Технологическая карта урока русского языка по теме: "Формы речи: монолог и диалог"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Дидактическая цель: «Создать  условия  для формирования представлений о видах текстов «монолог» и «диалог»

Задачи урока

  • Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог». Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах.
  • Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме.
  • Научить отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.

 

Планируемые результаты

  • предметные: знать понятия «монолог» и «диалог», уметь определять тему, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_formy_rechi.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык  4 класс  

Тема: «Формы речи: монолог и диалог».

Дидактическая цель: «Создать  условия  для формирования представлений о видах текстов «монолог» и «диалог»

Задачи урока

  • Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог». Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах.
  • Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме.
  • Научить отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.

Планируемые результаты

  • предметные: знать понятия «монолог» и «диалог», уметь определять тему, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: деятельностный, проблемно-поисковый.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности

(на доске)

1)УРОК

2)Необычный, познавательный

3)Узнаём, запоминаем, применяем

4)Я услышал и забыл, я увидел и запомнил, я сделал и понял

5)Знания

-Что это?

- Согласны с этим синквейном?

Надеюсь, что урок пройдет интересно и познавательно.

 -Запишите в тетрадях число.

Классная работа.

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

- Синквейн к слову урок

-Да

Ученики записывают в тетрадь.

Личностные: самооценка готовности к уроку.

Метапредметные: учебно- познавательный интерес, организация рабочего места.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

(Чистописание)

(Словарная работа)

- С чего начнём урок?

 Мм Мм

- Какие звуки на письме обозначает данная буква?

- Дайте характеристику звукам.

- Прочитайте пословицу:

Люби дело - мастером будешь.

- Кого можно назвать мастером?

- Как можно применить данную пословицу к уроку русского языка?

- Запишите пословицу в тетрадь.

- Продолжим писать слова с буквой эм, соблюдая правила каллиграфического письма

- Запишите одним словом

1) Подземная железная дорога

2) Единица измерения времени

3) Шкаф, стол, стул- одним словом

4) Помещение для продажи товаров

5)Автомобиль

6) Столица нашей Родины

7) Полезный напиток белого цвета

8) Погода зимой

9) Апрель

10) Мы хорошо поработали и мы – (молодцы)

-Какую работу провели?  

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать словарные слова?  Сделайте вывод.

- С чистописания

Называют звуки

Дают характеристику звуку.

Читают пословицу.

Ученики высказывают свои мнения

Запись букв и пословицы

Записывают слова

метро

минута

мебель

магазин

машина

Москва

молоко

мороз

месяц

молодцы

Взаимопроверка по образцу.

Оценивание

-Словарную

- Обратиться к словарю или спросить у взрослых.

Познавательные УУД:

ориентироваться  в своей системе знаний;

Коммуникативные УУД:

умение  оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные УУД:

Быть толетарным к чужим ошибками другому мнению;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки обязательная часть решения любой задачи

III. Постановка учебной  задачи

-Сейчас мы послушаем выступление наших мальчиков и сравним: чем похожи они и чем отличаются. 

- Чем похожи они и чем отличаются? 

- Кто может назвать, что это за формы речи

- Назовите тему урока

- Запишем эти слова и запомним их написание.

-Какие поставим задачи?

Выступление мальчиков.

  • –Ты чего такой хмурый?
  • -Кафтан прожёг.
  • -А велика ли дыра?
  • -Один ворот остался.
  • 2) Я прожёг кафтан так, что один ворот остался.

- Они похожи тем, что говорится об одном и том же.

Отличаются тем, что в первом варианте один спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.

Предположения

Дети называют тему урока

-Познакомимся с понятиями «монолог» и «диалог»

-Как оформляется диалог на письме

Регулятивные УУД:

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные УУД:

 осознавать необходимость нового знания

IV.Открытие нового материала (Построение проекта выхода из затруднения)

-А теперь поработаем со словарём.

Найдите и зачитайте, как эти понятия объясняются в толковом словаре

И я зачитаю, как эти понятия

объясняются в словаре Ожегова.

