Рабочая программа по русскому языку для 4 класса VIII вида.
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Русский язык в коррекционной школе 8 вида является одним из основных предметов.
Цель программы по русскому языку: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-развивать у учащихся устную и письменную речь;
- формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
- воспитывать интерес к родному языку.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Поэтому особое внимание уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма.На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученныезнания знания во время уроков русского языка в 2 - 3 классах и рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass.docx | 46.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Адаптированной основной образовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Школа № 75»
- Учебного плана МКОУ «Школа №75» на 2019 – 2020 учебный год.
Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
- вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
- учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать у учащихся устную и письменную речь;
- формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
- воспитывать интерес к родному языку.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания, развитие пространственной ориентации,
- развитие основных мыслительных операций,
- коррекция речи и мышления,
- коррекция фонематического слуха,
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
- обогащение словаря.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов: названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
Выделяются следующие разделы:
Повторение пройденного в начале года
Звуки и буквы
Слово
Предложение
Связная речь
Повторение пройденного в конце года
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
При изучении тем курса используются: учебники, наглядные пособия (рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.), дидактический материал, коррекционные задания и упражнения, игры по русскому языку.
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка в 2 - 3 классах и рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения предмета
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
Знать | - алфавит. | - алфавит.
|
Уметь | - различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; - различать ударные и безударные звуки; - различать согласные звуки по звонкости-глухости; - различать согласные звуки по мягкости-твердости; - делить слова на слоги для переноса; - списывать по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; - писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами; - обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь; - дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; - составлять предложения, восстанавливать в них нарушенный порядок слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; - выделять из текста предложения на заданную тему. | - различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; - подбирать группы родственных слов (несложные случаи); - проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова; - обозначать мягкость согласных буквой ь; - списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; - писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы; - дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению; - делить текст на предложения; - составлять и распространять предложения, устанавливать связь слов в предложении; - ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя); |
Формирование базовых учебных действий:
Личностные результаты:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные БУД:
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные БУД:
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание программы
№ | Название раздела | Содержание раздела | Количество часов |
Предложение. Повторение. | Практическое построение простого предложения; Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; Дополнение предложений; Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 5 | |
Звуки и буквы. | Алфавит. Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Проверка безударных гласных путем изменения слова. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике. | 53 | |
Слово. | Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте и по вопросам, правильное употребление их с связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами. Разделительный твёрдый знак. Родственные слова. | 44 | |
Предложение. | Членение речи на предложения. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | 22 | |
