Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные существительные" в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конпект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные существительные" в 3 классе содержит подробное описание урока, его частей, работы на каждом этапе урока с описанием видов деятельности учителя и ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odush_i_neodush_sushch.docx | 38.74 КБ |
odush_i_neodush_sushch.docx | 38.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 17
Щелковского муниципального района Московской области
Учитель начальных классов: Гайдар Оксана Петровна
Предмет: русский язык
Класс: 3
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Методы обучения:
- создание проблемной ситуации;
- поисковый;
- наглядно-иллюстративный;
- словесный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание эмоционального настроя. - Скажем «Здравствуйте!» - руками Скажем «Здравствуйте!» - глазами Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостным наш дом. - Когда мы здороваемся с людьми, что мы им желаем? (Здравия, здоровья). - Что надо делать, чтобы быть здоровыми? - А - на уроке? (Правильно сидеть, уметь работать и отдыхать и т. д.) - Запишите число, классная работа | Проверяют рабочее место, настраиваются на урок. Произносят слова, выполняют движения. Отвечают на вопросы. Произносят слова, открывают тетради, записывают число. | Л.: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. М.: целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. Цели: актуализировать опорные знания и умения. | Словарная работа. Чистописание. На доске слова. Ваша задача – вставить пропущенные буквы и красиво, правильно, аккуратно записать эти буквы в тетрадь. Слайд 1 Учит . ль, т.традь, за . ц, м . рковь, б.рёза, в . рона, р . бята, м.роз, м.шина, к . рова, п . тух, с . пог - Какой частью речи являются слова? - Докажите, что это имена существительные. - Что ещё вы знаете об имени существительном? - Какие постоянные признаки имеют? - Как изменяются имена существительные? | Выполняют каллиграфическую минутку, работают со словарными словами. Фронтальная Это имена существительные. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? | Л.: осознают свои возможности в учении; развивают навыки сотрудничества. М.: формулируют и удерживают учебную задачу; контролируют и оценивают свои действия; рассуждают, высказывают и доказывают свое мнение. |
3.Создание проблемной ситуации. Целеполагание. Цели: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | - Разделите слова на две группы: кто? что? Что объединяет слова первой группы? - Что объединяет слова второй группы? -Какую группу имён существительных назовём одушевлёнными? - Какую группу имён существительных назовём неодушевлёнными? - Определите тему урока. Тема урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». Проверим по учебнику с. 53 урок 94 Что сегодня нового узнаем об имени существительном? - Чему будете учиться на уроке? | Индивидуальная работа Дети выходят к доске и передвигают карточки со словами. - Отвечают на вопрос кто? называют людей, животных Отвечают на вопрос что? Называют неживые предметы, явления природы, растения. -Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые -Будем учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Р.: умение определять и формулировать проблему, тему урока, цель П.: извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; анализируют, сравнивают, обобщают, умеют находить рациональные пути решения. К.: включаются в диалог с учителем, с одноклассниками, уважают чужую точку зрения. |
4.Открытие нового знания.. Цели: решение проблемы детьми; формулировка вывода | - Ребята, попробуйте сделать вывод о том, какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие – неодушевлёнными. - Давайте проверим правильность нашего вывода. Сравните его с правилом в учебнике на с. 54 -Сейчас вы будете работать в паре. Ваша задача: разделить слова на две группы. Радуга, сестра, собака, деревня, попугай, очки. Допишите в каждую группу по два своих примера. На это задание у вас есть 2 минуты. - По какому признаку вы разделили слова? | Рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение. Делают вывод. Сравнивают с правилом в учебнике. Работа в паре. Записывают слова в 2 столбика. | Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Л.: проявляют интерес к новому учебному материалу, высказывают свою точку зрения, стремятся к достижению успехов в учебной деятельности. |
5.Динамическая музыкальная физкультминутка «Привал» | Организация физкультминутки. - Поработали вы хорошо, надо отдохнуть. Физминутка называется «Привал». Как сказать по-другому? (Отдых). Смотрите на животных и вместе с ними выполняйте движения. | Выполнение физкультминутки. | М.: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений. Л.: ценностное отношение к здоровому образу жизни.
