Фрагмент урока русского языка в 4 классе. Тема: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данный конспект позволит подготовиться к уроку русского языка по теме "Спряжение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока русского языка в 4 классе.
Тема: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).
Цель – познакомить учащихся с понятием спряжения как изменением глагола по лицам и числам
Задачи:
- сформировать понятие спряжения
- формирование умения спрягать глаголы
- формирование умения определять число и лицо глагола
Ход урока:
- Актуализация имеющихся знаний о глаголе.
-Посмотрите, на доске написаны слова (цветок, пчела, летать, нектар).
-Какое слово лишнее? (летать) Почему? (Т.к. это глагол, а все остальные слова- имена существительные).
-А как вы определили, что это глагол? ( Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос – что делать?, изменяется по лицам, числам и временам).
- Работа с таблицей – анализ языкового материала.
Сегодня мы с вами будем изменять глаголы, и для этого нам понадобятся таблицы, которые нарисованы на доске. Перечертите их к себе в тетрадь, а затем вы их наполните содержанием.
Настоящее время | ||
Лицо | Число | |
Будущее время | ||
Лицо | Число | |
Заметили, что не все ячейки таблицы заполнены? Давайте вместе заполним таблицы. Обратите внимание на первую таблицу. Для начала заполним первый столбец, который называется лицо. Какие лица глагола мы знаем? (1-е, 2-е, 3-е)
А какие числа глагола? (единственное, множественное)
Какие местоимения соответствуют 1 лицу (я – ед. число, мы – мн. число), 2 лицу - (ты, вы), 3 лицу (он, она, они)?
Это будет относиться и к будущему времени или будут какие-то изменения? (В будущем времени все так же). Тогда заполним эти же ячейки аналогично и во второй таблице.
Итак, пришло время наполнить наши таблицы примерами.
Начнем с таблицы настоящего времени. Для этого будем изменять глаголы – иду, говорю - и записывать образованную форму глагола в соответствующую ячейку.1-е лицо единственное число – какой вопрос мы должны задать к глаголу? (я что делаю?) Запишем вопрос в таблицу. Образуйте форму 1-ого лица ед. числа глагола иду (я (что делаю?) иду). Правильно, запишем пример в таблицу. Аналогично образуйте эту же форму глагола - говорю. (Я (что делаю?) говорю). А теперь заполним ячейку 1 лица множественного числа. Какой вопрос мы там напишем? (мы что делаем?) А какова будет форма глаголов – иду и говорю? (мы (что делаем?) идем, говорим). Запишем слова в таблицу. Попробуйте заполнить самостоятельно остальные ячейки этой таблицы, если возникнут трудности, оставьте ячейку пустой.
Справились? Давайте проверим. Я буду называть лицо и число глагола, а вы называйте вопрос и 2 формы глагола, которые вы записали в эту ячейку. (Заполняется таблица на доске). Трудно было? Посмотрите на заполненную таблицу на доске и сравните со своей таблицей в тетради. Какие ошибки допустили?
Посмотрите на примеры таблицы, что изменяется у глаголов? (окончание) Давайте выделим окончания у глаголов в таблице и назовем их.
Перейдем ко второй таблице – Будущее время. Также заполним первую строку, затем остальное вы заполните самостоятельно. Только изменять будем глаголы – принесу и решу. Какой вопрос напишем в ячейке 1 лица единственного числа? (что сделаю?). Образуйте форму 1-ого лица ед. числа глагола – принесу (я (что сделаю?) принесу). Правильно, запишем пример в таблицу. Аналогично образуйте эту же форму глагола - решу. (Я (что сделаю?) решу). А теперь заполним ячейку 1 лица множественного числа. Какой вопрос мы там напишем? (мы что сделаем?) А какова будет форма глаголов – иду и говорю? (мы (что сделаем?) принесем, решим). Запишем слова в таблицу. Заполните остальные ячейки самостоятельно. Справились? Откройте учебник на странице 74 и проверьте правильность выполнения задания. Какие ошибки допустили?
Выделим окончания у глаголов и назовем их. (Записываются окончания в таблицу на доске). Посмотрите на обе таблицы, обратите внимание на окончания во 2 лице единственного числа. Что пишется на конце? (мягкий знак) Правильно, необходимо запомнить, что во втором лице единственного числа в настоящем и будущем времени, пишется мягкий знак на конце глагола.
Настоящее время | ||
Лицо | Число | |
единственное | множественное | |
1-е я, мы | что делаю? иду, говорю | что делаем? идем, говорим |
2-е ты, вы | что делаешь? идешь, говоришь | что делаете? идете, говорите |
3-е он, она, они | что делает? идет, говорит | что делают? идут, говорят |
Будущее время | ||
Лицо | Число | |
единственное | множественное | |
1-е я, мы | что сделаю? принесу, решу | что сделаем? принесем, решим |
2-е ты, вы | что сделаешь? принесешь, решишь | что сделаете? принесете, решите |
3-е он, она, они | что сделает? принесет, решит | что сделают? принесут, решат |
Скажите, а почему только 2 таблицы, мы ничего с вами не забыли? (Прошедшее время). Это случайность, как вы думаете? Давайте, попробуем изменить глагол -писать и посмотрим нужна ли нам таблица. Я называю вопрос, вы – форму глагола. Что я делал? писал Что мы делали? писали
Что ты делал? писал Что вы делали? писали
Что он делал? писал Что они делали? писали
Посмотрите, все формы глагола в прошедшем времени одинаковые, поэтому мы с вами рассматривали глаголы только в настоящем и будущем времени.
- Обобщение
Скажите, как мы изменяли глаголы? (по числам и лицам). Правильно, такое изменение называется спряжением глагола. Что меняется у глаголов, когда мы его изменяем по лицам и числам? (окончание) Что мы с вами делали, когда образовывали форму глагола? (подставляли местоимение и задавали вопрос). А если нам уже дан глагол, как нам узнать его лицо и число? (подставить местоимение, посмотреть на окончание) . А теперь проверим правильность наших рассуждений по учебнику.
- Чтение правила по учебнику
Что называется спряжением глагола?
Что помогает нам определить второе правило? (лицо и число глагола)
Как будете действовать, чтобы узнать число и лицо глагола? (посмотрим на местоимение и окончание)
- Упражнения
Проспрягай письменно глагол – плыву в настоящем времени.
упр. 425 из учебника - выборочное списывание. Выписать из текста глаголы, определить время, лицо и число.
На доске написаны глаголы. Выбери глагол, составь с ним предложение, выдели окончание, определи время, лицо и число глагола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. "Мягкий знак в окончании глаголов второго лица единственного числа". 4 класс.
Цель: обеспечить усвоение учащимися правила написания мягкого знака у глаголов в форме 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени....
Урок русского языка. Система частей речи. Изменение глаголов по лицам в 4 классе.
Урок-путешествие со сказочным героем Стариком Хоттабычем по частям речи для систематизации изученного материала и детального рассмотрения темы изменения глаголов по лицам....
Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числамПланируемые результаты:Предметные:знать особенности форм числа глагола;уметь изменять глаголы по чис...
интегрированный урок русский язык-технология на тему "Изменение глаголов по временам. Композиция из засушенных цветов и листьев."
Разработка интегрированного урока русского языка-технологии...
Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: "Изменение глаголов по числам" (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: - знать особеннос...
Русский язык. 3 класс. Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК Школа России
Русский язык. 3 класс. Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК Школа России...