Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Щетинина Елена Германовна

Материал предназначен для обуающихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_slov_s_bezudarnymi_glasnymi_v_korne.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык - 3 класс

Тема урока: Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне слова.

Цель урока: совершенствовать умение учащихся правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне
Задачи урока:
I. Предметные.
1. Систематизировать и закреплять умение писать слов с буквами безударных гласных в корне
2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.
3. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни.
II. Метапредметные. 
1. ПознавательныеУУД:
- закреплять умения пользоваться информацией в виде алгоритма;
- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;
2. Регулятивные УУД:
- формировать умение концентрировать внимание;
-закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;
3. КоммуникативныеУУД:
- формировать умение работать в группе, в паре;
- учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы.
III. Личностные результаты:
• Формировать положительную мотивацию к обучению
• Создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету
• Формировать чувство самоуважения у учеников
Тип урока: закрепление изученного материала
Форма работы на уроке: индивидуальная и групповая
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,

ИКТ:  презентация к уроку

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Психологический настрой.

- Начать наш урок я хочу с такой фразы: Большой успех состоит из маленьких побед. Как вы понимаете ее?

-Действительно, все самое большое в жизни, в том числе и успех, состоит из чего-то маленького. И сегодня на уроке у каждого из вас будет своя маленькая победа, которая обязательно приведет вас к большому успеху в изучении русского языка.

- Итак, вперед, за успехом!

III. Актуализация знаний

- Откройте тетради, запишите число.

- Какое сейчас время года? (зима)Почему?

- Я буду загадывать загадки, а вы записывать в тетрадь отгадки.

Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает…(Снеговик)

Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? …(Зима)


Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:                                    Для игры нужны…(Снежки)

Мы в морозный день с друзьями

Снег из шланга поливали.

Как появится ледок,

Значит, все — готов... (каток)

Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? — Вот вопрос.
Их нарисовал…(Мороз)

Кто-то тучу, как перину,
Разорвал наполовину
Вниз посыпались пушинки —
Серебристые…(Снежинки)


Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется...  (кормушка)


- Найдите среди этих слов однокоренные слова. Докажите. (общее лексическое значение, общий корень).

-Составьте и запишите предложение  с одним из слов.

-Проверка. Молодцы. Чье предложение вам понравилось больше всего?

- Посмотрите на эти слова и скажите, какой общий признак есть у них? (т. Зима, безударные гласные).

-В какой части слова они находятся? (корне)

ΙV. Самоопределение к деятельности. Формулировка темы и целей урока.

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (об орфограмме безуд.гласные в корне)

-Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Правописание безударных гласных в корне)

-Знакома вам эта тема? (да)

-Какие цели поставим перед собой на уроке?

  • ВСПОМНИТЬ правило правописания безуд. гласных в корне.
  • ТРЕНИРОВАТЬСЯ  в написании слов с безударной гласной.
  • БУДЕМ УЧИТЬСЯ находить безударные гласные в корне слов.

V. Регулятивная оценка

Возьмите маршрутный лист, найдите табличку  ЗНАЮ-УМЕЮ-МОГУ.

Оцените свои знания и умения по данной теме.

В конце урока вы проверите: измениться ваша оценка или нет.

. Закрепление.

-Вспомним  правило, как проверить, какую безударную гласную надо писать в корне слова?  

- А какой ещё секрет правописания безударной гласной в корне подсказали нам однокоренные слова? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

-Поучимся применять это правило.

Работа в парах:

-У вас на партах лежат карточки (№1)Прочитайте  словосочетания. Как вы думаете, какое  будет задание?

Выбрать в скобках и подчеркнуть слово, которое будет являться проверочным и вставить правильно безударную гласную.  Поработайте в парах,  обсудите  задачу с соседом. (на столах карточки со словами)

уд _ вительный  день    (диво, удивление, дева)

л _ пить  из снега          (липко, лепка, залепил)

подч _ щать дорожки    (честь, чисто, чистота)

скр _ пучий   снег           (скрепка, скрип, скрипит)

м _ стерить  лопатку         (мост, мастер, мастерская)

-Проверим. Прочитайте 1 строчку, назовите, какую безударную гласную вы вставили.

- Все согласны?

- Почему не подходит слово удивление?  

- Почему не подходит слово дева?  Здесь гласная в корне ударная?

Сделаем вывод.

- На что надо обращать внимание, чтобы правильно подобрать проверочное слово?

VΙΙ. Физминутка

VΙΙΙ.Словарная работа.

-Пока вы отдыхали, я приготовила для вас еще несколько зимних слов:

М_РОЗ        К_НЬКИ        СН_ГИРЬ        С_НИЦА

- Запишите их себе в тетрадь, вставив пропущенные буквы.

- Можно ли здесь применить известное нам правило?  Почему?

- Правильно.  Мы не сможем подобрать  такое однокоренное слово, чтобы гласная в корне была под ударением.

- Как же в этом случае проверить безударную гласную в корне слова? (обратиться за помощью к орфографическому словарю)

ΙX. Работа со словарём.

- Откройте словарь в конце учебника с.

- Как расположены слова в словаре?

-Проверьте, правильно ли вы вставили пропущенные буквы.

- Итак, какой вывод можно сделать?   На какие  2 группы можно разделить  слова с безударной гласной в корне слова (проверяемые и непроверяемые)

- Давайте поиграем.

 Я буду  читать загадки, а вы хором называть отгадки.

Записывать в тетрадь будем  только безударную гласную букву в корне.

1.Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

аран)

3.Рыжий молокозавод

День жует и ночь жует:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко!

орова)

2.Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

едведь)

4. С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте,  что за птица?
Называется …  (С
иница)

5.Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

(Заяц)

- Что объединяет все слова-отгадки?

- А есть ли в этих словах общая орфограмма?  Какая? Назовите БГ, которые вы записали(а, о, е, и, я)

X.Работа в группах.

-Прочитайте, что написано на карточках (№2) (пословицы) А что это такое? (краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл) Чем отличается от поговорки? (предложение со смыслом, о поговорка – красивая фраза, словосочетание)

- Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Зима – не лето, в меха одета.

Метель зиме за обычай.

Снег на земле, что навоз для урожая.

-Какое можно выполнить задание? Как звучит тема нашего урока? Верно: найдите в пословицах слова с безударной гласной в корне и подчеркните их.

-Проверка.

-Запишите в тетрадь ту пословицу, которая вам больше понравилась.

XΙ. Рефлексия

- Как звучала тема сегодняшнего урока?

- На какие группы делятся безударные гласные в корне слова?

- На что мы обращаем внимание при подборе проверочного слова?

- Какое задания показалось самым трудным?

Возьмите маршрутный лист, найдите таблицу «Знаю – умею – могу»

Оцените себя.  Надеюсь, что ваша оценка в конце урока стала выше.

Спасибо за урок.  

Лист самооценки.

начало урока

конец урока

Я знаю, какие гласные называются безударными

Я знаю, какие гласные называются безударными

Я умею находить безударную гласную в корне слова

Я умею находить безударную гласную в корне слова

Я могу правильно писать безударную гласную в корне слова

Я могу правильно писать безударную гласную в корне слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне"

План урока русского языка в 3 классе по теме "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне" по ФГОС НОО...

Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"

Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. ( 3 класс «Школа 2100»)

Представлен конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"...

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне слова

Цель урока: совершенствовать умение учащихся правильно писать слова с буквами безударных гласных в корнеЗадачи урока:   I.  Предметные.  1. Систематизировать и закреплять умение пи...

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)...