2. Выход на тему урока.
Физкультминутка ( по выбору детей) 3. Актуализация знаний
4. Постановка учебной задачи
| Работа с орфограммами в словах.
Подвести детей к самостоятельному выводу и формулированию темы урока.
Актуализация опорных знаний и способов действий
| Фронтальный. Словесный
Игра«Я вижу орфограмму».
Наблюдение, проблемная ситуация.
Словесный. Беседа. Доказательство
Игра «Хочу знать »
Составление кластера. В центре доски ключевое слово КОРЕНЬ, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.
Фронтальный. Словесный
| Для начала мы немного поиграем и узнаем тему урока. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». Диктуются слова. Ковёр, Рита, тупик, друзья, река, ванна. После работы над орфограммами в словах, учитель выясняет, какое задание приготовили эти слова Здесь зашифровано слово.
Организует работу над лексическим значением этого слова. Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем? -Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? Кто сможет определить тему нашего урока? ИКТ Слайд №1
На уроке русского языка мы с вами пользуемся памятками. Попробуйте назвать мне пункты плана для памятки "Как найти корень слова". 1.___________________________ 2.___________________________ 3.___________________________
Достаточно ли ваших знаний ?
Предлагает провести наблюдение,, сделать вывод и дополнить схему. Чтобы составить правильно памятку нам необходимо многое узнать. Что бы вы хотели узнать о теме урока?
Чтобы это сделать, я предлагаю вам провести урок-исследование. На каких уроках мы с вами исследовали? А что значит исследовать? Сегодня вы будете работать в паре. Итак, мы начинаем! Все свои исследования будем записывать в журнал юного исследователя.
Итак, откроем листок юного исследователя №1 Сад, посадка, садовник, садик, рассада, пересадить, садовый. Что общего во всех словах? ИКТ (Слайд №2). Попробуйте прочитать только корень.(сад) Вы поняли, что означает это слово? Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. Запишите вывод в журнал. Корень – это … Организует подводящий диалог, уточняет Предлагает заполнить схему на доске КОРЕНЬ ? Главная ? ? часть слова ИКТ Слайд 3 На слайде дерево, под деревом корень . Прочитайте слова. получается? почему? что нужно сделать , чтобы прочитать слова? Предлагает высказать своё мнение о словах, которые растут на этом дереве. Сейчас вставьте корень -свет-. понятны стали слова? Сделайте вывод, Смысл слова - это его....? Заполним кластер в журнале вывод: корень значимая часть слова. КОРЕНЬ
главная Часть слова Значимая часть слова
Приступает в третьему исследованию. ИКТ Слайд№4 Вода, водитель, водяной, проводить, подводный, водица, водит. Что общего у этих слов? Назовите основное значение этих слов? Распределите слова по значениям. поставьте над словами цифры 1 и 2. В каждой группе слов есть главная общая часть, общее значение.
Как называются такие слова
Какие слова называются однокоренными?
Как еще называют такие слова?
Какой вывод мы с вами можем сделать?
Дополним схему. КОРЕНЬ Главная Часть слова общая часть Значимая однокоренных часть слова слов Организует работу по учебнику. Сравним наш вывод с правилом на стр.95.
| Работают над орфограммами.
Ученик выходит к доске и проговаривает слово. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Буквы, обозначающие звуки орфограммы, выставляются на доске: О, Р, К, Ь, Е, Н. У доски ребёнок выставляет это слово "корень".
-Корень есть у дерева, у зуба. Это слово многозначное. Корень есть в словах. Объясняют лексическое значение. Формулируют тему урока. Тема урока: «Корень слова». Делают вывод, что знаний недостаточно, нужна дополнительная информация.
Говорят о затруднениях и способах выхода из ситуации. Участвуют в диалоге. Слушают, уточняют, задают вопросы Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
.
Выполняют упражнения физкультминутки
Общий корень, близкое значение.
Сад - это.....
Обсуждают, какая часть дерева главная. Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается Проводят наблюдение за словами на « дереве» Приходят к выводу, что корень – это главная часть слова.
Подписывают лучи кластера
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
Корень нужен для того, чтобы понять значение слова.
Корень -вод- Два значения. Находят в тексте однокоренные слова, отвечают на вопросы. Распределяют однокоренные слова по группам. Аргументируют свой выбор. Формулируют определение однокоренных слов и корня слова. Однокоренные. Слова, у которых одинаковый корень и одинаковое значение. Родственные. Корень-общая часть однокоренных слов. Заполнение журнала исследования.
Сравнение правила с выводами. | Регулятивные:- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные:- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные:- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные:- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий.
Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; |
II этап «Осмысление» 1. Принятия целей урока. Усвоение новых знаний
Физкультминутка | Обеспечение мотивации учения детьми | Фронтальный. Словесный. Беседа | Выясняет общее представление о корне. Работа с правилом.
По какому признаку объединены слова в группы? море-моряк, дождь-дождевик. -Какая часть слова выделена? -Почему? Объясняет, что в тетради корень выделяем графически -дугой Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл Видно ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.
| Выбирают те задачи, которые соответствуют данной теме, обосновывают свой выбор. Однокоренные слова.
Корень Общая главная часть.
Выполняют упражнения
| Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска ; находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых понятий; - строят несложные рассуждения; анализируют, сравнивают, сопоставляют, классифицируют, обобщают
|
3Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
4. Итог работы
Информация о домашнем задании | Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также установление причин выявленных недостатков
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
| Работа в паре.
Игра «Узнал нового!» | Даёт задание для работы на карточке
Зачеркните лишнее слово: 1. Больница, боль, большой. 2. Горе, горевать, горный. 3. Чистота, чистый, чистить. 4. Мороз, замороженный, морозит.
Предлагаю подвести итог урока. ИКТ Слайд № 8 Продолжи фразу "Я узнал...я научился....Для меня новым было.....Я повторил... - На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках?
Ответьте на следующие вопросы: 1.Как называется общая часть слова, которая передаёт основное значение слова? р. приставка т. окончание п.корень | 2.Какие из слов будут однокоренные я. брат, братик, братишка у. пилот, лётчик е. мокрый, сырой | 3.В группе однокоренных слов найди лишнее и зачеркни его. о.гусь, а. гусыня, т. гусеница, б. гусята | 4.Однокоренные слова, это слова, которые ь. сходны по значению. е. имеют одинаковую часть и сходны по значению.
|
Обведите буквы, которые вы выбрали? Что у вас получилось?
Эту оценку вы получаете за урок. Спасибо за урок.
| Выполняют работу . Проводят проверку по эталону. Дают оценку своей деятельности
Читают вопросительные слова, составляют вопросы и задают их своим одноклассникам.
Отвечают на вопросы.
Пять | Регулятивные: - учитывают правило в планировании способа решения
Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;
Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки;- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения заданий
|