной заросшей тропе идёт группа туристов. Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом Россия живёт в мире и дружбе с другими народами. | 42 42 44 45 45 46 | 7 7 7 8 8 8 |
Примеры памяток.
Проверь!
1. Не пропустил ли ты букву
2. Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные?
3. Не уверен – спроси у учителя!
Памятка для написания слова в предложении:
1. С какой буквы пишу слово?
2. Есть ли в слове приставка? Как приставки пишутся со словами?
3. Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови.
Ь после шипящих в разных частях речи.
1. Определи часть речи.
2. Если существительное, то определи склонение:
1 скл. - туч (р.п.) 2 скл. – шалаш 3 скл.- ь ночь
3. Если прилагательное, то "ь" никогда не пишется:
шипуч колюч
4. Если глагол, то "ь" всегда пишется:
съедешь, качаешься, стеречь
Алгоритм списывания:
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Рабочая схема для написания безударных гласных и парных согласных на первоначальном этапе:
1) определяю ударный слог;
2) пропускаю орфограмму;
3) выбираю букву (вспоминая правило).
…
Примеры запоминалок.
Ассоциативные:
Ароматный запах! Ах!
Здесь в сиреневых кустах!
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда.
Двойное Р содержит он
И называется перрон.
Во мне два К, не забывайте,
Таким, как я всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом аккуратный.
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я хоккей.
…
Известные стихи:
Словарные слова
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
Слова, слова, слова
Всему название дано –
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами, -
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Предлоги
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «по»?
Что значит – «за»?
И «за» и «по» - предлоги…»
А хорошо бы – ЗА порог
И - мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
…
Стишки на определённое правило:
Непроизносимая согласная
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву т писать напрасно.
Интересно?
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.
Глаголы - исключения
Слышать, видеть и обидеть.
Гнать, держать и ненавидеть.
И зависеть, и терпеть,
И дышать, смотреть, вертеть.
Ударение
Мне слово «чудно»
Изменить не трудно:
Поставим ударение на «О» -
Исчезло «чудно»,
Родилось «чудно».
Ь – показатель мягкости
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать
тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо «шесть», получим «шест»,
вместо «есть» напишем «ест»,
станут «пенками» «пеньки»,
«уголками» - «угольки»,
«банька» в «банку» превратится.
Вот что может получиться,
если будем забывать
мягкий знак в словах писать.
Жи – ши, ча – ща, чу – щу
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи,
Жи да ши, жи да ши –
С буквой И всегда пиши.
Ча и ща, ча и ща –
роща, чаща и свеча,
пища, туча, саранча –
с буквой а и ча и ща.
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щучу:
чулок, и чудо, и чугун,
чудак, и щука, и ворчун,
чумазый, чучело, чурбан,
чудесный, чувство и чулан,
кричу, ворчу, ищу, тащу –
я с у пишу и чу и щу.
Звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
«зуб» - на «зубы», «лёд» - на «льды» -
Будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? – Нет грядок.
А тетрадка? – Нет тетрадок.
Зубки! Изменили – зубы.
Шубки! Проверяем – шубы.
Ждём снежинок и салазок.
И побольше чудных сказок.
Большая буква в именах собственных
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
и Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.
Безударные гласные в корне
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело.
Непроизносимые согласные
Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово должны так подобрать,
Чтоб «эль», и «т», и «д», и «в» в них верно записать.
Части речи
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Имя прилагательное
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Время глагола
Прошедшее время –
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время –
Проходящее теперь:
«Мою окно»,
«Закрываю дверь».
А в будущем:
«Я полечу на ракете.
Побываю на далёкой планете».
Состав слова
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть
С другим словом ищет связь.
Окончанье он найдёт,
Его в рамочку возьмёт.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю суффиксом.
НЕ с глаголами
Не выучил, не сделал,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу не пиши.
Разделительный Ь
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед я, ю, и, е,ё.
Восклицательный и вопросительный знаки
Восклицательный знак никогда не молчит.
Он всегда оглушительно очень кричит:
Ура! Долой! Караул! Разбой!
Всем вопросы задаёт вопросительный знак:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Орфографические минутки.
Выборочные диктанты
По загадкам:
1. Едет воз без колёс, колеи не оставляет. (Лодка.)
2. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь.)
3. Полосатое ядро, кумачовое нутро,
Хвостик, как у хрюшки, в виде завитушки. (Арбуз.)
4. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней.)
5. Лежит меж грядок зелен да гладок. (Огурец.)
6. Одна подружка пролезла другой в ушко. (Иголка и нитка.)
7. Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом. (Стрелки часов.)
8. Сидит дед— во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
9. Два берёзовых коня по снегам несут меня.
10. Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза.)
11. Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.)
12. Удивительное солнце: Из оконцев тех глядят
В этом солнце сто оконцев. Сотни маленьких галчат. (Подсолнух.)
13. На сучке висят шары, посинели от жары. (Сливы.)
14. Иголки лежали, лежали да под стол убежали. (Еж.)
15. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)
16. На поляне возле ёлок дом построен из иголок. (Муравейник.)
17. Что за коняшки — на всех тельняшки? (Зебры.)
18. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух.)
19. В нашем доме под окошком Не поёт и не играет —
Есть горячая гармошка: Дом она обогревает. (Батарея.)
20. Живёт мой братец за горой, не может встретиться со мной. (Глаза.)
21. Растут — зеленеют, упадут — пожелтеют, полежат — почернеют
22. Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает. (Вертолет.)
23. Когда он нужен — его выбрасывают, когда не нужен — поднимают (Якорь.)
24. Всех на свете обшивает, что сошьёт — не надевает. (Иголка.)
25. Домовитая хозяйка Похлопочет над щи
Пролетает над лужайкой. Тот поделится медком. ( Пчела.)
26. Вместо хвостика – крючок, вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый, а крючок вертлявый. (Свинья.)
27. Говорят, они воришки, эти серые малышки.
И шумливы, и драчливы. Всё щебечут: «Чьи вы? Чьи вы?» (Воробьи.)
28. Зверь смешной в огромной клетке
С ветки прыгает на ветку,
Ест бананы, сладости
К общей детской радости. (Обезьяна.)
29. Из почек появляются, весною распускаются,
Осенью увядают и все опадают. (Листья)
30. Зимой молчат, весной зажурчат, лесных жителей водой напоят. (Ручьи)
…
По шуткам:
— Здравствуй! — Еж сказал Чижу.
— Здравствуй! — Чиж сказал Ежу.
— Где ты был, приятель Чиж?
— Я, брат Еж, летал в Париж.
— Это ложь! — воскликнул Еж.
Чиж ответил: — Ну и что ж... (В. Лифшиц)
- Вы кто такие?
- Я – Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя – Гусеница.
Из текста: Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Примерные задания: выпиши слова - с безударной гласной; с известными орфограммами; однокоренные, выдели корень и допиши 1-2 свои слова; существительные в И. п.; существительные, распределив их в 3 столбика по склонениям…
…
По сюжетной картинке:
Если картинка связана с уборкой урожая, можно дать задание:
- Найди и выпиши словарные слова. (Комбайн, пшеница, работа, трактор, урожай, дорога, сентябрь, восток, машина, горизонт, берёза…).
…
По пословицам, поговоркам, скороговоркам, чистоговоркам, фразеологизмам
на разные правила…
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Не будь тороплив, а будь терпелив.
Иная похвала хуже брани.
Овце с волком плохо жить.
Свой сухарь лучше чужих пирогов.
Сказать легко — сделать трудно.
Много слов, да мало дел.
Сидят вместе, а глядят врозь.
Не хвались травой, хвались сеном. ,
Говорит бело, а делает черно. ,
Волк для овец — плохой пастух. ,
Ворона хоть и за море летала, а всё же белой вороной не стала.
Не кичись, а учись.
Не гони коня кнутом, а гони его овсом.
Не пугай, зима: скоро весна!
Не барахтайся, грибок, полезай в кузовок.
Не светило, не горело, да вдруг припекло.
Не поднявшись на гору, не увидишь равнины.
Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.
У каждой пичужки свой голосок.
Со счастьем хорошо и по грибы ходить.
При ясном солнышке и ягода краснеет.
От копеечной свечки Москва сгорела.
На чужих руках мозолей не видно.
За семь верст комара искали, а комар на носу.
В бочке мёду ложка дегтя. -
Без кота мышам праздник.
У ленивого Емели семь воскресений на неделе.
С лодырем поведёшься — горя наберёшься.
С глупым водиться—что в крапиву садиться.
Кошка Крошка на окошке кашку кушала из ложки.
Цыплёнок цапли цепко цепляется за цепь.
Если не видишь – взойди на гору. Если не понимаешь – спроси у старшего.
…
Метаграммы: Со звонкой буквой на конце —
Сияет свежесть на лице.
С глухой — по наковальне бьёт,
Подкову лошади куёт. (Молод — молот.)
С «и» в пруду меня найдёшь, На сазана я похож.
С «а» — животное с рогами, На оленя похожу.
С «е» — мешаю я трудиться
И старательно учиться,
До добра не довожу. (Лунь — линь — лань — лень.)
Н. Найдёнова
Я пышно красуюсь на клумбе в саду.
Захочешь – поставь меня в вазу…
Но с буквою К в огород я пойду,
И, если капусту на грядке найду, -
Капусте достанется сразу.
Меня найдёшь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале, и в альбоме.
И в книге, и в тетрадке.
Но птицей стать я захотел –
И мне не надо буквы Л .
Мне А в начале напиши
И как зовут меня – реши.
Игровые диктанты
«Забей гол в ворота»
Г.л.ва
К.р.ндаш
Г.в.рить
Пл.ток
…
«Попади в корзину»
Б.рёза
С.рень
Ч.рёмуха
Р.бина
«Собери в кузовок»
Кре.кий
Ро.кий
Коро.ка
Ла.ки
…
«В порту»
Д доро . ка сла . кая Г
лё . кий лу.
са. пала . ка
К поса . ка се . ка Т
…
«Назови ошибку»
Кукла, дом, море, вышла, ученик.
Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
Нож, ветер, холодный, мороз, парта.
Стужа, вьюга, метель, жара, теплей.
Легко, весна, солнце, капель, вишня.
Слон, бегемот, быстрая, мышка, жираф.
…
«Соответствия»
Соедини мелом записанные на доске слова с выставленными карточками. Найди лишнюю карточку (вместе с нужными карточками выставляются и лишние карточки).
…
«Кто больше?»
Учитель показывает схему-карточку - дети называют слова с указанной орфограммой.
…
«Узнай меня»
Дается краткая морфологическая и слоговая характеристика слова, и указываются в нем типы орфограмм.
Например: в глаголе 3 слога, 2-й - ударный. (рисуем)
в глаголе 4 слога, 3-й - ударный. (поливает)
…
«Третий лишний»
Лес, лестница, лесничий.
Смешной, смешать, смешить.
…
Конкурс:
1. Написать все названия месяцев (эти слова не проверяются).
Если в начальных классах изучается иностранный язык, сравнить названия месяцев в русском и изучаемом языках.
2. Написать все названия дней недели. Как образовались эти названия? Можно ли проверить их написание? («Вторник», «среда», «четверг», «пятница».)
Конкурс:
Кто быстрее и больше подберет родственных (проверочных) слов для проверки безударных гласных в корне слова:
Образец: гори — горы, много гор, горка, горочка, горный, нагорный, предгорье, плоскогорье, пригорок.
…
Лексические.
Пояснение значения слова:
Слово, которое называет предмет, в котором лежат ручки, карандаши…(Пенал)
Большое судно, плывущее по морю. (Корабль)
Предмет, по которому определяем время…(Часы)
«Носок» выше колен…(Чулок)
Густой лес…(Чаща)
Хищная рыба рек и морей…(Щука)
Омофоны:
Лес — лез, занос — за нос, сначала — с начала, набег - на бег, население — на селение, наклей — на клей, пропасть — про пасть, рос - роз, забег — за бег, направо — на право, забор — за бор, насыпь — на сыпь, например — на пример, программы — про граммы, сосна — со сна, грусть - груздь, (на) окошке — о кошке, зарой — за рой, вдали—в дали, на рот - народ, запечь — за печь.
«Хитрые сочетания»
Написать правильно, разобраться и объяснить значения и правописание:
подождём под дождём вход в (узкий) ход
поднёс поднос под (самый) нос влез в лес
загорал за городом наступил на ступеньку
замкнул замок на замок замок совсем промок
Собирала Маргаритка Возвращаясь под вечер с поля,
Маргаритки на горе. Потеряла серёжку Поля.
Растеряла Маргаритка Ту серёжку нашёл Серёжка,
Маргаритки во дворе. Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя серёжка!
…
Диктант - «Бусы»
На одинаковые или чередующиеся буквы – (проверяемые или непроверяемые).
Магазин, пальто, квартира, комната, тарелка, картина, газета…
Веселить, грибник, темнеть, написать, лепетать, свистеть…
Памятка для работы над ошибками.
- Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и запиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
- Пропуск \ замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: Звонок, ученик.
- Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: У/чи/тель – 3 сл.
- Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: Оси-на, мед-ведь, груп-па, зай-чик, коль-цо.
Запомни! Слова переносятся по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. Буква Й и Ь на новую строку не переносятся. В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится.
- Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ещё 2 - 3 слова на эту орфограмму.
Делай так: Ель, тень, коньки, мальчик.
- Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2- 3 слова на это правило, подчеркни его.
Делай так: Малыши, карандаши, ежи; роща, туча, чаща; чудо, щука, хочу.
- Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Придумай и запиши ещё 2- 3 слова на это правило. Делай так: Дочка, речка, мощный, пончик.
- Ударение.
Выпиши слова, поставь в них правильно знак ударения.
