Технологическая карта урока русского языка по теме: "Формы речи: монолог и диалог"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Дидактическая цель: «Создать условия для формирования представлений о видах текстов «монолог» и «диалог»
Задачи урока
- Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог». Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах.
- Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме.
- Научить отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.
Планируемые результаты
- предметные: знать понятия «монолог» и «диалог», уметь определять тему, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_formy_rechi.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Русский язык 4 класс
Тема: «Формы речи: монолог и диалог».
Дидактическая цель: «Создать условия для формирования представлений о видах текстов «монолог» и «диалог»
Задачи урока
- Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог». Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах.
- Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме.
- Научить отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.
Планируемые результаты
- предметные: знать понятия «монолог» и «диалог», уметь определять тему, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: деятельностный, проблемно-поисковый.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Самоопределение к деятельности | (на доске) 1)УРОК 2)Необычный, познавательный 3)Узнаём, запоминаем, применяем 4)Я услышал и забыл, я увидел и запомнил, я сделал и понял 5)Знания -Что это? - Согласны с этим синквейном? Надеюсь, что урок пройдет интересно и познавательно. -Запишите в тетрадях число. Классная работа. | Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие. - Синквейн к слову урок -Да Ученики записывают в тетрадь. | Личностные: самооценка готовности к уроку. Метапредметные: учебно- познавательный интерес, организация рабочего места. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (Чистописание) (Словарная работа) | - С чего начнём урок? Мм Мм - Какие звуки на письме обозначает данная буква? - Дайте характеристику звукам. - Прочитайте пословицу: Люби дело - мастером будешь. - Кого можно назвать мастером? - Как можно применить данную пословицу к уроку русского языка? - Запишите пословицу в тетрадь. - Продолжим писать слова с буквой эм, соблюдая правила каллиграфического письма - Запишите одним словом 1) Подземная железная дорога 2) Единица измерения времени 3) Шкаф, стол, стул- одним словом 4) Помещение для продажи товаров 5)Автомобиль 6) Столица нашей Родины 7) Полезный напиток белого цвета 8) Погода зимой 9) Апрель 10) Мы хорошо поработали и мы – (молодцы) -Какую работу провели? - Что нужно сделать, чтобы правильно написать словарные слова? Сделайте вывод. | - С чистописания Называют звуки Дают характеристику звуку. Читают пословицу. Ученики высказывают свои мнения Запись букв и пословицы Записывают слова метро минута мебель магазин машина Москва молоко мороз месяц молодцы Взаимопроверка по образцу. Оценивание -Словарную - Обратиться к словарю или спросить у взрослых. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Личностные УУД: Быть толетарным к чужим ошибками другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки обязательная часть решения любой задачи |
III. Постановка учебной задачи | -Сейчас мы послушаем выступление наших мальчиков и сравним: чем похожи они и чем отличаются. - Чем похожи они и чем отличаются? - Кто может назвать, что это за формы речи - Назовите тему урока - Запишем эти слова и запомним их написание. -Какие поставим задачи? | Выступление мальчиков.
- Они похожи тем, что говорится об одном и том же. Отличаются тем, что в первом варианте один спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает. Предположения Дети называют тему урока -Познакомимся с понятиями «монолог» и «диалог» -Как оформляется диалог на письме | Регулятивные УУД: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные УУД: осознавать необходимость нового знания |
IV.Открытие нового материала (Построение проекта выхода из затруднения) | -А теперь поработаем со словарём. Найдите и зачитайте, как эти понятия объясняются в толковом словаре И я зачитаю, как эти понятия объясняются в словаре Ожегова. - Давайте попробуем подобрать к словам монолог и диалог синонимы и запишем их (работа в паре) | Работают с толковым словарём Чтение детьми толкования понятий «монолог и диалог» На доске записаны слова. Дети выбирают синонимы для слов «монолог» и «диалог» Дети записывают: диалог – общение, разговор, беседа, переговоры, дискуссия; монолог – высказывание, рассказ. (Двое-у доски) | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение Познавательные УУД: добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других Личностные: умения сотрудничества со сверстниками работая в паре |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - На листочках у каждого написаны два текста. Прочитаем. 1 -Ваня, ты кем хочешь стать? 2 -Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть здоровым и любить море. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией. - Определите, под какой цифрой монолог, диалог. - Как определили? -Как пишутся слова каждого лица? - Кто знает, как называются слова каждого лица в диалоге? - Спишите диалог, соблюдая правила записи диалога. | Дети читают - Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. - Репликой | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий при выполнении заданий Коммуникативные УУД: ясно формулировать ответы на вопросы педагога; вносить вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке |
Физминутка | Физкультминутка «Диалог». -Как встаёшь? - Вот так! (дети дружно встают). - Как идёшь? - Вот так! (маршируют). - Как плывёшь? - Вот так! (имитация плавания). - Как бежишь? - Вот так! (показывают на месте). - Ночью спишь? - Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку). - Как растёшь? - Вот так! (руки вверх) - Как живёшь? - Вот так! (показывают большой палец) − В виде чего представлена наша физкультминука? (диалог) | ||
VI.Самостоятельная работа с проверкой | (Работа в паре) -Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его (её) не оказалось дома, а трубку взяла мама. Составьте небольшой диалог (4-5 реплик) и запишите его, соблюдая все правила записи диалога | (Работа в паре) Взаимопрверка грамотного письма слов в репликах. Чтение диалогов | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев Личностные УУД: Быть толетарным к чужим ошибками другому мнению уметь признавать свои ошибки |
VII. Включение в систему знаний и повторений | - Вернёмся к монологу. - Что такое монолог? Прочитайте первое предложение. - Кем хочет стать герой данного текста? - Выполните морфологический разбор слова капитаном | - Речь одного лица. - Капитаном (Один ученик работает у доски) | Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации Регулятивные УУД: принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
VIII. Рефлексия деятельности | - Теперь давайте поиграем в игру. - Вам нужно дополнить мои предложения. - Мы обмениваемся высказываниями, … . Это - … (диалог). - Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог). - Составим синквейн слова диалог 1. Диалог 2. Интересный, увлекательный 3. Заинтересовывает, обучает, увлекает 4. В диалоге участвуют два человека 5. Друзья -Подбери выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке. Запиши его в тетради. Хлопал ушами, шевелил мозгами, слышал краем уха, не покладая рук, тяп-ляп, засучив рукава, считал ворон, в поте лица | Познавательные УУД: понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний Регулятивные УУД: Соотносить результат своей деятельности с целью оценки Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи | |
IX. Домашнее задание | Составить диалог на тему «В библиотеке» | Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс
технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Части речи."
Технологическая карта урока составлена по программе "Начальная школа 21 века". 3 класс. Тема: "Части речи". Тип урока: ОНЗ. Дидактическая задача: создать условия для запомина...
Технологическая карта урока русского языка " Местоимения , как часть речи."
Цели:- систематизировать знания о местоимении- совершенствовать навыки использования местоимений в речи-обеспечить заинтересованность учащихся в получении новых знаний...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...
Технологическая карта урока русского языка "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК "Школа России", 2 класс.
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представление о предлоге как части речи, умения писать предлоги с именами существительными существительных женского рода ...
Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)
Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...
Технологическая карта урока русского языка "Местоимение как часть речи: знание и употребление в речи. Составление по рисункам текста-диалога" (УМК Школа России, 2 класс)
Цель урока: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) формировать понятие о местоимении как части речи;2)...