Русский язык "Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и мн. числа"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка "Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и мн. числа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русского языка в 4 классе по программе «Школа России»
Тема: «Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа »
Цель: -познакомить учащихся с личными местоимениями 1,2 и 3 лица единственного и множественного чисел;
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
- развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.
Планируемые результаты:
Предметные:
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; - упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
Личностные:
- развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
- воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник 4 класс «Школа России», компьютер, проектор, доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними. Присаживайтесь.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, откройте ваши рабочие тетради и запишите число, классная работа. И как всегда , мы свой урок начинаем с минутки чистописания.
Минутка чистописания заглавная и строчная буква …. Записали, хорошо.
-Я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушайте.
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начала откусили
Из книжки в норку утащили.
- Ребята посмотрите на слайд.
Слайд 1
Как вы думаете, что нужно сделать? (Вставить пропущенные буквы) На какие две группы можно разделить слова-отгадки? (Слова с безударными гласными и с парными согласными в корне) Запишите рядом с каждым словом проверочное слово.
Даю на эту работу 2 мин. Закончили. Проверяем.
Сапоги, костюм, платок, богатство, сейчас, салют, ракета, кастрюля, тарелка, семена, вагон, космос, километр. )
Ребята. Мы с вами изучили несколько самостоятельных частей речи. Давайте их все вспомним и назовем: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, союз. На прошлом уроке мы с вами познакомились еще с одной самостоятельной частью речи -это…местоимение. Давайте с вами вспомним и повторим.
Слайд 3
- Что такое местоимение?(Местоимение -это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет их.)
- Какие вы знаете местоимения?(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
- На какие вопросы отвечают местоимения?(Кто? Что? Это местоимения, которые заменяют имена существительные.)
-Как вы считаете, почему они называются личные местоимения? (Они указывают на лицо или лица.)
3. Словарная работа (слайд 4)
Ребята, посмотрите внимательно на эти слова. Найдите в словах местоимения и выпишите их.
Семья, телефон, ворона, тыквы, любимый, кони
Проверка.
Слайд 5(Я, он, ты, вы, мы, они.)
4. Изучение нового материала.
Итак, мы сегодня продолжим изучать личные местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.
Слайд 7
Тема урока « Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.»
Слайд 8 Ребята, как вы думаете, какие же цели нашего урока, которых нам необходимо достигнуть ?(Ответы детей)
Цели урока:
- Научиться различать личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа.
- Научиться заменять имена существительные личными местоимениями.
- Учиться определять лицо личных местоимений, род личных местоимений 3-го лица ,ед.числа.
Откройте учебник на стр. 54 упр. 112 Давайте познакомимся с этим упражнением. Нам дана таблица.
Слайд 8
Что мы видим? Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.
- Давайте определим, как личные местоимения определяются по лицам.
- Кто может сказать о себе я? Ответ детей (Тот, кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я - первого лица)
- Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? Ответ детей
(Ты! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты - второго лица)
-А тот человек который не участвует в разговоре, он - третье лицо. Это местоимение ……Ответы детей. Он, она, оно.
Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? Ответ детей. мы!
-При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы!
-Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они!
Ребята, какой мы может сделать вывод?
Вывод: местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.- ответ ученика
Назовите местоимения 1 лица? (Я,МЫ)- ответ ученика
Назовите местоимения 2 лица? (ТЫ, ВЫ)- ответ ученика
Назовите местоимения 3 лица ?( ОН,ОНА,ОНО,ОНИ)- ответ ученика
Ребята, обратите внимание, что личные местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам (он- м.р., она- ж.р., оно- ср.р.)
Эту таблицу личных местоимений 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа нужно запомнить!
- Применение новых знаний.
Ребята, послушайте внимательно мой рассказ.
У меня есть кошка. У кошки красивая серая шерсть. Кошка очень любит играть со мной. Когда я прихожу домой, кошка всегда ждет меня в коридоре .
Ребята, все ли вам понравилось в моем тексте?
Ответ : -Нет, не очень , так как много раз повторяется слово кошка.
И так, мы увидели, что если много раз употреблять одно и то же слово имени существительного, то наша речь становится не очень красивой. Поэтому нам понадобились слова другой части речи. Какие? (Местоимения) Они встают на место имени существительного и такого повтора не происходит.
Продолжаем применять новые знания
Откройте учебник на стр.54, упр.113 Потренируемся в определении лица личных местоимений. Выпишите местоимения, укажите лицо и число. Упражнение выполняем по образцу .
Проверка. Обменялись тетрадками, возьмите постой карандаш и оценили работу друг друга.
И так :
- нет ошибок- 5
- одна, две ошибки- 4
три-четыре ошибки- 3
5 и более ошибок-2.
Вы немножко устали , сейчас физкультминутка.
4. Физкультминутка.
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)
Присаживайтесь.
6. Закрепление нового материала.
Продолжаем работать по теме нашего урока.
Сейчас у нас будет работа в парах. Какие правила работы в парах вы помните?
-вежливо выслушивать своего собеседника,
- один говорит, другой слушает,
- не уверен в ответе- переспроси,
- работают оба ученика.
Слайд 10.
Вам дано задание. Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите и укажите рядом с личным местоимением его лицо и число . На эту работу я вам даю 5 мин.
Слайд 11 Проверка. Поменяйтесь с седом по парте тетрадками, возьмите простой карандаш и оцените работу друг друга.
Знаете ли вы( 2-л., мн.ч.), что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. Оно( 3-л., ед.ч.) очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. Они( 3-е л., мн.ч.) придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. Он( 3- л., ед.ч.) полезный и приятный на вкус.
Помним, что нет ошибок-5, 1-2 ошибки-4, 3-4 ошибки-3, 5 и более ошибок-2.
Работа в парах. Игра «Четвертое лишнее».
- Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее. Слайд 12
Дети по очереди называют лишнее слово.
- Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)
Ребята, ответьте мне , пожалуйста, на такие вопросы:
1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, какое принято употреблять местоимение? (вы).
2. Обращаясь к знакомым вам ребятам , как нужно обращаться?(По имени, например, Саша, дай мне, пожалуйста книгу), а не так, (Ты, дай мне книгу)
3. Как нужно обращаться к знакомым вам людям , но старше вас по возрасту? (По имени и отчеству) Тамара Ивановна, вы не ответили на мой вопрос.
4. Как нужно начинать свою речь к незнакомым людям ?
«Будьте добры…»
«Будьте любезны…»
«Скажите, пожалуйста..»
7. Итог урока (слайд 15)
- Ребята, какова была тема нашего урока?(Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного чисел)
- Мы выполнили поставленные цели? Какие? (Да. Мы научились различать личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа, научились заменять имена существительные местоимениями.; научились определять лицо личных местоимений; знаем, что у местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам)
Слайд 14
8. Рефлексия.
Ребята ,продолжите свои предложения
- Сегодня я узнал…..
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Я понял, что…
-Запишите домашнее задание: с. 55, упр. 116
- Я благодарю вас за работу на уроке. Отдыхаем, готовимся к следующему уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...
Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа
Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа...
Фрагмент урока русского языка в 4 классе. Тема: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).
Данный конспект позволит подготовиться к уроку русского языка по теме "Спряжение"....
Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам" 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока для 4-го класса по Русскому языку.Тема: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам"УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"
Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"...
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений» УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений»...
Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа» УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа»...