Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mikhalskaya_sd.rar | 996.94 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
«Правописание мягкого знака после шипящих
на конце имен существительных женского рода»
1.Михальская Светлана Демьяновна
2.Место работы: МКОУ Кыштовская СОШ №2 Новосибирской области
3.Должность: учитель начальных классов
4.Предмет : Русский язык
5.Класс: 3
6. Тема и номер урока в теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода», в теме урок №1
7. Базовый учебник: Русский язык В.П.Канакина 3 класс ; Москва «Просвещение», 2013 год (программа «Школа России»
8.Цель урока: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
9.Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
10.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
11. Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, камера
13. Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | время |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Оргмомент На уроке я сижу, не кричу и не стучу. Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю. | Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на восприятие учебного материала. | Настраиваются на работу. | 1 мин | |
2 | Чистописание ть, рья. | слайд | Выполняет показ на доске написания сочетаний. | Выполняют работу в рабочих тетрадях, соблюдая каллиграфию | 3 мин |
Словарная работа | слайд | Записывают под диктовку | 3 мин | ||
3 | Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке). | №1 | Прочитайте слова (запись на доске). Объясните пропущенные орфограммы: луч,карандаш,вещь,врач,тишь,ночь,рожь,печь,дочь. По какому признаку можно разделить слова на две группы?
| Дети выполняют самостоятельно у доски, один на компьютере | 4мин |
4 | Постановка проблемы. | слайд | Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи. Предлагаю вам слово дочь К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему? Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий). Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак). А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце). Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе). Куда определим данное слово? (Слово дочь отнесем в третью группу). Аналогичная работы со словом рожь. (Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе). Возникает проблемная ситуация. Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака “?”. Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и рожь после шипящих пишется мягкий знак). Фиксация проблемной ситуации на доске Дочь Глушь Сформулируйте цель урока. | Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока. (Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак). | 5 мин |
5 | Открытие детьми нового материала | №2, слайд |
Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу. Работа в группах. (Предлагаются карточки для исследовательской работы). Карточка 1. Прочитайте слова. 2. Определите, какие это части речи. 3. Какие звуки слышатся на конце слов? 4. Определите род. 5. Запишите слова в два столбика по родам 6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется. 7. Сделайте вывод, используя ЦОР. Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями. (В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода). Формулирование темы урока детьми. А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм). (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм). Работа со словосочетаниями. Запись на доске: красивая брош (?) золотая рож (?) серебристый ландыш (?) новая вещ (?) Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически | Дети делают вывод, используя ЦОР Формулируют тему урока. | 5 мин |
6 | Возвращение к проблеме | Учебник, камера | Почему же в словах дочь и рожь на конце слов после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается). Какова роль мягкого знака? с.31,ч2 | Читают вывод в учебнике, сравнивают с собственным выводом с.31 Ч2 | 3 мин |
7 | Работа с учебником (правило). | Камера | Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника). | Коллективно составляют алгоритм действий и записывают на доске | 5 мин |
8 | Составление алгоритма. | А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм). (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм). | Озвучивают алгоритм | 5 мин | |
9 | Первичное закрепление. | Камера | Работа со словосочетаниями. Запись на доске: красивая брош (?) золотая рож (?) серебристый ландыш (?) новая вещ (?) Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически. | Работают коллективно, записи делают в рабочих тетрадях, Комментируют и проговаривают “шаги” алгоритма). | 3 мин |
10 | физминутка | Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной. Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж. | Выполняют упражнение на внимание. | 1 мин | |
11 | закрепление | №3,№4 | А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя задания используя ЦОР. | Выполняют самостоятельную работу на персональном компьютере используя ЦОР | 5мин |
12 | д\з | по выбору с.33, упр.57, выучить алгоритм | Записывают д/з в дневник с.33,упр 57 | 1 мин | |
13 | Рефлексия | Какое открытие вы сегодня сделали? Что было трудным (интересным, легким)? Оценивание: поставьте баллы себе и каждому в группе - В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку: 1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую). 2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую. 3. Если не разобрались в теме – голубую. | Отвечают на вопросы учителя, оцениваю себя | 2 мин | |
14 | Дополнительное задание | №6,№5 | Провести тестирование | Комментируют | 3 мин |
Литература:.
1.Урок составлен на основе книги М.В. Сергеевой
2.«Веселые подсказки. Русский язык. Этот странный Мягкий Знак». Издат.»Белый город»2010г
3.В.В.Волина «Учись играя»,2000 г
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. 2. 3. 4. | ЦОР Русский язык «Роль «ь» ЦОР Русский язык «Нужен ли «ь» ЦОР Русский язык «Распредели слова «ь» и без «ь» Русский язык «Когда пишем «ь» | ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы Карточка ресурса ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы ЦОР Интерактивное задание: Распредели слова: с "Ь" и без "Ь" Практическое задание ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы | Иллюстрация практический Иллюстрация практический Модель практический Модель практический | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/978305ed-830e-4f90-b220-de9e561d5d47/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_087%5D.htmll |
5 | Тест «ь в именах существительных после шипящих» | ЭОР Интерактивное задание для | Тест практический | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/73a17284-8e0b-4678-b971-35a0bcf971f9/view/ |
6 | Дополнительное задание | ЭОР Интерактивное задание для | Таблица практический |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России" с применением ТРКМЧП....
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...
Правописание ь знака после шипящихна конце имён существительных.
Тренировочные упражнения по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце именсуществительных после шипящих" Могут быть использованы в качестве проверочной работы по теме....
Правописание ь знака после шипящихна конце имён существительных.
Карточки на тему "равописание ь знака после шипящих на конце имен существительных"....
"Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода" (3 класс)
Открытый урок и презентация в 3 классе по программе "Перспектива" на тему: "Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода" (3 класс)...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....