Урок русского языка в 3-м классе по теме "Приставки" (Обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Грицевич Марина Юрьевна

На примере урока русского языка хотелось показать, как эффективно можно использовать групповую работу на разных этапах урока. Разнообразие форм работы на уроке позволяет повысить интерес к предмету, мотивацию к учению. Групповая форма предполагает организацию и развитие диалогового обучения, в ходе которого учащиеся учатся планировать совместные действия, принимать решения, общаться, мыслить самостоятельно, критически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezultaty.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Приставки" (Обобщение)

Грицевич Марина Юрьевна, Учитель 

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе 

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

Цель: обобщение знаний о правописании приставок

Задачи

образовательные:

– совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с изученными орфограммами;
– составить алгоритм написания приставок;

развивающие:

– расширять и активизировать словарный запас учащихся;
– развивать наблюдательность, внимание, память;
– развивать творческие способности детей;

воспитательные

– продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка, навыков самостоятельной и групповой работы.

1. Мотивация.

– Как вы думаете, можно ли знать всё на свете?

– А если нельзя всё знать, может, не стоит учиться?

– Чтобы больше знать, надо каждый день узнавать, делать что-то новое.

– Сегодня на уроке мы будем повторять, обобщать свои знания. Кому-то поможем сделать открытия. Нам предстоит издать спецвыпуск газеты “ Классный класс” о приставках. Я попробую себя в роли издателя, а вы будете редакторами и корреспондентами.

– Кто это такие?

(Редактор-человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати.

Корреспондент-человек, сообщающий о текущих событиях.)

– У каждого из вас будут маршрутные листы.

(Выдаются маршрутные листы круглой или овальной формы)

Маршрутный лист
ВК-входной контроль – …………..
УЭ-1учебный элемент – ………….
УЭ-2 …………
УЭ-3 ………...
Контроль ………..
Итог ……….

2. Входной контроль.

– Что такое приставка?

Наши корреспонденты вышли в сказки и попросили ответить на этот вопрос некоторых героев. (Инсценированный ответ правила. Учащиеся говорят текст правила от имени героев различных сказок, используется кукольный театр.)

– Запишите только слова, имеющие приставки:

Полёт, лётчик, написал, надежда, умница, уговорил, отнёс, овал, рассказ, поддал, прижал.

Работы проверяют редакторы, в маршрутном листе делают запись о выполнении задания.

3. “Открытие” нового знания.

-Посмотрите на слова, которые написали, назовите приставки. Можем ли мы проверить написание этих приставок?

Все приставки в русском языке делятся на три группы:

– пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения;

– в одних словах пишутся с буквой з, а в других с буквой с;

– пре-, при-.

4. Упражнения в написании слов с приставками.

УЭ-1 (Учебный элемент)
Приставки 1 группы.
Учащимся раздаются листы голубого цвета.

В– (ВО-) (ВЗО-)

ВЫ-

ДО-

ЗА– (ИЗО-)

НА_-

НАД– (НАДО-)

НЕ– (НЕДО-)

О-

ОБ– (ОБО-)

ОТ– (ОТО-)

ПА-

ПЕРЕ-

ПО-

ПОД– (ПОДО-)

ПРА-

ПРЕД– (ПРЕДО-)

ПРО– (РАЗО-)

С– (СО-)

СУ-

У-

 Разноуровневые задания:

– Выпишите приставки, которые пишутся с гласной буквой а.

– Образуйте с помощью приставок и запишите однокоренные слова к слову работать (ходить, летать)

УЭ-2.
Приставки 2 группы.
На листах розового цвета:

БЕЗ-

ВЗ-

ВОЗ-

ИЗ-

НИЗ-

РАЗ-

РОЗ-

ЧЕРЕЗ-

ЧРЕЗ-

БЕС-

ВС-

ВОС-

ИС_

НИС-

РАС-

РОС-

ЧЕРЕС-

Разглядывал беспорядок, Кощей Бессмертный, исследовал рассказ, разбитый подарок, известный разведчик.

– В каких словах вы написали удвоенную согласную? Где? Почему?

– Назовите слово с приставкой, относящейся к 1 группе.

– Что помогло вам правильно написать приставки?

Живут на свете, людям помогая,
Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ– и БЕЗ-,
Но если звук глухой согласный их встречает,
Мы пишем их лишь только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, БЕЗ– и ЧЕРЕЗ-
Пред согласными глухими
Всегда меняют З на С.

УЭ-3.
Приставки 3 группы.
Учащимся раздаются листы зелёного цвета

ПРЕ-

ПРИ-

ПРИ–

ПРЕ-

– приближение

“очень”

– присоединение

(исключение: прискорбный,

– нахождение

причудливый)

– незаконченность

сходна с ПЕРЕ-

– От наших корреспондентов поступила информация.

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок.

Пр…катился клубок, пр…остановился. Пр…смотрелся, пр…гляделся Иванушка, видит– местность незнакомая. Пр…крикнул он на клубок, а тот пр…спокойно на месте лежит. Пр…томился он от дальней дороги. Хотел пр…лечь Иванушка, только пр…коснулся к траве, а трава в росе, пр…вскочил Иванушка. Пр…сел на пр…дорожный камень. Пр…задумался. А был он пр…хорошенький. Не страшны ему никакие пр…грады.

Редакторы групп проверяют выполненные работы. Результаты заносятся в маршрутные листы.

5. Правописание приставок с глаголами.

Инсценировка

Жил-был в стране Морфологии добрый молодец Глагол. Шёл он как-то по берегу реки, вдруг слышит, кто-то плачет. Подошёл он ближе и видит: сидит на камне красна девица и слёзы горькие льёт.

– Как зовут тебя, красавица? Кто тебя обидел? – спрашивает Глагол.

– Зовут меня Приставкой. А плачу я от того, что плохо мне одной жить.

Полюбил Глагол милую Приставку, да и девице по сердцу пришёлся добрый молодец. Решили они всегда быть вместе и никогда не расставаться.

– Теперь вам понятно, почему глаголы с приставками пишутся слитно?

6. Составление алгоритма.

1.Определяю, к какой группе относится приставка

7. Подведение итога. Оформление газеты.

– Оцените свою работу. Если вы считаете, что поработали отлично, на маршрутном листе стоит “5” – поднимите розовый листок. Хорошо, но могли лучше – зелёный. Если вы недовольны своей работой, поднимите синий листок.

Оцените работу класса.

– Всегда помните: учиться – всегда пригодится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...