Конспект русского языка " Случаи нарушения правил спряжения (свистит-свищет и тд), 3 класс, Эльконин-Давыдов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 07.04.2020 г. ФИО учителя Естишина Е. Я..
Школа: № 148 ФИ студента: Смирнова Д., 42 гр.
Класс: З «в» ФИО методиста: Батуева Л. И.
Кабинет: 208
Время занятия: 14:00-14:40
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Случаи нарушения правил спряжения»
Цели деятельности учителя:
- формирование умения работать с алгоритмом при случаях нарушения правил спряжения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать способы определения спряжения глаголов при случаях нарушения правил спряжения;
- знать случаи нарушения правил спряжения;
- уметь определять спряжение глаголов.
Личностные:
- проявлять познавательную активность при изучении нового материала;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: УМК «Э-Д», учебник Русского языка: 3кл. 2 ч., презентация.
Этапы урока, методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Этап самоопределения к деятельности. Словесный: беседа. | 2 мин. | - Здравствуйте, ребята! Как выше настроение? Не забывайте про нашу систему жетонов. Будьте активны. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Словесный: слово учителя. Практический: устный счет. | 5 мин. | - Начнем с минутки чистописания. Откройте свои тренажеры. Минута пошла. - Молодцы. Ребята, сколько в русском языке спряжений? - Как определить спряжение глагола? - Какие глаголы относятся к 1 спряжению? - Какие глаголы относятся к 2 спряжению? - Вместе с роботом и его друзьями вы долго искали ошибку в схеме правописания личных окон- чаний. Несколько раз казалось, что вы её уже нашли. Но стоило чуть-чуть уточнить схему или получше разобраться со словом, и всё станови- лось на место. Так нам и не удалось отыскать ни одного слова, личные окончания которого писались бы не так, как это подсказывает схема. Неужели таких слов нет? - Есть. А не нашли мы их потому, что, во-пер- вых, таких слов-нарушителей очень мало — всего два с половиной, а во-вторых, это очень редкие слова. - Вот одно из них — зыбиться, то есть «слегка колебаться, волноваться». Говорят: Ночное море едва зыблется. Или так: Под ласковым ветер- ком зыблется золотая рожь. Слово как слово. Правда, редко встречающееся. Чаще употребляются образованные от него слова зыбкий, зыбь, не- зыблемый. - А обратили ли вы внимание на странную особенность этого слова? Личные окончания-то у него первого спряжения! - Хотя инфинитив у него усекаемый и оканчивается на –ить. Вот вам первый нарушитель правила. - Второй нарушить – еще более редкое слово зиждиться. Прочитайте со слайда, что же это означает. - Употребляется оно только в книжной речи., придавая торжественное значение. -Прочтите со слайда. | Отвечают на вопросы учителя. Два. 1 и 2 спряжение. 1. Поставить глагол в неопределенную форму. 2. Определить, какая гласная стоит перед ть, т.е. к какому спряжению глагол относится. Все глаголы на –ать, -оть, -уть, -еть, -ть + брить, стелить. И 11 глаголов исключений. Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить. + 11 глаголов исключений. Дышать, держать, гнать, ненавидеть, слышать, вертеть, смотреть, видеть, обидеть, терпеть, зависеть. Слушают учителя. «основываться на чем-либо», «опираться на что-либо» Сила солдат зиждается на вере в победу, Ваши выводы зиждутся на очень сомнительных доказательствах. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Постановка учебной задачи, целей урока. Практический: работа с учебником. Наглядный: учебник. | 7 мин. | - Как вы думаете, какая тема урока сегодня? - Какую цель поставим? - Сколько еще нарушителей нам надо найти? - Верно, вот только где эта половинка сидит? И как вообще может быть только половина слова нарушителя? - Оказывается, может. | Случаи нарушения правил спряжения. Узнать об этих случаях. Половинку. | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
Открытие нового знания Наглядный: презентация, учебник. | 6 мин. | - Продолжим. - Отгадайте ребус. Что за слово спрятано? - Какие звуки она издает? - А как это можно назвать? Преобразуйте в глагол неопределенного вида. - Какого оно спряжения? ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | Кошка. Мяу Мяукать Первого. Кошка мяукает, котята мяукают. | П: логический анализ объектов с целью выделения признаков К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Первичное закрепление во внешней речи Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 4- 5 мин | - Посмотрите на слайд. Там стихотворение знаменитого русского поэта Александра Блока. Прочитайте отрывок. - Что вы скажите теперь? Ведь у слова мяучит основа усекаемая и окончание второго спряжения. - Какой вывод можно сделать? -Верно, правило нарушает только половина слова, причем не главная. - Но это слово встречается крайне редко, в поэтической речи. - А главная половина, то есть изменения с неусекаемой основой, ведет себя, как все порядочные слова, и не нарушает ничего. Больше правил правописания личных окончаний ученые не обнаружили. - Да и те, что найдены, можно никогда не встретить. Но стоит их запомнить и записать. | Мяучит, как сладкая кошка. Правило нарушает только половина слова. | К: умение полно и точно выражать мысли; планирование учебного сотрудничества, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться. |
Самостоятельная работа Словесный: беседа. Наглядный: дневник, учебная презентация | - Вы хорошо разобрались! А сейчас выполним проверочную работу. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА. ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ. | Выполняют проверочную работу | Р: саморегуляция | |
Этап рефлексии деятельности. Словесный: беседа. Наглядный: дневник, учебная презентация | 5 мин. | - Ребята, какова была тема урока? - Какую мы ставили цель? - Встаньте те, что смог выполнить все задания на уроке? - У кого, что- то не получилось. Будьте внимательнее на следующем уроке и все у вас получилось? - Покажите мне красную фишку, если вам понравился урок, а кому что- то не понравилось, покажите фишку синего цвета. - Запишите домашнее задание. Придумайте и запишите по одному высказыванию с этими словами в 3-м лице единственного числа. - Молодцы! Было приятно с вами поработать. Отдыхайте. | Случаи нарушения правил спряжения. Высказывают свое мнение. Оценивают свою деятельность на уроке. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс Эльконин-Давыдов
Рабочая программа для 2 класса система РО Эотуонина-Давыдова автор В.В. Репкин...
Программа по русскому языку 1 класс Эльконин-Давыдов
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Эльконин-Давыдов...
Рабочая программа по русскому языку. 2 класс (Эльконин-Давыдов)
Рабочая программа содержит аннотацию, пояснительную записку, тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Конспект русского языка «Правописание личных окончаний в слове стелить (образование личных форм от «стлать»)» (УМК "Эльконин- Давыдов" 3 кл.)
Цели деятельности учителя: формировать навыки правильного написания безударных личных окончаний глагола стелить.Планируемые результатыПредметные:- Формировать навыки правильного написания безударных л...
Конспект урока русского языка «I и II спряжение глаголов будущего времени» (4 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов будущего времени и их окончаниями; формирования умения правильно писать личные окончания глаголов I и...
Технологическая карта урока Русского языка «Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?» (2 класс, УМК Эльконин-Давыдов)
Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование у обучающихся понятия об орфограммах в слабой позиции Задачи урока Дидактические:1. Обобщить и систематизиро...
Технологическая карта урока Русского языка «Какие орфограммы можно проверить, изменяя слово?» (2 класс, Эльконин-Давыдов)
Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование у обучающихся понятия об орфограммах при изменении слова. Задачи урока Дидактические:1. Обобщить и системати...