Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России" с применением ТРКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Мартынова Марина Владимировна
2.Место работы: МБОУ СОШ № 13 им. И.Б.Катунина г.Брянска
3.Должность: учитель начальных классов
4.Предмет : Русский язык
5.Класс: 3
6. Тема и номер урока в теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода», в теме урок №1
7. Базовый учебник: Русский язык В.П.Канакина (программа «Школа России»)
8.Цель урока: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
9.Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, критического мышления , зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
10.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
11. Урок с применением ТРКМЧП
12. Оборудование: учебник, рисунок корзины, сведения о существительных на отдельных листах (на доску), кластер с Ь, листы-помощники с заданиями для каждого ученика, карточки со словами.
ХОД УРОКА:
I. Орг.момент. Настрой на урок.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
- На уроке нам потребуется порядок и внимание. С тренировки внимания и начнем. Сейчас я прочитаю стихотворение. Выполните, что говорится, и слушайте внимательно, в стихотворении подсказка на чистописание.
II. Актуализация знаний. Стадия вызова.
1. Чистописание.
- Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На «отлично» всё пишу.
- Группа каких согласных звуков часто звучала в стихотворении?
- Назовите эти звуки. Почему они называются шипящими?
- На какие группы вы их разделили бы?
- Составьте различные цепочки из букв, обозначающие эти звуки.
- Сколько получилось цепочек?
2. Повторение о сущ. Приём «Корзина знаний».
- Какую «большую» тему мы изучаем?
- За 1 мин коротко наполните корзину на своих листочках знаниями о сущ.
Корзина знаний
- Обсудите В ПАРЕ, дополните свои корзины.
- Заполним нашу классную корзину (на доске) – каждая пара сообщает сведения о сущ., учитель прикрепляет листочки к корзине.
- Как вы думаете, всё ли мы знаем о сущ.? Вывешивается в корзину - ?
- Как вы думаете, о чём будет новое знание? (о сущ. с шипящими)
3. Повторение о Ь. Приём «Кластер».
- Проясним тему нашего урока. Нам поможет буква…..(загадка)
- Эта буква – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится. Ь
- Какие работы выполняет Ь ? Составляется кластер.
показатель разделительный
мягкости
- Итак, ТЕМА: правописание Ь у существительных после шипящих.
III. Работа над темой урока. Стадия осмысления.
1. Постановка проблемы – создание ситуации, приводящей к учебной задаче. Приём «Верно-неверно».
Верно-неверно (на доске и на листах с заданиями)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+ | - | + | + | + | + - ? |
На доске записаны слова:
Семья, лошадь, тетрадь, ночь.
- Рассмотрите слова, подумайте, что общего. Я буду говорить утверждения, вы в своих листочках + или – ставите.
1)Все эти слова- имена существительные.
2)Во всех словах мягкий знак(Ь) выполняет одну и ту же работу.
3)Все эти существительные – женского рода.
4)В слове семья мягкий знак (Ь)служит для разделения согл. и глас. зв.
5)В словах тетрадь, лошадь мягкий знак (Ь)-показатель мягкости .
6)В слове ночь- мягкий знак(Ь)- тоже служит для обозначения мягкости согласного.
- Проверим.
Фиксация противоречия:
-В каком вопросе затруднялись?
-Что мы знаем про звук [Ч]? (всегда мягкий)
-А для чего же тогда здесь поставили мягкий знак (Ь)?
-Он разделяет? Обозначает мягкость согласного? Тогда почему? (Выслушиваются предположения детей)
- Наверное, существует какая-то ещё работа у Ь ? В кластер помещается - ?
- Вот это и постараемся выяснить.
Итак, ставим задачи: - научиться писать сущ. с шипящ. на конце;
- выяснить, какую работу выполняет Ь. (Формулируют дети).
2. Решение учебной задачи.
На доске слова (на отдельных листах):
Вещь, врач, ложь, ёж, помощь, малыш.
- Что общего? (сущ., ед.ч., с шип.зв.)
- На какие группы разделили бы? (с ь и без) . Раздвигают на две группы.
- Исследуем каждую группу, понаблюдаем, что объединяет слова в каждой группе. Сделаем вывод, запишем его схематически.
М.Р. → Ж,Ш,Ч,Щ←Ж.Р.
↓ Ед.ч. ↓
Нет мягкого знака (Ь) с мягким знаком (Ь)
- Сверим наш вывод с правилом в учебнике – с.29 (работа с правилом). Подчеркнём орфограмму!
- Так какую ещё работу выполняет Ь?
Физминутка. Ёж, лещ, печь, мышь, скрипач, рожь, молодёжь (ж.р. – приседаем, м.р. – подпрыгиваем) + упражнения для глаз.
IV. Закрепление пройденного.
1. Закрепляем. Упр. 46
2. Проверим себя. Задания по выбору (дифференцированная работа).
Задание по выбору
Задание №1 Выполни упражнение ___ на стр.____ | Задание №2 Замените словосочетания одним словом с шипящим на конце. Запишите их в тетрадь.
| Задание №3 Подбери синонимы с шипящим на конце, запиши в тетрадь. Доктор – Груз - Родник – Друг – Подбери антонимы с шипящим на конце, запиши в тетрадь. День - Правда - |
Учащиеся, справившиеся со своим заданием, выполняют ещё дополнительное задание.
- Проверка.
V. Подводение итогов. Стадия рефлексии.
1. – Какую тему изучали?
- Какое новое знание получили? Возвращение к Корзине знаний. Вместо ? помещаем табличку с новым знанием.
М.Р. → Ж,Ш,Ч,Щ←Ж.Р.
↓ Ед.ч. ↓
Нет мягкого знака (Ь) с мягким знаком (Ь)
- С какой новой работой Ь познакомились? Возвращение к кластеру. Вместо ? помещаем табличку указ. на сущ. ж.р.
- Вернёмся к таблице «Верно-неверно». Что надо было поставить в 6-м вопросе? Отметьте на своих листах.
2. Д/З рабочая тетрадь упр.35. 36. 38 по выбору, правило наиз.
3. Самооценка.
- Кто всё понял, во всём разобрался?
- У кого есть трудности, требуется тренировка?
- Кто не разобрался в теме?
- Что себе поставите за работу на уроке? (пальцы)
Высказывания (узнал, удивился, научился……)
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Лист- помощник (у каждого ученика):
Корзина знаний
Верно-неверно
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Задание по выбору
Задание №1 Выполни упражнение __ на стр.___ | Задание №2 Замените словосочетания одним словом с шипящим на конце. Запишите их в тетрадь.
| Задание №3 Подбери синонимы с шипящим на конце, запиши в тетрадь. Доктор – Груз - Родник – Друг – Подбери антонимы с шипящим на конце, запиши в тетрадь. День - Правда - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Урок открытие нового знания (ОЗН) построен в соответствии с требованиями ФГОС с использованием презентации, учебного диска к учебнику. Использованы виды работ - в малых группах, парах, индивидуально. ...

Презентация на тему: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Русский язык. 3 класс. Программа «Школа России» Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. 1 слайдСейчас вы, как художники, нарисуете еще одно ...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
поурочная разработка...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода...