КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» 4 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Серегина Любовь Леонидовна

Рабочая программа по родному  (русскому)  языку для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане,  планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»

         Рабочая программа  разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной  программы   Родной (русский)  язык авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова

        УМК: 

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Учебник «Русский родной язык» 4 класс - М.: Просвещение. 2019.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

 На изучение родного  русского языка в 4 классе отводится 18 часов – 0,5 час в неделю (0,5 час – федеральный компонент)

Срок реализации программы 1 год (2019-2020 учебный год).

Программа составлена  без изменений, согласно календарному графику и расписанию  уроков МБОУ СОШ №6

По рабочей программе согласно календарному графику и расписанию уроков МБОУ СОШ №6 – 18 ч. Учебный материал изучается в полном объеме.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы

  • понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
  • осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  •  адекватное восприятие  оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  •  осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
  • восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;
  • понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
  • стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
  • положительной мотивации к созданию собственных текстов;
  • положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения,  к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);
  • способности  к адекватной самооценке.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
  • осознавать цели и задачи  урока,  темы;
  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
  • адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
  • участвовать в работе группы, учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;

Обучающиеся получат возможность научиться:

      • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;

  • планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;
  • строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;
  • находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
  • по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;
  • преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
  • озаглавливать текст;
  • задавать вопросы, уточняя непонятое в тексте;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге (относиться к мнению других,  задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
  • понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста.

ПРЕДМЕТНЫЕ

    Планируемые результаты предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» обеспечивают формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

В результате изучения курса «Родной (русский) язык» на уровне начального общего образования обучающийся научится:      

● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:  

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);  

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;  

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
  • использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;

  ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:  

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);  

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;  

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:  

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого на абзацы.

  пересказывать текст с изменением лица;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;  

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
  • создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и  поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Язык в действии

 Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Секреты речи и текста

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

                 

                     КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»

урока

Дата

Раздел, тема урока, количество часов

Количество часов

по плану

по факту

                                                          Русский язык: прошлое и настоящее. 6 ч.

05.09

Слова, связанные с качествами и чувствами людей.

1

19.09

Слова, называющие родственные отношения.

1

03.10

 Пословицы, поговорки и фразеологизмы.

1

17.10

 Красное словцо не ложь.

1

07.11

 Язык языку весть подаёт

1

21.11

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела.

1

                                                                       Язык в действии. 4 ч.

05.12

Трудно  ли образовывать  формы  глагола?

1

19.12

Можно ли об одном и том же сказать по- разному?

1

16.01

Как и когда появились знаки препинания?

1

30.01

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

1

Секреты речи и текста. 8 ч.

13.02

 Задаём вопросы в диалоге.

1

27.02

Учимся передавать  в заголовке тему и основную мысль текста.

1

12.03

Особенности  озаглавливания текста

1

02.04

Учимся составлять план текста.

1

     15.

16.04

Учимся пересказывать текст.

1

    16.

30.04

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

    17.

14.05

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

   18.

28.05

Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же»

1

                                                                                                                                                                                     «Согласовано»

Заместитель  директора  по УВР

                                                                                                                                                                                                                             ________________/С.В.Захарцева /

                                                                                                                                                      подпись

____ «_________________» 2019г.

                                                                                                                                                                                                      дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык» 1 класс

Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык» 1 класс...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык» 2 класс

Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык» 2 класс...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык» 3 класс

Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык» 3 класс...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык» 4 класс...

Календарно тематическое планирование по предмету родной русский язык - 1 класс

Календарно тематическое планирование уроков родного русского языка в 1 классе...