Конспект интегрированных уроков обучения грамоте в 1 классе. "Знакомство с согласными звуками [д] и [д`]. Буква Дд"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Предмет: обучение грамоте русский язык и литературное чтение

(2 урока по 45 минут)

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Знакомство с согласными звуками [д] и [д`]. Буква Дд»

 

Цели:

-Познакомить детей с согласными звуками [д], [д`];

-Развивать фонематический слух, связную речи, логическое мышление;

-Познакомить с образом печатной и письменной буквы Дд;

-Обогащать словарный запас;

-Тренироваться в чтении слогов, слиянии букв, слов, предложений;

-Воспитание культуры поведения на занятии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированных уроков обучения грамоте в 1 классе.

Предмет: обучение грамоте русский язык и литературное чтение

(2 урока по 45 минут)

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Знакомство с согласными звуками [д] и [д`]. Буква Дд»

Цели:

-Познакомить детей с согласными звуками [д], [д`];

-Развивать фонематический слух, связную речи, логическое мышление;

-Познакомить с образом печатной и письменной буквы Дд;

-Обогащать словарный запас;

-Тренироваться в чтении слогов, слиянии букв, слов, предложений;

-Воспитание культуры поведения на занятии.

Задачи:

Предметные:

-освоить алгоритм написания заглавной и строчной буквы Д д; сравнить заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Д д; выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [д] и [д`]; использовать заглавную букву в написании имён и названий (именах собственных);

Метапредметные:

а) Познавательные УУД:

-развитие внимания, творческое мышление и зрительной памяти учащихся.

б) Коммуникативные УУД:

-проявлять готовность слушать собеседника и других участников дискуссии, вести диалог,

-развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

в) Регулятивные УУД:

-контроль собственной речи при выражении мысли и своей точки зрения по заданной тематике;

-формировать умение выполнять действия по образцу;

Личностные УУД:

-проявление доброжелательности и эмоциональной устойчивости.

План:

1. Организационный момент;

2. Актуализация знаний;

3. Сообщение темы урока. Изучение нового материала;

4. Отработка нового материала (закрепление полученных на уроке знаний);

5. Подведение итогов. Рефлексия

Необходимое оборудование:

-изображение печатной буквы Д д;

-распечатанные буквы для задания «Собери слово»;

-распечатки «Сказка про букву Д»;

-разноцветные магниты-карточки для построения схем;

-изображение школьников-мальчика и девочки;

-электронные версии учебных материалов: Букварь и прописи.

1

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемое время

1. Организационный момент

«Раз, два, три, слушай и смотри!

Три, два, раз, мы начнём сейчас!»

-Проверьте, чтобы на партах у вас находились: Букварь, прописи, маленькая тетрадь и пенал.

Начинаем урок.

Вместе с учителем готовятся к уроку;

проверяют наличие на партах необходимых материалов.

1 минута

2. Актуализация знаний

-Ребята, давайте вспомним, что же за помощник у нас располагается над доской?

-Чем нам помогает?

-Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? А какие твёрдость?

-Что обозначает изображение «колокольчика» и «наушников» над буквами в звуковых рядах?

Дети вспоминают о помощи звукового ряда. Буквы нижнего ряда, обозначающие гласный звук — обозначают мягкость согласного в слоге.

«Колокольчик» над буквой, обозначающей согласный звук, указывает на твёрдость звука, а «наушник» - глухой звук.

3 минуты

3. Сообщение темы урока. Новый материал.

-Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Не кричим, поднимаем руку.

«Никого не обижает, а её все толкают»

«Кто ребят под Новый год,

Веселить не устаёт?

Кто подарки дарит детям?

Кто ребятам всем на свете,

Ёлку из лесу привез?

Отгадайте!»

«Весной одевается, зимой раздевается»

«Крупно, дробно зачастило,

И всю землю намочило»

«Кто в дни болезней всех полезней,

И лечит нас от всех болезней?»

-Что общего у этих слов?

-Верно, буква «Д»! И сегодня мы с вами познакомимся с буквой «Д», а также звуками [д] и [д`].

-Какие звуки сопровождают букву Д?

-Что мы можем сказать о звуках [д] \[д`]?

-Давайте подберём несколько слов-примеров с твёрдым и мягким звуками, и охарактеризуем их.

Букварь стр. 98

Чтение слогов рядами: 1 строчку слогов -1 ряд, 2 строчку — 2 ряд и 3 строчку — 3 ряд.

