Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Разработка урока по русскому языку (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odushevlennye_i_neodushevlennye_imena_sushchestvitelnye.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель урока: создать условия для формирования знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам, лексическому и грамматическому  значению слов

Планируемые результаты

- различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретённые знания для классификации имен существительных на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

- соотносить учебные действия с известным правилом;

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять творческое отношение к выполнению заданий;

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности.

        Долгожданный дан звонок,

         Начинается урок!

 - Ребята! Готовы к уроку?

  На вас надеюсь я, друзья.

  Мы хороший дружный класс.

  Всё получится у нас!

  1. Актуализация знаний.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья мои, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.   Чистописание.

- Найдите одинаковый звук в словах:

гора, гайка, берега, снегири

- Какая буква обозначает этот звук на письме?

- Спишите с доски, продолжив закономерность

Гг // Ггг // Гггг

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.

Глаза боятся, а руки делают.

  1. Самоопределение к деятельности.

1.Прыгать, сорока, стрекотать, летать.

2.Пушистый, жадный, рогатый, шоссе.

3.Он, заяц, оно, она.

4.Ракета, хозяйственный, волшебный, серебряный.

В каждой из данных групп слов найдите лишнее слово. Запишите их в тетради через запятую.
- Проверьте, пожалуйста, какие слова вы записали.
Почему именно эти слова вы считаете лишними в каждой группе?
- На какие вопросы отвечают записанные вами слова? (Сорока (кто?), шоссе (что?), заяц (кто?), ракета (что?)). 
- О каких предметах вы спросите: что это? А о каких: кто это?
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке русского языка? (Предположения детей).

 Тема нашего урока:  Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

– Что вы представили, прочитав слова «одушевленные» и «неодушевленные»?
- Приведите свои примеры одушевленных имен существительных, неодушевленных имен существительных.

     

  1. Работа по теме урока.

-  Выполним упр.15 с.12.

- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в задании?

- Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.

-Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)

- Как проверить написание этих слов?  (По орфографическому словарю)

-выполните письменное задание к упражнению.

 (2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова, отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова, отвечающие на вопрос что?)

 - Назовите одушевлённые имена существительные

- Назовите неодушевлённые имена существительные

- Что обозначают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос они отвечают в начальной  форме?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

 Фонетический разбор слова горох.  (1 ученик у доски)

  1. Физкультминутка для глаз.
  2.  Закрепление изученного материала.

- Поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник Имя Существительное».

Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное.  Превратите неживое в живое.

На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»

Коса – коза

Сон – сом, сын 

Оси – осы

Леса – лиса

Рот - кот

- Как вы думаете, а в жизни может ли неодушевленный предмет стать одушевленным или наоборот?

(Нет. Если существительное отвечает на вопрос что?, оно не может отвечать на вопрос кто?)

Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного.

Работа по учебнику. Упр.16 стр. 12

       - Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.

      - Назовите слова, лексическое значение которых слов вы затруднились определить. Почему?

     - Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?

     - Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?

     - Выполните письменное задание к упражнению.

(Взаимопроверка)

     Упражнение-физминутка «Одушевлённое и неодушевлённое».

    Стол, слон, волк, тарелка, овечка, карандаш, пальто, машина, осина, мальчик, рубашка. (Если слышите одушевлённое существительное, то шагаете, если неодушевлённое, то замираете).

- Прочитайте группы слов. Что можете сказать про  них? (неодушевлённые имена существительные).

От данных слов  образуйте одушевлённые имена существительные.

 ( Задание выполняется по вариантам).

           I                                             II

охота                                       бег

учение                                    школа

лес                                            машина

трактор                                  пожар

море                                        милиция

космос                                    спорт

- При помощи, какой части слова  образовались слова? Выделите суффиксы.

  1. Итог урока.

- Назовите ключевые слова нашего урока.

Имя существительное
одушевленное     неодушевленное
кто?                     что?

  1. Рефлексия учебной деятельности

                            Продолжите любое предложение:

- Было интересно…

- У меня получилось…

- Было трудно…

  1. Домашнее задание.

Стр.14 упр.20

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"...

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"...

Урок на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 3 класс программа Бунеева

Открытый урок проведенный на региональном конкурсе молодых учителей "Новый учитель- новой школе" г. Новокубанск Краснодарский край Интересный изапоминающийся,который был проведен на незнакомом классе,...

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...

План-конспект урока по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"

Предлагаю план-конспект урока по русскому языку для 3 класса...