Русский язык "Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и мн. числа"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Хвойницкая Елена Николаевна

Конспект урока русского языка "Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и мн. числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-konspekt_otkrytogo_uroka.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по  русского языка в 4 классе по программе             «Школа России»

Тема: «Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа »

Цель: -познакомить учащихся  с личными местоимениями 1,2 и 3 лица единственного и множественного чисел;  

- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;

- упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

- развивать внимание, память, мышление, речь  обучающихся;

- воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

Предметные:

- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;                                                                                                               - упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

Личностные:

- развивать внимание, память, мышление, речь  обучающихся;

- воспитывать вежливость и уважение к окружающим;

- воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник 4 класс «Школа России», компьютер, проектор, доска.

                                                  Ход урока

1. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними. Присаживайтесь.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, откройте ваши рабочие тетради и запишите число, классная работа. И как всегда , мы свой урок начинаем с минутки чистописания.

 Минутка чистописания  заглавная и строчная буква …. Записали, хорошо.

-Я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушайте.   

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

 Из книжки в норку утащили.

- Ребята посмотрите на слайд.

 Слайд 1

Как вы думаете, что нужно сделать? (Вставить пропущенные буквы)    На какие две группы можно разделить слова-отгадки? (Слова с безударными гласными и с парными согласными в корне)  Запишите рядом с каждым словом проверочное слово.

Даю на эту работу 2 мин. Закончили. Проверяем.

Сапоги,  костюм, платок, богатство, сейчас, салют, ракета, кастрюля, тарелка, семена, вагон, космос, километр. )

 Ребята. Мы с вами изучили несколько самостоятельных частей речи. Давайте их все вспомним и назовем: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, союз.  На прошлом уроке мы с вами познакомились еще с одной самостоятельной частью речи -это…местоимение. Давайте с вами вспомним и повторим.

Слайд 3

- Что такое местоимение?(Местоимение -это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет их.)

- Какие вы знаете местоимения?(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- На какие вопросы отвечают местоимения?(Кто? Что? Это местоимения, которые заменяют имена  существительные.)

-Как вы считаете, почему они называются личные  местоимения? (Они указывают на лицо или лица.)

3. Словарная работа (слайд 4)  

 Ребята, посмотрите внимательно на эти слова. Найдите в словах местоимения и выпишите их.

Семья, телефон, ворона, тыквы,  любимый, кони

Проверка.

 Слайд 5(Я, он, ты, вы, мы, они.)

4. Изучение нового материала.

Итак, мы сегодня продолжим изучать  личные местоимения  и познакомимся с определённой группой местоимений.

Слайд 7

Тема урока « Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.»

Слайд 8 Ребята, как вы думаете, какие   же цели нашего урока, которых нам  необходимо достигнуть ?(Ответы детей)

Цели урока:

  1. Научиться различать личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа.
  2. Научиться заменять имена существительные личными местоимениями.
  3. Учиться определять лицо личных  местоимений, род личных местоимений 3-го лица ,ед.числа.

Откройте учебник на стр. 54 упр. 112  Давайте познакомимся с этим упражнением. Нам дана таблица.

Слайд 8

Что мы видим? Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.

- Давайте определим,  как личные  местоимения определяются по лицам.

- Кто может сказать о себе я? Ответ детей (Тот, кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я - первого лица)

- Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? Ответ детей 

(Ты! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты - второго лица)

-А тот человек который не участвует в разговоре, он - третье лицо. Это местоимение ……Ответы детей. Он,  она, оно.

Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? Ответ детей. мы!

-При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы!

-Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они!

Ребята, какой мы может сделать вывод?

Вывод: местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.- ответ  ученика

Назовите местоимения 1 лица? (Я,МЫ)- ответ ученика

 Назовите местоимения 2 лица? (ТЫ, ВЫ)- ответ ученика

Назовите местоимения  3 лица ?( ОН,ОНА,ОНО,ОНИ)- ответ ученика

Ребята, обратите внимание, что личные  местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам (он- м.р., она- ж.р., оно- ср.р.)