|
6.Решение учебной задачи. Цель: практическая работа над заданием. Самостоятельная работа. | - Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник-Имя Существительное». Правила игры: Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное. Т.е. Превратите неживое слово в живое. На экране столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?» Коса – (коза ) Сон – (сом- сын) Роса- (роза) Леса – (лиса) Рот – (кот) - Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот? (Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что? Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного). Откройте учебник на стр. 61. 1 упр. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? Выпишите только неодушевлённые имена сущ. Работаем самостоятельно -Встаньте те, у кого получилось 5 имён существительных. Докажите свой выбор. Выполним 2 упр. Прочитайте задание. Определи одушевлённым или неодушевлённым является существительное лист. Кто хочет выразительно прочитать текст? О чём этот текст? Почему о предмете, названном неодушевлённым именем существительным, писатель пишет как о живом существе? Слова какой части речи помогают рассказать о листе как об одушевлённом предмете? (глагол) Запишите эти слова в тетрадь. Слова: увязался, бежал, останавливался, шёл, отставал, не пошёл, остался. Какой вывод можно сделать? Прочитайте правило в учебнике на странице 62. | Фронтальная работа Записывают слова в 2 столбика, рассуждают, делают выводы Самостоятельная работа. | М.: умение выполнять установленный алгоритм действия. Л.: развивают навыки самостоятельности и сотрудничества со сверстниками при работе в парах. Р.: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике, накапливают опыт в применении изученного алгоритма действия. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: учатся обобщать, выделять существенные признаки. |
Физкультминутка | Давайте, немного отдохнём и проведем физминутку. На экране будут появляться картинки, вы должны определить одушевлённый или неодушевлённый предмет. Если одушевлённый предмет, то вы хлопаете, если неодушевлённый, то вы топаете. Молодцы, ребята. А теперь продолжим наш урок. | Выполнение физкультминутки. | |
7. Закрепление | 1, Выполним упр № 3. Прочитайте задание. Ваша задача: Выписать из стихотворения неодушевлённые имена сущ. вместе с глаголами, которые называют действия неодуш.сущ. как действия людей. Работаем. Дремлет лес, подвязалася сосна, валит снег, стелет шаль, дорога убегает. 2. - На экране будет записано утверждение, замените это утверждение одним словом, запишите в тетрадь. Промежуток времени, равный 60 минутам (ЧАС) Военнослужащий, состоящий на посту, на часах (ЧАСОВОЙ) Лесной доктор (ДЯТЕЛ) Модель земного шара (ГЛОБУС) - Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему? - Что обозначают одушевлённые имена существительные? - Что обозначают неодушевлённые имена существительные? | Воспринимают на слух информацию, анализируют. Выполняют упражнение. Обобщают полученные знания. | Личностные - умение самостоятельно делать свой выбор; Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и вывод Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу |
8.Рефлексия. Итог урока. Цель: развивать рефлексивные умения; создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. | Ребята, давайте вспомним тему урока? Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Вспомните цель.. - формировать знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; - формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные. Мы выполнили поставленную цель? - Оцените свою работу, (самооценка с помощью сигнальных карточек): -Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные и могу помочь другим. -Я считаю, что научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, но мне ещё нужна помощь. - Я считаю, что было трудно на уроке. | Оценивают урок и свою деятельность на уроке. | Л.: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. М.: умение сравнивать, делать выводы. П.: применение новых знаний в жизненных ситуациях; рефлексия. |
8.Домашнее задание. | Задание по выбору - уч. с. 54 № 2 - Придумать и записать в тетрадь 7 одушевлённых и 7 неодушевлённых имён существительных. Слайд 7 | Записывают домашнее задание. | |
Итог урока. | - Ребята, сегодня вы очень хорошо работали. Все были активны, внимательны. Молодцы! Мне очень понравилась ваша работа. Теперь вы знаете как отличить одушевлённые имена существительные от неодушевлённых. - Спасибо, ребята, за работу. Урок окончен. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 17
