Конспект урока по русскому языку 4 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
«Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) сформировать умение записывать имена существительные единственного числа с шипящими на конце;
2) тренировать умение выполнять шаги учебной деятельности.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, общение, аналогия.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: 1) 6 пустых карточек и 6 карточек с буквой Ь;
2) карточки с фразами; 3) эталон «Фиксация затруднения»; 5) эталон «Причина затруднения»; 6) эталон «Ставлю цель»; 7) блоки алгоритма.
Раздаточный материал: 1) карточки со словами; 2) цветные карточки; 3) карточки для открытия; 4) блоки для алгоритма.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
На доске записана пословица:
− Как понимаете смысл пословицы? (Умение читать и правильно писать поможет человеку в жизни, такой человек не пропадет.)
− Согласны ли вы с этим утверждением?
− Можете ли вы про себя сказать, что вы «грамоте горазды»?
− С какой частью речи вы работали на прошлых уроках? (Имя существительное.)
− Сегодня вы продолжите знакомство с правилами правописания имен существительных.
− Вы будете открывать новое знание. Как вы обычно открываете новое? (Сначала определим, что мы не знаем, а затем сами найдем способ.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Минутка чистописания.
− Начнем со строчки чистописания. Подготовим руку к письму.
ж
ш ь
ч
щ
− Обратите внимание на буквы согласных. Что между ними общего? (Они обозначают шипящие согласные звуки.)
− Какую роль играет мягкий знак в словах? (Обозначает мягкость предшествующего согласного, может быть разделительным.)
− Составьте из данных букв согласных сочетания с мягким знаком. Запишите данные сочетания, обратите внимание на соединение.
− Прочитайте слова:
− Распределите слова на группы в соответствии какую роль выполняет мягкий знак в словах.
профиль ателье беречь
пальмовый серьезный стеречь
корабль судья испечь
(В словах первой группы Ь обозначает мягкость предшествующего согласного. В словах второй группы Ь разделяет мягкий согласный и звук [й‘]. В словах третьей группы столбика Ь указывает на неопределенную форму глагола.)
− Оказывается, не только в глаголах Ь указывает на грамматический признак.
Учитель открывает четвертую группу слов.
− Прочитайте слова четвертой группы.
мышь
луч
камыш
дрожь
мощь
− К какой части речи относятся данные слова? (Это имена существительные.)
− Произнесите данные слова. Что общего в их звучании? (Они оканчиваются на шипящий согласный.)
− Сравните написание слов. Что заметили? (Есть слова с мягким знаком на конце и без мягкого знака.)
Учитель раздает детям карточки с заданием на пробное действие.
− Попробуйте самостоятельно выбрать существительные, на конце которых после шипящих нужно писать Ь. Обоснуйте свой выбор.
Ученики записывают выбранные слова на планшете.
На доске:
клич_ гореч_
шалаш_ брош_
борщ_ вещ_
− Какие варианты получились?
Учитель помещает на доску карточки: пустую и с буквой Ь в зависимости от ответов детей.
Гореч клич шалаш брош борщ вещ
− Определим, кто из вас был прав.
Учитель оставляет верный вариант на доске.
Гореч клич шалаш брош борщ вещ
− Чей вариант оказался неверным?
Учитель открывает эталон фиксации затруднения.
− В чем ваше затруднение?
Дети показывают карточку соответствующего цвета.
■ Я не могу обосновать свой ответ.
■ Я не смог получить правильный ответ.
■ Я не смог выполнить задание.
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы выполняли? (Нужно было определить и выбрать существительные, на конце которых после шипящих нужно писать Ь, и обосновать свой выбор.)
Учитель открывает эталон «Причина затруднения».
− В чем причина возникших затруднений? (Не знаем правила написания существительных, на конце которых после шипящих нужно писать Ь.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель открывает эталон «Ставлю цель».
− Какую цель перед собой поставите? (Узнать правило написания существительных, на конце которых после шипящих нужно писать Ь.)
− Сформулируйте тему урока. (Правописание имен существительных, на конце которых после шипящих нужно писать Ь.)
Учитель фиксирует тему урока на доске.
− Где можно найти необходимую информацию? (Провести исследование, посмотреть в учебнике, спросить у учителя.)
− Как зафиксируем результат открытия? (Сформулируем правило, составим алгоритм.)
5. Реализация построенного проекта.
− Я предлагаю вам сделать открытие в группах.
Для этого вы проведете исследование. Каждая группа получает карточку, на которой записаны имена существительные с шипящим согласным на конце. В первой группе будут существительные, на конце которых пишется Ь, а во второй группе − существительные без Ь. Сравните признаки имен существительных каждой группы и попробуете открыть и сформулировать правило написания существительных с шипящим на конце.
План открытия вывешивается на доске. Можно предложить учащимся составить план из разрезанных частей.
План:
1. Провести исследование написания слов.
2. Сформулировать правило.
3. Составить опорную схему.
Учитель раздает каждой группе карточки (формата 2 листа А4). На работу отводится 5 минут.
Представители групп вывешивают свои проекты. Учитель анализирует выполненные работы и адресует вопросы представителям от каждой группы.
− Что общего у существительных первого столбика? Второго?
− Какое правило сформулировали? (После шипящих на конце слова в именах существительных женского рода мягкий знак пишется, а в именах существительных мужского рода не пишется.)
− Какой эталон вы составили?
− Как убедиться, что вывод верен? (Проверить себя по учебнику.)
− Откройте учебник и прочитайте правило. Верно ли открытое вами правило?
− На основе данного правила составим алгоритм. Я окажу вам помощь и предложу разрозненные шаги алгоритма. Работать будете по группам. На выполнение задания дается 3 минуты.
По группам дети составляют алгоритм, приклеивая его детали на лист.
В ходе фронтального обсуждения ученики по очереди вывешивают на свободную часть доски блоки алгоритма и соединяют их стрелками. В результате получается блок-схема алгоритма:
− Пользуясь правилом, выполним пробное задание.
− Достигли ли вы цели урока? Докажите.
Ученики соотносят цель и формулируют полученный результат.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Что еще надо сделать? (Надо потренироваться в применении правила.)
– Откройте учебник. Выполним с комментированием упражнение.
Продолжи тематические группы имен существительных. Обозначь орфограммы.
- Названия профессий: врач_ (…), …
- Названия птиц и животных: сыч_ (…), …
- Названия продуктов питания: корж_ (…), …
Для выполнения каждого задания один ученик выходит к доске, остальные учащиеся работают в тетрадях.
Первый пункт выполняется фронтально, второй и третий − в парах.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Какой шаг в вашей работе будет следующим? (Самостоятельная работа.)
− Вставьте, где это нужно, букву Ь и обозначьте орфограмму.
На доске:
Реч_ , печ_, луч_, дрож_, матч_, гараж_, карандаш_.
− Проверьте свою работу.
Речь (ж.р.), печь (ж.р.), луч (м.р.), дрожь (ж.р.), матч (м.р.), гараж (м.р.), карандаш (м.р.).
− Если у вас есть ошибки в работе, поставьте в конце записи «?», если вы выполнили работу верно, то «+».
− О чем говорит знак вопроса? (Нужно еще потренироваться.)
− Где вы сможете потренироваться? (На уроке и дома.)
− Кто поставил себе «+»? Молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Рассмотрим слова с изученной орфограммой в контексте предложений и выполним упражнение.
Спиши, расставь недостающие знаки препинания. Вставь, где это нужно, букву Ь. Обозначь орфограмму.
1. Дремлет чуткий камыш_, тиш_ - безлюдье вокруг. (И. Никитин) 2. Этот плач_ не могла выносить Травка и, заслышав его, вылезала из ямы и в ноч_ и в полноч_. (М. Пришвин) 3. Экипаж_ стоял его окружали чёрные фигуры. 4. Тибул перешагнул через барьер и стал на карнизе. Его плащ_ развевался, как знамя. 5. Силач_ отступил в изумлении и сжал кулаки. (Ю. Олеша) 6. (Так ты же ещё малыш_) рассмеялся Владик. (А. Гайдар)
Самостоятельное выполнение задания, фронтальная проверка.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Какую цель вы перед собой ставили? Удалось ли ее достичь?
− Какое правило сформулировали?
− Вернемся к пословице, с которой мы начали урок: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
− Можете ли вы сказать, что вы стали более «грамоте горазды»?
− Оцените свою работу при помощи цветных карточек.
■ Я знаю правило написания существительных с шипящим на конце слова, умею пользоваться составленным по этому правилу эталоном и в самостоятельной работе не допустил ошибок.
■ Я знаю правило написания существительных с шипящим на конце слова, умею пользоваться составленным по этому правилу эталоном, но в самостоятельной работе допустил ошибки.
■ Я знаю правило написания существительных с шипящим на конце слова, но испытываю трудности в пользовании эталоном и в самостоятельной работе допустил ошибки.
− Объясните свой выбор.
− Запишите домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-156961-1354540474.jpg)
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/14/picture-62310-1379156806.jpg)
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353571-1385314839.jpg)
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России" с применением ТРКМЧП....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-135386-1351893454.jpg)
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Урок открытие нового знания (ОЗН) построен в соответствии с требованиями ФГОС с использованием презентации, учебного диска к учебнику. Использованы виды работ - в малых группах, парах, индивидуально. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/19/picture-868310-1482161900.jpg)
Конспект по русскому языку «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1382242-1643741132.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/16/picture-1388070-1645030610.jpg)
Проект урока Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (русский язык)
класс в 2-х частях» Издательство «Астрель».Тема урока:«Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»Задачи урока:1.Познакомить уча...