- Давайте попробуем подобрать к словам монолог и диалог синонимы и запишем их (работа в паре)

Работают с толковым словарём

Чтение детьми толкования понятий «монолог и диалог»

На доске записаны слова. Дети выбирают синонимы для слов «монолог» и «диалог»

Дети записывают:

диалог – общение, разговор, беседа, переговоры, дискуссия;

монолог – высказывание, рассказ.

(Двое-у доски)

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение

Познавательные УУД:

добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации

Коммуникативные УУД:

умение  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других

Личностные:

умения  сотрудничества со сверстниками работая в паре

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- На листочках у каждого написаны два текста. Прочитаем.

1  -Ваня, ты кем хочешь стать? 
- Я хочу быть военным, как мой папа. А ты? 
- А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь, смогу? 
- Конечно, сможешь. Главное верить в себя!

2  -Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть здоровым и любить море. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией.

- Определите, под какой цифрой монолог, диалог.

- Как определили?

-Как пишутся слова каждого лица?

- Кто знает, как называются слова каждого лица в диалоге?

- Спишите диалог, соблюдая правила записи диалога.

Дети читают

- Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.

- Репликой

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий  при выполнении заданий

Коммуникативные УУД:

ясно формулировать ответы на вопросы педагога;

вносить вклад в работу для достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

Физминутка

Физкультминутка «Диалог».

-Как встаёшь?

- Вот так! (дети дружно встают).

-  Как идёшь?

- Вот так! (маршируют).

-  Как плывёшь?

-  Вот так! (имитация плавания).

- Как бежишь?

- Вот так! (показывают на месте).

-  Ночью спишь?

-  Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).

- Как растёшь?

- Вот так! (руки вверх)

- Как живёшь?

- Вот так! (показывают большой палец)

        В виде чего представлена наша физкультминука? (диалог)

VI.Самостоятельная работа с проверкой

(Работа в паре)

-Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его (её) не оказалось дома, а трубку взяла мама. Составьте небольшой диалог (4-5 реплик) и запишите его, соблюдая все правила записи диалога

(Работа в паре)  Взаимопрверка грамотного письма слов в репликах.

Чтение диалогов

Коммуникативные УУД:

умение  слушать и понимать других 

Регулятивные УУД:

определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев

Личностные УУД:

Быть толетарным к чужим ошибками другому мнению уметь признавать свои ошибки

VII. Включение в систему знаний и повторений

- Вернёмся к монологу.

- Что такое монолог?

Прочитайте первое предложение.

- Кем хочет стать герой данного текста?

- Выполните морфологический разбор слова капитаном

- Речь одного лица.

- Капитаном

(Один ученик работает у доски)

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации

Регулятивные УУД:

принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи

VIII. Рефлексия деятельности

- Теперь давайте поиграем в игру.

- Вам нужно дополнить мои предложения.

Мы обмениваемся высказываниями, … .  Это - … (диалог).

 - Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог).

- Составим синквейн слова диалог

1. Диалог

2. Интересный, увлекательный

3. Заинтересовывает, обучает, увлекает

4. В диалоге участвуют два человека

5. Друзья

-Подбери выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке. Запиши его в тетради.

Хлопал ушами, шевелил мозгами, слышал краем уха,  не покладая рук, тяп-ляп, засучив рукава, считал ворон, в поте лица

Познавательные УУД:

понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний

Регулятивные УУД:

Соотносить результат своей деятельности с целью оценки

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной речи

IX. Домашнее задание

 Составить диалог на тему «В библиотеке»

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс

технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Части речи."

Технологическая карта урока составлена  по программе "Начальная школа 21 века". 3 класс. Тема: "Части речи". Тип урока: ОНЗ. Дидактическая задача: создать условия для запомина...

Технологическая карта урока русского языка " Местоимения , как часть речи."

Цели:- систематизировать знания о местоимении- совершенствовать навыки использования местоимений в речи-обеспечить заинтересованность учащихся в получении новых знаний...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК "Школа России", 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представление о предлоге как части речи, умения писать предлоги с именами существительными существительных женского рода ...

Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...

Технологическая карта урока русского языка "Местоимение как часть речи: знание и употребление в речи. Составление по рисункам текста-диалога" (УМК Школа России, 2 класс)

Цель урока: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) формировать понятие о местоимении как части речи;2)...