Делай так: Алфавит, магазин, портфель.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Придумай и запиши ещё одно однокоренное слово с безударной гласной. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: Сады – сад, садовый; волна – волны, червивый – червь.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Выпиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение. Подчеркни гласную. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
- Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Придумай и запиши ещё 2 – 3 слова на это правило.
Делай так: Морозы – мороз, ягода - ягодка, сторожить – сторожка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
12. Заглавная буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши ещё 2 – 3 слова на эту орфограмму. Делай так: Илья, Петрова, Мурка, Волга, Пенза.
- Разделительный Ь.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву. Придумай и запиши ещё 2 – 3 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, обезьяна, соловьи.
Запомни! Разделительный Ь пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
- Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: Группа, груп-па, групповой, подгруппа.
- Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Делай так: Ты любишь отгадывать загадки? Какая будет погода завтра?
- Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.
Делай так: поездка, езда, съездил.
- Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой. Делай так: Полетели, побежали, потянули, поговорка.
- Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Делай так: Заехал, уехал, приехал, переехал, отъехал, въехал, выехал, поехал.
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется со словом слитно.
- Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно. Обозначь орфограмму – пробел.
Делай так: к_берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Например: Лодка отплыла от _ берега.
- Разделительный Ъ.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 – 3 слова на эту орфограмму. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Делай так: Съесть, объявление, разъяснение, подъёмный.
Запомни! Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.
- Непроизносимые согласные в корне слова.
Выпиши слово правильно. Проверь непроизносимую согласную. Подбери к нему 2-3 однокоренных слова. Подчеркни непроизносимую согласную.
Делай так: Весть – известность, вестник, неизвестный.
- Соединительные гласные о, е в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Придумай и запиши ещё 2 – 3 слова на эту орфограмму.
Делай так: Водовоз, самолёт, пешеход.
- Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Подчеркни орфограмму – пробел. Придумай и запиши ещё 2 – 3 слова на эту орфограмму.
Делай так: О_ней, к_ нему, со_мной.
- Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных.
Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Выдели окончание в вопросе и прилагательном.
Делай так: В доме (каком?) новом.
Запомни! Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.
- Не с глаголами.
Выпиши глагол с частицей не. Придумай и запиши ещё 2 – 3 слова на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму – пробел.
Делай так: Не_пришёл, не_выучит, не_знать.
- Ь у глаголов неопределённой формы.
Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 – 3 слова на это правило.
Делай так: (Что делать?) шить, печь, гулять, стеречь.
- Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание. Проверь с помощью слов – помощников. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: У опушки (у земли – 1 скл.), для полянки, около тетрадки.
На стуле (на окне – 2 скл.), в вертолёте, о телефоне.
К сирени (к степи – 3 скл.), к ночи, по площади.
28. Мягкий знак (Ь) у существительных после шипящих.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Без туч_ (туча – 1 скл.), для передач_, у рощ_.
Для училищ_ (училище – 2 скл.), у пастбищ_, калач_.
Брошь (брошь – 3 скл.), молодёжь, мышь, дочь.
Запомни! Ь пишется только у существительных 3 склонения.
29. Правописание окончаний существительных 1 и 2 склонения в Тв. п. после шипящих и Ц.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Поставь ударение. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: С пшеницей (1 скл.), с учительницей, с пыльцой.
Перед борщом (2 скл.), под плащом, с плачем.
Запомни! Под ударением пишется О, без ударения - Е.
30. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: К лесу (какому?) дальнему (м. р., ед., ч., д. п.).
- Мягкий знак (Ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на эту орфограмму. Подчеркни Ь.
Делай так: Пишешь, дышишь, вылечишь, читаешь.
- Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в неопределённую форму. Проверь, не является ли этот глагол исключением. Посмотри на гласную перед ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую надо писать в окончании глагола единственного и множественного числа. Выдели окончание глагола.
Делай так: Пишет – писать (1 спр.: -е, -ут, ют).
Ставим – ставить (2 спр.: -и, -ат, -ят).
Видите – видеть (2 спр., глагол-исключение: -и, -ат, -ят).
- Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., простое, распр.).
Туманы (какие?) седые.
Плывут (куда? к чему?) к облакам.
- Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
- Сложное предложение.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Выполни схему предложения. Подчеркни запятую.
Делай так: В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка. От того, насколько полно б...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии».
В работе рассматривается актуальная тема: Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обучения детей с отклонениями в раз...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...
обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».
Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"...
Обобщение педагогического опыта по теме "Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации."
Проблемы адаптации первоклассников являются очень актуальными для системы образования. Ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется и ждет поддержки и опоры от взрослых &mda...
Обобщение педагогического опыта на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях ФГОС"
Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне....