Урок -исследование (с региональным компонентом) во 2 классе по теме"Приставки"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Учащиеся 2 класа путем исследования определяют значение приставки на основе лексического анализа слова. Урок способствует формированию культуры речи младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-issledovanie_vo_2_klasse.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- исследование во 2 классе.
Предмет: русский язык
Тема: «Изучение приставок»
Обобщение урока: одна и та же приставка может по-разному влиять на значение слова.
Цель урока: определять значение приставки на основе лексического анализа слова, способствовать формированию культуры речи младшего школьника.
Материалы к уроку: ИКТ, электронная доска (ИД), бумажные облачка для записи предложений, файловые папки для работы в группах с текстами «Что может приставка», «Кубанская балачка».
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь находить приставку в словах, отличать приставку от других частей слова;
- уметь определять лексическое значение слова
- уметь доказывать собственное суждение
Метапредметные:
познавательные: уметь работать с информацией;
регулятивные: уметь работать с планом и алгоритмом;
коммуникативные: уметь работать в группе; взаимодействовать с партнерами в решении учебных задач и по обмену информацией.
Личностные:
-уметь слушать ответ товарища, быть вежливыми, уважительными друг к другу.
Ход урока (дедуктивного типа)
- Мотивация.
(учитель организует проблемную ситуацию)
На электронной доске помещен список слов:
Уход, убегать, утеплить, укладка, узнать, уползать, укрепление, утихнуть, уплывать, умножить)
Учитель:
- Что объединяет все слова, которые вы видите на доске? (Приставка у-)
- Можно ли их разбить на группы? На какие?
Предположения учащихся
1 - движения от чего-либо, удаление (уход, убегать, уползать)
2 – совершение действия для изменения предмета (умножить, укрепление, укладка)
3 - доведение действия до конца, его завершение (утихнуть, узнать, утеплить)
На электронной доске показываются 3 группы слов
Учитель: О чем может свидетельствовать эта классификация? Какое предположение она позволит нам высказать?
Предположения учащихся
- Одна и та же приставка может по – разному влиять на значение слова.
Учитель: Справедлива ли эта гипотеза по отношению к другим приставкам?
(Учащиеся высказываются, основные идеи записываются на бумажных облачках и крепятся на доске)
Учитель: Сформулируйте цель сегодняшнего урока.
(Доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу)
Учитель: Что для этого надо сделать?
(выслушать учащихся и определить план исследования)
План.
- Изучить материалы и выписать слова с одинаковой приставкой.
- Классифицировать слова на основании сходства в значении, которое придает слову приставка.
- Сделать заключение о справедливости гипотезы в случаях с изучаемой приставкой.
- Исследования в группах.
Каждой группе предложить один из вариантов текста «Что может приставка» (см. приложение к уроку) Учащиеся знакомятся с текстом и выполняют задание - классификацию слов с одинаковой приставкой, опираясь на значение, придаваемое приставкой.
- Обмен информацией.
Каждая группа знакомит класс с изученной приставкой, а также значениями, которые эта приставка придает. Предлагая свой вариант классификации, группа просит остальных учащихся угадать её основание.
Классификационная таблица каждой группы размещается на доске.
- Организация и оценивание информации, формулирование вывода.
Учитель: Итак, посмотрим, сколько фактов вы нашли. Какие из изученных нами приставок подтверждают справедливость выдвинутой гипотезы, а какие нет? Давайте прикрепим к гипотезе те приставки, которые подтверждают её справедливость.
На доске располагается гипотеза, а на «ножках» - факты, её подтверждающие (классификационные таблицы по результатам работы групп)
Одна и та же приставка может по-разному влиять на значение слова |
у - за - на - от -
Учитель:
- Есть ли факты, опровергающие гипотезу?
- Можно ли считать гипотезу доказанной?
- Сформулируйте обобщение урока.
Формулируется обобщение урока - одна и та же приставка может по-разному влиять на значение слова
- Применение.
Учитель: Обсудим, какое значение может придавать приставка под -.
Задание в папках для работы в группах: распределите слова подсохнуть, подъехать, подкрасить, подскакать, подмокнуть, подходить, подкопать в две группы:
1 группа – приставка указывает на приближение к кому-либо, чему-либо
2 группа – приставка указывает на совершение действия слегка
- Запишите группы слов в тетради.
- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте, пользуясь образцом выполнения задания (по образцу (эталону) на доске)
Учитель:
- Ребята, а приходилось ли вам встречать слова, в которых одна и та же приставка повторяется дважды? Кто может назвать такие слова?
- Если, мы не знаем, что нужно сделать? (Узнать)
- Как это можно узнать? (Посмотреть в словаре, в учебнике, найти в интернете, спросить у учителя)
- Откройте в ваших папках листок «Кубанская балачка». Прочитайте слова.
1. Пополопалысь, пополомалась
- Какая приставка в них повторяется?
- Что узнали на уроке о значении, которое может придавать словам приставка по - ?
- Откуда вы это узнали?
(из текста «Что может приставка», из выступлений другой группы).
- Какое объяснение вы бы использовали?
(Она образует глаголы и означает законченность действия:
повалить, полить)
- Нам этого достаточно или можно уточнить?
- Прочитайте предложения со словами кубанского диалекта и уточните значение, которое вносит повторение приставки по -:
2. Кабаны пополомали кукурузу. От мороза трубы пополопались.
(уточнение: можно добавить, что повторение приставки по – в кубанском диалекте вносит значение «испортить, разрушить что – либо»)
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Какую гипотезу мы доказывали?
- Что нам помогало?
- Удалось нам это сделать? Докажите
- Кто может сказать, что сам «открыл» новое знание? Докажите.
Рефлексия "Благодарю…".
Учитель предлагает каждой группе выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.
Благодарственное слово учителя является завершающим.
При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Приложение к уроку
Что может приставка.
1 вариант.
Удивительная часть слова – приставка. Приставки, образуя новые слова, помогают придавать им различные смысловые оттенки.
Вот, к примеру, приставка за -. Она образует глаголы и означает начало действия:
заблестеть, заговорить
А глаголам типа засеять, замазать эта приставка придает значение распространения действия на всю поверхность предмета.
Эта же приставка образует существительные и прилагательные со значением «нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом»:
Заполярье, заоблачный.
Задание:
Классифицируйте слова с приставкой за-, учитывая значение, которое она придает слову.
Слова: зарубежный, зацвести, забрызгать, запеть, забелить, задрожать.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Что может приставка.
2 вариант.
Удивительная часть слова – приставка. Приставки, образуя новые слова, помогают придавать им различные смысловые оттенки.
Вот, к примеру, приставка по-. Она образует глаголы и означает законченность действия: повалить, полить
А глаголам типа побегать, эта приставка придает значение совершение действия в течение некоторого, чаще непродолжительного времени.
Эта же приставка образует существительные со значением «пространство близ или вдоль чего-то»: побережье
Задание:
Классифицируйте слова с приставкой по-, учитывая значение, которое она придает слову.
Слова: поморье, поставить, поиграть, подарить, погрузить, поплавать
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Что может приставка.
3 вариант.
Удивительная часть слова – приставка. Приставки, образуя новые слова, помогают придавать им различные смысловые оттенки.
Вот, к примеру, приставка на-. Она образует глаголы и означает доведение действия до завершения (до нужного предела): написать, нагреть.
А глаголам типа наварить, намесить эта приставка придает значение действия, выполненного в большом количестве.
Эта же приставка образует существительные и прилагательные со значением: нахождение на поверхности.
нарукавник, нагрудный (значок, карман)
Задание:
Классифицируйте слова с приставкой на-, учитывая значение, которое она придает слову.
Слова: нажать, напечь, нарисовать, настенный, научить, нашить
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Кубанская балачка.
- Пополопалысь, пополомалась
- Кабаны пополомали кукурузу. От мороза трубы пополопались.
*балачка - особый диалект на основе украинского языка. Слово «балакаты» в переводе с украинского на русский означает говорить, беседовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: Приставка - Значимая часть слова"
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме : "Приставка - значимая часть слова". Урок закрепления знаний....
Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.
Интеграция (дети разновозрастных групп + межпредметные связи) позволяет наиболее глубоко и интересно, доступно и наглядно преподнести учебный материал, показать уникальность и неповторимость удивитель...
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Приставки" (Обобщение)
На примере урока русского языка хотелось показать, как эффективно можно использовать групповую работу на разных этапах урока. Разнообразие форм работы на уроке позволяет повысить интерес к предмету, м...
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Приставки и предлоги".
технологическая карта урока составлена по УМК "Перспектива" для 3 класса с использованием активных форм обучения (сингапурских методик)...
Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»
Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме : "Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок"...
Методическая разработка: технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме "Приставка как часть слова"
Технологическая карта урока русского языка. УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме" Приставки и предлоги".
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Приставки и предлоги"....