Развитие орфографической зоркости учащихся – главный фактор формирования навыка правописания.
статья по теме
В статье рассматривается проблема формирования орфографической зоркости учащихся. Умению определять орфограммы в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие орфографической зоркости учащихся – главный фактор формирования навыка правописания.
Колесникова Вероника Владимировна – учитель
начальных классов МБОУ г. Астрахани
«Начальная общеобразовательная школа № 60».
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Знать правила и свободно писать – вещи разные!
Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы. Больше детей, которые знают правила, а применить их на практике не умеют. Вывод: наши ученики должны знать правила и уметь их применять.
М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15 – 45% учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально, - 70 – 90%.Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов я продолжила знакомство с учебно – методическими комплектами, предложенными для начальной школы и остановила свой выбор на учебно – методическом комплекте (УМК) «Гармония». Хотелось попробовать поработать по новому учебнику «К тайнам нашего языка» авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Вот к каким выводам я пришла:
- Работа по развитию навыков грамотного письма должна начинаться уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания. Работая по «Азбуке» Бетеньковой Н.М., это действительно видно.
- Ввести понятие «опасное место», которое насторожит детей на появление возможной ошибки.
- Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памяток – схем, которые есть в конце учебника.
- При работе по этому учебнику мы формируем и развиваем у учащихся фонетический слух, который необходим для осознанного обозначения звуков буквами, для формирования в дальнейшем орфографической зоркости.
- Обучать правильному списыванию текста.
- Прививать интерес к чтению. При разумной дозировки объема самостоятельного чтения учебник способствует не только освоению программного материала по русскому языку, привитию интереса к размышлениям о языке, но и становлению у детей техники чтения.
- Развивать словарный запас детей. В новом учебнике словарные слова вынесены в словарик в конце учебника. Но вот работа с ним построена иначе. В упражнениях дети встречаются с этими словами, списывают их по правилам списывания, иногда им приходится предварительно найти слово в словаре и списать его со словарной страницы. Проделав несколько раз такую работу с одними и теми же словами, но на разных текстах, дети запоминают их написание. А дальше ученикам предлагается составить для класса словарный диктант. Чем интересен такой подход? Дети запоминают облик слова не отдельно, а в тексте, т.е. в живой речи, что в дальнейшем позволяет писать это слово грамотно не только в словарном диктанте, но и в свободных письменных высказываниях.
Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/19/picture-362-1637350312.jpg)
Развитие орфографической зоркости учащихся 1 класса.
Сообщение на МО начальных классов. Рассматриваются разные формы и методы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/26/picture-71146.jpg)
Статья развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени
Формы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/26/picture-71146.jpg)
Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма
Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...
Развитие орфографической зоркости учащихся
Методические рекомндации для учителей начальной и средней школы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-360905-1390671645.jpg)
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-168166-1572453899.jpg)
Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»
Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....
Тема:«Развитие орфографической зоркости на материале устного народного творчества . Правописание мягкого знака в глаголах 2 лица ед.ч.». 4 класс
Тип урока: Урок развития умений и обобщения изученного.Цель: обобщить умения писать слова с орфограммой ь в глаголах 2 лица ед.ч.Задачи:- Формировать умение находить глаголы 2 лица ед.ч ....