Конспект русского языка " Случаи нарушения правил спряжения (свистит-свищет и тд), 3 класс, Эльконин-Давыдов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Смирнова Дарья Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sluchai_narusheniya_pravli_spryazheniya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 07.04.2020 г.                                                                                                                       ФИО учителя Естишина Е. Я..      

Школа: № 148                                                                                                                      ФИ студента: Смирнова  Д., 42 гр.

Класс: З «в»                                                                                                                                                        ФИО методиста: Батуева Л. И.

              Кабинет: 208                                                                  

          Время занятия: 14:00-14:40

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Случаи нарушения правил спряжения»

Цели деятельности учителя:

  • формирование умения работать с алгоритмом при случаях нарушения правил спряжения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать способы определения  спряжения глаголов  при случаях нарушения правил спряжения;
  • знать случаи нарушения правил спряжения;
  • уметь определять спряжение глаголов.  

        Личностные:

  • проявлять познавательную активность при изучении нового материала;
  • устанавливать связь между  целью учебной деятельности и ее мотивом.
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: УМК «Э-Д», учебник Русского языка: 3кл. 2 ч., презентация.

Этапы урока, методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап самоопределения к деятельности.

Словесный: беседа.

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Как выше настроение? Не забывайте про нашу систему жетонов. Будьте активны.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Словесный: слово учителя.

Практический: устный счет.  

5 мин.

- Начнем с минутки чистописания. Откройте свои тренажеры. Минута пошла.

-  Молодцы. Ребята, сколько в русском языке спряжений?

- Как определить спряжение глагола?

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

- Какие глаголы относятся к 2 спряжению?

- Вместе с роботом и его друзьями вы долго

искали ошибку в схеме правописания личных окон-

чаний. Несколько раз казалось, что вы её уже

нашли. Но стоило чуть-чуть уточнить схему или

получше разобраться со словом, и всё станови-

лось на место. Так нам и не удалось отыскать ни

одного слова, личные окончания которого писались

бы не так, как это подсказывает схема. Неужели

таких слов нет?

- Есть. А не нашли мы их потому, что, во-пер-

вых, таких слов-нарушителей очень мало — всего

два с половиной, а во-вторых, это очень редкие

слова.

- Вот одно из них — зыбиться, то есть «слегка

колебаться, волноваться». Говорят: Ночное море

едва зыблется. Или так: Под ласковым ветер-

ком зыблется золотая рожь. Слово как слово.

Правда, редко встречающееся. Чаще употребляются

образованные от него слова зыбкий, зыбь, не-

зыблемый.

- А обратили ли вы внимание на странную особенность

 этого слова? Личные окончания-то у него первого спряжения!

- Хотя инфинитив у него усекаемый  и оканчивается на –ить. Вот вам первый нарушитель правила.

- Второй нарушить – еще более редкое слово зиждиться. Прочитайте со слайда, что же это означает.

- Употребляется оно только в книжной речи., придавая торжественное значение.

-Прочтите со слайда.

 Отвечают на вопросы учителя.

Два. 1 и 2 спряжение.

1. Поставить глагол  в неопределенную форму.

2. Определить, какая гласная стоит перед ть, т.е. к какому спряжению глагол относится.

Все глаголы на –ать, -оть, -уть, -еть, -ть  + брить, стелить.

И 11 глаголов исключений.

Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить.

+ 11 глаголов исключений.

Дышать, держать, гнать, ненавидеть, слышать, вертеть, смотреть, видеть, обидеть, терпеть, зависеть.

Слушают учителя.

«основываться на чем-либо», «опираться на что-либо»

Сила солдат зиждается на вере в победу, Ваши выводы зиждутся на очень сомнительных доказательствах.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Практический: работа с учебником.  

Наглядный: учебник.

7 мин.

- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?

- Какую цель поставим?

- Сколько еще нарушителей нам надо найти?

- Верно, вот только где эта половинка сидит? И как вообще может быть только половина слова нарушителя?

- Оказывается, может.

Случаи нарушения правил спряжения.

Узнать об этих случаях. 

Половинку.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Открытие нового знания

Наглядный: презентация, учебник.

6 мин.

- Продолжим.

- Отгадайте ребус. Что за слово спрятано?

- Какие звуки она издает?

- А как это можно назвать? Преобразуйте в глагол неопределенного вида.

- Какого оно спряжения?

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Кошка.

Мяу

Мяукать

Первого. Кошка мяукает, котята мяукают.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

4- 5 мин

- Посмотрите на слайд. Там стихотворение знаменитого русского поэта Александра Блока. Прочитайте отрывок.

- Что вы скажите теперь? Ведь у слова мяучит основа усекаемая и окончание второго спряжения.

- Какой вывод можно сделать?

-Верно, правило нарушает только половина слова, причем не главная.

- Но это слово встречается крайне редко, в поэтической речи.

-  А главная половина, то есть изменения с неусекаемой основой, ведет себя, как все порядочные слова, и  не нарушает ничего.

Больше правил правописания личных окончаний ученые не обнаружили.

- Да  и те, что найдены, можно никогда не встретить. Но стоит их запомнить и записать.

Мяучит, как сладкая кошка.

Правило нарушает только половина слова.

К: умение полно и точно выражать мысли; планирование учебного сотрудничества, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

Самостоятельная работа

Словесный: беседа.

Наглядный: дневник, учебная презентация

- Вы хорошо разобрались! А сейчас выполним проверочную работу.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА. ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ.

Выполняют проверочную работу

Р: саморегуляция

Этап рефлексии

деятельности.

Словесный: беседа.

Наглядный: дневник,

учебная презентация

5 мин.

- Ребята, какова была тема урока?

- Какую мы ставили цель?

 - Встаньте те, что смог выполнить все задания на уроке?

- У кого, что- то не получилось. Будьте внимательнее на следующем уроке и все у вас получилось?

- Покажите мне красную фишку, если вам понравился урок, а кому что- то не понравилось, покажите фишку синего цвета.

- Запишите домашнее задание. Придумайте и запишите по одному высказыванию с этими словами в 3-м лице единственного числа.

- Молодцы! Было приятно с вами поработать. Отдыхайте.

Случаи нарушения правил спряжения.

 Высказывают свое мнение.

Оценивают свою деятельность на уроке.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс Эльконин-Давыдов

Рабочая программа для 2 класса система РО Эотуонина-Давыдова автор В.В. Репкин...

Программа по русскому языку 1 класс Эльконин-Давыдов

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Эльконин-Давыдов...

Рабочая программа по русскому языку. 2 класс (Эльконин-Давыдов)

Рабочая программа содержит аннотацию, пояснительную записку, тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Конспект русского языка «Правописание личных окончаний в слове стелить (образование личных форм от «стлать»)» (УМК "Эльконин- Давыдов" 3 кл.)

Цели деятельности учителя: формировать навыки правильного написания безударных личных окончаний глагола стелить.Планируемые результатыПредметные:- Формировать навыки правильного написания безударных л...

Конспект урока русского языка «I и II спряжение глаголов будущего времени» (4 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов будущего времени и их окончаниями; формирования умения правильно писать личные окончания глаголов I и...

Технологическая карта урока Русского языка «Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?» (2 класс, УМК Эльконин-Давыдов)

Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование у обучающихся понятия об орфограммах в слабой позиции Задачи урока Дидактические:1. Обобщить и систематизиро...

Технологическая карта урока Русского языка «Какие орфограммы можно проверить, изменяя слово?» (2 класс, Эльконин-Давыдов)

Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование у обучающихся понятия об орфограммах при изменении слова. Задачи урока Дидактические:1. Обобщить и системати...