№ | Этап урока Методы и приемы | Хроно метра ж | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесное слово учителя Психологический настрой | 1 | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Эмоционально настраивает на учебную деятельность. -Здравствуйте,ребята,садитесь! Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручки ,книжки и тетрадки? Есть у нас девиз такой, (дети продолжают) Все,что надо под рукой! | Приветствовать учителя. Рапорт дежурного.
Все,что надо под рукой!
| Р: принимают и сохраняют уч. задачу. |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесн.:Ответы на вопросы | 5 | Повторение изученной темы. Индивидуальная работа - Откройте тетради, запишите число, классная работа. (на доске написаны слова в два столбика)
Перелѐт, лѐтчик, летучий, прилѐт | лето | Золото, позолота, зола, золотистый. |
| Гористый, горчица | Гора горная |
- Посмотрите внимательно. Читайте. Подумайте, почему я так разделила слова по группам.?
Давайте вспомним, что такое корень. Однокоренные слова. |
Рассуждения детей. Выясняют. Находят ошибки. Выделяют корень. Один ученик работает на доске,остальные в тетради. Перелѐт, лѐтчик, летучий, прилѐт | лето | Золото, позолота, золотистый. | зола | горчица | Гора горная, гористый. |
| Л: мотивация к новому учебному материалу. |
|
|
| |
|
|
3
4. | Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог
«Открытие» нового знания
икт Документ-камера. | 5 | — Прочитайте слова. Сколько слов вы тут видите? (На другой стороне доски) Дом, дому, домом.
-А я вижу всего одно слово. Кто скажет? Как вы думаете, почему я говорю, что тут одно слово? -Да, я вижу три слова. Но тут все равно одно слово. Чем отличаются эти слова?
- Корень одинаковый. Значит эти слова однокоренные?
Если они не однокоренные, как вы думаете как это называется? -Хотите узнать?
-Тогда какая цель нашего урока? (можно помогать сформулировать цель урока)
-Хотите, маленькую подсказочку? ( На документе- камере видят бумажную куклу Лену. Учитель быстренько меняет одежду. Платье, футболка, школьная форма).Ну, кто –нибудь догадался? Именно в этом есть и подсказка. Что менялся у девочки? -Замечательно! Оказывается у слов тоже есть форма. И об этом, наш сегодняшний урок. -Еще раз посмотрите на слова. Давайте,обозначим корень. Все они образуются от какого слова? При изменении слова образуются формы этого же слова, а значение остается… прежним. Изменяемая часть как называется? Работа по учебнику. Сравнивают свои знания с учебником.
- Кто-то думает, что это однокоренные слова? Почему? Напишите однокоренные слова к слову дом. (домик,домовой, домище)
| Слушать учителя. три Варианты ответов (думают) (возможные ответы учащихся) Корень лес. Конец слово меняется. Однокоренные? -нет.не однокоренные. Рассуждают. Это одно и то же слово, у которого меняется последняя часть слова. Выводят цель,тему урока. ??? Мы должны узнать, когда как называется одно слово если у него меняется окончание.
Дети отвечают.
-Форма. Девочка меняла формы ,но при этом она сама не меняется. Корень одинаковый. дом Делают вывод. Правило читают. -Нет. (рассуждают) Читают правило. Узнают,что окончание образует форму слова, служит для связи слов в предложении.
Доказывают. Рассуждают. | К: формулирование ответов; П: построение реч. высказываний; К: целеполагание; Л: мотивация
П: строить рассуждение по теме урока . П: логический анализ объектов с целью выделения признаков |
5. | Первичное закрепление во внешней речи Практичекий: работа с учебником
| 5 | -Работа в тетради. -Каждый напишите по одному имени существительном, и изменяйте его форму. Учитель проверяет. Теперь уже узнали да,что такое форма слова? Кто мне скажет?
|
Пишут, читают. Взаимопров.
Ученик дает формулировку.
| П: строить рассуждение по теме урока . П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
|
|
|
|
|
6 | Мультфизминутка.
| 5 | - -Сейчас немножко отдыхаем. Все встаем. Повторяем упражнения за мальчиком. (гимнастика для глаз, упражнения для снятия усталости)
- Все встают в круг. Учитель называет слово и кидает мяч ученику.Ученик меняет форму этого же слова и кидает другу.Если кто-то ошибается (может назвать однокоренное) тот выбывает из игры. (Участвуют все)
Например: ручка,ручку,ручкой,ручке… | Повторяют движения. |
|
| Первичное закрепление во внешней речи Практичекий: работа с учебником
| 10 | Работа по учебнику Упр.142 (с. 79). — Прочитайте текст. — Что можно сказать о выделенных словах? (Имеют одно лексическое значение.) — Что меняется в словах? (Окончание.) — Выполните письменное задание к упражнению. — Прочитайте формы слова осина и назовите окончания | Один ученик выходит к доске, записывает слово, выделяет окончание. | |
|
|
| слов. Упр. 144 (с. 80). — Прочитайте. Это словосочетания? Почему? — Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и запишите их. Выделите окончания. (Проверка.) |
|
|
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: работа с учебником, тетрадью. | 5 | Упр. 145 (с. 80). — Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы получились предложения? — Выполните задания. (Взаимопроверка.) - Прочитайте правило ещѐ раз.
| Выполняют задание. Игра «Проверяй друга» | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия |
8. | Включение в систему знаний Словесн.:Ответы на вопросы | 3 | — Что нового вы узнали сегодня на уроке? — Что такое форма слова? - Какие цели мы ставили на уроке. Достигли мы их? | Отвечают на вопросы. | К: уметь работать в парах, договариваться друг с другом, формулирование ответов |
9. | Рефлексия деятельности Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 2 | Итак, дополните предложение хором: 1.теперь мы знаем что…. 2.Мы научились … 3.Нам сегодня очень понравилось…. 4.Мы должны запомнить….(что окончание меняет форму слово) Выставление оценок. Домашнее дифферен.задание Раб т с 43 упр 104. и 105 по выбору. (Отмечу,что Упр. 105 потруднее. Выучить всем правило. | Ученики по хором дополняют предложение. Самооценка. Комментарий учителя.
Каждое слово имеет несколько форм. Слова могут менять свою форму, но корень не меняется. | Р: анализировать собственную работу. |