Конспект урока.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Евдокия Григорьевна Сотникова
Конспект открытого   урока 
по  развитию устной речи
на основе изучения и  ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности 
в 3  классе на тему: "Золотая осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_zolotaya_osen.doc699 КБ

Предварительный просмотр:

         Цель: познакомить детей с понятием « Золотая осень».

               Задачи:

              Образовательные:

  • Познакомить с понятием «Золотая Осень».
  • Актуализировать знания учащихся о признаках осени

            Коррекционно-развивающие:

  • Развитие устной речи, путем требования полных ответов на вопросы учителя.
  • Развитие навыка согласования слов во фразе, умения моделировать предложения и составлять повествовательный рассказ по серии картинок об осени.
  • Коррекция  мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
  • Развитие мелкой моторики посредством выполнения практической работы в тетрадях

            Воспитательные:

  • Формировать положительную мотивацию к процессу обучения путем  смену различных видов деятельности.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

       Оборудование: ЭОР- компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, выход в Интернет.; игра « листья с прорезями», листья деревьев.

Структура урока:

               1. Орг.момент.

  • Игра «Подбери листок»
  • Чистоговорки

              2.Введение в тему.

  • Вводная беседа
  • Определение темы.

            3.Изучение нового материала.

  • Рассказ учителя.
  • «Осенние иллюстрации»
  • Стихотворение «Листья золотые»
  • Физминутка

         4.Закрепление.

  • Загадки.
  • Игра «Какого дерева не стало».
  •  « Найди листок».
  • Пальчиковая гимнастика
  • Работа в тетрадях.

        5.Итог урока: обобщение, анализ деятельности учащихся.

ХОД УРОКА:

I Орг.момент.

а) Сядет тот, кто назовет какого цвета лист я покажу.

б) Игра на внимание «Подбери листок»: учитель демонстрирует лист с нарисованными точками, середина листа вырезана( аналогична матрицам Равена). Сильные ученики лист клена, слабые- лист березы.

в) Чистоговорки

али-али-али- птицы улетали

усто-усто-усто – в огороде пусто

уч-уч-уч – на небе много туч

щи-щи-щи – мы купили овощи

II Введение в тему.

а) Как одним словом называются эти листья?(осенние) каких листьев по цвету я показала больше? В  какое время года листья такого цвета?

б) Определение темы урока.

Задание « Составь тему из предложенных букв». Каждому ученику дается набор букв, из которых надо составить словосочетание «Золотая осень». Тема демонстрируется на экране, дети выкладывают ее на парте.

III. Изучение нового материала.

  • Сообщение темы и целей урока
  • Вводная беседа

1) Рассказ учителя:

-В октябре наступает самая яркая пора осени , которая называется «золотая осень». Деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, накидывают золотые одежки из стремительно желтеющих листьев. Осенний лес покрыт живописной росписью. Блестит на солнце, переливаясь золотцем береза. С легким ветром роняет листья клен. Листопад, хороводом кружась, устилает листьями влажную от частых дождей землю. Лесные тропы образуют желтый коридор, вода у берега пруда усыпана разноцветьем опавших листьев. Деревья в лесу пестрят красой золотой осени, вот только дуб раньше всех осыпался полностью и, обнажив свои сухие ветви, раньше всех подготовился к зиме. В это время года листья на деревьях становятся разного цвета, но больше всего желтых. Они как золото, переливаются на солнышке. Отсюда и название – «золотая» осень. Это очень красивое время года. Погода еще теплая, небо голубое, солнце согревает землю и почти нет осадков. Желтые листья часто называют «золотыми», так как они очень похожи на золото  по цвету. (учитель показывает золотую сережку в виде листа и березовый листок для сравнения). А так как в начале осени много желтых листьев, то осень называют «Золотой», за ее желтый цвет.

б) Показ осенних иллюстраций, из которых дети выбирают только « Золотую осень» ( объяснение учеников, почему они выбрали эту картинку)                                                      

2) Прослушивание стихотворения «Листья золотые».

   Листья золотые падают, летят.

   Листья золотые устилают сад.

   Много на дорожках листьев золотых

  Мы букет красивый сделаем из них

  Мы букет поставим посреди стола

  Осень золотая в гости к нам пришла.

- Ребята, чтобы к нам пришла в класс «Золотая осень» нам необходимо собрать букет, а букет не простой, а «золотой». А для этого мы должны с вами активно работать на уроке и в конце урока мы сделаем букет.

3) Физминутка

Ветер дует нам в лицо.

Покачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

4)Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

5) Отгадывание загадок про осенние месяцы

  • Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ…

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

  • Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Смолкли птичьи голоса.

Медведь в спячку завалился…

Что за месяц к нам явился?(Октябрь)

  • Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек,

Мерзнет в поле озимь ржи…

Что за месяц, подскажи?(Ноябрь)

VI. Закрепление.

1) Лексические упражнения:

  • Подбери слова, противоположные по значению:

Сухая осень - … ( дождливая);

Солнечная осень - … (пасмурная);

Веселая осень - … (грустная);

Теплая осень - … ( холодная).

  • Найдите причину следующих событий:

Отлет птиц – похолодание; наступление лета; цветение трав; наступление осени;

Сбрасывание листьев с деревьев – приход весны; дожди; лужи; наступление осени;

Образование луж – жара; дожди; гололед; прилет птиц.

  • Совместное составление повествовательного рассказа по трем картинкам:

№ 1 – « Мальчик дарит девочке разноцветный  букет из листьев»;

№ 2 – «Осенняя пора, земля покрыта разноцветными листьями»;

№ 3 – « Дети собирают листья в парке»

Соотнесение листьев с деревьями, на которых они растут. Учащиеся должны назвать свой лист и затем выйти к доске и закрепить его над тем деревом, на котором этот лист растет.

в) Работа в тетрадях.

  • Пальчиковая гимнастика.
  • По шаблонам в тетрадях обводят листья: для сильных – лист клена, для слабых – лист березы.

VI.Итог урока.

а) Обобщение.

б) анализ деятельности каждого ученика.

в) рефлексия занятия

• Понравился ли вам урок?

• Какие задания было интересно выполнять?

А сейчас мы посмотрим, какой букет у нас получиться?

• Если урок вам понравился, то подойдите и  вставьте в вазу  желтый листочек. Если осталось что-то непонятым – вставьте красный. А если вам на уроке было скучно – то зеленый листочек.

Технологическая  карта

 конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов  Интернет

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Ход урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

Игровые задания.

Презентация учителя

слайд №1,2,3

а) Сядет тот, кто назовет какого цвета лист я покажу.

б) Игра на внимание «Подбери листок»: учитель демонстрирует лист с нарисованными точками, середина листа вырезана( аналогична матрицам Равена). Сильные ученики лист клена, слабые- лист березы.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке. Индивидуальная работа.

4

2.

II Введение в тему.

Игровые задания.

Презентация учителя

слайд №4

а) Как одним словом называются эти листья?(осенние) каких листьев по цвету я показала больше? Почему? Какое время года? Какие месяцы?

б) Определение темы урока.

Задание « Составь тему из предложенных букв». Каждому ученику дается набор букв из которых надо составить словосочетание «Золотая осень». Тема написана на доске, дети выкладывают ее на парте.

Учащиеся выполняют фронтальную работу и формулируют цели урока

6

3.

III. Изучение нового материала.

Презентация учителя

слайд №10

а) Рассказ учителя:

- В это время года листья на деревьях становятся разного цвета, но больше всего желтых. Они как золото, переливаются на солнышке. Отсюда и название – «золотая» осень. Это очень красивое время года. Погода еще теплая, небо голубое, солнце согревает землю, и почти нет осадков. Желтые листья часто называют «золотыми», так как они очень похожи на золото  по цвету. (учитель показывает золотую сережку в виде листа и березовый листок для сравнения). А так как в начале осени много желтых листьев, то осень называют «Золотой», за ее желтый цвет.

б) Показ осенних иллюстраций, из которых дети выбирают только « Золотую осень» ( объяснение учеников, почему они выбрали эту картинку).                                                          

в) Прослушивание стихотворения «Листья золотые».

Учащиеся читают задачу, анализируют её, решают, делают вывод.

10

4.

Физминутка

Показывает движения

Выполняют движения

2

5

Закрепление знаний

Игровые задания

Презентация учителя

слайд №11,12,13,14,15,16,17,18

А)Игра осенние слова

б) Отгадывание загадок про осенние месяцы

а) Уточнение знаний деревьев и определение листьев.

Загадки

Выставляются картинки деревьев. После этого кто-то из учащихся выходит к доске и показывая на картинки , повторяет названия деревьев за учителем, потом по памяти. Затем картинки меняются местами и снова просит учитель повторить названия деревьев.

Игра «Какого дерева не стало?».

б) Соотнесение листьев с деревьями, на которых они растут. Учащиеся должны назвать свой лист и затем выйти к доске и закрепить его над тем деревом, на котором этот лист растет.

в) Работа в тетрадях.

  • Пальчиковая гимнастика.
  • По шаблонам в тетрадях обводят листья: для сильных – лист клена, для слабых – лист березы.

Ученики отвечают, задают вопросы учителю

Учащиеся работают дифференцированно.

13

6.

Подведение итога урока, рефлексия

Презентация учителя

слайд №19

Учитель задает вопросы по изученному материалу, узнает, чему научились на уроке. Отвечает на вопросы учащихся, дает необходимые комментарии. Учитель предлагает детям оценить свою работу.

Ученики отвечают, задают вопросы учителю.

Выбирают лист соответствующего цвета и таким образом оценивают урок. Результат – букет из осенних листьев

5

Список литературы:

1.Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2002.

2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.

3. Комарова С.В. Формирование речевой коммуникации учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках развития речи: Дис… канд. пед. наук. – М., 2005.

4.Комарова С.В. Уроки развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся младших классов школы VIII вида // Психологические и педагогические проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. – М.: МИПКРО, 2001.

5. Комарова С.В. К вопросу о коммуникативном подходе в развитии речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 1.

6.Комарова С.В., Якубовская Э.В. Ступеньки к грамоте. Альбом. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2004.

7. Е.Д.Худенко, С.Н.Кремнёв «Развитие речи. 3 класс». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Москва 2003г.

8.Е.Д.Худенко Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. 150 уроков 1часть

9. Интернет-ресурсы

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...