Что такое монолог и диалог
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка. ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass_chto_takoe_monolog_i_dialog.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 4 класс
Тема занятия | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
Предметные | УУД | Личностные результаты | |||
Урок развития речи. Что такое монолог и диалог. | Что такое монолог и диалог | Монолог, диалог, культура диалога | научатся отличать диалог от монолога, строить несложные монологические высказывания и составлять диалог | К.: - коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника. Р.: - учатся, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя П.: - владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строят речевое высказывание | проявление познавательной инициативы, интерес к родному языку, сотрудничество со взрослыми и сверстниками |
Цель урока: научить отличать диалог от монолога, строить несложные монологические высказывания и составлять диалог.
Задачи урока: Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог».
Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах.
Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме.
Научить отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Учебник русского языка (М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, 4класс, 2 часть)
Ход урока
I. О. м.
- Продолжите…
Без труда…
Язык болтает…
- Желаю сегодня на уроке работать вдумчиво и слажено, следовать народной мудрости.
II. Проверка д/з.
- Что было задано на дом? Расскажи, …, как выполняла д/з.
- А теперь послушаем, что приготовили к уроку … и … (2 ученика читают отрывок из басни Крылова)
- Что использовали в ответах ребята? (речь)
- Какая бывает речь?
- В прослушанных 2-х ответах ученики использовали речь устную. Это общее. А есть ли различие? (1-я ученица говорила одна о своей работе, в басне двое разговаривали)
III. Новый материал.
Объявление темы урока
- Мы сейчас прослушали МОНОЛОГ и ДИАЛОГ (учитель прикрепляет карточки со словами на доску). Поняли, почему? Да, это тема сегодняшнего урока.
Беседа. Коллективное составление таблицы. Работа с учебником.
- Откройте учебник на с.9 и прочитайте последний абзац текста «Двадцать лет под кроватью». (Дети читают)
- Как думаете, это монолог или диалог? (монолог) Поясните свой ответ (человек разговаривает сам с собой, задает сам себе вопросы и сам же отвечает)
Учитель записывает ответы детей под табличкой со словом МОНОЛОГ.
- А сейчас найдите и прочитайте в тексте Василия Пескова «Плёс» (с.35) разговор художника и капитана парохода. (Дети читают)
- Что скажете? (это диалог) Почему так решили? (Разговор между двумя людьми).
Учитель записывает ответы детей под табличкой со словом ДИАЛОГ.
МОНОЛОГ | ДИАЛОГ |
человек разговаривает сам с собой, задает сам себе вопросы и сам же отвечает | разговор между двумя людьми один спрашивает, другой отвечает |
- Давайте отдохнём.
Физминутка (Скажу я слово…, а ты ответишь…)
- Что сейчас прозвучало? (диалог)
- Откройте учебник на с.42 и прочитайте текст в рамке…
- Что надо добавить в нашу таблицу?
- Значит, монолог – это…, диалог – это… (ещё раз обращаются к таблице)
Практическая работа по вариантам
- Составьте диалог, если сидите вдвоём, монолог – если пары сегодня нет.
1 вариант. Тема «В магазине» (продавец и покупатель),
2 вариант. Тема «В библиотеке» (библиотекарь и читатель)
- Кто хочет выступить?
Самостоятельная работа (упр. 14)
- Что нужно, чтобы выполнить задание к упражнению? (работать в паре, подготовить чтение по ролям, диалог) Что посоветуете тем, кто сегодня сидит один за партой? (пересесть, образовать пару)
Проверка
IV. Итог. Д/з.
- Дополнить данные предложения:
- Я сегодня узнал(а)…
- Я сегодня понял(а)…
- Мы обмениваемся высказываниями… Это - … (диалог).
- Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог).
- Важно уметь слушать друг друга. Составьте дома памятку «Как вести диалог».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по русскому языку по теме "Монолог и диалог"
Проверочная работа по русскому языку по теме "Монолог и диалог" УМК "Школа России" 2 класс...
Конспект и презентация к уроку риторики по теме:"Диалог и монолог"
Урок риторики по учебнику Т.А.Ладыженской....
Урок русского языка для 3 класса на тему: «Монолог и диалог».
В ходе урока использованы разнообразные задания, направленные на то ,чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал....
Презентация по русскому языку "Чем отличается диалог от монолога" 2 класс
Тема: «Диалог и монолог».Цели:Систематизировать знания о таких видах речи как диалог и монолог;Развивать речевой слух, дыхание, слоговой синтез, воображение и творческие способности, мышление;Сов...
Урок русского языка в 4 классе "Что такое монолог и диалог"
Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог». Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах. Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме. ...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Формы речи: монолог и диалог"
Дидактическая цель: «Создать условия для формирования представлений о видах текстов «монолог» и «диалог»Задачи урокаПознакомить детей с понятиями «диало...