Повторение. | Предложение. Алфавит. Ударные и безударные гласные в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Упражнения в правописании парных согласных в середине слова. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание разделительного мягкого знака. Правописание предлогов со словами. Главные и второстепенные члены предложения. | ||
Итого | 136 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Дата | |
Раздел 1. Предложение. Повторение. | 6 ч | |||
1 | 1 | Деление текста на предложения. | ||
2 | 2 | Связь слов в предложении. Понятие об окончании. | ||
3 | 3 | Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах. | ||
4 | 4 | Составление предложений по схеме и данным словам. | ||
5 | 5 | Дополнение предложений словами по смыслу. | ||
6 | 6 | Диагностическая контрольная работа. | ||
Раздел 2. Звуки и буквы. | 53 ч | |||
7 | 1 | Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке. | ||
8 | 2 | Гласные и согласные звуки и буквы. | ||
9 | 3 | Звонкие и глухие согласные. | ||
10 | 4 | Твердые и мягкие согласные. | ||
11 | 5 | Мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука. | ||
12 | 6 | Мягкий знак на конце и в середине слова. | ||
13 | 7 | Правописание слов с мягким знаком. | ||
14 | 8 | Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком. | ||
15 | 9 | Сопоставление разделительного знака со знаком мягкости. | ||
16 | 10 | Правописание слов с мягким знаком. | ||
17 | 11 | Перенос слов с мягким знаком. | ||
18 | 12 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с мягким знаком». | ||
19 | 13 | Работа над ошибками по теме «Правописание слов с мягким знаком». | ||
20 | 14 | Правописание гласных после шипящих. | ||
21 | 15 | Объяснение правописания гласных после шипящих. | ||
22 | 16 | Контрольный диктант за I четверть. | ||
23 | 17 | Работа над ошибками. | ||
24 | 18 | Правописание слов на изученные правила. | ||
25 | 19 | Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание. | ||
26 | 20 | Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова. | ||
27 | 21 | Правило написания парных согласных на конце слова. | ||
28 | 22 | Объяснение написания звонких и глухих согласных в середине слова. | ||
29 | 23 | Подбор проверочных слов путем изменения формы слова. | ||
30 | 24 | Упражнение в правописании звонких и глухих согласных. | ||
31 | 25 | Дополнение и составление предложений. | ||
32 | 26 | Проверка написания слов с парными согласными на конце. | ||
33 | 27 | Правописание парных согласных в середине слова. | ||
34 | 28 | Упражнения в написании слов с парными согласными в середине слова. | ||
35 | 29 | Контрольный диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова». | ||
36 | 30 | Работа над ошибками по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова». | ||
37 | 31 | Ударение. Выделение ударной гласной в словах. | ||
38 | 32 | Изменения места ударения в словах. | ||
39 | 33 | Различение ударных и безударных гласных. | ||
40 | 34 | Ударные и безударные гласные. | ||
41 | 35 | Одинаковое написание ударной и безударной гласной в различных формах одного слова. | ||
42 | 36 | Правила проверки безударных гласных. | ||
43 | 37 | Проверка безударных гласных путем изменения формы слова. | ||
44 | 38 | Проверка безударных гласных путем подбора родственных слов. | ||
45 | 39 | Работа с деформированным текстом. | ||
46 | 40 | Проверка безударных гласных путем подбора родственных слов. | ||
47 | 41 | Правописание безударных гласных. | ||
48 | 42 | Составление предложений и текста по данным словам. | ||
49 | 43 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных». | ||
50 | 44 | Работа над ошибками по теме: «Правописание безударных гласных». | ||
51 | 45 | Непроверяемые безударные гласные. | ||
52 | 46 | Дифференциация ударных и безударных гласных. | ||
53 | 47 | Дифференциация проверяемых безударных гласных и непроверяемых безударных гласных. | ||
54 | 48 | Объяснение правописания ударных и безударных гласных. | ||
55 | 49 | Дифференциация изученных орфограмм. | ||
56 | 50 | Упражнения в написании слов на изученные орфограммы. | ||
57 | 51 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | ||
58 | 52 | Контрольный диктант по теме «Непроверяемые безударные гласные». | ||
59 | 53 | Работа над ошибками по теме: «Непроверяемые безударные гласные». | ||
Раздел 3. Слово. – 44 ч. | ||||
60 | 1 | Слово, как название предмета. | ||
61 | 2 | Контрольный диктант за II четверть. | ||
62 | 3 | Работа над ошибками. | ||
63 | 4 | Распознавание слов, обозначающих названия предметов, отвечающих на вопрос кто? что? | ||
64 | 5 | Классификация слов, обозначающих названия предметов. | ||
65 | 6 | Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам. | ||