Щелковского муниципального района Московской области
Учитель начальных классов: Гайдар Оксана Петровна
Предмет: русский язык
Класс: 3
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Методы обучения:
- создание проблемной ситуации;
- поисковый;
- наглядно-иллюстративный;
- словесный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание эмоционального настроя. - Скажем «Здравствуйте!» - руками Скажем «Здравствуйте!» - глазами Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостным наш дом. - Когда мы здороваемся с людьми, что мы им желаем? (Здравия, здоровья). - Что надо делать, чтобы быть здоровыми? - А - на уроке? (Правильно сидеть, уметь работать и отдыхать и т. д.) - Запишите число, классная работа | Проверяют рабочее место, настраиваются на урок. Произносят слова, выполняют движения. Отвечают на вопросы. Произносят слова, открывают тетради, записывают число. | Л.: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. М.: целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. Цели: актуализировать опорные знания и умения. | Словарная работа. Чистописание. На доске слова. Ваша задача – вставить пропущенные буквы и красиво, правильно, аккуратно записать эти буквы в тетрадь. Слайд 1 Учит . ль, т.традь, за . ц, м . рковь, б.рёза, в . рона, р . бята, м.роз, м.шина, к . рова, п . тух, с . пог - Какой частью речи являются слова? - Докажите, что это имена существительные. - Что ещё вы знаете об имени существительном? - Какие постоянные признаки имеют? - Как изменяются имена существительные? | Выполняют каллиграфическую минутку, работают со словарными словами. Фронтальная Это имена существительные. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? | Л.: осознают свои возможности в учении; развивают навыки сотрудничества. М.: формулируют и удерживают учебную задачу; контролируют и оценивают свои действия; рассуждают, высказывают и доказывают свое мнение. |
3.Создание проблемной ситуации. Целеполагание. Цели: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | - Разделите слова на две группы: кто? что? Что объединяет слова первой группы? - Что объединяет слова второй группы? -Какую группу имён существительных назовём одушевлёнными? - Какую группу имён существительных назовём неодушевлёнными? - Определите тему урока. Тема урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». Проверим по учебнику с. 53 урок 94 Что сегодня нового узнаем об имени существительном? - Чему будете учиться на уроке? | Индивидуальная работа Дети выходят к доске и передвигают карточки со словами. - Отвечают на вопрос кто? называют людей, животных Отвечают на вопрос что? Называют неживые предметы, явления природы, растения. -Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые -Будем учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Р.: умение определять и формулировать проблему, тему урока, цель П.: извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; анализируют, сравнивают, обобщают, умеют находить рациональные пути решения. К.: включаются в диалог с учителем, с одноклассниками, уважают чужую точку зрения. |
4.Открытие нового знания.. Цели: решение проблемы детьми; формулировка вывода | - Ребята, попробуйте сделать вывод о том, какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие – неодушевлёнными. - Давайте проверим правильность нашего вывода. Сравните его с правилом в учебнике на с. 54 -Сейчас вы будете работать в паре. Ваша задача: разделить слова на две группы. Радуга, сестра, собака, деревня, попугай, очки. Допишите в каждую группу по два своих примера. На это задание у вас есть 2 минуты. - По какому признаку вы разделили слова? | Рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение. Делают вывод. Сравнивают с правилом в учебнике. Работа в паре. Записывают слова в 2 столбика. | Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Л.: проявляют интерес к новому учебному материалу, высказывают свою точку зрения, стремятся к достижению успехов в учебной деятельности. |
5.Динамическая музыкальная физкультминутка «Привал» | Организация физкультминутки. - Поработали вы хорошо, надо отдохнуть. Физминутка называется «Привал». Как сказать по-другому? (Отдых). Смотрите на животных и вместе с ними выполняйте движения. | Выполнение физкультминутки. | М.: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений. Л.: ценностное отношение к здоровому образу жизни.
