Технологическая карта урока по Русскому языку "Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (закрепление)"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Щербакова Ксения Игоревна

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (закрепление), 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak_na_kontse_slova_v_sushch._zhenskogo_roda_1.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Щербакова Ксения Игоревна

Предмет: русский язык

Класс:       3 «Б»                                        

Тема: Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (закрепление)

Тип урока: урок-закрепление (совершенствования и формирования УН и УУД)

Цель: создание условий для закрепления правописания мягкого знака (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода.

Планируемые результаты

Предметные

Знать: что такое имя существительное, род им. существительного, правило правописания мягкого знака после шипящих в конце имен существительных женского рода

Понимать: в каком случае использовать алгоритм

Применять: указывать род, выполнять упражнения с помощью алгоритма, обозначать орфограмму графически.

Анализ: анализ заданий и материала упражнений

Синтез: проговаривание алгоритма, выполнение пр.раб.

Оценка: полученных знаний для дальнейшего изучения русского языка

Метапредметные:

Регулятивные: 

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные:

- извлекать информацию, представленную в разных формах.

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других

задавать вопросы.

Личностные

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Межпредметные связи: физическая культура (физминутка).

Основные понятия: имя существительное, род имени существительного, что обозначает мягкий знак (разделительная функция,

обозначение мягкости согласного на письме, показатель грамматических форм.).

Технологии: совместного целеполагания, самооценки,

Ресурсы урока:

Для учителя: учебник «Русский язык» 3 кл., ч.2, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., раздаточный материал, презентации, ПК, мультимедийный проектор, доска, ТК урока.

Для учащихся: учебник «Русский язык» 3 кл., ч.2, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., раздаточный материал, тетрадь в линейку, дневник, канцелярские принадлежности.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Мотивация познавательной деятельности

Организационное начало урока.

- Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Меня зовут Ксения Игоревна и сегодня я проведу урок русского языка.

- Проверьте свое рабочее место. На парте должен лежать учебник, тетрадь в линейку, дневник.

- Сперва сядьте девочки, потом сядьте мальчики.
- Прозвенел звонок весёлый.
 Мы начать урок готовы.
 Будем слушать, рассуждать,
 И друг другу помогать.

– Улыбнитесь друг другу.  Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость и ваши знания.

Здороваются. Проверяют рабочее место, улыбаются друг другу.

2. Актуализация  необходимых знаний

Минутка чистописания.

Откройте тетради. Посмотрите на доску.

- Какое сегодня число?

Запишите число, классная работа.

- На доске написаны мягкий знак и буквенные сочетания с ним. Попробуйте подобрать такие слова, чтобы они заканчивались на эти сочетания.

- Молодцы, ребята! С новой строки запишите пожалуйста, сочетания и слова, подобранные к ним.

- Сейчас я хочу вам рассказать сказку -Вы любите сказки? Слушайте              

Попал как-то Ь знак в страну шипящих звуков. Шипят все кругом. Испугался   Ь   и стал проситься к словам. Первым был дом существительных мужского рода.

         Мой товарищ, врач, скрипач, ключ, гараж и грач!

         Хочу я с вами поиграть, хочу в конце у вас стоять!

 Ну, так вот, зашипели они на мягкий знак и говорят:                                        

«НЕ мужское это дело смягчаться. Мы, мужчины, воины. И прогнали они мягкий знак»

Опечалился он и подбрёл к словам женского рода.  

 Идёт и думает: Женщины всегда, добрые, как мама.

               Моя ночЬ, вещЬ и рожЬ, моя дочЬ, печЬ, брошЬ,

               Мои дорогие, красивые, вам нужна моя помощЬ, любимые!

И верно сжалились слова ж.р  и взяли мягкий знак к себе.                            

С тех пор во всех существительных ж.р. на конце после шипящих пишется мягкий знак.

Словарная работа.

- Ребята, обратите внимание на слайд. Ваша задача будет распределить эти слова в два столбика: в один - названия зверей, в другой птиц.

Мышь, стриж, сыч, олень, еж, чиж, выпь.

- Подчеркните в словах изученные орфограммы.

- Назовите зверей? В каком слове вы не написали мягкий знак? Почему?