66 | 7 | Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам. | ||
67 | 8 | Взаимосвязь слов друг с другом по смыслу. | ||
68 | 9 | Название действий предметов. | ||
69 | 10 | Изменение формы слова, обозначающего названия действий, по вопросам. | ||
70 | 11 | Изменение слов, обозначающих названия действий, по временам. | ||
71 | 12 | Согласование названий предметов с названиями действий. | ||
72 | 13 | Название признаков предметов. | ||
73 | 14 | Изменение слов, обозначающих названия признаков, по вопросам. | ||
74 | 15 | Связь слов – предметов и слов – признаков. | ||
75 | 16 | Определение названий предметов, действий, признаков в тексте по вопросам. | ||
76 | 17 | Согласование названий предметов, названий действий и названий признаков. | ||
77 | 18 | Контрольный диктант по теме: «Названия предметов, действий и признаков». | ||
78 | 19 | Работа над ошибками по теме: «Названия предметов, действий и признаков». | ||
79 | 20 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц. | ||
80 | 21 | Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор. | ||
81 | 22 | Промежуточная контрольная работа. | ||
82 | 23 | Упражнения в правописании имен собственных. | ||
83 | 24 | Предлог как отдельное слово. Роль предлогов. | ||
84 | 25 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | ||
85 | 26 | Предлоги до, под, над, около, перед. | ||
86 | 27 | Правильное употребление предлогов в речи. | ||
87 | 28 | Написание предлога со словами, обозначающими предмет и признак предмета. | ||
88 | 29 | Изменение формы слова в зависимости от предлога. | ||
89 | 30 | Контрольный диктант по теме: «Предлоги». | ||
90 | 31 | Работа над ошибками по теме: «Предлоги». | ||
91 | 32 | Разделительный твердый знак. Роль Ъ знака. | ||
92 | 33 | Слова с - Ъ -знаком. | ||
93 | 34 | Правописание слов с разделительным ъ. | ||
94 | 35 | Понятие о родственных словах. | ||
95 | 36 | Выделение корня. Подбор родственных слов. | ||
96 | 37 | Определение проверочных слов в группе родственных слов. | ||
97 | 38 | Правописание безударной гласной в корне родственных слов. | ||
98 | 39 | Правописание звонкой и глухой согласной в корне родственных слов. | ||
99 | 40 | Контрольный диктант за III четверть. | ||
100 | 41 | Работа над ошибками. | ||
101 | 42 | Написание корня в родственных словах. | ||
102 | 43 | Контрольный диктант по теме: «Родственные слова». | ||
103 | 44 | Работа над ошибками. | ||
Раздел 4. Предложение. – 22 ч. | ||||
104 | 1 | Предложение как единица речи и выражение законченной мысли. | ||
105 | 2 | Связь слов в предложении. Смысловая законченность предложения. | ||
106 | 3 | Порядок слов в предложении. | ||
107 | 4 | Деление текста на предложения. | ||
108 | 5 | Расположение слов в предложении в определенном порядке. | ||
109 | 6 | Изменение слов в предложении по вопросам. | ||
110 | 7 | Распространение предложений. | ||
111 | 8 | Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам. | ||
112 | 9 | Роль знаков препинания в предложении. | ||
113 | 10 | Повествовательные и вопросительные предложения. | ||
114 | 11 | Построение вопросительных предложений. | ||
115 | 12 | Восклицательное предложение и его интонационное оформление. | ||
116 | 13 | Упражнения в расстановке знаков препинания. | ||
117 | 14 | Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в конце предложения». | ||
118 | 15 | Работа над ошибками по теме «Знаки препинания в конце предложения». | ||
119 | 16 | Понятие о сказуемом. | ||
120 | 17 | Выделение сказуемого в предложении. | ||
121 | 18 | Понятие о подлежащем. | ||
122 | 19 | Выделение подлежащего в предложении. | ||
123 | 20 | Обобщение знаний о главных членах предложения. | ||
124 | 21 | Второстепенные члены предложения. | ||
125 | 22 | Определение второстепенных членов предложения. | ||
Раздел 5. Повторение пройденного. – 11 ч. | ||||
126 | 1 | Предложение. Алфавит. | ||
127 | 2 | Корень. Составление родственных слов. | ||
128 | 3 | Контрольный диктант за IV четверть. | ||
129 | 4 | Работа над ошибками. | ||
130 | 5 | Ударные и безударные гласные в корне слова. | ||
131 | 6 | Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. | ||
132 | 7 | Упражнения в правописании парных согласных в середине слова. | ||
133 | 8 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | ||
134 | 9 | Правописание разделительного мягкого знака. | ||
135 | 10 | Правописание предлогов со словами. | ||
136 | 11 | Главные и второстепенные члены предложения. |
Диагностический диктант.
Белка
В старой сосне дупло. В дупле живёт рыжая белка. Она часто прыгает по широким веткам деревьев. Заготовила белка грибы, ягоды, орешки. Это зверьку корм на долгую зиму.
