Урок -исследование (с региональным компонентом) во 2 классе по теме"Приставки"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Марченко Ирина Юрьевна

Учащиеся 2 класа путем исследования определяют  значение приставки на основе лексического анализа слова. Урок способствует формированию культуры речи младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-issledovanie_vo_2_klasse.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- исследование во 2 классе.

Предмет: русский язык

Тема: «Изучение приставок»

Обобщение урока: одна и та же приставка может по-разному влиять на значение слова.

Цель урока: определять значение приставки на основе лексического анализа слова, способствовать формированию культуры речи младшего школьника.

Материалы к уроку: ИКТ, электронная доска (ИД), бумажные облачка для записи предложений, файловые папки для работы в группах с текстами «Что может приставка», «Кубанская балачка».

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь находить приставку в словах, отличать приставку от других частей слова;

- уметь определять лексическое значение слова

- уметь доказывать собственное суждение

Метапредметные:

познавательные: уметь работать с информацией;

регулятивные: уметь работать с планом и алгоритмом;

коммуникативные: уметь работать в группе; взаимодействовать с партнерами в решении учебных задач и по обмену информацией.

Личностные:

-уметь слушать ответ товарища, быть вежливыми, уважительными друг к другу.

             Ход урока (дедуктивного типа)

  1. Мотивация.

(учитель организует проблемную ситуацию)

На электронной доске помещен список слов:

Уход, убегать, утеплить, укладка, узнать, уползать, укрепление, утихнуть, уплывать, умножить)

Учитель:

- Что объединяет все слова, которые вы видите на доске? (Приставка у-)

- Можно ли их разбить на группы? На какие?

Предположения учащихся

1 - движения от чего-либо, удаление (уход, убегать, уползать)

2 – совершение действия для изменения предмета (умножить, укрепление, укладка)

3 - доведение действия до конца, его завершение (утихнуть, узнать, утеплить)

На электронной доске показываются 3 группы слов

Учитель: О чем может свидетельствовать эта классификация? Какое предположение она позволит нам высказать?

Предположения учащихся

- Одна и та же приставка может по – разному влиять на значение слова.

Учитель: Справедлива ли эта гипотеза по отношению к другим приставкам?

(Учащиеся высказываются, основные идеи записываются на бумажных облачках и крепятся на доске)

Учитель: Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

(Доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу)

Учитель: Что для этого надо сделать?

(выслушать учащихся и определить план исследования)

План.

  1. Изучить материалы и выписать слова с одинаковой приставкой.
  2. Классифицировать слова на основании сходства в значении, которое придает слову приставка.
  3. Сделать заключение о справедливости гипотезы в случаях с изучаемой приставкой.

  1. Исследования в группах.

Каждой группе предложить один из вариантов текста «Что может приставка» (см. приложение к уроку) Учащиеся знакомятся с текстом и выполняют задание - классификацию слов с одинаковой приставкой, опираясь на значение, придаваемое приставкой.

  1. Обмен информацией.

Каждая группа знакомит класс с изученной приставкой, а также значениями, которые эта приставка придает. Предлагая свой вариант классификации, группа просит остальных учащихся угадать её основание.

Классификационная таблица каждой группы размещается на доске.

  1. Организация и оценивание информации, формулирование вывода.

Учитель: Итак, посмотрим, сколько фактов вы нашли. Какие из изученных нами приставок подтверждают справедливость выдвинутой гипотезы, а какие нет? Давайте прикрепим к гипотезе те приставки, которые подтверждают её справедливость.

На доске располагается гипотеза, а на «ножках» - факты, её подтверждающие    (классификационные таблицы по результатам работы групп)

Одна и та же приставка может по-разному влиять на значение слова

       у -                                   за -                         на -                        от -

Учитель:

- Есть ли факты, опровергающие гипотезу?

- Можно ли считать гипотезу доказанной?

- Сформулируйте обобщение урока.

Формулируется обобщение урока - одна и та же приставка может по-разному влиять на значение слова

  1. Применение.

Учитель: Обсудим, какое значение может придавать приставка под -.

Задание в папках для работы в группах: распределите слова    подсохнуть, подъехать, подкрасить, подскакать, подмокнуть, подходить, подкопать в две группы:

1 группа – приставка указывает на приближение к кому-либо, чему-либо

2 группа – приставка указывает на совершение действия слегка

- Запишите группы слов в тетради.

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте, пользуясь образцом выполнения задания (по образцу (эталону) на доске)

Учитель:

- Ребята, а приходилось ли вам встречать слова, в которых одна и та же приставка повторяется дважды? Кто может назвать такие слова?