- Поднимите руки те, кто правильно распределил зверей.

- Что обозначает мягкий знак в слове «олень»? (Мягкость согласного)

- На что указывает мягкий знак в слове «мышь»? (Мягкий знак указывает на грамматический признак-женский род имени существительного)

- Назовите птиц. В каком слове написали мягкий знак? (выпь)Что он обозначает? (мягкость согласного на письме)

- Поднимите руки те, кто правильно распределил зверей?

- Какую еще роль в русском языке может играть мягкий знак? (разделительный мягкий знак)

Ребята, какая тема была вашего прошлого урока? Как вы думаете какая цель будет стоять перед нами сегодня?

- Молодцы, вы правильно ответили. Сегодня мы будем учиться разграничивать эти роли мягкого знака и определять место орфограммы в словах.

-Пятое февраля.

Дети подбирают слова (конь, олень, печь, мышь, тишь и т.д.)

Да.

Дети смотрят на слайд и записывают слова в два столбика в тетрадь. Подчеркивают изученные орфограммы.

- Называют зверей и говорят, что мягкий знак не будут писать в слове еж, так как это слово мужского рода.

- Мягкость согласного.

- Мягкий знак указывает на грамматический признак-женский род имени существительного

Называют птиц.

-Обозначение мягкости согласного на письме.

-Разделительный мягкий знак.

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода. Закрепить знание о написании мягкого знака после шипящих в конце имени существительного женского рода.

3. Организация познавательной деятельности

- Для того чтобы мы научились правильно разграничивать мягкий знак по его ролям нам потребуется выполнить ряд заданий.

- Первое из них находится на странице 15. Откройте учебник на стр.15. – Лиза, прочитай задание под номером 22.

- Ребята, рассмотрите внимательно рисунок. Вашей задаче будет подумать минуточку и рассказать какие тексты вы придумали. В помощь вам даны слова и словосочетания для выбора, которые находиться под рисунком. Не забудьте, что нужно еще озаглавить текст. Как вы будете готовы, мы прослушаем несколько текстов, которые вы придумали и запишем.

- Кто готов и хочет прочитать свой рассказ? (пару человек послушать)

- Молодцы!

- На той же 15 странице профессор Самоваров задает вам проблемный вопрос и просит вас ответить на этот вопрос. Прочитает нам этот вопрос Дуня.

-Правильно, молодцы!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Я буду называть имена существительные. Если пишем мягкий знак, тогда вы приседаете, а если не пишем, то подпрыгиваете с вытянутыми вверх руками.

Грач, смерч, брошь, трюкач, мелочь, печь, овощ, мощь, силач, ложь, тушь.

- Вы большие молодцы, многие из вас почти не ошиблись!

- Обратимся к учебнику. Стр.15, упражнение 23. Что в нем надо сделать? Сделаем его устно!

1. Связь, бодрость, жизнь, ловкость, очередь (обозначает мягкость согласных звуков)

2.Вещь, дичь, тушь рожь (указывает на имена существительные жен.рода)

- Правильно!

- Теперь поработаем самостоятельно. Отступите одну строку и запишите слова из упражнения 24 на странице 16, вставляя где надо мягкий знак.

Мяч (м.р.), мелочь (ж.р.), борщ (м.р), болезнь (обозначает мягкость согласного звука), грань (обозначает мягкость согласного звука), меч (м.р), мышь (ж.р), сирень (обозначает мягкость согласного звука), дочь (ж.р), свирель (обозначает мягкость согласного звука), кремль (обозначает мягкость согласного звука), король (обозначает мягкость согласного звука), плащ (м.р) , вещь (ж.р). 

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте (проверка по цепочке с объяснением почему пишем мягкий знак или не пишем)

- Замечательно, теперь оцените своего соседа: «!» без ошибок, «+» если допущено 1,2 ошибки, «-» если допущено больше 3 ошибок.

 Возвращаем тетради соседу.

Лиза читает: Рассмотрите рисунок. Составьте по нему рассказ, используя слова и словосочетания для выбора.

Пару ребят читают свои рассказы, другие записывают самый лучшие предложения.

