Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
урок русского языка по проектной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_russkogo_yazyka_proektnaya_tehnologiya.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте
учителя начальных классов МБОУ «СОШ №7 г.Йошкар-Олы»
Закиевой И.В.
Тип урока: проектный
Тема: Упражнения в написании слов с изученными буквами. Проект «Лента букв».
Цель: 1. Закрепить знания о парных согласных.
2. Выполнение проектной работы «Лента букв».
3. Расширение словарного запаса: изучение словарных слов ученик, ученица.
Оборудование: алфавит, магнитная азбука, заготовки для работы, модели «звуковиков».
Ход урока
1. Организация начала урока.
Гимнастика для рук, письмо в воздухе двумя руками.
11. Цель, задачи урока.
Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании слов с изученными буквами.
Прописи.
III. Работа в прописи (с. 32).
1. Словарная работа.
Ребята! 24 февраля в нашей школе будет проходить празднование очень важного события. Этот праздник организуется только для первоклассников. Это день прощания с «Букварем»! Через несколько уроков мы попрощаемся с этой первой учебной книгой. Дети уже до школы могут читать разные книги, но «Букварь» читают, только став учениками.
– Про кого говорят ученик? ученица?
- Запомните: ученик, ученица заняты изучением наук в школе.
- Найдите в прописи на с. 32 эти слова в рамке.
– Давайте разберемся, какие звуки слышим в этих словах? A какие пишутся буквы?
- Запишите эти слова. Поставьте ударение, разделите слова на слоги, обозначьте звуки точками.
Ученик – 3 слога, ударение падает на 3 слог, орфограмма во 2 слоге. [у ч’ и н’ и к]
Ученица – 4 слога, ударение падает на 3 слог, орфограмма во 2 слоге. [у ч‘ и н‘ и ц а]
(Дается характеристика звуков.)
- А можно ли проверить написание буквы е в корне? (Словом учение.) Запишем красной ручкой это слово в пропись.
Составьте предложения с этими словами.
2. Введение в проектную деятельность.
Ребята, как много надо знать и помнить, чтобы быстро давать характеристику звукам. Неужели нельзя придумать какую-нибудь подсказку, специальный инструмент для работы на уроках русского языка? На уроках математики мы пользуемся инструментами-помощниками. Чтобы начертить прямую линию, выполнить схему к задаче мы пользуемся … линейкой – планкой для вычерчивания прямых линий, для измерений, вычислений (показать). Для счета в пределах 10 была составлена таблица сложения, существует таблица умножения. Для проведения различных измерений были придуманы различные мерки: см, дм, кг и т.д. В строительстве, в магазинах ткани пользуются специальной сантиметровой лентой (показать). Примеры можно приводить и дальше.
Давайте попробуем на нашем уроке создать такую подсказку, попробуем как-то упорядочить все буквы, объединить их в группы по признакам, чтобы в будущем использовать на уроках при проведении фонетического разбора. Надо сказать, что одно объединение всех букв уже существует. Это … алфавит, т.е. совокупность букв, принятой в данной письменности, располагаемых в установленном порядке (показать). Но для характеристики звуков использовать алфавит не удобно. В алфавите нет подсказок для характеристики звуков.
- Чтобы у нас что-то получилось, работать будем коллективно, т.к., во-первых, мы проводим такую работу в первый раз, а во-вторых, у нас должна получиться подсказка, мерка одинаковая у всех, иначе мы не сможем все ею пользоваться.
- Чтобы добиться результата, в процессе работы мы должны будем ответить на ряд вопросов.
- Подумайте, какую форму мы примем для нашей подсказки: круг, квадрат, линейку? Выбираем форму линейки. В русском языке 33 буквы. Поэтому будем буквы располагать в 2 ряда для удобства пользования.
Откройте конверты (на партах), достаньте заготовку для нашей подсказки.
Итак:
1) На какие группы делятся все буквы русского алфавита? (На гласные и согласные.)
- Давайте отделим гласные от согласных (работа ведется на доске). Каких букв больше? Запишем это в рамке в 1-ой строчке.
Гласные | Согласные 1 | |||||||||||||||||||
1 |
- Сколько гласных? (10)
2. - Все ли гласные буквы одинаковы? (Нет, некоторые могут смягчать согласные.) Отделим их – я, ё, ю, и, е. (Ученики работают у доски в течение урока по очереди, выбирая нужные буквы из магнитной азбуки.)
- Запишем их в заготовку: в первый ряд запишем буквы, которые смягчать согласные не умеют (они также обозначают только 1 звук). А ниже – те, которые смягчать согласные умеют (эти буквы, кроме и обозначают 2 звука). Учитель заполняет магнитными буквами нужные ячейки.
Гласные | Согласные 1 | |||||||||||||||||||
А | О | У | Ы | Э | ||||||||||||||||
Я | Ё | Ю | И | Е | ||||||||||||||||
1 |
3. - На какие группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.) Отделим звонкие от глухих.
Звонкие: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з.
Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
4. - Что мы знаем о некоторых звонких и глухих согласных? (Они образуют пары по звонкости и глухости.)
- Отделим парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
- Впишем в таблицу сначала непарные звонкие согласные в 1-ый ряд.
Гласные | Согласные 1 | |||||||||||||||||||
А | О | У | Ы | Э | Н | М | Л | Р | Й | |||||||||||
Я | Ё | Ю | И | Е | ||||||||||||||||
1 |
- Сейчас впишем парные согласные: звонкие в верхний ряд, а парные глухие – в нижний.
Гласные | Согласные | |||||||||||||||||||
А | О | У | Ы | Э | Н | М | Л | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | |||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | ||||||||||
- Запишем непарные глухие согласные во второй ряд.
Гласные | Согласные 1 | |||||||||||||||||||
А | О | У | Ы | Э | Н | М | Л | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | |||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | ||||||
1 |
- Чтобы не забыть, в какой строке звонкие согласные, а в какой глухие, сделаем запись.
Гласные | Согласные звонкие 1 | |||||||||||||||||||
А | О | У | Ы | Э | Н | М | Л | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | |||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | ||||||
Согласные глухие 1 |
1У. Физкультминутка. Упражнения на внимание.
У. Продолжение работы.
5. - Что еще мы знаем о согласных звуках? (Они могут быть твердыми и мягкими, некоторые – только твердыми, а некоторые только мягкими.)
- Давайте найдем буквы, которые обозначают только твердые согласные звуки. Обозначим их твердость синим карандашом.
Ж, Ш, Ц.
- Найдем буквы, которые обозначают только мягкие звуки. Обозначим мягкость зеленым карандашом.
Й, Ч, Щ.
- Остальные согласные могут обозначать и твердый звук и мягкий. Обозначим двумя карандашами.
6. - Какие буквы у нас остались? Ъ и Ь знаки. Куда их поместим? В конец таблицы, т.к. они не имеют звука.
Гласные | Согласные звонкие 1 | |||||||||||||||||||
А | О | У | Ы | Э | Н | М | Л | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | Ъ | ||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | Ь | |||||
Согласные глухие 1 |
7. - Как можно назвать нашу табличку? На что она похожа? (Ответы детей.) А можно сказать, что она похожа на ленту? А что на ней записано? (Буквы.) Давайте назовем ее «Лента букв». (Запись.)
Лента букв
Гласные | Согласные звонкие 1 | |||||||||||||||||||
А | О | У | Ы | Э | Н | М | Л | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | Ъ | ||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | Ь | |||||
Согласные глухие 1 |
3. Закрепление. Упражнение в работе с лентой букв.
- Ребята! Сейчас вы провели самостоятельное исследование и создали новый инструмент- ленту букв для работы на уроках русского языка. Вы работали как ученые, хотя еще являетесь учениками и ученицами. Давайте убедимся, что наша «Лента букв» работает.
Закрепление знаний o парных согласных по глухости-звонкости.
- Схемы-«человечки» встали парами. Одна буква известна, а кто стоит рядом? Воспользуемся нашей лентой. Назовите звуки, буквы, которыми они обозначены, завершите схемы. (Сначала рассматривают первую пару: Б - __, и т.д.)
– Прочитайте первое слово. (На доске в столбик записаны слова зу(б), засо(в), бере(г), холо(д), мира(ж), выво(з).) Определите, какую букву надо писать на конце. Почему?
- Допишите букву. (Проверочные слова подбираются устно.)
- Выполним фонетический разбор слов.
- Скажите, с лентой букв удобно работать? Легче? Какие вы молодцы!
– Какие парные согласные остались без слова?
– Приведите примеры слов с этими буквами на конце. Запишите эти слова во 2-й столбик. Подчеркните буквы, обозначающие согласные парные звуки. Возможны слова: нос, плот, сноп, бок, камыш, жираф.
У1. Итог урока. - Чем занимались на уроке? Что новое создали?
Мы спроектировали и создали то, чего раньше в нашем классе не было. Мы создали новый проект – «Ленту букв», инструмент для работы на уроках русского языка.
У11. Д.З. Контрольное списывание c печатного образца текста «Экскурсия».
a) Самостоятельное чтение, подчеркивание «опасных» мест.
б) Списывание (можно первых двух предложений).
в) Подчеркивание «опасных» мест.
___________________________
______________________________
_____________________________
_____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....