Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мартынова Марина Владимировна

Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России"  с применением ТРКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

1.Мартынова Марина Владимировна

2.Место работы: МБОУ СОШ № 13 им. И.Б.Катунина г.Брянска

3.Должность: учитель начальных классов

4.Предмет : Русский язык

5.Класс: 3

6. Тема и номер урока в теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода», в теме  урок №1

7. Базовый учебник: Русский язык В.П.Канакина   (программа «Школа России»)

8.Цель урока: формировать умения  обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»

9.Задачи:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

            - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, критического мышления , зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

           в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

10.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

11. Урок с применением ТРКМЧП

12. Оборудование: учебник, рисунок корзины, сведения о существительных на отдельных листах (на доску), кластер с Ь, листы-помощники с заданиями для каждого ученика, карточки со словами.

ХОД УРОКА:

I. Орг.момент. Настрой на урок.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

- На уроке нам потребуется порядок и внимание. С тренировки внимания и начнем. Сейчас я прочитаю стихотворение. Выполните, что говорится, и слушайте внимательно, в стихотворении подсказка на чистописание.

II. Актуализация знаний.                         Стадия вызова.

1. Чистописание.

- Тетрадь наклонно положу.

   Ручку правильно держу.

   За посадкою слежу.

   С чистотою я дружу.

   На «отлично» всё пишу.

- Группа каких согласных звуков часто звучала в стихотворении?

- Назовите эти звуки. Почему они называются шипящими?

- На какие группы вы их разделили бы?

- Составьте различные цепочки из букв, обозначающие эти звуки.

- Сколько получилось цепочек?

2. Повторение о сущ.      Приём «Корзина знаний».

- Какую «большую» тему мы изучаем?

- За 1 мин коротко наполните корзину на своих листочках знаниями о сущ.

Корзина знаний

- Обсудите В ПАРЕ, дополните свои корзины.

- Заполним нашу классную корзину (на доске) – каждая пара сообщает сведения о сущ., учитель прикрепляет листочки к корзине.

- Как вы думаете, всё ли мы знаем о сущ.? Вывешивается в корзину -  ?

- Как вы думаете, о чём будет новое знание? (о сущ. с шипящими)

3. Повторение о Ь.    Приём «Кластер».

- Проясним тему нашего урока. Нам поможет буква…..(загадка)

- Эта буква – хитрый знак.

   Не сказать его никак.

   Он не произносится,

   Но в слово часто просится.     Ь

- Какие работы выполняет Ь ?  Составляется кластер.

показатель                                   разделительный

мягкости

- Итак, ТЕМА: правописание Ь у существительных после шипящих.

III. Работа над темой урока.             Стадия осмысления.       

 

1. Постановка проблемы – создание ситуации, приводящей к учебной задаче.    Приём «Верно-неверно».  

Верно-неверно (на доске и на листах с заданиями)

1

2

3

4

5

6

+

-

+

+

+

+ - ?

На доске записаны слова:

Семья, лошадь, тетрадь, ночь.     

- Рассмотрите слова, подумайте, что общего. Я буду говорить утверждения, вы в своих листочках + или – ставите.

1)Все эти слова- имена существительные.

2)Во всех словах мягкий знак(Ь) выполняет одну и ту же работу.

3)Все эти существительные – женского рода.

4)В слове семья мягкий знак (Ь)служит для разделения согл. и глас. зв.

5)В словах тетрадь, лошадь мягкий знак (Ь)-показатель мягкости .

6)В слове ночь- мягкий знак(Ь)- тоже служит для обозначения мягкости согласного.

- Проверим.

Фиксация противоречия:

-В каком вопросе затруднялись?

-Что мы знаем про звук  [Ч]? (всегда мягкий)

-А для чего же тогда здесь поставили мягкий знак (Ь)?

-Он разделяет? Обозначает мягкость согласного? Тогда почему? (Выслушиваются предположения детей)

- Наверное, существует какая-то ещё работа у Ь ? В кластер помещается - ?

- Вот это и постараемся выяснить.

   Итак, ставим задачи: - научиться писать сущ. с шипящ. на конце;

                                        - выяснить, какую работу выполняет Ь. (Формулируют дети).

2. Решение учебной задачи.

На доске  слова (на отдельных листах):

 Вещь, врач, ложь, ёж, помощь, малыш.  

- Что общего? (сущ., ед.ч., с шип.зв.)

- На какие группы разделили бы? (с ь и без) . Раздвигают на две группы.

- Исследуем каждую группу, понаблюдаем, что объединяет слова в каждой группе. Сделаем вывод, запишем его схематически.

                   М.Р. → Ж,Ш,Ч,ЩЖ.Р.

                    ↓                    Ед.ч.          ↓

            Нет мягкого знака (Ь)                     с мягким знаком (Ь)

- Сверим наш вывод с правилом в учебнике – с.29 (работа с правилом). Подчеркнём орфограмму!

- Так какую ещё работу выполняет Ь?

Физминутка. Ёж, лещ, печь, мышь, скрипач, рожь, молодёжь (ж.р. – приседаем, м.р. – подпрыгиваем) + упражнения для глаз.

IV. Закрепление пройденного.

1. Закрепляем. Упр. 46

 

2. Проверим себя. Задания по выбору (дифференцированная работа).

Задание по выбору

Задание №1

Выполни упражнение ___ на стр.____

Задание №2

Замените словосочетания одним словом с шипящим на конце. Запишите их в тетрадь.

  • близкий приятель, друг
  • человек, лечащий больных
  • мелкие деньги
  • женское украшение
  • молодые люди
  • непромокаемая легкая одежда от дождя

Задание №3

Подбери синонимы с шипящим на конце, запиши в тетрадь.

Доктор –

Груз -

Родник –

Друг –

Подбери антонимы с шипящим на конце, запиши в тетрадь.

День -

Правда -

Учащиеся, справившиеся со своим заданием, выполняют ещё дополнительное задание.

- Проверка.

V. Подводение итогов.                          Стадия рефлексии.

1. – Какую тему изучали?

    - Какое новое знание получили? Возвращение к Корзине знаний. Вместо ? помещаем табличку с новым знанием.

                   М.Р. → Ж,Ш,Ч,ЩЖ.Р.

                    ↓                    Ед.ч.          ↓

            Нет мягкого знака (Ь)                     с мягким знаком (Ь)

    - С какой новой работой Ь познакомились? Возвращение к кластеру. Вместо ? помещаем табличку указ. на сущ. ж.р.

    - Вернёмся к таблице «Верно-неверно». Что надо было поставить в 6-м вопросе? Отметьте на своих листах.

2. Д/З рабочая тетрадь упр.35. 36. 38 по выбору, правило наиз.

3. Самооценка.

- Кто всё понял, во всём разобрался?

- У кого есть трудности, требуется тренировка?

- Кто не разобрался в теме?

- Что себе поставите за работу на уроке? (пальцы)

Высказывания (узнал, удивился, научился……)

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Лист- помощник (у каждого ученика):

Корзина знаний

Верно-неверно

1

2

3

4

5

6

Задание по выбору

Задание №1

Выполни упражнение __ на стр.___

Задание №2

Замените словосочетания одним словом с шипящим на конце. Запишите их в тетрадь.

  • близкий приятель, друг
  • человек, лечащий больных
  • мелкие деньги
  • женское украшение
  • молодые люди
  • непромокаемая легкая одежда от дождя

Задание №3

Подбери синонимы с шипящим на конце, запиши в тетрадь.

Доктор –

Груз -

Родник –

Друг –

Подбери антонимы с шипящим на конце, запиши в тетрадь.

День -

Правда -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода...