Рабочая программа по русскому языку 3 класс система Д. Б.Эльконина- В. В.Давыдова
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Данная рабочая программа составлена для организации учебной деятельности учащихся по развивающему обучению (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова).  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку (проект)

3 класс

Пояснительная записка

Характеристика образовательной области и место данной дисциплины в ней

              Задача начальной школы - заложить основы развития детей, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. Важное место в реализации намеченных целей принадлежит курсу русского языка. Это практический курс, задачи которого состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно говорить, читать и писать, обогатить речь учащихся, дать начальные сведения по языку и литературе, развить внимание и интерес к чтению книг.

             

Данная рабочая программа составлена для организации учебной деятельности учащихся по развивающему обучению (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова).  Это профессиональное определение учителем своих стратегических позиций, за счет которых будет возможна организация детско-взрослого сотрудничества в решении системы учебных задач по предмету «Русский язык». 3 класс.

 На реализацию программы отводится по Базисному плану по 5 часов на 34 недели. Всего за учебный год – 170 часов.

Цель деятельности учителя         

Сформировать орфографические действия, опираясь на основной закон русского письма. Отслеживание логики движения ученика к решению орфографической задачи

Операциональный состав орфографического действия:  

1. Определить слабые и сильные позиции звуков.

2. Записать слово с пропуском орфограмм.

3. Установить тип орфограмм: в слабой позиции, в сильной позиции.

4. Определить место орфограмм, учитывая состав слова.

5. Применить способы проверки согласно типу орфограмм:

Операциональный состав морфемного анализа: 

1. Отнести слово к определенной группе: а) предмет б) признак в) действие

 2.Найти окончание: а) определить изменение; б) выделить изменяемую часть;  

3. Выделить основу.  

4. Выделить корень.  

5. Выделить аффиксы.

Конкретизация и применение общего способа действия:

1. Что такое фонема (смыслоразличительная звуковая единица языка) и звук (представитель фонемы в слове).

 2. Фонематический принцип письма (обозначение буквами фонем, а не звуков).

3. Различие между сильными и слабыми позициями фонемы; признаки сильных и слабых позиции гласных и согласных (парных по звонкости-глухости, твердости-мягкости) фонем.

4. Типы орфограмм по позициям фонемы (орфограммы сильных и слабых позиций), общий способ проверки  (приведение фонемы к сильной позиции в той же значимой части слова).

5. Основные типы словоизменений (по числам, падежам, родам, временам и лицам).

6. Что такое родственные слова.

Определение значимых частей слова (основы и окончания, корня, аффиксов):

1. Определять фонемный состав слова и составлять его фонемную запись.

2. Уметь работать с орфографическим словарем.

3. Выделять в слове значимые части (путем изменения слова и сопоставления производного и производящего слова).

4. Подбирать однокоренные слова.

5.  Различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова.

6.  Выделять в слове ОСП и изученные орфограммы сильных позиций и определять их принадлежность к той или    иной значимой части слова.

7.  Проверять ОСП в корне слова путем его изменения или подбора однокоренных слов.

8.  Объяснить ОСП аффиксов путем сопоставления с заданным словом с той же морфемой в сильной позиций.

9. Проверять изученные орфограммы сильных позиций;

Учебные задачи: 

1. Сформировать понятие сильных и слабых позиции, овладеть письмом с пропуском слабых позиций.

2. Вооружить учащихся способом проверки ОСП по сильной позиции.

3. Необходимость определения границ применимости ОЗРП.

4. Установление всеобщности принципа письма по ОЗРП.

5.Конкретизация и применение общего способа действия.

Исследовательские циклы: 

А) Позиционное чередование звуков.

 Б) Проверка ОСП с помощью орфографического словаря.

В) Проверка орфограмм по сильной позиции.

Г) Необходимость учета состава слова при проверке ОСП.

Д) Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов.

Обнаружение факта чередования звуков. Установление причины чередования. Выявить отличия между обнаруженными позициями. Отметить отличительные признаки установленных позиций. Открыть закон русского письма. Открытие класса орфограмм слабых позиций. «Найти» рациональный способ письма.

Назначение и приемы работы с орфографическим словарем. 

Установить последовательность действий при работе со словарем и уточнить алгоритм письма по готовому образцу. Обнаружить свойство печатного текста.

Сконструировать способ действия по определению буквы на месте звука в слабой позиции. 

Узнать, как изменяются слова.

 Способы проверки некоторых ОСП по договору – по правилу.

 Систематизация способов проверки ОСП.

Отнести общий способ проверки ОСП к орфограммам основы.

Обнаружить в слове окончание и сконструировать способ выделения.

Найти в слове основу и сконструировать способ выделения.

 Отнести общий способ проверки орфограмм к орфограммам основы.

Сконструировать понятие о родственных словах.

 Установление отношений словообразовательной производности.

Обнаружить значимые части с помощью которых появляются новые слова.

Выявить возможность проверки

Умение определить сильные и слабые позиции: 

- умение писать с пропусками ОСП;

- умение разграничивать мену звуков в разных словах и чередование звуков в одном слове;  

- выполнение алгоритма письма по готовому образцу;

- умение проверять ОСП по словарю;

- умение применять способы проверки;

- понимание типов изменений слов;

- умение применять ОЗРП в основе слова;

- умение выделять значимые части сконструированным способом;

- умение подбирать однокоренные слова;

- уметь выделять в основе корень и аффиксы; 

- различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова;

- выделять в слове орфограммы;

- определять принадлежность орфограмм к той или иной значимой части;

-  проверять ОСП в корне путем подбора однокоренных слов.

Профессиональные возможности и формы педагогической деятельности:

Опираясь на исходные ориентиры предметного содержания (с чем работает и к каким предметным знаниям приходит ученик), учителем вырабатывается структура педагогической поддержки его инициативного движения в предмете. Поэтому структуру такой программы образуют:

- стратегический замысел педагогической поддержки – какие учебные задачи поставит ученик, и какие общие способы предметного действия станут результатом их решения («Предметно-логическая схема общих способов действия»);

-последствия педагогической поддержки – какое качество предметных знаний ученика и его действий самоконтроля и самооценки станут определять уровень его подготовки по предмету («Критерии качества предметных знаний и предметных действий ученика по итогам решения учебной задачи» и «Критерии сформированности действий самоконтроля и самооценки ученика по итогам решения учебной задачи»);

-этапы педагогической поддержки – из каких частей будет состоять решение учеником каждой из учебных задач; какие учебные действия позволят ученику выполнить каждую часть решения; какие звенья общего способа предметного действия будут построены учеником по итогам каждой такой части («Исследовательские циклы», «Тематика цикловой группировки образовательных ситуаций» и «Критерии предметных знаний, действий и действий самоконтроля и самооценки» детей по итогам каждого цикла;

-образовательные ситуации педагогической поддержки – ключевые задания мотивирующие обращение ученика к сотрудничеству для построения учебного действия, и содержание действий детей требующего включения в работу («Ключевые задания к образовательной ситуации каждого типа», «Предметно-коммуникативное содержание образовательной ситуации», и «Результат осуществления учебного действия») по итогам сотрудничества в образовательной ситуации.

Таким образом, проект данной программы состоит из трех основных пунктов предметно-логической схемы проектирования учителем рабочей программы.  (автор М.В.Каминская, д. пс. н., науч. рук. Сетевого проекта «Профессионализм учителя РО»):

1). Стратегический замысел учителя как взрослой стороны сотрудничества:

2) Последствия детско-взрослого учебного сотрудничества в решении каждой из общетеоретических учебных задач, при условии, что замысел проекта будет реализован:

3) Поэтапное осуществление решения каждой общетеоретической учебной задачи в сотрудничестве с учениками - предметно-логическая схема общих способов действия учащихся. Общие способы действия учащихся: фонематический принцип русского письма, морфемный анализ слова.

Анализ программного и учебно-методического обеспечения предмета        

      Основная задача курса русского языка в 3 классе  (авторы Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. Б., Чеботкова Л. Б.) - завершить выделение компонентов орфографического действия, опирающегося на понимание фонематического принципа письма.

     Для осознания фонематичности русского письма как его принципа учащимся необходимо проанализировать широкий круг орфограмм в различных морфемах.

     Решить эту задачу можно лишь тогда, когда дети овладеют понятием морфемы, как наименьшей значимой части слова, научатся осуществлять морфосемантический анализ слова. Поскольку корень является центральным элементом в морфемной структуре слова, предопределяющим его лексическое значение, то формирование понятия о морфеме начинается с формирования понятия о родственных словах и корне слова как общей части родственных слов.

     Очень важным моментом является установление тождества корневых морфем, так как это является обязательным условием решения орфографической задачи. Включение в анализ омонимичных и синонимичных корней позволяет сделать вывод: чтобы разграничить один и тот же и разные корни, необходимо ориентироваться на общность в значении и на общность фонемного состава.

     Овладение понятием о родственных словах и корне слова приводит учащихся к анализу чередующихся звуков в корнях слов. Причём анализируются не только позиционные, но и непозиционные (фонемные) чередования: снег-снежок, конец-кончик.

Выделение корня в качестве объекта орфографического действия является важной предпосылкой для осознания «закона письма» как общего принципа построения орфографического действия. Решающий шаг в этом направлении связан с применением «закона письма» к орфограммам других частей основы (префиксов и суффиксов). В соответствии с фонематическим принципом письма орфограммы в аффиксах проверяются так же, как и в корнях слов, т. е. по сильной позиции в том же суффиксе или префиксе. С помощью заданных односуффиксальных и однопрефиксальных «проверочных» слов учащиеся должны обосновывать выбор букв для обозначения фонем в важнейших русских приставках и суффиксах. Соответствует фонематическому принципу письма и написание окончаний: орфограммы в падежных окончаниях проверяются по сильной позиции в том же окончании. Отсюда следует простой и универсальный способ проверки этих орфограмм: подстановка вместо слова с орфограммой в окончании «проверочного» слова с сильной позицией фонемы в том же окончании (стол, стена, окно, рожь, крутой).

     Рассмотрение написаний в падежных окончаниях, противоречащих фонематическому принципу письма, целесообразно начать с окончаний существительных с основой на     - ИЙ. При этом особое внимание должно быть обращено на тот факт, что несоответствие закону письма наблюдается только в том случае, если в окончании проверочного слова оказывается фонема <Э>.После рассмотрения сущности данного класса орфограмм следует рассмотреть орфограммы, нарушающие принцип письма, в окончаниях прилагательных. Для того, чтобы указанный способ проверки орфограмм слабых позиций мог быть осознан учениками как всеобщий, необходимо познакомить их с орфограммами корня, нарушающими закон письма (программа предусматривает ознакомление с такими орфограммами в корнях зор/зар, гор/гар).

     В 3 классе предусматривается дальнейшее расширение и углубление работы по развитию речи учащихся. На уроках будет уделено внимание таким сторонам устной и письменной речи, как её выразительность, образность, точность. Поэтому наряду с такими традиционными упражнениями, как изложение, сочинение, предусматривается обучение сочинению образных миниатюр.

К концу 3 класса учащиеся должны

знать:
- названия падежей;

- типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова и по отношению к закону русского письма);

- способ проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях существительных («названий предметов») и прилагательных («названий признаков»);

- основные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях (буквы О, Ё, Ь после шипящих; буква И в окончаниях слов на  -ий, -ия, ие; буква  Г в окончании –ОГО, (-ЕГО ); окончание –ЫЙ, (-ИЙ) в прилагательных мужского рода);

-правила правописания орфограмм сильных позиций (буквы И, Ы, после Ц; разделительные Ь и Ъ);

- способы проверки орфограмм в окончаниях слов, называющих действия (орфограммы в формах прошедшего времени, -ТЬСЯ, (-ТСЯ), буквы Ё и Ь после шипящих, гласные в личных окончаниях);

уметь:

- определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними;

- склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании;

- проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путём подстановки в высказывание «проверочного » слова с окончанием в сильной позиции;

- определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях;

- правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными во 2- 3-м  классах;

- записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами;

- списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух;

- выразительно читать незнакомый художественный текст (темп чтения – не менее 80 слов в минуту);

- составлять простой план повествовательного и описательного текста;

- письменно излагать содержание повествовательного и описательного текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм);

- самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);

- составлять развёрнутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм).

Учебно-методическое обеспечение:

Программа

Учебник

Учебные пособия для учащихся

Методическое пособие для учителя

Система развивающего обучения   Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В.

Русский язык. 3 класс. Ч. 1 и 2. – М.: Вита-Пресс, 2010

Е.В. Восторгова Л.В. Чеботарева  «Методический комментарий к учебнику Русского языка для 3 класса» Вита-пресс 2011

Темы разделов. Цель. Основные понятия.

Критерии качества предметных знаний и действий по итогам освоения раздела

Критерии сформированности и становления действий самоконтроля и самооценки по итогам освоения раздела

1

Как устроено слово?

Цель: установление всеобщности открытого ранее фонематического принципа письма и вытекающего из него орфографического правила.

Основные понятия:

фонема,  морфемы (окончание, основа, корень, аффиксы), «неопределяемые» фонемы, непроизносимые согласные

Ученик должен знать:

  1. способ применения фонемного принципа к правописанию корней и аффиксов (общее орфографическое правило),
  2. иметь представление о букве как  знаке фонемы.

Ученик должен уметь:

  1. применять фонемный принцип (общее орфографическое правило) письма  к правописанию корней и аффиксов,
  2. моделировать отношение «звук – фонема - буква» (составление фонемных записей).

Способ проверки орфограммы слабой позиции

в корнях, приставках и суффиксах:

       __                                 ¬          ¬                       

                                                                                        

           буква                             буква                     буква

Составление фонемной записи:

  1. Определение звукового состава слова.
  2. Определение известных и неизвестных фонем.
  3. Определение значимой части, в которой находится неизвестная фонема.
  4. Определение неизвестной фонемы по сильной позиции в той же значимой части слова.

2

Зачем словам нужны окончания?

Цель: выявление работы окончаний у слов, называющих предметы и признаки.

Основные понятия: работа окончаний, постоянные и переменные работы, названия  основных падежей, падежные окончания

Ученик должен знать:

  1. работу окончаний слов, называющих предметы и признаки по указанию на число, падеж и род слова в высказывании,
  2. способ определения работы окончания у слов, называющих признаки,
  3. постоянные и переменные работы окончаний в названиях предметов и признаков,
  4. названия основных падежей,
  5. способ определения падежа слова в высказывании.

Ученик должен уметь:

  1. определять работу окончаний у слов, называющих предметы и признаки,
  2. определять падеж слова в словосочетании путем подстановки слова.

Способ определения работы окончаний у слов, называющих признаки предметов

        связь

число

         род

падеж

Способ определения падежа

Именительный падеж

есть

Кто? Что?

стена

Родительный падеж

нет

Кого? Чего?

стены

Дательный падеж

рад

Кому? Чему?

стене

(стулу)

Винительный падеж

вижу

Кого? Что?

стену

Творительный падеж

доволен

Кем? Чем?

стеной

Предложный падеж

думаю о

О ком?

О чем?

о стене

  (о стуле)

3

Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?

Цель: выявление основных наборов падежных окончаний у слов, называющих предметы и признаки; перенос на орфограммы в этих окончаниях принципа (закона) письма.

Основные  понятия: одинаковые окончания, окончания-омонимы, окончания-синонимы, 4 набора падежных окончаний, орфограмма «Ь после шипящих»

Ученик должен знать:

  1. понятие «одинаковые окончания», «окончания-омонимы», «окончания-синонимы»,
  2. наборы падежных окончаний у слов, называющих предметы,
  3. способ определения набора падежных окончаний у слов, называющих предметы,
  4. способ проверки орфограмм в падежных окончаниях,
  5. орфограмму «Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия».

 

 Ученик должен уметь:

  1. определять наборы падежных окончаний у слов, называющих предметы по именительному падежу единственного числа,
  2. проверять орфограмму в падежных окончаниях слов, называющих предметы путем замены слова с орфограммой, словом с тем же набором падежных окончаний в сильной позиции,
  3. проверять орфограмму в окончании слов, называющих признаки предметов,
  4. проверять орфограмму «Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия».

Способ определения набора падежных окончаний

 у слов, называющих предметы

                              ж.р., м.р., а - 1 набор

   м.р., 〈∅〉 - 2 набор

Им.п., ед ч.                ср.р., о - 3 набор

   ж.р., 〈∅〉 - 4 набор

Способ проверки орфограммы в  падежных окончаниях

слов, называющих предметы и признаки

Определить, что слово называет

определить число        проверить                          

                                                          словом

ед.ч.        мн.ч.        «пустой»

1. определить                  проверить

  род слова,        словом

2.  определить                 «слоны»

фонему            

   окончания,

3. выбрать соответствующее

     набору проверочное слово,

4. записать ту же букву, что

  и в проверочном слове.

Способ проверки орфограммы «Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия»

        ж.р., ед.ч.        Ь         Ь

Учебно-тематический план

Тема курса

Тема урока

Дидактические единицы

Контроль

Как устроено слово?

23 часа

1

Вводная контрольная работа № 1 «Повторение пройденного во 2 классе»

                        

КР № 1

2

Постановка задачи: «Как устроено слово?». Наименьшие значимые части слова, способ их выделения

Значимые части слова, способ их выделения

3

Наименьшие значимые части слова, способ их выделения

4

Многозначность слова

Многозначные слова

5

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для значимых частей (на примере приставок)

Фонема как строительный материал для значимых частей слова.

6

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для корней и суффиксов

Словарный диктант № 1

7

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для корней и суффиксов

8

Сильные и слабые позиции фонем. Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы

Сильные и слабые позиции фонем.

9

РР. Оформление высказываний с репликами и поясняющими их словами автора

Оформление прямой речи.

РР

10

Реализация фонемы в разных позициях (после твердого и после мягкого согласного)

Сильные и слабые позиции фонем.

11

Способ определения фонемного состава слова. Фонемная запись слова

Фонемный состав слова

Словарный диктант № 1

12

Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма. Основное орфографическое правило

Основной закон русского письма.

13

Правила графики

14

Применение общего орфографического правила к разным частям слова

15

«Неопределяемые» (неприводимые к сильной позиции) фонемы

Неопределяемые фонемы.

Словарный диктант № 2

16

Правописание слов с приставкой

с-. Слова с буквой з перед согласной в начале слова {здесь, здание, здоровье, здравствуй, зга)

17

Непроизносимые согласные

Непроизносимые согласные

18

Непроизносимые согласные

19

Чередование звуков и фонем в корнях слов

Чередование звуков и фонем в корнях слов

Словарный диктант № 2

20

РР2: Смысл пословицы. Сочинение продолжения сказки. Знаки препинания при записи диалога

Оформление прямой речи.

РР

21

Соотношение между написанием

и звучанием слова РР: Развернутый письменный ответ на вопрос по изученному материалу

РР

22

РР: Части текста

РР

23

Контрольное списывание № 1

Контр. спис № 1

24

Контрольная работа № 2 по теме «Как устроено слово?»

КР № 2

25

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными звуками

Зачем словам нужны окончания?

23 часа

26

Постановка задачи: «Зачем словам нужны окончания?»  Работа основы слова

Окончание.

Словарный диктант № 3

27

РР: Выделение в тексте частей.

РР

28

Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на число).

29

Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на  падеж).

30

Возможность замены слова, называющего предмет, указательным словом он (она, оно, они). Стилистическая функция такой замены.

Род.

31

Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на род).

32

Несовпадение наборов окончаний у слов разного рода.

Словарный диктант № 3

33

Отсутствие указания на род у окончаний множественного числа.

34

Омонимичные окончания слова, называющего предмет. Способ различения таких окончаний.

Окончания-омонимы.

35

Введение термина «падежные окончания».

Падежные окончания.

36

Предлоги как дополнительное средство связи названий предметов с другими словами в высказывании. Особенности изменения указательных слов при их употреблении с предлогами.

Предлоги и окончания.

Словарный диктант № 4

37

Правописание предлогов со словами.

38

Таблица падежных изменений слова, называющего предмет. Приведение слова к именительному падежу.

Таблица падежных изменений слова, называющего предмет. Приведение слова к именительному падежу.

39

Способ определения падежа слова в высказывании (путем подстановки слова степа).

Способ определения падежа слова, называющего предмет

40

Способ определения падежа слова в высказывании (путем подстановки слова степа).

41

Определение падежа слов во множественном числе.

42

Определение падежа слов, называющих предметы.

Словарный диктант № 4

43

Работа окончаний слов, называющих признаки.

Работа окончаний слов

        

44

Постоянная и переменная работа

слов, называющих предметы и признаки.

45

Контрольное списывание № 1

К. спис. № 1

46

Контрольный диктант № 1 по теме «Зачем словам нужны окончания?»

Диктант № 1

47

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

48

РР: План текста. Изложение с использованием плана.

План текста.

РР

49

Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки.

Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки.

Словарный диктант № 5

50

Контрольная работа № 3 по теме «Зачем словам нужны окончания?»

КР № 3

51

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Два способа определения падежа..

Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону русского письма?

22 часа

52

Постановка задачи: «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?» Понятие одного и того же окончания в разных словах.

Работа основного закона письма в окончаниях.

53

Понятие одного и того же окончания в разных словах.

Словарный диктант № 5

54

Четыре основных набора падежных окончаний, называющих предметы. Способ определения набора падежных окончаний по именительному падежу единственного числа..

55

Работа окончания винительного падежа по указанию на то, какой предмет называет слово живой или неживой.

56

Определение набора падежных

окончании у слов, называющих предметы.

57

РР: Восстановление деформированного текста по плану. Изложение.

План текста.

РР

58

Буква  Ь  после  шипящих  в конце слов, называющих предметы и действия.

Буква  Ь  после  шипящих  в конце слов, называющих предметы и действия

Словарный диктант № 6

59

Буква  Ь  после   шипящих  в конце слов, называющих предметы и действия.

60

Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону письма.

61

Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях.

Проверка орфограмм в падежных окончаниях.

Словарный диктант № 6

62

Порядок действий при проверке

орфограмм в падежных окончаниях.

63

Проверка орфограмм в падежных

окончаниях в словах типа папа, дедушка и  т. п..

РР: Планы в виде заголовков и вопросов.

РР

64

Проверка орфограмм в падежных окончаниях единственного числа.

Словарный диктант № 7

65

Проверка орфограмм в падежных

окончаниях множественного числа.

66

Изменение основ при изменении

некоторых слов.

Изменение основ при изменении

некоторых слов.

67

Изменение основ при изменении

некоторых слов.

68

Проверка орфограмм в падежных окончаниях множественного числа.

Проверка орфограмм в падежных окончаниях.

69

Проверка орфограмм в падежных окончаниях множественного числа.

Словарный диктант № 7

70

Проверка орфограмм в падежных окончаниях множественного числа.

71

РР: Составление описания по заданному плану.

Составление описания по заданному плану.

РР

72

Контрольная работа № 4 по теме «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону русского письма?»

КР № 4

73

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Окончание и другие части слова .

В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?

19 часов

74

Постановка задачи: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» Несоответствие закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. Особенность основ этих слов. Необходимость дополнительной проверки при обозначении фонемы <э>.

Слова с основой на [ий'].

Словарный диктант № 8

75

Проверка орфограмм в падежных окончаниях с учетом нефонемных написаний.

76

Слова-двойники с основой на [ий'].
РР: Составление текста поздравительной открытки.

77

Разграничение слов на -ия, -ие, -ий и слов, оканчивающихся на -ей (типа улей).

78

РР: Описание с позиции наблюдателя.

Описание

РР

79

Контрольное списывание

К спис.№ 2

80

Контрольный диктант № 2 по теме «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?»

Диктант № 2

81

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

82

Несоответствие закону письма написания в окончаниях названии признаков (буквы ы, и в окончании -ый/ий).

Несоответствие закону письма написания в окончаниях названии признаков

83

Несоответствие закону письма написания в окончаниях названии признаков (буква г в окончании -ого/-его).

Словарный диктант № 8

84

Несоответствие закону письма написания в окончаниях названии признаков (буква г в окончании -ого/-его).

85

Несоответствие закону письма буквы е в падежных окончаниях после шипящих и ц.

Несоответствие закону письма буквы е в падежных окончаниях после шипящих и ц.

86

Буквы оие после шипящих и ц в падежных окончаниях.

Буквы оие после шипящих и ц в

Фразеологизмы.

Словарный диктант № 9

87

Буквы оие после шипящих и ц в падежных окончаниях.

РР: Сочинение с использованием фразеологизмов.

РР

88

Список орфограмм-нарушителей в

падежных окончаниях.

Орфограммы-нарушители.

План текста.

89

Список орфограмм-нарушителей в

падежных окончаниях.

РР: Выделение в тексте частей и

подбор заголовков к ним.

РР

90

РР: Пересказ текста по составленному плану.

РР

91

Проверка орфограмм в падежных окончаниях.

Проверка орфограмм в падежных окончаниях.

92

Проверка орфограмм в падежных окончаниях.

Словарный диктант № 9

93

РР: Изложение по составленному

плану.

План текста.

РР

94

Контрольная работа № 5 по теме «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?»

КР № 5

95

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Проверка орфограмм в падежных окончаниях по правилам, учитывающим тип склонения.

Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?

35 часов

96

Постановка задачи: «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?» Работа окончаний у слов, называющих действия, в настоящем времени. Два типа спряжения слов, называющих действия.

Орфограммы в окончаниях слов, называющих действия

Словарный диктант № 10

97

Определение работы окончаний в словах, называющих действия. Буква ь после шипящих в личных окончаниях.

98

Образование слов, называющих действия, с помощью постфикса.

99

Работа окончаний у слов, называющих действия, в прошедшем времени.

Работа окончаний у слов, называющих действия, в прошедшем времени.

100

Работа окончаний у слов, называющих действия, в прошедшем времени.

101

Инфинитив и его окончания.

Инфинитив и его окончания

Словарный диктант № 10

102

Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в окончаниях прошедшего времени, закону русского письма. Проверка орфограмм в окончаниях прошедшего времени.

Закон русского письма

103

Фонемный характер написания гласных в личных окончаниях. Два набора личных окончаний.

Два набора личных окончаний.

Спряжение.

104

Написание личных окончаний в словах с известным типом спряжения.

105

Написание личных окончаний в словах с известным типом спряжения.

106

Обозначение фонемы <о> после

шипящих в безударных личных окончаниях.

Словарный жиктант № 11

107

Определение спряжения по одному из личных окончаний.

108

РР: Изложение с изменением позиции рассказчика.

Изложение.

РР

109

Способ проверки орфограммы в формах на -тъся, -тся.

Способ проверки орфограммы в формах на -тъся, -тся.

110

Способ проверки орфограммы в формах на -тъся, -тся.

111

Способ проверки орфограммы в формах на -тъся, -тся.

112

Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.

Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.

113

Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.

Словарный диктант № 11

114

Особенности слов II спряжения.

II спряжение

115

Проверка орфограмм в личных окончаниях с использованием схемы.

Проверка орфограмм в личных окончаниях

116

Проверка орфограмм в личных окончаниях с использованием схемы.

117

Проверка орфограмм в личных

окончаниях в словах с приставкой вы-.

Словарный диктант № 12

118

Правописание личных окончаний

в слове гнать (исключение).

119

Правописание личных окончаний в слове стелить (образование личных форм от стлать).

120

Правописание личных окончаний в слове  брить (неусекаемая основа с заменой суффикса -и- на –е-).

Словарный диктант № 12

121

РР: Составление плана текста, в котором не выделены части.

План текста.

РР

122

Правописание личных окончаний в слове хотеть (разноспрягаемое слово).

Проверка орфограмм в личных окончаниях

123

Определение спряжения по списку.

Определение спряжения

Словарный диктант № 13

124

Определение спряжения по списку.

125

Контрольное списывание

К. спис. № 3

126

Контрольный диктант № 3 по теме «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?»

Диктант № 3

127

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

128

Проверка орфограмм в окончаниях слов, называющих действия.

Проверка орфограмм в личных окончаниях

129

Проверка орфограмм в окончаниях слов, называющих действия.

Словарный диктант № 13

130

РР: Описание игры.

Проверка орфограмм в окончаниях слов, называющих действия.

Описание.

РР

131

РР: Сочинение в жанре репортажа.

Репортаж.

РР

132

Контрольная работа № 6 по теме «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?»

КР № 6

133

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Определение типа спряжения слов с приставками.

Варианты спряжения (свистит свищет).

Случаи нарушения правил спряжения.

Как проверить орфограммы в высказывании?

134

Постановка задачи: «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем. Виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем.

Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем

135

Правила, регулирующие написание

орфограмм, не связанных с обозначением фонем.

Словарный диктант № 14

136

Правила, регулирующие написание

орфограмм, не связанных с обозначением фонем

РР: диалог в рассказе.

РР

137

Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила для них.

138

Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила для них.

139

Способ проверки орфограмм слабых

позиций. «Двойные» орфограммы.

Способ проверки орфограмм слабых

позиций. «Двойные» орфограммы.

140

Орфограмма « и , ы после ц».

Орфограмма « и , ы после ц».

141

Разделительные  ь и ъ.

«Непроверяемые» орфограммы».

Разделительные  ь и ъ.

«Непроверяемые» орфограммы».

Словарный диктант № 14

142

Проверка орфограмм, связанных с обозначением фонем.

143

Нефонемные написания в окончаниях слов(повторение).

Нефонемные написания в окончаниях слов

144

Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар-).

145

Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар-).

Словарный диктант № 15

146

Наличие орфограмм корня с «двойной проверкой» (на примере корня зор-/зар).

147

Наличие орфограмм корня с «двойной проверкой» (на примере корня зор-/зар).

148

РР: Изложение.

Изложение

РР

149

Фиксация порядка действия при проверке орфограмм в высказывании.

Орфограммы разных типов и видов.

150

Упражнения в определении и объяснении орфограмм разных типов и видов.

Словарный диктант № 15

151

РР: Восстановление текста по плану.

План текста.

РР

152

Упражнения в проверке орфограмм.

Орфограммы разных типов и видов.

153

Упражнения в проверке орфограмм.

154

Упражнения в проверке орфограмм.

155

Упражнения в проверке орфограмм.

Словарный диктант № 16

156

Контрольное списывание

К. Спис. № 4

157

Итоговый контрольный диктант № 4 по теме: «Как проверить орфограммы в высказывании?».

Диктант № 4

158

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

159

РР: Свободный (как запомнилось) пересказ текста.

План текста.
Орфограммы разных типов и видов.

РР

160

РР: Свободный пересказ текста.

РР

161

РР: Письменный пересказ сказки.

РР

162

РР: Сочинение сказки.

РР

163

Контрольная работа № 7 по теме: «Как проверить орфограммы в высказывании?».

КР № 7

164

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

165

Исторические сведения о корнях

гор-/гар- и зор-/зар-.

Исторические сведения о корнях

гор-/гар- и зор-/зар-.

Словарный диктант № 16

166

Исторические сведения о корнях

гор-/гар- и зор-/зар-.

167

Исторические сведения о корнях

гор-/гар- и зор-/зар-.

168

Повторение изученного в 3 классе

Повторение.

169

Повторение изученного в 3 классе

170

Повторение изученного в 3 классе

 Контрольно измерительные материалы

Контрольные работы

Вводная контрольная работа № 1 по теме: «Повторение пройденного во 2 классе»

Диктант:

ОСЕНЬ С НЕБА

Если взглянуть осенью на бескрайнюю нашу страну с неба, конца-края нашей земли все равно не увидишь. И покажется с такой высоты, что вся наша земля в движении. Что-то двигается над лесами, степями, горами, морями… Это бесчисленные птичьи стаи. Наши перелетные птицы покидают родину – летят на зимовку. Некоторые, конечно, остаются: воробьи, голуби, снегири, чижи, синицы, дятлы. Отлет начинается с конца лета и длится всю осень – пока вода не покроется льдом.

Задание:

1. Выписать из текста слова с тем же корнем, что в слове  ЛЕТЯТ.

2. Выделить значимые части в слове  ПРЕДРАССВЕТНЫЙ

Контрольная работа № 2 по теме: «Как устроено слово?»

1. Списать текст, устно проверять орфограммы, подчеркивая их. Если нельзя проверить – оставить дырку.

ТЕАТР ЗВЕРЕЙ

В этот театр любят ходить дети и взрослые. (З,с)десь интере(сн)ые артисты. Что они делают? Мартышка ед_т на кол_се. С_бака ст_р_жит терем. Кошка в_зёт муку для пир_га. У енота Тишк_ стирка бел(ь,ъ)я. М_рская свинка б(ь,ъ)ёт в б_р_бан. Детям радо(сн)о. Какие умные зв_рю_ки! Театр зв_рей нос_т имя дедушки Дурова.

2. Выпиши однокоренные слова, допиши другие с тем же корнем. Выдели корень. Выпиши звуки и фонемы, которые чередуются в корне записанных слов:

КОШКА, КОШЕЛЕК, ОКОШКО, КОШАЧИЙ, КОТЁЛ, КОТ.

Контрольная работа № 3 по теме: «Зачем словам нужны окончания?»

1. Проверь орфограммы и запиши текст:

(Из)окна моей комнаты хор_шо видна стр_ительная пл_ща_ка. Уже (с)утра там кипит р_бота. М_ш_ны (под)возят кирп_чи, огромную пл_ту. Груз встр_чают рабочие. Они разгружают м_шину (с)пом_щ(ь,ъ)ю под(ь,ъ)ёмного крана. Вот рабочий (при)ц_пил пл_ту. Кран л_гко поднял её, пов_рнул стр_лу – и пл_та уже (на)эт_же дома.

2. Выпиши в первый столбик родственные слова, выдели значимые части.                                                                                                                                        Во второй столбик выпиши изменения одного и того же слова, выдели окончания.

УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК, НАУЧИТЬ, УЧЕНИКИ, ОБУЧЕНИЕ, УЧЕНИЦА, УЧЕНИЧЕСКИЙ, УЧЕНИКА

3. Выдели окончания и укажи их работы:

На берегу моря построили детский санаторий.

Контрольная работа № 4 по теме: «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону русского письма?»

1. Проверь орфограммы и запиши текст:

Полярная ноч(ь).

Дл_нна ли ноч(ь)? Веч_р_м уснул, утр_м проснулся – и нет ноч_. А в Заполяр(ь,ъ)_ ноч(ь) длится не один месяц. В октябре в разрывах снежн_х туч(ь) последний раз покажется со(нц)це. И над необ(ь,ъ)ятн_й л_дяной пустын_й до февраля повиснет зве(зн)_ _  неб_. Иногда вспыхнут (на)нём ст_лбы северн_го сияния сказоч(ь)н_й красоты. И снова ноч(ь)ная тьма.

2. Проверь орфограммы, если сможешь, выдели окончания и основы:

ПРОСТЫНЯ – НЕТ ПРОСТЫНЕЙ        АРМИЯ – НЕТ АРМ_Й

МОРЕ – НЕТ МОРЕЙ                              ЗАДАНИЕ – НЕТ ЗАДАН_Й

СВЕЧА – НЕТ СВЕЧЕЙ                          СТАНЦИЯ – НЕТ СТАНЦ_Й
ПОЛЕ – НЕТ ПОЛЕЙ                               ЗДАНИЕ – НЕТ ЗДАН_Й

Контрольная работа № 5 по теме: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?»

1. Диктант.
Белка.
Нет такого леса, где нельзя было бы встретить белку. Сколько грации, ловкости, красоты в движении играющих белок! Легко перелетает с ветки на ветку этот милый симпатичный зверек. Только кончик пушистого хвоста мелькает. В городе белки легко привыкают к людям. Они даже корм едят с рук.

2. Запиши пары слов.                                                                                                                                                                                                                              Выдели в парах одинаковую значимую часть слова.                                                                                                                                                                Подчеркни орфограмму слабой позиции.                                                                                                                                                                                            Слова с подчеркнутыми орфограммами запиши в два столбика – 1. по закону письма, 2. нарушающие закон письма.                                                       Поставь знак +, если можешь объяснить подчеркнутую орфограмму.                                                                                                                                           Поставь знак ?, если не можешь объяснить.

ЗАГАР – СГОРЕЛ,   ГОРКА – ПОД ГОРОЙ,   СРЕЗАЮ – СПИЛИЛ,   РАЗРЕЗАЮ – РАСПИЛИЛ,   НА ЗЕМЛЕ – НА ПОЛЕ,   В ОКНЕ – В СЕЛЕНИИ,

Контрольная работа № 6 по теме: «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?»

1. Диктант:
Каланы.                                                                                                                                                                                                                                                         На острове Медном живут очень редкие звери – каланы. Так называют камчатских морских бобров. Целый день каланы проводят в море. Играют, резвятся, дремлют на волнах.. Веселые зверьки! Каланы любят плавать на спине. Так им удобнее. И детишек своих каланы нянчат в море.

2. Проверь пропущенные орфограммы и запиши словосочетания:  УМЫТ(Ь)СЯ С МЫЛОМ,   УМОЕТ(Ь)СЯ С МЫЛОМ,   РАСКОЛ_Ш(Ь) БР_ВНО, ВЫЛЬ_Ш(Ь) ВОДУ,   ВЫП_Л_Ш(Ь) ИЗ ФАНЕРЫ,   ПОСЛУША_М  МУЗЫКУ,   ОБЯЗАТЕЛЬНО  УСЛЫШ_М,   ГРОМКИЙ ПЛАЧ(Ь),   ПОНАПРАСНУ НЕ ПЛАЧ(Ь),   ВЕРНЕШ(Ь)СЯ ДОМОЙ,   НЕ ИЗМАЖ(Ь)СЯ В ГР_ЗИ,   СБЕРЕЖ_ТЕ СИЛЫ,   ИСП_Ч_ТЕ ПИР_ЖОК.

3. Запиши в отдельные столбики такие изменения, в которых окончания выполняют одну и ту же работу:

УНЕСТИ,  ВЫШИЛ,  СПРЯТАТЬ,  ВЫШЬЕТЕ,  УНЕСТИ,  СПРЯТАЛ,  ВЫШЕЙ,  УНЕСЁТ,  СПРЯЧЕТЕ,  УНЁС,  ВЫШИТЬ,  СПРЯЧЬ.

Контрольная работа № 7 по теме: «Как проверить орфограммы в высказывании?».

1. Запиши текст, подчеркни орфограммы, которые проверил.

Вечере_т. По оврагам стел_т(ь)ся туман. Я спускаюсь с х_лма. Высокая тр_ва у его подножия беле_т  ровн_й скат_ртью. Как найти д_рогу д_мой?               Вых_жу на опушку и иду полем. Кругом  высокая рож(ь). Н_ч(ь)ная птица промчалась и задела меня крылом.                                                                           Но вот на в_черн_м неб_  зажглись звёзды. По_вился серп  м_лодо_ _  мес_ца. Теперь я узнал д_рогу.

2. Запиши словосочетания из первого списка.                                                                                                                                                                                             Проверь, какая одинаковая орфограмма есть во всех выделенных словах.                                                                                                                                           По какому правилу написана эта орфограмма. Запиши.                                                                                                                                                                           Из слов второго списка выпиши только те, в которых эта орфограмма пишется по тому же правилу, что и в выделенных словах первого списка.

               1. Забавный волчонок, дверной крючок, небольшой кружок, детская ручонка, старенькая рубашонка.

               2. Медвежонок, шорох, плечо, дружок, горячо, книжонка, со свечой, скворчонок, шов, родничок, ключом, червячок, чужой, лавчонка.

Контрольные диктанты

Контрольный диктант № 1 по теме: «Зачем словам нужны окончания?»        

Осень.

Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Умолкли птицы в предчувствии холодов. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Задание: Выдели окончания в словах, называющих предметы и признаки, укажи  работу окончаний.                                                                                                          Задание: Выдели значимые части слов: ПРИДВЕРНЫЙ, ЗЕМЛЯНКА, ПОДОДЕЯЛЬНИК.

Контрольный диктант № 2 по теме: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?»

Теплица.

В нашем саду построили хрустальный дворец. В нем под стеклянной крышей живут растения. В самый лютый холод здесь тепло. Под потолком трубы. Из них брызжет мелкий  дождик. Над каждой грядкой электрическое солнце. Его света хватает и для огурцов, и для помидоров.

Задание: Выпиши слова с одинаковыми предлогами. Обозначь их падеж.                                                                                                                                         Задание: Выдели значимые части слов: ПРИМОРСКИЙ, ПОДРУЖКИ, ПОДВОДНИК.

Контрольный диктант № 3 по теме: «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?»

Самолеты.

Ранним утром и глубокой ночью с аэродрома взлетают самолеты. Куда они торопятся? В горном ауле заболела девочка. Туда никак не добраться. Кто ей поможет? И на помощь спешит самолет с врачом на борту.                                                                                                                                                                Вот самолет кружится над  пшеничным  полем. Что он тут делает? Разбрасывает удобрения. Значит, будет больше  хлеба.                                                        И над морем летает самолет. Он помогает рыбакам искать рыбные косяки.                                                                                                                                        Крылатые машины участвуют во многих самых будничных, самых мирных делах людей.

Задание: Выдели значимые части слов: ТОРОПИШЬСЯ, НАУЧАТСЯ,  БЕРЕГУСЬ.

Итоговый контрольный диктант № 4 по теме: «Как проверить орфограммы в высказывании?».

Степь.

Весной степь как зеленое море. А летом, когда побелеет ковыль, станет степь морем  белым.                                                                                                                                       Покатятся по морю горбатые волны. Ковыль клонится, стелется, шелестит. А то вдруг покажется степь голой снежной равниной.                                                                     На восходе ковыль словно лунная рябь на воде. Но чудо-чудное степь на закате! Стелются, переливаются пушистые метелки, как языки холодного огня.                              Хороша степь и утром, и вечером!

Задание: Выдели корни и окончания, подчеркни орфограммы.

Контрольные списывания

Контрольное списывание № 1

Капли-сережки.

Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку.                                                                                                                                             Они долго висят, украшая сосны. Дождь перестал. Все стихло, как будто замерло. Солнечный луч на миг озарил капли.                                                                                          Они засветились всеми цветами радуги. Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок радужные сережки. Еще порыв – и ни одной сережки.

Контрольное списывание № 2

Наступление  весны.

У нас еще зима, но весеннее наступление уже началось. На Кавказе уже цветут душистые  фиалки. Прорастают в Средней Азии семена февральских  посевов. Миндаль зацветает в Туркмении. Птичьи стаи заволновались на зимовках в Иране, в Египте, на Каспии. Уже берут курс на север первые  перелетные  птицы. – грачи. Снегири  и свиристели  улетают на север. Весело запели синицы.

Контрольное списывание № 3

Цветы лета.

В начале лета в лесу появляется много цветов. На березовых опушках зацветает иван-да-марья, показываются лиловые колокольчики, высоко поднимается иван-чай. В густой  траве  мы  находим  душистые  ночные  фиалки. У глухого ручья, на берегу реки любуемся голубыми  незабудками.                                                                                    А  в  садах  распускаются  пышные  георгины, махровые  гладиолусы, крупные  гвоздики  и  яркие  циннии.

Контрольное списывание № 4

Пословица.

Русская речь немыслима без пословицы. В этом мудром изречении заключен живой опыт народной жизни. В пословице правда о добре и зле, о счастье и горе. Герой пословицы – умелый человек труда. Он посмеивается над барином и лентяем.                                                                                                                                                                    Пословица похожа на крохотное стихотворение или песню. Как в хорошей песне, в ней на месте каждое слово. Поэтому так прочно держится она в памяти.

Словарные диктанты

Словарный диктант № 1

Работа, завод, пальто, девочка, лагерь, обед, народ, лестница, вдруг, облако, ужин, магазин, яблоко, пенал, футбол, аквариум, санитар, чувство, трамвай, вокзал, пассажир, рюкзак, адрес, конверт, энциклопедия, велосипед, молоко, ромашка, чеснок, лимон, до свидания, пожалуйста, спасибо, календарь, снегирь, синица.

