Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Михальская Светлана Демьяновна

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikhalskaya_sd.rar996.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                План-конспект урока

«Правописание мягкого знака после шипящих

на конце имен существительных женского рода»

1.Михальская Светлана Демьяновна

2.Место работы: МКОУ Кыштовская СОШ №2 Новосибирской области

3.Должность: учитель начальных классов

4.Предмет : Русский язык

5.Класс: 3

6. Тема и номер урока в теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода», в теме  урок №1

7. Базовый учебник: Русский язык В.П.Канакина  3 класс ; Москва «Просвещение», 2013 год (программа «Школа России»

8.Цель урока: формировать умения  обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»

9.Задачи:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

            - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

           в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

 

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

10.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

11. Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, камера

13. Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

время

1

2

3

4

5

6

1

Оргмомент

На уроке я сижу, не кричу и не стучу. Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю.

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой

на восприятие учебного материала.

Настраиваются на работу.

1 мин

2

Чистописание

ть, рья.

слайд

Выполняет показ на доске написания сочетаний.

Выполняют работу в рабочих тетрадях, соблюдая каллиграфию

3 мин

Словарная работа

слайд

Записывают под диктовку

3 мин

3

Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке).

№1

Прочитайте слова (запись на доске). Объясните пропущенные орфограммы: луч,карандаш,вещь,врач,тишь,ночь,рожь,печь,дочь.

По какому признаку можно разделить слова на две группы?

 

Дети выполняют самостоятельно у доски, один на компьютере

4мин

4

Постановка проблемы.

слайд

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Предлагаю вам слово дочь

К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему?

Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).

Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак).

А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).

Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе).

Куда определим данное слово? (Слово дочь отнесем в третью группу).

Аналогичная работы со словом рожь.

(Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе).

Возникает проблемная ситуация.

Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака “?”.

Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и  рожь  после шипящих пишется мягкий знак).

Фиксация проблемной ситуации на доске

Дочь

Глушь

Сформулируйте цель урока. 

Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока.

(Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак).

5 мин

5

Открытие детьми нового материала

№2,

слайд

     

Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.

Работа в группах. (Предлагаются карточки для исследовательской работы).

           Карточка

1.        Прочитайте слова.

2. Определите, какие это части речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слов?

4. Определите род.

5. Запишите слова в два столбика по родам

6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.

7. Сделайте вывод, используя ЦОР.

Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями. (В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода).

Формулирование темы урока детьми.

А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм).

(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

Работа со словосочетаниями.

Запись на доске:

красивая брош (?)

золотая рож (?)

серебристый ландыш (?)

новая вещ (?)

Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически

Дети делают вывод, используя ЦОР

Формулируют тему урока.

5 мин

6

Возвращение к проблеме

Учебник,

камера

Почему же в словах дочь и рожь  на конце слов после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается).

Какова роль мягкого знака?

с.31,ч2

Читают вывод в учебнике, сравнивают с собственным выводом

с.31 Ч2

3 мин

7

Работа с учебником (правило).

Камера

Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).

Коллективно составляют алгоритм действий и записывают на доске

5 мин

8

Составление алгоритма.

А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм).

(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

Озвучивают алгоритм

5 мин

9

Первичное закрепление.

Камера

Работа со словосочетаниями.

Запись на доске:

красивая брош (?)

золотая рож (?)

серебристый ландыш (?)

новая вещ (?)

Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически.

Работают коллективно, записи делают  в рабочих тетрадях,

Комментируют и    проговаривают “шаги” алгоритма).

3 мин

10

физминутка

Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.

Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.

Выполняют упражнение на внимание.

1 мин

11

закрепление

№3,№4

А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя задания используя ЦОР.

Выполняют самостоятельную работу на персональном компьютере используя ЦОР

5мин

12

д\з

по выбору с.33, упр.57, выучить алгоритм

Записывают д/з в дневник

с.33,упр 57

1 мин

13

Рефлексия

Какое открытие вы сегодня сделали?

Что было трудным (интересным, легким)?

Оценивание: поставьте баллы себе и каждому в группе

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1.        Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2.        Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3.        Если не разобрались в теме – голубую.

Отвечают на вопросы учителя, оцениваю себя

2 мин

14

Дополнительное задание

№6,№5

Провести тестирование

Комментируют

3 мин

Литература:.

1.Урок составлен на основе книги М.В. Сергеевой

2.«Веселые подсказки. Русский язык. Этот странный Мягкий Знак». Издат.»Белый город»2010г

3.В.В.Волина «Учись играя»,2000 г

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

2.

3.

4.

 ЦОР Русский язык «Роль «ь»

ЦОР Русский язык «Нужен ли «ь»

ЦОР Русский язык «Распредели слова «ь» и без «ь»

Русский язык «Когда пишем «ь»  

ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы Карточка ресурса

ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы

ЦОР Интерактивное задание: Распредели слова: с "Ь" и без "Ь"

Практическое задание

ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы

Иллюстрация

практический

Иллюстрация

практический

Модель

практический

Модель

практический

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6583815a-74f8-48fd-8963-bced1c8a8084/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BIA_085%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/978305ed-830e-4f90-b220-de9e561d5d47/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_087%5D.htmll

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ca8e9e7-7f0f-4c11-8675-59e2870c89b7/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_086%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9243dabd-2745-4fa1-b53d-ce837c37b584/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_089%5D.html

5

Тест «ь в именах существительных после шипящих»

ЭОР Интерактивное задание для

Тест

практический

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/73a17284-8e0b-4678-b971-35a0bcf971f9/view/

6

Дополнительное задание

ЭОР Интерактивное задание для

Таблица

практический

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/05/ea/f4/f3/7c/e4/fe/1d/3c/2b/88/48/44/3b/22/87/html/content/index.html

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России"  с применением ТРКМЧП....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...

Правописание ь знака после шипящихна конце имён существительных.

Тренировочные упражнения по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце именсуществительных после шипящих" Могут быть использованы в качестве проверочной работы по теме....

Правописание ь знака после шипящихна конце имён существительных.

Карточки на тему "равописание ь знака после шипящих на конце имен существительных"....

"Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода" (3 класс)

Открытый урок и презентация в 3 классе по программе "Перспектива" на тему: "Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода" (3 класс)...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....