Что такое монолог и диалог
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Иванова Ольга Сергеевна

Урок русского языка. ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass_chto_takoe_monolog_i_dialog.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 4 класс

Тема занятия

Решаемые проблемы

Понятия

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Предметные

УУД

Личностные результаты

Урок развития речи.

Что такое монолог и диалог.

Что такое монолог и  диалог

Монолог,

диалог, культура диалога

научатся отличать диалог от монолога, строить несложные монологические высказывания и составлять диалог

К.: - коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

Р.: - учатся, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

П.: - владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строят речевое высказывание

проявление познавательной инициативы, интерес к родному языку, сотрудничество со взрослыми и сверстниками

Цель урока: научить отличать диалог от монолога, строить несложные монологические высказывания и составлять диалог.

Задачи урока: Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог».

Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах.

Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме.

Научить отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Учебник русского языка (М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, 4класс, 2 часть)

Ход урока

I. О. м.

- Продолжите…

Без труда…

Язык болтает…

- Желаю сегодня на уроке работать вдумчиво и слажено, следовать народной мудрости.

II. Проверка д/з.

- Что было задано на дом? Расскажи, …, как выполняла д/з.

- А теперь послушаем, что приготовили к уроку … и … (2 ученика читают отрывок из басни Крылова)

- Что использовали в ответах ребята? (речь)

- Какая бывает речь?

- В прослушанных 2-х ответах ученики использовали речь устную. Это общее. А есть ли различие? (1-я ученица говорила одна о своей работе, в басне двое разговаривали)

III. Новый материал.

Объявление темы урока

- Мы сейчас прослушали МОНОЛОГ и ДИАЛОГ (учитель прикрепляет карточки со словами на доску). Поняли, почему? Да, это тема сегодняшнего урока.

Беседа. Коллективное составление таблицы. Работа с учебником.

- Откройте учебник на с.9 и прочитайте последний абзац текста «Двадцать лет под кроватью». (Дети читают)

- Как думаете, это монолог или диалог? (монолог) Поясните свой ответ (человек разговаривает сам с собой, задает сам себе вопросы и сам же отвечает)

Учитель записывает ответы детей под табличкой со словом МОНОЛОГ.

- А сейчас найдите и прочитайте в тексте Василия Пескова «Плёс» (с.35) разговор художника и капитана парохода. (Дети читают)

- Что скажете? (это диалог) Почему так решили? (Разговор между двумя людьми).

Учитель записывает ответы детей под табличкой со словом ДИАЛОГ.

МОНОЛОГ

ДИАЛОГ

человек разговаривает сам с собой,

задает сам себе вопросы и сам же отвечает

разговор между двумя людьми

один спрашивает, другой отвечает

- Давайте отдохнём.

Физминутка (Скажу я слово…, а ты ответишь…)

- Что сейчас прозвучало? (диалог)

- Откройте учебник на с.42 и прочитайте текст в рамке…

- Что надо добавить в нашу таблицу?

- Значит, монолог – это…, диалог – это… (ещё раз обращаются к таблице)

Практическая работа по вариантам

- Составьте диалог, если сидите вдвоём, монолог – если пары сегодня нет.

1 вариант. Тема «В магазине» (продавец и покупатель),

2 вариант. Тема «В библиотеке» (библиотекарь и читатель)

- Кто хочет выступить?

Самостоятельная работа (упр. 14)

- Что нужно, чтобы выполнить задание к упражнению? (работать в паре, подготовить чтение по ролям, диалог) Что посоветуете тем, кто сегодня сидит один за партой? (пересесть, образовать пару)

Проверка

IV. Итог. Д/з.

- Дополнить данные предложения:

- Я сегодня узнал(а)…

- Я сегодня понял(а)…

- Мы обмениваемся высказываниями… Это - … (диалог).

- Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог).

- Важно уметь слушать друг друга. Составьте дома памятку «Как вести диалог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку по теме "Монолог и диалог"

Проверочная работа по русскому языку по теме "Монолог и диалог" УМК "Школа России" 2 класс...

Конспект и презентация к уроку риторики по теме:"Диалог и монолог"

Урок риторики по учебнику Т.А.Ладыженской....

Урок русского языка для 3 класса на тему: «Монолог и диалог».

В ходе урока использованы разнообразные задания, направленные на то ,чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал....

Презентация по русскому языку "Чем отличается диалог от монолога" 2 класс

Тема: «Диалог и монолог».Цели:Систематизировать знания о таких видах речи как диалог и монолог;Развивать речевой слух, дыхание, слоговой синтез, воображение и творческие способности, мышление;Сов...

Урок русского языка в 4 классе "Что такое монолог и диалог"

Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог». Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах. Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме. ...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Формы речи: монолог и диалог"

Дидактическая цель: «Создать  условия  для формирования представлений о видах текстов «монолог» и «диалог»Задачи урокаПознакомить детей с понятиями «диало...