 

Обозначает ли мягкий знак в словах мышь, ночь мягкость согласных звуков или только указывает на женский род имен существительных? Дети отвечают, что после шипящих мягкий знак в конце имен существительных указывает, что это слова женского рода!

Выполняют физкультминутку.

Объяснить, в какой группе слов мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков, а в какой указывает на имена сущ. жен. рода

Дети обмениваются и читают слова по цепочке, объясняют.

Оценивают друг друга.

4. Закрепление (итог урока)  

- Замечательно, следующее задание поможет нам окончательно разобраться в роли мягкого знака. Все это поможет вам при написании итогового диктанта.

Упражнение 25 на страницу 16. Что нужно сделать в этом упражнении?

-Выполняйте упражнение.

- Первые двое ребят, которые справятся быстрее будут моими помощниками.

- Выходите к доске. Первый будет читать слова, где мягкий знак обозначает мягкость согласного, второй- мягкий знак, указывает на имя существительное женского рода. Остальные ребята будут проверять себя.

Ноль, ночь, рожь, конь, галька, речь, вещь, фонарь, чушь, дочь, брошь, изморозь, нянька, глушь, мышь, словарь, мелочь, вальс, тишь, Ольга

«!» без ошибок, «+» если допущено 1,2 ошибки, «-» если допущено больше 3 ошибок.

 

Итог урока (рефлексия)

- Ребята, мы с вами выполняли упражнения. На какую орфограмму были эти упражнения?

- Повторим еще раз алгоритм определения нужно ли писать мягкий знак на конце после шипящего или нет.

- Что сделаем сначала?

- Определили род, что дальше?

- Какие три роли может выполнять мягкий знак?

- Какое задание вам показалось трудным? Почему?

Рефлексия «Смайлики».

У каждого из вас есть карточка с изображением смайликов. Посмотрите на смайлики. Выберите тот смайлик, у которого такое же настроение, как и у вас.

- Ребята, а сейчас мы создадим город для наших «смайликов» —назовем его «смайлсити». Для этого переверните ваш смайлик, найдите коричневый прямоугольник и открепите с него коричневый слой, затем каждый по очереди подойдет и прикрепит смайлик на доску.

- Какой чудесный город у нас получился! Спасибо за работу!

 Списать слова и подчеркнуть мягкий знак, который указывает на мягкость согласных, одной чертой, а мягкий знак для обозначения существительных женского рода двумя чертами.

Двое первых выходят и читают слова, говорят, как подчеркнули и почему так. Другие дети проверяют себя и своих одноклассников, которые у доски.

Мягкий знак в конце слова после шипящих.

Определим род.

Ж.р пишем мягкий знак, мужской род не пишем.

разделительная функция, обозначение мягкости согласного на письме, указывает на им. Сущ. жен.рода

Отвечают на вопрос.

Выбирают смайлик и прикрепляют на доску. Затем записывают д.з

Дополнительный материал: Упражнение 26 на странице 16.

Запишите слова, разделив их на три группы: 1) с мягким знаком - показателем мягкости согласных; 2) с мягким знаком – показателем рода имени существительного; 3) с разделительным мягким знаком

показатель мягкости согласных

показатель рода имени существительного

разделительный мягкий знак

Вальс

Пальто

Декабрь

Муть

Январь

Брошь

Рожь

Речь

Глушь

Вещь

Дочь

Тишь

Мышь

Вьюга

Воробьи

Обезьяна

Ручьи

Льется

Бурьян

Вьюнок

Дарья

Диагностика достижения планируемых результатов: безошибочное или минимальное количество ошибок в упражнениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3-м классе по теме"Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных женского рода х

Данный урок был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей " Открытый урок" в 2004-2005 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).Урок разработан в соответс...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме "Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода"

Данный урок поможет учителю создать условия для работы учащихся с существительными мужского и женского рода с шипящими на конце. и решить следующие задачи:1. Создать ситуацию, способствующую само...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода "

Технологическая карта урока русского языка  3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода " Школа России...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»

laquo;Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...

Проект урока Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (русский язык)

класс в 2-х частях» Издательство «Астрель».Тема урока:«Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»Задачи урока:1.Познакомить уча...