|
6.Решение учебной задачи. Цель: практическая работа над заданием. Самостоятельная работа. | - Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник-Имя Существительное». Правила игры: Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное. Т.е. Превратите неживое слово в живое. На экране столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?» Коса – (коза ) Сон – (сом- сын) Роса- (роза) Леса – (лиса) Рот – (кот) - Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот? (Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что? Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного). Откройте учебник на стр. 61. 1 упр. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? Выпишите только неодушевлённые имена сущ. Работаем самостоятельно -Встаньте те, у кого получилось 5 имён существительных. Докажите свой выбор. Выполним 2 упр. Прочитайте задание. Определи одушевлённым или неодушевлённым является существительное лист. Кто хочет выразительно прочитать текст? О чём этот текст? Почему о предмете, названном неодушевлённым именем существительным, писатель пишет как о живом существе? Слова какой части речи помогают рассказать о листе как об одушевлённом предмете? (глагол) Запишите эти слова в тетрадь. Слова: увязался, бежал, останавливался, шёл, отставал, не пошёл, остался. Какой вывод можно сделать? Прочитайте правило в учебнике на странице 62. | Фронтальная работа Записывают слова в 2 столбика, рассуждают, делают выводы Самостоятельная работа. | М.: умение выполнять установленный алгоритм действия. Л.: развивают навыки самостоятельности и сотрудничества со сверстниками при работе в парах. Р.: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике, накапливают опыт в применении изученного алгоритма действия. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: учатся обобщать, выделять существенные признаки. |
Физкультминутка | Давайте, немного отдохнём и проведем физминутку. На экране будут появляться картинки, вы должны определить одушевлённый или неодушевлённый предмет. Если одушевлённый предмет, то вы хлопаете, если неодушевлённый, то вы топаете. Молодцы, ребята. А теперь продолжим наш урок. | Выполнение физкультминутки. | |
7. Закрепление | 1, Выполним упр № 3. Прочитайте задание. Ваша задача: Выписать из стихотворения неодушевлённые имена сущ. вместе с глаголами, которые называют действия неодуш.сущ. как действия людей. Работаем. Дремлет лес, подвязалася сосна, валит снег, стелет шаль, дорога убегает. 2. - На экране будет записано утверждение, замените это утверждение одним словом, запишите в тетрадь. Промежуток времени, равный 60 минутам (ЧАС) Военнослужащий, состоящий на посту, на часах (ЧАСОВОЙ) Лесной доктор (ДЯТЕЛ) Модель земного шара (ГЛОБУС) - Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему? - Что обозначают одушевлённые имена существительные? - Что обозначают неодушевлённые имена существительные? | Воспринимают на слух информацию, анализируют. Выполняют упражнение. Обобщают полученные знания. | Личностные - умение самостоятельно делать свой выбор; Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и вывод Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу |
8.Рефлексия. Итог урока. Цель: развивать рефлексивные умения; создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. | Ребята, давайте вспомним тему урока? Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Вспомните цель.. - формировать знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; - формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные. Мы выполнили поставленную цель? - Оцените свою работу, (самооценка с помощью сигнальных карточек): -Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные и могу помочь другим. -Я считаю, что научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, но мне ещё нужна помощь. - Я считаю, что было трудно на уроке. | Оценивают урок и свою деятельность на уроке. | Л.: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. М.: умение сравнивать, делать выводы. П.: применение новых знаний в жизненных ситуациях; рефлексия. |
8.Домашнее задание. | Задание по выбору - уч. с. 54 № 2 - Придумать и записать в тетрадь 7 одушевлённых и 7 неодушевлённых имён существительных. Слайд 7 | Записывают домашнее задание. | |
Итог урока. | - Ребята, сегодня вы очень хорошо работали. Все были активны, внимательны. Молодцы! Мне очень понравилась ваша работа. Теперь вы знаете как отличить одушевлённые имена существительные от неодушевлённых. - Спасибо, ребята, за работу. Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:• формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...
Открытый урок по русскому языку " Одушевленные и неодушевленные имена существительные "
Открытый урок по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс
Конспект урока по русскому языкуТема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»Цели деятельности учителя: формирование умения определять по вопросу одушевленные и неодушевленны...
План- конспект открытого урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 2 класс.
Данный урок построен в соответствии с ФГОС на основе информационно-коммуникативной технологии. Представлен по ходу изучения раздела «Части речи». На уроке были учтены возрастные и пс...
Технологическая карта урока по русскому языку: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс
Технологическая карта урока по русскому языку: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс...
Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Разработка урока по русскому языку (3 класс)...