Эту таблицу личных местоимений 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа нужно запомнить!

  1. Применение новых знаний.

Ребята, послушайте внимательно мой рассказ.

У меня есть кошка. У кошки красивая серая шерсть. Кошка очень  любит играть со мной.  Когда я прихожу домой, кошка всегда ждет меня в коридоре .

Ребята, все ли вам понравилось в моем тексте?

Ответ : -Нет, не очень , так как много раз повторяется слово кошка.

И так, мы увидели, что если много раз употреблять одно и то же слово имени существительного, то наша речь становится не очень красивой. Поэтому нам понадобились слова другой части речи. Какие? (Местоимения) Они встают на место имени существительного и такого повтора не происходит.

Продолжаем применять новые знания

Откройте учебник на стр.54,  упр.113  Потренируемся в определении лица личных местоимений. Выпишите местоимения, укажите лицо и число. Упражнение выполняем по образцу  .

Проверка. Обменялись тетрадками, возьмите постой  карандаш и оценили работу друг  друга.

 И так :

- нет ошибок- 5

- одна, две ошибки- 4

три-четыре ошибки- 3

5 и более ошибок-2.

Вы немножко устали , сейчас физкультминутка.

4. Физкультминутка.

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать —

Раз-два-три-четыре-пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)

Присаживайтесь.

6. Закрепление нового материала.

Продолжаем работать  по теме  нашего урока.

 Сейчас у нас будет работа в парах. Какие правила работы в парах вы помните?

-вежливо выслушивать своего собеседника,

- один говорит, другой слушает,

- не уверен в ответе- переспроси,

- работают оба ученика.

 Слайд 10.

 Вам дано задание. Прочитайте и вместо  точек поставьте подходящее местоимение. Определите и укажите рядом с личным  местоимением   его лицо и число . На эту работу я вам даю 5 мин.

Слайд 11 Проверка. Поменяйтесь с седом по парте тетрадками, возьмите простой карандаш и оцените работу друг друга.

Знаете ли вы( 2-л., мн.ч.), что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. Оно( 3-л., ед.ч.) очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке.  Они( 3-е л., мн.ч.) придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. Он( 3- л., ед.ч.) полезный и приятный на вкус.

Помним, что нет ошибок-5, 1-2 ошибки-4, 3-4 ошибки-3, 5 и более ошибок-2.

 Работа в парах. Игра «Четвертое лишнее».

- Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее. Слайд 12

Дети по очереди называют лишнее слово.

- Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)

Ребята, ответьте мне , пожалуйста, на такие вопросы:

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, какое  принято употреблять местоимение? (вы).

2. Обращаясь к знакомым  вам ребятам , как нужно обращаться?(По имени, например, Саша, дай мне, пожалуйста книгу), а не так, (Ты, дай мне книгу)

3. Как нужно обращаться к знакомым вам людям , но старше вас по возрасту? (По имени и отчеству)  Тамара Ивановна, вы не ответили на мой вопрос.

4. Как нужно начинать свою  речь к незнакомым людям ?

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

7. Итог урока (слайд 15)

- Ребята, какова была тема нашего урока?(Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного чисел)

- Мы выполнили поставленные цели? Какие? (Да. Мы научились различать личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа, научились заменять имена существительные местоимениями.; научились определять лицо личных местоимений; знаем, что у местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам)

Слайд 14

8. Рефлексия.

Ребята ,продолжите свои предложения

- Сегодня я узнал…..

- Теперь я могу…

- Я научился…

- Я понял, что…

-Запишите домашнее задание: с. 55, упр. 116

- Я благодарю вас за работу на уроке. Отдыхаем, готовимся к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа...

Фрагмент урока русского языка в 4 классе. Тема: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).

Данный конспект позволит подготовиться к уроку русского языка по теме  "Спряжение"....

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока для 4-го класса по Русскому языку.Тема: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам"УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений»...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа»...