-Прочитайте слоги только с твёрдым звуком [д];

-Прочитайте слоги только с мягким звуком [д`];

-Прочитайте строчку дом-домА-дОма. В чём разница?

А вдруг я захочу сказать, «Я пришла к себе», например, в квартиру, где живу, что я должна сказать: «Я домА» или «Я дОма». Вы поймёте меня, если я скажу иначе?

Значит, нам обязательно нужно обращать внимание на что? Правильно! На ударение!

-Прочитайте следующие строчки. Почему слова: Ада, Дима, Лида, Дина, Андрей и Алексей пишутся с заглавной буквы?

Какое слово лишнее? Почему?

-Закрываем букварь, открываем маленькие тетрадки. Чтобы нам познакомиться, как следует, с буковой Д, нужно научиться её печатать.

Печатаем на доске.

-На что похожа буква Д? Да, на домик, избушку, а еще на лавочку с чемоданчиком, так? Молодцы!

Попробуем напечатать несколько слов с буквой Д.

Печатаем в тетрадях, а кто-то на доске.

Дима

Дмитрий

дом

дятел

-Почему Дима и Дмитрий мы напечатали с заглавной буквы?

-Сколько слогов в слове? Почему? Составим схему. Позовём слово. Куда падает ударение?

По аналогии все 4 слова проанализировать.

Отгадывают загадки.

Дверь

Дед Мороз

Дерево

Дождь

Доктор

-У этих слов общая буква Д в начале слова.

-Для буквы Д характерны два звука: согласный, звонкий, твёрдый - [д] и согласный, звонкий, мягкий — [д`].

[д] : дом, дрова, дрозд.

[д`]: дятел, Дима, дерево.

1 ряд: да — дя — до — дё — ду — де

слоги с твёрдым согласным звуком: да — до — ду

слоги с мягким согласным звуком: дя — дё — де

2 ряд: ду — дю — да — дю — ды — ди

слоги с твёрдым согласным: ду — да — ды

слоги с мягким согласным: дю — ди

3 ряд:

дэ — де — дэ — дё — до — ды — дя  

слоги с твёрдым согласным: дэ — до — ды

слоги с мягким согласным: де — дё — дя.

Дом — один,  а домА — много.

Нужно сказать «Я дОма». Иначе, получится я — это много домов, а значит, мы ничего не поймём.

-Ада, Дима, Лида, Дина, Андрей и Алексей — имена, а имена мы пишем с заглавной буквы.

Лишнее — Алексей, потому что в этом слове нет буквы Д.

Дима и Дмитрий — имена. Мы их пишем с заглавной буквы.

Дима — 2 слога (2 гласных звука), ударение на И.

Дмитрий — 2 слога (2 гласных звука), ударение на 1 И.

дом — 1 слог (1 гласный звук), ударение не ставим.

Дятел — 2 слога (2 гласных звука), ударение на Я.

8 минут

6 минут

8 минут

4. Отработка нового материала.

-Сейчас мы с вами, ребята, сыграем в игру «Собери слово».

На доске несколько групп букв, которые нужно объединить в слова.

Работа со звуковыми схемами, разбор слогов и постановка ударения.

Вопросы к заданию:

-Сколько слогов? Почему? Надо ли ставить ударение? Охарактеризуйте звук.

Слова:

1. Ы, Д, М (дым)

2. Е, Т, И, Д (дети)

3. О, М, И, Д, К (домик)

4. О, В, Е, Р, Д, Е (дерево)

5. Р, О, Д, А, В (дрова)

6. Ы, Я, Д, Н (дыня)

7. О, Д, Р, А, Г, О (дорога)

8. Я, Д, Р, Е, В, Е, Н (деревня)

9. У, Д, Б, А, Р, Ж (дружба)

10. Е, Д, У, Д, Ш, А, К (дедушка)

Дым — 1 слог (1 гласный звук), ударение не ставим, звук [д];

дети — 2 слога (2 гласных звука), ударение на Е, звук [д`];

домик — 2 слога ( 2 гласных звука), ударение на О, звук [д];

дерево — 3 слога (3 гласных звука), ударение на 1 Е, звук [д`];

дрова — 2 слога (2 гласных звука), ударение на А, звук [д];

дыня — 2 слога (2 гласных звука), ударение на Ы, звук [д];

дорога — 3 слога (3 гласных звука), ударение на 2 О, звук [д];

деревня — 3 слога (3 гласных звука), ударение на 2 Е, звук [д`];

дружба — 2 слога (2 гласных звука), ударение на У, звук [д];

дедушка — 3 слога (3 гласных звука), ударение на Е, звуки [д`] и [д].

