Конспект русского языка «Правописание личных окончаний в слове стелить (образование личных форм от «стлать»)» (УМК "Эльконин- Давыдов" 3 кл.)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Суворина Марина Александровна

Цели деятельности учителя: формировать навыки правильного написания безударных личных окончаний глагола стелить.

Планируемые результаты

Предметные:

- Формировать навыки правильного написания безударных личных окончаний глагола стелить

Личностные:

 - развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);

-учиться планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.17г.                                                                                                        Учитель:  Кожевникова Т.И.

Школа: 148                                                                                                               Методист: Воронова М.В.

Класс: 3-в                                                                                                                  Студентка 33 группы: Суворина Марина

Кабинет: 209

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Правописание личных окончаний в слове стелить (образование личных форм от «стлать»)»

Цели деятельности учителя: формировать навыки правильного написания безударных личных окончаний глагола стелить.

Планируемые результаты

Предметные:

- Формировать навыки правильного написания безударных личных окончаний глагола стелить

Личностные:

 - развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);

 

-учиться планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, презентация.

Этапы урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация  

Сл: слово учителя

12:10

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?

 Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Марина Александровна. Сегодняшний урок русского языка буду у вас вести я.

Приветствовать;

Настраиваться на работу.

Л.: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

Актуализация знаний

П: практический

12:11-12:18

Повторение изученного

Ребята, я раздам вам карточки. У кого-то из вас будет карточка с вопросом, у кого-то с ответом на этот вопрос. У кого из вас первый вопрос? Встань и прочитай свой вопрос, ребята, а вы внимательно слушайте, и те, у кого карточка с правильным ответом встаньте и прочитайте свой ответ.

Выполнять задание учителя

Отвечать на вопросы

П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Постановка учебной задачи

Сл: высказывания учащихся.

12:18-12:20

Сегодня мы с вами рассмотрим еще один глагол и правописание его личных окончаний.

Попробуйте расшифровать ребус и определить, о каком глаголе пойдет сегодня речь. (стелить)

Какую цель мы можем поставить на наш урок? (Узнать особенности и правописание глагола стелить)

Повторять спряжение глагола

Определять тему;

Ставить цели;

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Р:саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии;

Решение частных задач.

П.: практичский

Сл.: беседа

Нагл.: учебная презентация

12:20- 12:35

Ребята, откройте тетрадь, от последней работы отступите 2 строчки. Запишите число (11 апреля), классная работа.

Спишите пословицу и вставьте пропущенную орфограмму. (Мягко стелет, да жестко спать)

Как вы думаете, какое значение у этой пословицы?  

Какое слово из этого предложения может нас интересовать на сегодняшнем уроке?

Внимательно посмотрите, не вызывает ли оно у вас сомнения? Какую букву вы вставили? Как мы можем с вами проверить, какое окончание должно быть у глагола? Поставить глагол в инфинитив и обратиться к схеме. Усекаемая или не усекаемая основа у этого глагола?

Давайте откроем учебник на странице 113, посмотрите на схему. Что мы можем заметить в схеме, о глаголе стелить?

Ребята, сколько лиц в русском языке? Какие это лица? (1,2,3) Давайте проспрягаем глагол стелить и проверим, какое же это спряжение.

У глагола стелить также есть синоним стлать.

В языке некоторое время существовало два почти равноправных варианта: стелить и стлать. Слово стелить спрягалось по 2 спряжению, а не по 1 спряжению. А слово стлать имело как раз те формы, которые мы сейчас используем при спряжении для глагола стелить. Проспрягаем глагол стлать.

Но глагол стелить считался несколько ограниченным в употреблении, был разговорным, просторечным вариантом, а стлать – более желательным, общеупотребительным. Затем глагол стлать стал употребляться реже, но его личные формы перешли к глаголу стелить, и это закрепилось в академических грамматиках. Поэтому мы имеем такой глагол-исключение. Посмотрите на схему на странице 113.  Кто может сказать, почему между глаголами стелить и стлать стоит знак равенства? Какой вывод мы можем с вами сделать? ( Глагол стелить исключение, 1 спряжение)

Работать в тетради.

Отвечать на вопросы

П: анализировать текст; устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Физминутка

12:35-12:36

Повторяйте движения за персонажами из видео.

Повторять движения

Выборочное выполнение упражнений с грамматическим материалом.

Нагл.: учебная презентация

Пр.: самостоятельная работа

12:36- 12:45

Самостоятельная работа

Давайте потренируемся в написании изученных глаголов. Страница 114 в учебнике, упражнение 261.  Кто может прочитать задание? Кто пойдет к доске?  

Приступаем к выполнению упражнения.

Обменяйтесь со своим соседом тетрадями, возьмите в ручки простой карандаш. Проверьте работу своего соседа по образцу, который дан на доске. Посчитайте, сколько ошибок в работе. Поставьте на полях отметку: если 0 ош. – «5»; 1, 2 ош. – «4»; 3 ош. – «3», более 3 ош. – «2».

Молодцы. Спишите предложения, раскрывая скобки, и поставьте глагол стелить в правильную форму.

Мама (стелить) скатерть на стол перед ужином.

Над прудом (стелить) туман.

Сестра (застелить) свою постель позже.

Придумайте свое предложение с глаголом стелить, так, чтобы мы могли потренироваться в определении первого спряжения.

Выполнять упражнение

Определять спряжение;

Выполнять упражнение .

Организовать взаимопроверку

 К: построение логической цепи рассуждений;

П: Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи

Рефлексия

Сл: ответы на вопросы, самоанализ

12:45-12:48

- Давайте подведём итог урока.

Какую цель мы с вами ставили?

Достигли ли мы поставленной цели?

Ребята, а сейчас используя высказывания на слайде, выскажите свое мнение

  • Сегодня на уроке я научился...
  • Было интересно..
  • Было трудно...
  • Больше всего понравились задания...

Подводить итог урока;

Высказывать эмоциональное состояние;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль

Домашнее задание

(инструктаж)

12:48-12:50

Ребята, откройте дневники и посмотрите на слайд, запишите в дневник. Д/З: стр. 115, № 262.

Записывать Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....

Конспект урока по русскому языку "Правописание родовых окончаний имён прилагательных"

4 классТЕМА:  «Правописание родовых окончаний  имён прилагательных».          Цели урока:Развивать умения правильно и точно употреблять име...

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"...

урок русского языка "Правописание личных безударных окончаний глаголов"

Класс: 4 класс, начальные классы   Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Тип урока: изучение нового материала. За...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание личных окончаний глагола в слове "гнать" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».Задачи урокаДидактические:формирование умения определять спряжение глаголов., в том числе у глаголов...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание личных окончаний в слове брить» (УМК системы Эльконина - Давыдова, 3 класс)

Цель урока: формирование представления о правописании личных окончаний в слове брить.  Задачи урока:Дидактические:Вспомнить особенности глаголов второго спряжения;Установить правило правописания ...