Конспект и презентация к уроку риторики по теме:"Диалог и монолог"
презентация к уроку (3 класс) по теме
Урок риторики по учебнику Т.А.Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок риторики "Диалог и монолог" | 23.38 КБ |
Урок риторики "Диалог и монолог" | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок риторики 3 класс МОУ СОШ № 38 г. Тверь,
учитель: Загребельская Марина Андреевна.
Тема: «Диалог и монолог».
Цели:
- Систематизировать знания о таких видах речи как диалог и монолог;
- Развивать речевой слух, дыхание, слоговой синтез, воображение и творческие способности, мышление;
- Совершенствовать интонационную выразительность речи;
- Воспитывать культуру речи, развивать чувства сострадания и сопереживания.
Задачи:
- Систематизировать понятия диалога и монолога;
- Развитие умения использовать диалог и монолог в повседневной практике.
Методы:
- Иллюстративный
- Беседа
- Диалог
- Самоконтроль
Формы организации детей:
- Коллективная (в парах)
- Самостоятельная
- Исследовательская работа
- Фронтальное взаимодействие
Формы организации работы учителя:
- Объяснение
- Наблюдение за работой учащихся
- Анализ работ учащихся
- Дифференциация заданий
- Контроль за выполнением заданий
Урок построен на технологии проблемно-диалогического обучения.
Урок 5 раздела «Текст».
Метод обучения индуктивный (от частного к общему).
Тип урока комбинированный.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, ширма-театр.
№ |
Этапы урока | План урока | Комментарии (формы работы, результаты УУД, способы наблюдения за работой детей) | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1 | Организационный (мотивация к учебной деятельности). Речевая разминка. | Слайд 1 1.Установка : Нам надо разговаривать И надо выговаривать, Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать, Так правильно, так внятно, Что будет всем понятно! 2.Дыхательная гимнастика:
Все умеем мы считать! И дышать умеем тоже- Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим.
| Проговаривают хором Делают 3-4 вдоха-выдоха. Произносят на выдохе: «з- з -з –з … »,пока не закончится воздух, при этом медленно соединяют ладошки, хлопок - убили комара! Делают глубокий вдох, резкий выдох – задули свечу (используют макет из бумаги) | Смыслообразова- ние, умение применять ранее полученные знания и навыки. | |
2 | Актуализация знаний с постановкой проблемы. Поиск решения. Риторический анализ. Введение инструментальных знаний о диалоге. | 1.Задание на ассоциацию: Слайд 2 -Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, я предлагаю провести ассоциативный эксперемент со словом РЕЧЬ. Смена слайдов по щелчку. Проблемные вопросы-Слайд 3 2.Развитие речевого слуха: -Перед вами наш классный театр. Какая сказка там притаилась? Вы узнаете, если поиграете со мной в «Эхо»: -Чёрный ворон на дубу… -От дождя блестит кора, Вдалеке видна гора… -Нелегко туда пройти, Мост разрушен на пути… -В замке светится окно. А в горах уже темно… Превосходная картина! Кто художник? Слайд 4 Открывается ширма, за ней Мальвина и Буратино (заранее подготовленные дети) замерли в кукольных позах. -Вот он, перед вами, со своей подружкой Мальвиной. Кто автор этой сказки? -Сейчас я взмахну волшебной указкой и они оживут. Раз, два, три! -Хорошо, Мальвина, садитесь за парты и учитесь вместе с нами! А ребята, тем временем, подумают, какой вид речи использовали Мальвина и Буратино? -Почему вы так решили? Делаем вывод: Слайд 5 |
Работают письменно в тетрадях, высказывают ассоциации, по мере поступления высказываний заполняем эталон. -Бу!.. -Ра!.. -Ти!.. -Но!.. -Буратино! -Алексей Толстой. Диалог артистов: М - Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста! Б - Когда папа Карло воспитывает, а когда никто… М - Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны! Б (к классу) – Вот так влип! М - Сядьте ровно, положите руки перед собой, не горбитесь! Мы займёмся арифметикой. У вас в кармане два яблока… Б (хитро подмигнув классу)- Врёте, ни одного… М(терпеливо)- Я говорю, предположим , что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко, сколько у вас осталось яблок? Б - Два! М - Подумайте хорошенько! Б (сморщился, так здорово подумал)-Два! М (возмущённо)- Почему? Б - Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! М (огорчённо) - У вас нет никаких способностей к математике! (Обращаясь к учителю) Может ему стоит заняться риторикой? -Устный, диалог. -………. | Формируется умение отвечать на вопросы, делать выводы, работать с информацией, ориентироваться в тексте, обсуждать проблему, делать выводы. | |
3 | Первичное закрепление. Риторический анализ. | Упражнения на развитие творческого мышления, внимания, выразительности речи и разыгрывание диалогов. 1. Слайд 6 -Перед вами ещё один герой нашего урока- колесо. Да, да, обыкновенное резиновое колесо от машины. Представьте, идёт дождь, кругом лужи, ему скучно и от нечего делать, колесо заговорило с лужами… -Как вы думаете, что при этом разговоре испытывало колесо? Слайд 7 -Выберите из этого списка не более четырёх подходящих эмоций и объясните свой выбор. -Какую основную черту характера можно обнаружить у колеса? -Какой вид речи был использован? Почему вы так решили? 2.-Следующие наши герои Кошка и Мышка . Слайд 8 -Кто желает выступить в роли кошки, мышки? -А теперь на арене два весёлых клоуна. Слайд 9 -Их зовут Тим и Том. Кто будет Тимом, а кто Томом? | Диалог читают два ученика. -………. -………. Два ученика, затем хоровое прочтение. Распределяют роли, разыгрывают диалог. Хоровое прочтение. | Формирование умений строить логические цепочки, анализировать, координировать действия, делать выводы. | |
Релаксация | -Вы хорошо поработали, можно отдохнуть. Мальвина и Буратино приготовили для вас физкультминутку. | М- Ребята, мы приглашаем вас к нам в сказку. Встаньте и представьте, что вы куклы, да не простые, а резиновые, надутые воздухом. Вы в каморке у папы Карло, Буратино открывает потайную дверь и мы спускаемся по лестнице подземного хода. (Шагают) Б- Пляшут тени на стене, Ничего не страшно мне, Лестница пускай крута, Пусть опасна темнота, Всё равно подземный путь Приведёт куда-нибудь! М – И, вдруг, вы начинаете сдуваться… С- с- с !(вместе с классом, оседают на пол). Б – Мальвина, у меня же есть золоьой ключик, сейчас я им взмахну и они снова надуются…Ш- Ш- Ш! М – Вот мы и вернулись в класс, садитесь! | |||
Риторический анализ. Введение инструментальных знаний о монологе. | Слайд 10 -Какую речевую роль выполняют люди в первом случае, во втором? -Что же такое монолог? Слайд 11 Работа с учебником.(стр.23 №25) -А теперь сядьте поудобнее. Слайд 12 -Перед вами чистый лист. Я предлагаю мысленно нарисовать образ маленького щенка…
-А теперь, по моему хлопку, превратитесь в этого щенка…Чтобы вы сказали людям? Попробуйте записать свои мысли в форме монолога. -Очень трогательные монологи у вас получились. Сразу видно, что все вы дети добрые и любите животных. А какой вид речи вы сейчас использовали? | Предположения. Краткая запись, выборочное чтение монологов. Письменный, монолог. | |||
4 | Систематизация полученных знаний. | Слайд 13 -Что нового мы узнали о диалоге и монологе? -Где чаще используется диалог? Монолог? | Хоровое чтение слайда. | Формируется умение конкрети-зировать знания, формулировать полный, точный ответ, осуществление самопроверки. | |
5 | Рефлексия | Слайд 14, 15. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь общение письменная устная диалог монолог
Что такое диалог? Что такое монолог? Что общего у диалога и монолога? В чём отличие диалога от монолога? Где чаще используется диалог, а где монолог?
Алексей Николаевич Толстой
Речь общение письменная устная диалог монолог .Г оворящие обмениваются высказываниями. Происходит смена говорящих.
- Трудно нашему брату колесу. Всю жизнь трясись по дорогам, а попробуй только перевести дух, так получишь накачку. -Значит спуску не дают? -Ох, не дают! Да ещё того гляди – под машину угодишь. Вот, что главное… -Под машину? Разве ты не под машиной работаешь? -Ещё чего придумаете! Я пятое колесо, запасное…
Страх, усталость, боязнь, ужас, отчаяние, тревогу, смущение, высокомерие, любовь.
-Где ты была сегодня, киска? -У королевы, у английской! -Что ты видала при дворе? -Видала…мышку на ковре.
-Где купили вы, сеньор, этот красный помидор? -Вот невежливый вопрос! Это собственный мой нос!
Диалог Монолог
Речь общение письменная устная диалог монолог . Г оворящие обмениваются высказываниями. Происходит смена говорящих. Высказывается только один человек. Не происходит смены говорящих.
Речь общение письменная устная диалог монолог . Г оворящие обмениваются высказываниями. Происходит смена говорящих. Высказывается только один человек. Не происходит смены говорящих.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке. Рефлексия
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку риторики по теме:
В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения: чистоговорки и скороговорки, кроссворд к теме: "Тема и заголовок текста. Основная мысль текста"...
Конспект и презентация к уроку по математике.Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)
Конспект урока математики по теме "Площадь прямоугольника" 2 класс (УМК "Начальная школа 21 века")...
Презентация к уроку риторики по теме "Вежливая оценка" 4 класс
Презентация поможет лучше понять как давать оценку своим действиям и другим людям....
конспект и презентация к уроку математики на тему "Обобщение и повторение табличных случаев сложения и вычитания чисел от 11 до 18" 2 класс
Урок обощения и повторения учебного материала за 1 четверть. Построен по технологии развивающего обучения....
презентация к уроку риторики по теме "Учимся говорить" ( 3кл.)
Данная презентация позволяет визуализировать материал урока риторики в 3 классе по теме :"Учимся говорить", что способствует более быстрому и качественному ус...
Конспект по риторике по теме: "Диалог и монолог"
Конспект занятия по риторике по теме:Диалог и монолог. Конспект предназначен для проведения занятия по риторике в 3 классе. Во время занятия дети знакомятся с понятиями диалог и монолог, с их структур...
Презентация занятия по риторике по теме: "Диалог и монолог"
Презентация занятия по риторике по теме:"Диалог и монолог". Презентация предназначена для проведения занятия по риторике в 3 классе. Во время занятия дети знакомятся с понятиями диалог и монолог, с их...