Технологическая карта урока русского языка по теме: "Формы речи: монолог и диалог"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Дидактическая цель: «Создать условия для формирования представлений о видах текстов «монолог» и «диалог»
Задачи урока
- Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог». Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах.
- Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме.
- Научить отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.
Планируемые результаты
- предметные: знать понятия «монолог» и «диалог», уметь определять тему, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_formy_rechi.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Русский язык 4 класс
Тема: «Формы речи: монолог и диалог».
Дидактическая цель: «Создать условия для формирования представлений о видах текстов «монолог» и «диалог»
Задачи урока
- Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог». Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах.
- Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме.
- Научить отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.
Планируемые результаты
- предметные: знать понятия «монолог» и «диалог», уметь определять тему, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: деятельностный, проблемно-поисковый.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Самоопределение к деятельности | (на доске) 1)УРОК 2)Необычный, познавательный 3)Узнаём, запоминаем, применяем 4)Я услышал и забыл, я увидел и запомнил, я сделал и понял 5)Знания -Что это? - Согласны с этим синквейном? Надеюсь, что урок пройдет интересно и познавательно. -Запишите в тетрадях число. Классная работа. | Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие. - Синквейн к слову урок -Да Ученики записывают в тетрадь. | Личностные: самооценка готовности к уроку. Метапредметные: учебно- познавательный интерес, организация рабочего места. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (Чистописание) (Словарная работа) | - С чего начнём урок? Мм Мм - Какие звуки на письме обозначает данная буква? - Дайте характеристику звукам. - Прочитайте пословицу: Люби дело - мастером будешь. - Кого можно назвать мастером? - Как можно применить данную пословицу к уроку русского языка? - Запишите пословицу в тетрадь. - Продолжим писать слова с буквой эм, соблюдая правила каллиграфического письма - Запишите одним словом 1) Подземная железная дорога 2) Единица измерения времени 3) Шкаф, стол, стул- одним словом 4) Помещение для продажи товаров 5)Автомобиль 6) Столица нашей Родины 7) Полезный напиток белого цвета 8) Погода зимой 9) Апрель 10) Мы хорошо поработали и мы – (молодцы) -Какую работу провели? - Что нужно сделать, чтобы правильно написать словарные слова? Сделайте вывод. | - С чистописания Называют звуки Дают характеристику звуку. Читают пословицу. Ученики высказывают свои мнения Запись букв и пословицы Записывают слова метро минута мебель магазин машина Москва молоко мороз месяц молодцы Взаимопроверка по образцу. Оценивание -Словарную - Обратиться к словарю или спросить у взрослых. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Личностные УУД: Быть толетарным к чужим ошибками другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки обязательная часть решения любой задачи |
III. Постановка учебной задачи | -Сейчас мы послушаем выступление наших мальчиков и сравним: чем похожи они и чем отличаются. - Чем похожи они и чем отличаются? - Кто может назвать, что это за формы речи - Назовите тему урока - Запишем эти слова и запомним их написание. -Какие поставим задачи? | Выступление мальчиков.
- Они похожи тем, что говорится об одном и том же. Отличаются тем, что в первом варианте один спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает. Предположения Дети называют тему урока -Познакомимся с понятиями «монолог» и «диалог» -Как оформляется диалог на письме | Регулятивные УУД: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные УУД: осознавать необходимость нового знания |
IV.Открытие нового материала (Построение проекта выхода из затруднения) | -А теперь поработаем со словарём. Найдите и зачитайте, как эти понятия объясняются в толковом словаре И я зачитаю, как эти понятия объясняются в словаре Ожегова. - Давайте попробуем подобрать к словам монолог и диалог синонимы и запишем их (работа в паре) | Работают с толковым словарём Чтение детьми толкования понятий «монолог и диалог» На доске записаны слова. Дети выбирают синонимы для слов «монолог» и «диалог» Дети записывают: диалог – общение, разговор, беседа, переговоры, дискуссия; монолог – высказывание, рассказ. (Двое-у доски) | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение Познавательные УУД: добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других Личностные: умения сотрудничества со сверстниками работая в паре |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - На листочках у каждого написаны два текста. Прочитаем. 1 -Ваня, ты кем хочешь стать? 2 -Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть здоровым и любить море. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией. - Определите, под какой цифрой монолог, диалог. - Как определили? -Как пишутся слова каждого лица? - Кто знает, как называются слова каждого лица в диалоге? - Спишите диалог, соблюдая правила записи диалога. | Дети читают - Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. - Репликой | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий при выполнении заданий Коммуникативные УУД: ясно формулировать ответы на вопросы педагога; вносить вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке |
Физминутка | Физкультминутка «Диалог». -Как встаёшь? - Вот так! (дети дружно встают). - Как идёшь? - Вот так! (маршируют). - Как плывёшь? - Вот так! (имитация плавания). - Как бежишь? - Вот так! (показывают на месте). - Ночью спишь? - Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку). - Как растёшь? - Вот так! (руки вверх) - Как живёшь? - Вот так! (показывают большой палец) − В виде чего представлена наша физкультминука? (диалог) | ||
VI.Самостоятельная работа с проверкой | (Работа в паре) -Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его (её) не оказалось дома, а трубку взяла мама. Составьте небольшой диалог (4-5 реплик) и запишите его, соблюдая все правила записи диалога | (Работа в паре) Взаимопрверка грамотного письма слов в репликах. Чтение диалогов | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев Личностные УУД: Быть толетарным к чужим ошибками другому мнению уметь признавать свои ошибки |
VII. Включение в систему знаний и повторений | - Вернёмся к монологу. - Что такое монолог? Прочитайте первое предложение. - Кем хочет стать герой данного текста? - Выполните морфологический разбор слова капитаном | - Речь одного лица. - Капитаном (Один ученик работает у доски) | Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации Регулятивные УУД: принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
VIII. Рефлексия деятельности | - Теперь давайте поиграем в игру. - Вам нужно дополнить мои предложения. - Мы обмениваемся высказываниями, … . Это - … (диалог). - Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог). - Составим синквейн слова диалог 1. Диалог 2. Интересный, увлекательный 3. Заинтересовывает, обучает, увлекает 4. В диалоге участвуют два человека 5. Друзья -Подбери выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке. Запиши его в тетради. Хлопал ушами, шевелил мозгами, слышал краем уха, не покладая рук, тяп-ляп, засучив рукава, считал ворон, в поте лица | Познавательные УУД: понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний Регулятивные УУД: Соотносить результат своей деятельности с целью оценки Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи | |
IX. Домашнее задание | Составить диалог на тему «В библиотеке» | Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс
технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Части речи."
Технологическая карта урока составлена по программе "Начальная школа 21 века". 3 класс. Тема: "Части речи". Тип урока: ОНЗ. Дидактическая задача: создать условия для запомина...
Технологическая карта урока русского языка " Местоимения , как часть речи."
Цели:- систематизировать знания о местоимении- совершенствовать навыки использования местоимений в речи-обеспечить заинтересованность учащихся в получении новых знаний...
технологическая карта урока русского языка по теме "Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом»
технологическая карта урока русского языка по теме "Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом»...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...
Технологическая карта урока русского языка "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК "Школа России", 2 класс.
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представление о предлоге как части речи, умения писать предлоги с именами существительными существительных женского рода ...
Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)
Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...