Словарный диктант № 2

Желтый, малина, завтра, песок, капуста, человек, улица, иней, машина, север, герой, лопата, овощи, ракета, хоккей, акварель, спортсмен, соревнование, лимон, Отечество, Отчизна, отец, дятел, рябина, орех, осина, народ, женщина, одежда, пальто, мебель, посуда, космос, космонавт, поздравление, теннис, золото, желание..

Словарный диктант № 3

Карандаш, огород, ветер, картина, картофель, дежурный, завтрак, медведь, заяц, квартира, платок, хороший, растение, вместе, телефон, телевизор, троллейбус, чувство, корова, молоко, полотенце, богатство, солома, багаж, велосипед, комната, природа, колокольчик, гвоздика, георгин, гладиолус, огород, помидор, огурец, горох, урожай.

Словарный диктант № 4

Четверг, класс, тетрадь, ягода, сирень, ребята, вокруг, огурец, месяц, собака, погода, одежда, метро, здание, праздник, облако, монета, футбол, сирень, ветер, лопата, аппетит, беседа, интерес, газета, комната, компьютер, конверт, фотоаппарат, фотограф, аппарат, альбом, фиолетовый, гирлянда, мишура, серпантин, конфетти.

Словарный диктант № 5

Город, воробей, коллектив, горох, береза, однажды, коллекция, ворона, черный, деревня, помидор, здесь, молоко, комната, шофер, почтальон, ракета, конфета, вокзал, пассажир, рюкзак, адрес, конверт, энциклопедия, велосипед, молоко, ромашка, чеснок, лимон, до свидания, пожалуйста, спасибо, календарь, снегирь, здравствуй.

Словарный диктант № 6

Солдат, коньки, рисунок, товарищ, ученик, восток, чувствовать, солома, всегда, орех, сорока, топор, язык, учитель, трактор, почтальон, бульон, троллейбус, синица, лимон, Отечество, Отчизна, отец, дятел, рябина, орех, осина, народ, женщина, одежда, пальто, мебель, посуда, космос, космонавт, поздравление, теннис, золото.

Словарный диктант № 7

Посуда, молоток, родина, потом, спасибо, трактор, фамилия, Красная площадь, Кремль, Москва, морковь, осина, здоровый, дорога, праздник, чувство, желание, чувство, корова, молоко, полотенце, богатство, солома, багаж, велосипед, комната, природа, колокольчик, гвоздика, георгин, гладиолус, огород, помидор, огурец.

Словарный диктант № 8

Столица, корова, трамвай, здравствуй, приветливо, мороз, пшеница, Россия, очень, Москва, суббота, русский, земляника, кровать, почтальон, павильон, горох, урожай, лопата, аппетит, беседа, интерес, газета, компьютер, конверт, фотоаппарат, фотограф, аппарат, альбом, блокнот, фиолетовый, гирлянда, мишура, серпантин, конфетти.

Словарный диктант № 9

Город, шоссе, сапог, горох, картина, яблоко, тетрадь, автомобиль, библиотека, капуста, металл,  класс,  адрес,  костёр, юный, юннаты, шампиньон, трамвай, конфета, родина, потом, спасибо, товарищ, ученик, восток, чувствовать, всегда, сорока, топор, язык, учитель, почтальон, шофер, шоссе, ракета, карандаш, ветер, картофель.

Словарный диктант № 10

Понедельник, вторник,  четверг, суббота,  воскресенье, одиннадцать, пятнадцать, семнадцать, восемнадцать, январь, февраль, сентябрь, павильон, бульон, завтрак, заяц, девочка, рисунок, коллектив, коллекция, молоток, береза, приветливо, ребята, месяц, медведь, лисица, платок, хорошо, растение, вместе, телефон, троллейбус, класс.

Словарный диктант № 11

Октябрь, ноябрь, декабрь, месяц, север, восток, Россия, Москва, столица, родина, Кремль, Красная площадь, здание, здесь, здравствуй, здоровье, автобус, солдат, коньки, фамилия, морковь, здоровье, энциклопедия, посуда, путешествие, телеграмма, велосипед, работа, завод, пальто, девочка, лагерь, обед, народ, лестница, вдруг.

Словарный диктант № 12

Аллея, санаторий, гимназия,  трамвай, троллейбус, автобус, путешествие, метро,  гербарий, собрание, телеграмма, коллекция, коллектив, медведь, бульон, облако, ужин, магазин, яблоко, пенал, футбол, аквариум, санитар, чувство, трамвай, вокзал, желтый, малина, завтра, песок, капуста, человек, улица, иней, машина, север, герой.

Словарный диктант № 13

Работа, завод, пальто, девочка, лагерь, обед, народ, лестница, вдруг, облако, ужин, магазин, яблоко, пенал, футбол, аквариум, санитар, чувство, трамвай, лопата, овощи, ракета, хоккей, акварель, спортсмен, соревнование , карандаш, огород, ветер, картина, картофель, дежурный, завтрак, медведь, заяц, квартира, платок, хороший.

Словарный диктант № 14

Желтый, малина, завтра, песок, капуста, человек, улица, иней, машина, север, герой, лопата, овощи, ракета, хоккей, акварель, спортсмен, соревнование, растение, вместе, телефон, телевизор, троллейбус, чувство, город, воробей, коллектив, горох, береза, однажды, коллекция, ворона, черный, деревня, помидор, здесь, молоко.

Словарный диктант № 15

Карандаш, огород, ветер, картина, картофель, дежурный, завтрак, медведь, заяц, квартира, платок, хороший, растение, вместе, телефон, телевизор, троллейбус, комната, шофер, почтальон, ракета, конфета, вокзал , посуда, молоток, родина, потом, спасибо, трактор, фамилия, Красная площадь, Кремль, Москва, морковь, осина, здоровый

Словарный диктант № 16

Солдат, рисунок, товарищ, ученик, восток, чувствовать, всегда, орех, сорока, топор, язык, учитель, почтальон, бульон, троллейбус, дорога, праздник, чувство, желание, город, шоссе, сапог, горох, картина, яблоко, тетрадь, автомобиль, библиотека, капуста, металл,  класс,  адрес,  костёр, юный, юннаты, шампиньон, трамвай, конфета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова )

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконин...

Рабочая программа по русскому языку по системе РО Л.В.Занкова, 3 класс по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку разработана  на основе требований Федеральных государственных образовательных  стандартов  общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 ...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по математике 3 класс ( система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Представлена рабочая программа по математике. 3 класс. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....

Рабочая программа по математике 4 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Эта рабочая программа по математике будет полезна учителям, работающим по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....