10 минут

Физминутка

-Встаём, встряхнём ручки и ..

«Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.»

1 минута

4. Отработка нового материала.

-Внимательно прослушайте, что я вам прочитаю. В каких словах вы услышите твёрдый звук [д], а в каких мягкий [д`]?

Дятел на дубу сидит,

И в дубу дупло долбит.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

-Сосчитайте, сколько звуков д в скороговорках.

Дарья дарит Дине дыни.

-Как вы напишите слова Дарья и Дина? Почему?

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

-Какое слово здесь интересное, необычное? Почему?

-Ребята, к нам в класс попали ученики, которым нужна наша помощь! Они совсем забыли свои имена. Кто-то сказал, что мальчика зовут Тима, а девочку — Маша. Но ребята уверены, что в их именах была наша буква Д. Как же зовут ребят?

Что вы изменили в словах? Составим схему. Позовём слово и поставим ударение. Сколько слогов?

А теперь, поможем нашим забывчивым друзьям — Диме и Даше разобраться со звуками. Услышите слово с согласным звонким твёрдым звуком [д] — хлопайте в ладоши, а если с мягким — трите ладошки, будто замёрзли. Но будьте внимательны, для ребят подготовили ловушки. Запомнили? Начинаем!

Дуб, Денис, садовник, девочка, котик, дождик, люди, Даша, орден, Дима, директор, радуга, водопад, грузовик, дровосек, гвоздика, диплом.

Дополнительно:

Выполнение заданий в Букваре, стр. 99

[д`]: дятел, сидит, дятел, дерево, деда, разбудил.

[д]: дубу, дупло, долбит, долбил, деда.

Дарья дарит Дине дыни — 4 звука д (3 твердых, 1 мягкий);

Дарья и Дина — имена, пишем с заглавной буквы.

Дятел дуб долбил, да не додолбил — 6 звуков д (5 твёрдых, 1 мягкий).

Слово «додолбил» интересное, так как в нём два твёрдых звука [д].

Ребят зовут — Дима и Даша.

Первые буквы заменили на Д.

Дима — ударение на И, 2 слога.

Даша — ударение на 1 А, 2 слога.

Дуб — хлопок,

Денис — трём ладошки,

садовник — хлопок,

девочка — трём ладошки,

котик — все замерли,

дождик — хлопок и трём ладошки,

люди — трём ладошки,

Даша — хлопок,

орден — трём ладошки,

Дима — трём ладошки,

директор — трём ладошки,

радуга — хлопок,

водопад — два хлопка,

грузовик — замерли,

дровосек — хлопок,

гвоздика — трём ладошки,

диплом — трём ладошки.

5 минут

8 минут

5. Подведение итогов. Рефлексия

-Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?

-С какой буквой мы познакомились? Какие звуки сопровождают букву Д?

-Кому урок показался лёгким? А кому трудным?

Вы все большие молодцы! Можете похвалить себя!

Отдыхайте. Продолжим на следующем уроке.

-Мы печатали буквы в маленьких тетрадях, а ещё и слова; мы играли в «собери слово» и помогали ребятам.

-Мы познакомились с буквой Д. У буквы Д есть два согласных звонких звука: [д] -твёрдый и [д`] - мягкий.

Показывают ладошку «на 5», гладят себя по голове.

2 минуты

2

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемое время

1. Организационный момент

«Включаем глазки, включаем ушки, включаем носик, включаем губки, включаем голову и начинаем работать»

Круговые движения вокруг глаз, дёргаем за мочки ушей, дёргаем нос, затем губки, круговые движения головой.

1 минута

2. Актуализация знаний

-С какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке?

-Какие звуки сопровождают нашу букву?

-Давайте охарактеризуем звуки [д] и [д`] в словах: душ и дятел.

- Мы познакомились с буквой Д д.

- Звуки  [д] и [д`]

- [д] — согласный, звонкий, твёрдый.

[д`] - согласный, звонкий, мягкий.  

3 минуты

3. Отработка нового материала.

-На ваших партах лежат «пирожки» (учитель так называет, приготовленные для детей, распечатки) - «Сказка про букву Д». Сначала я вам прочитаю сказку, внимательно следите. Затем, мы прочитаем все вместе. Следим пальчиком.

(см. приложение «Сказка про букву Д»).

-Какие вы услышали слова в тексте с твёрдым звуком [д]? с мягким звуком [д`]?

-Вот и для нас буква Д создала дружескую атмосферу, чтобы мы хорошо с вами сегодня поработали.

Работа в прописях, стр. 52 (уроки 93-94).

Отработка элементов прописных заглавной и строчной букв Д д.

Учитель показывает, как писать, обращая внимание на каждый элемент. Демонстрация того, как не надо писать (буквы-ошибки). Снова прописываем букву на смарт-доске в электронной версии прописи.

-Сначала обводим пример, только потом пишем сами.

Самую красивую букву подчеркиваем карандашом.

Работа со словами на стр. 52

-Почему слова написаны с заглавной буквы? Определяем количество слогов, ставим ударение.

Кто знает, что такое Дон? Да, это река. Но еще, слово Дон имеет и другое значение. В далекой стране Испании Дон — это титул, принадлежавший королям и принцам. Однако, сейчас, Дон — обращение к мужчине, например: Дон Иван и т. д.

Прописываем слова на стр. 52.

[д]: долго, подумала, друзья, дом, добротный, длинный двор, душевно, дружеская (атмосфера), недалеко, сосед, дупло, дождливая и холодная погода, долбит, дуб, дворник, дрозд, дрофа, доберман, далматин, дворняга, домочадцев.

[д`]: бродила, одинокая, приходить, деревянный, дятел, деревне, диковинный, дети, приходит, дергач.

- Это имена, поэтому мы пишем их с заглавной буквы.

Дима — 2 слога, ударение на И.

Дина — 2 слога, ударение на И.

Денис — 2 слога, ударение на И.

Дон — 1 слог, ударение не ставим.

Дунай — 2 слога, ударение на А.

Дон-река.

9 минут

13 минут

Физминутка

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.

Мы немного отдохнём и опять писать начнём».

-Внимательно следим только глазками за кончиком указки, голову не поворачиваем. Внимание!

Пол, потолок, дверь, окно, дверь, потолок, доска, пол, потолок, пол, потолок; посмотрели, улыбнулись и продолжаем работу.

2 минуты

3. Отработка нового материала.

стр. 93

Учитель показывает, как писать, обращая внимание на каждый элемент. Демонстрация того, как не надо писать (буквы-ошибки). Снова прописываем букву на смарт-доске в электронной версии прописи.

-Где мы уже встречали элементы, из которых состоит строчная прописная буква д? Чем похожи и чем отличаются эти буквы?

-Почему слова написаны со строчной буквы? Определяем количество слогов, ставим ударение.

Дополнительное задание.

Букварь, стр. 100-101

чтение текста Я. Пинясов «Хитрый огурчик».

-Похожие элементы у букв: а, о, у. У «а» и «о» - нет крючка снизу. У «у» - есть крючок, но верхний элемент непохож.

-Слова написаны со строчной буквы, так как эти слова — не имена.

Дом — 1 слог, ударение не ставим.

Дым — 1 слог, ударение не ставим.

Люди — 2 слога, ударение на Ю.

Дела — 2 слога, ударение ставим на А.

13 минут

4. Подведение итогов. Рефлексия

-Что мы делали сегодня на уроках?

- С какой буквой мы познакомились?

-Вам понравился урок? Оцените себя, свою работу на уроке.

-Похвалите себя.

-Мы писали и читали.

-Сегодня мы познакомились с буквой Дд.

-Да, нам понравился урок. (Вытягивают ладошку «на 5»). Гладят себя по голове.

4 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока обучения грамоте «Закрепление пройденного материала. Чтение и письмо предложений с изученными буквами»

Конспект интегрированного урока чтение+письмо в период обучения грамоте в 1 классе по теме "Закрепление пройденного материала.  Чтение и письмо предложений с изученными буквами". УМК "Школа Росси...

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

конспект новогоднего урока «Обучение грамоте» в 1 классе Тема: «Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф».

Тема: «Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф».Цель методическая: создание благоприятных условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебно...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...

Конспект урока обучения грамоте (1 класс). Тема: "Твердый согласный звук [ш] и буквы Ш, ш". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о непарном согласном звуке [ш], печатной букве Ш ш; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически;Планируемые результатыПредметныезнать:...