(28 слов)
Слова для справок: часто.
Задания:
- Выдели корень в словах дупло, белка, зверьку, на зиму.
- Составь предложение из слов и запиши его: из, сладкое, бабушка, варенье,
яблок, варит.
- Подбери однокоренные слова к слову корм и запиши их.
Контрольный диктант за 1 четверть.
Диктант.
Закаливание организма
В детстве у Александра Суворова было плохое здоровье. Но мальчик решил стать военным. На морозе он раздевался до пояса и натирался снегом. Нередко на целый день Саша уходил в лес.
(32 слова)
Слова для справок: натирался, нередко.
Задания:
- Спиши слова, выбирая нужную букву. Подбери проверочные слова:
В(о, а)ДА, ГРИ(п, б), ЗУ(п, б), ШКА(в, ф), ХЛЕ(п, б), СН(е, и)ЖОК.
- Напиши противоположные по значению имена существительные:
детство, здоровье, мороз.
- Составь предложение из слов. Запиши его:
у черёмуха дома растёт.
- Выпиши однокоренные слова к слову лес:
л..сица, л..сник, л..сточек, л..сной, л..сничий.
Выдели корень
Контрольная работа за 2 четверть.
Диктант
Ёлка в школе.
Скоро наступит Новый год. Этот праздник ждут все ребята. Они готовятся к школьной ёлке. На уроке труда дети делают ёлочные игрушки.
Вспыхнут на ёлке яркие лампочки. А на верхушке засияет яркая звёздочка.
(35 слов)
Слова для справок: скоро, вспыхнут.
Задания:
1) Подбери проверочные слова: ЦВ…ТНАЯ – В…РХУШКА – В Л…СУ – КР…СИВЫЕ –
2)Составь предложение. Подчеркни главные члены:
ПИТАЕТСЯ, И, БЕЛКА, ЗИМОЙ, ОРЕХАМИ, ГРИБАМИ.
Контрольная работа за 3 четверть.
Диктант
Медведь и бурундук.
Поднялось над весенним лесом яркое солнышко, растопило снег. Вылез из берлоги медведь и сел на пенёк. Проголодался за зиму, а вокруг ещё ни травинки нет. Угостил жёлтенький бурундучок медведя сладкими корешками.
Поблагодарил косолапый доброго зверька.
(38 слов)
Слова для справок: берлога, вокруг, косолапый.
Задания
- Найди второе предложение и подчеркни в нём главные члены предложения.
- Подбери вопросы к словам:
РЕКА ( ) СИЛА ( ) КРАСИВЫЙ ( ) УБЕЖАТЬ ( )
ПОМИРИЛСЯ ( )
3*. Составь слова с данными корнями: -сказ-, -ход-.
Контрольная работа за 4 четверть.
Диктант
Лучик
Женя Шишкин жил в деревне у бабушки. Он очень любил лошадей. У мальчика был любимый конь Лучик. Часто мальчик угощал любимца кусочками сахара. Летом Женя помогал пасти лошадей. Он водил их купаться на речку. Лучик сразу узнавал голос верного друга.
(41 слово)
Задания:
1) Посчитай количество гласных и согласных в словах: игрушки,
ветерок, магазин, яма.
- В первом предложении найди и подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Составь и запиши предложение по теме «Весна».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для школы VIII вида.
Данная программа составлена для учащихся 7 класса, обучающихся по программам школы VIII вида....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В.Воронковой и учебника Э.В.Якубовской и Н.В.Павловой Русский язык 2...
Рабочая программа по русскому языку (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. 68 часов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 4 класс VII вида УМК «Школа России»
Программа разработана на основе программы для специальных (коррекционных) общоебразовательных школ и классов 7 вида. Начальные классы 1-4, с использование УМК « Школа России». Авторский коллектив под ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс, VIII вид
Рабочая программа по русскому языку 3 класм (8 вид) составлена на 170 часов....
рабочая программа по русскому языку 2 класс VIII вид (надомное обучение)
Рабочая прграмма по русскому языку. Надомное обучение....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида...