Технологическая карта урока "Именительный падеж имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
20.01.2020г.
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: Именительный падеж имен прилагательных.
Цели деятельности учителя:
-Закреплять умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.
-Применять данные знания при выполнении упражнений.
Планируемые результаты:
предметные:
- учащиеся научатся безошибочно определять и писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже;
личностные:
-формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой;
-осознание языка как основного средства человеческого общения;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник русского языка (Канакина В.П., Горецкий В.Г., 4кл., 2 часть), программа Школа России.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Орг. Момент Словесн.: приветствие | 2 мин | (слайд 1) Прозвенел звонок веселый Нам урок пора начать Встали правильно красиво Значит можно начинать - Садитесь. Давайте начнем урок. | Приветствовать учителя | Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся |
1. | Мотивацион- Ный Практич.: Словес.: ответы на вопросы | 3 мин | - Начнем наш урок, как всегда с каллиграфической минутки. - Прочитайте пословицу. Задержишь снег на полях зимой – будешь с хлебом осенью (слайд 2) - Как вы понимаете ее? (если будет много снега, то будет хороший урожай и много хлеба) Воспитательная работа «Блокадный хлеб» - А какие орфограммы есть в словах данной пословицы - Запишите в тетрадь пословицу, подчеркивая орфограммы | Внимательно слушать Вспомнить об орфограммах. Отвечать на вопросы | Р: принимают и сохраняют уч задачу К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; |
2. | Постановка учебной задачи и её решение Словесн.: ответы на вопросы. Словесн.: формулировка темы урока Открытие новых знаний. | 10 мин | Стих «Зима» (Суриков И.) (3 слайд) - А теперь прочитаем отрывок из стихотворения и посмотрим, как здесь поэт говорит о снеге Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. - Назовите автора стихотворения? - Как называется стихотворение? - Найдите прилагательные, описывающие СНЕГ (белый, пушистый) - Что снег укрыл пеленою? - Теперь подберите к слову поле прилагательные (белое, широкое, зимнее) - В каком падеже стоят эти прилагательные? (в именительном падеже) - Какого рода? - Теперь посмотрите, какая у нас тема урока? - Тогда какая у нас цель? (узнать какие окончания могут иметь прилагательные м.р. и с.р. В И.п.) и от чего зависит их написание. - Прочитайте словосочетания. - На какие 2 группы можно разделить словосочетания? Дождевой зонт – дождливое утро Обидное слово – обидчивый человек Умственный труд – умное животное Грецкий орех (в первую группу мужского рода, во вторую среднего рода) - Кто пойдет к доске? Подойдите и разделите - Определить падеж прилагательных (в имен. Падеж) - Как определили? (по падежу имени существительного) - Выделите окончание прилагательных (ой, ый, ий, ое, ее) - Назовите вопрос, на который отвечает прилагательное мужского рода? ИЛИ - На какой вопрос отвечает прилагательное мужского рода? (какой?) - А на какой вопрос отвечает прилагательное среднего рода? (какое?) - Вот посмотрите. КАКОЙ? - Что вы заметили? (они не совпадают с окончание вопросительного слова какой?) - Какой вывод сделаем: Окончания –ый, -ий, не совпадают с окончанием вопр. слова (какой?), поэтому написание этих окончаний надо запомнить. Правило (стр. 17) Физминутка «Струп-тест» (слайд 4) | Отвечать на вопросы учителя. Слушать внимательно учителя. Предполагать тему. урока и целей. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: целеполагание К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: обобщают. |
3. | Решение частных задач Словесн.: ответы на вопросы. . Словесн.: фронтальная проверка. Практич.: письменное упражнение. Словесн.: фронтальная проверка Физминутка . Практич.: работа по рядам над письменным заданием, фронтальная проверка | 20 мин | Игра «Найдите лишнее» (слайд 5) -ое, -ее, -ие, -ае, -ые, -ой, -ай, -ый, ий. - Из этих окончаний найдите лишнее - Почему? (таких окончаний нет) - А остальные? (ср.р. –ое, -ее; м.р. –ой, -ый, -ий; мн. ч. –ые, -ие) Словарный диктант «Антонимы» - Я покажу прилагательные, а вы пишите его антонимы, в той же форме в столбик. - Пишем без подсказки. Все работаем про себя. Сложный Нижний Лживый Грузовые Новое Легкое Звонкий - Давайте проверим. Первое слово прочитает… - Определите род, число, падеж. Морфологический разбор (групповой) - Я раздам вам тексты. Прочитайте. - 1 группа выпишите из… предложения и сделайте морфологический разбор - Давайте послушаем 1 группу и проверим Физминутка «Мнемотехника» «Маша нашему малышу сшила новые штанишки. Сшила шубку, сшила шарф для мишутки-малыша». - Теперь немножко отдохнем. Встали все и поиграем игру «Мнемотехника» Упражнение 30. - Читаем задание. - Прочитаем четверостишие. О чем оно? - Какое окончание напишем? Почему? Зимний (-ий, потому что существительное вечер м. рода) - А здесь? (синие) (-ие, потому что звезды мн. числа) - Синий (-ий, потому что иней мн. числа) - Какое прилагательное стоит в форме И.п.? - А какие слова однокоренные с корнем «син»? (синий, в синем, синие) Вечер зажег (что сделал?) Ветви сыплют (что делают?) - Спишите четверостишие в тетрадь и выделите окончания прилагательных - Один пойдет к доске, а остальные в тетрадях - 2 предложение (сделаем синтетический разбор предложения) - Разберем 2 предложение по членам Стихи (групповой) «Кто быстрее» - Поиграем игру «Кто быстрее» - Сочиняем стих по теме, только из прилагательных, которые есть в конверте. Разложите все листочки в четыре строки (в четверостишие) МОРЕ МОРОЖЕНОЕ ЛЕТО КАНИКУЛЫ - Вставьте пропущенные окончания и докажите МОРЕ: Такое бескрайн… , Такое глубок…, Такое огромн…, Черн… МОРОЖЕНОЕ: Вкусн… и сладк…, Холодн…, но приятное Шоколадн…, земляничн…, ванильн… и клубн… ЛЕТО: Жарк… или холодн…, Знойн… или прохладн… Длинн… иль недолг…, Но такое оно долгожданн… КАНИКУЛЫ: Осенн…, весенн…, И зимн… отличные! Но летние –любимые, Больш…, безграничн… - Давайте послушаем ваши стихи. Молодцы! Дифф. работа А) определить род прилагательных (слабым) Б) тест (средним) В) прослк. прил. (одаренным) | Работать над заданием, проверять выполненное задание, делать выводы. Отвечать на вопросы. Работать над заданием, проверять выполненное задание, делать выводы. Выполнять упражнение письменно. | П: осуществляют поиск необходимой информации; - осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя. -Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
4. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесн.:ответы на вопросы, самоанализ. Домашнее задание | 5 мин | - Урок вам понравился? - Скажите, что понравилось? (сочинять стихи, физминутки, игры) - Вы все работали очень хорошо - В первой группе всем пятерки (постарайтесь на след. уроке)… - Молодцы! - Домашнее задание (запишите в дневник) «5» - 1) упр. 31, 2) упр. 32 3) прев-во значение из словаря или из других источников «4» - упр. 32, прав-во. «3» - прав-во - Спасибо всем за работу! Урок окончен, можете идти на перемену.
| Отвечать на вопросы. Определять свое эмоциональное состояние на уроке. Проводить самооценку, рефлексию. Оценивать свою работу. Обобщать изученное. | П.: Структурировать знания; Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Определение имени прилагательного"
Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса с учетом ФГОС.УМК «школа 2100» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В....
Технологическая карта "Винительный падеж имен существительных"
Технологическая карта "Винительный падеж имен существительных"...
конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».
laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....
Технологическая карта урока "Разбор имени прилагательного как часть речи" 4 класс
Урок усвоения новых знаний...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. "Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе" (4 класс) УМК "Школа России"
Тема урока: «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения распознавать падеж имён прилагател...
Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имени прилагательного" (4 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок "открытия" нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия о дательном падеже имени прилагательного.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать у обучающихся ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. "Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе", УМК "Школа России", 4 класс
Тема урока: «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся понятия об изменении по пад...