- Если, мы не знаем, что нужно сделать? (Узнать)

- Как это можно узнать? (Посмотреть в словаре, в учебнике, найти в  интернете, спросить у учителя)

- Откройте в ваших папках листок «Кубанская балачка». Прочитайте слова.

1. Пополопалысь, пополомалась

- Какая приставка в них повторяется?

- Что узнали на уроке о значении, которое может придавать словам приставка по - ?

- Откуда вы это узнали?

(из текста «Что может приставка», из выступлений другой группы).

- Какое объяснение вы бы использовали?

(Она образует глаголы и означает законченность действия:

повалить, полить)

- Нам этого достаточно или можно уточнить?

- Прочитайте предложения со словами кубанского диалекта и уточните значение, которое вносит повторение приставки по -:

2.  Кабаны пополомали кукурузу. От мороза трубы пополопались.

(уточнение: можно добавить, что повторение приставки по – в кубанском диалекте вносит значение «испортить, разрушить что – либо»)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

      - Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

      - Какую гипотезу мы доказывали?

      - Что нам помогало?

      - Удалось нам это сделать? Докажите

      - Кто может сказать, что сам «открыл» новое знание? Докажите.

Рефлексия "Благодарю…".

Учитель предлагает каждой группе выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

Благодарственное слово учителя является завершающим.

При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

                                       Приложение к уроку

Что может приставка.

1 вариант.

Удивительная часть слова – приставка. Приставки, образуя новые слова, помогают придавать им различные смысловые оттенки.

Вот, к примеру, приставка за -. Она образует глаголы и означает начало действия:

заблестеть, заговорить

А глаголам типа засеять, замазать эта приставка придает значение распространения действия на всю поверхность предмета.

Эта же приставка образует существительные и прилагательные со значением «нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом»:

Заполярье, заоблачный.

Задание:

Классифицируйте слова с приставкой за-, учитывая значение, которое она придает слову.

Слова: зарубежный, зацвести, забрызгать, запеть, забелить, задрожать.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Что может приставка.

2 вариант.

Удивительная часть слова – приставка. Приставки, образуя новые слова, помогают придавать им различные смысловые оттенки.

Вот, к примеру, приставка по-. Она образует глаголы и означает законченность действия: повалить, полить

А глаголам типа побегать, эта приставка придает значение совершение действия в течение некоторого, чаще непродолжительного времени. 

Эта же приставка образует существительные со значением «пространство близ или вдоль чего-то»: побережье

Задание:

Классифицируйте слова с приставкой по-, учитывая значение, которое она придает слову.

Слова: поморье, поставить, поиграть, подарить, погрузить, поплавать

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Что может приставка.

3 вариант.

Удивительная часть слова – приставка. Приставки, образуя новые слова, помогают придавать им различные смысловые оттенки.

Вот, к примеру, приставка на-. Она образует глаголы и означает доведение действия до завершения (до нужного предела): написать, нагреть.

А глаголам типа наварить, намесить эта приставка придает значение действия, выполненного в большом количестве.

Эта же приставка образует существительные и прилагательные со значением: нахождение на поверхности.

нарукавник, нагрудный (значок, карман)

Задание:

Классифицируйте слова с приставкой на-, учитывая значение, которое она придает слову.

Слова: нажать, напечь, нарисовать, настенный, научить, нашить

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Кубанская балачка.

  1. Пополопалысь, пополомалась
  2. Кабаны пополомали кукурузу. От мороза трубы пополопались.

*балачка - особый диалект на основе украинского языка. Слово «балакаты» в переводе с украинского на русский означает говорить, беседовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: Приставка - Значимая часть слова"

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме : "Приставка -  значимая часть слова".  Урок закрепления знаний....

Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.

Интеграция (дети разновозрастных групп + межпредметные связи) позволяет наиболее глубоко и интересно, доступно и наглядно преподнести учебный материал, показать уникальность и неповторимость удивитель...

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Приставки" (Обобщение)

На примере урока русского языка хотелось показать, как эффективно можно использовать групповую работу на разных этапах урока. Разнообразие форм работы на уроке позволяет повысить интерес к предмету, м...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Приставки и предлоги".

технологическая карта урока составлена по УМК "Перспектива" для 3 класса с использованием активных форм обучения (сингапурских методик)...

Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»

Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме : "Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок"...

Методическая разработка: технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме "Приставка как часть слова"

Технологическая  карта  урока  русского  языка. УМК "Начальная  школа 21  века"...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме" Приставки и предлоги".

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Приставки и предлоги"....