« Имя существительное» (закрепление изученного)
материал по русскому языку
обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное», закрепление правил написания им. сущ.;
развитие познавательных и творческих способностей, орфографической зоркости, обогащение словарного запаса; воспитание интереса к изучаемому предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_._im.sushch.docx | 41.47 КБ |
prezentatsiya_imya_sushch.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
по теме « Имя существительное» (закрепление изученного)
Учитель: Козорезова Ольга Николаевна
Класс: 4-4
Тип урока: урок обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.
Цели: обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное», закрепление правил написания им. сущ.;
развитие познавательных и творческих способностей, орфографической зоркости, обогащение словарного запаса;
воспитание интереса к изучаемому предмету.
Задачи:
Образовательные:
- формировать навык правильного и красивого письма;
- формировать понятие о типах склонения имён существительных;
- повторять правила правописания слов.
Развивающие:
- развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.
- развивать устную и письменную речь учащихся.
- анализировать и классифицировать, слушать товарищей.
- положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления
- внимание и память учащихся
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
Воспитательные:
- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
- воспитание культуры общения со сверстниками;
- содействие формированию этических норм поведения на уроке;
- воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;
Планируемые УУД:
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий;
регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом; познавательные - умение различать склонения имён существительных; развиваем мыслительную деятельность;
коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;
личностные: выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Межпредметные связи: литературное чтение
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Формы обучения: исследование, деятельностный способ обучения.
Ресурсы урока: ПК для учителя, проектор, презентация к уроку, учебник для 4 класса "Русский язык"
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | УУД |
1.Организационный этап. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. (Слайд №1) | Вступают в диалог с учителем. | -Проверьте, все ли готово к уроку? Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок каждому пошел впрок, Активно в работу включайся, дружок. | Самоопределение (Л.) Мотивация к учебной деятельности (Л.) |
2. Минутка чистописания. | Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 2, 3) | Слушают задание учителя, отвечают на поставленные вопросы. Письмо буквы «и» | 9 10 11 з ? й - Внимание на экран. - Что вы знаете о звуке «и»? - Чем является «и» в предложении? (Служебное слово – союз) - Какие соединения? (Верхнее, среднее, нижнее) | Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.) |
3. Словарная работа. | Организует диалог, обращает детей к исторической справке. (Слайд № 5, 6) | Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, подбирают однокоренные слова, составляют предложения, анализируют их. | - Внимание на экран. - Составь слова: р е т а к а к р а б о л ь к с м о с о - Какие слова зашифрованы? - Почему я включила эти слова в наш урок? ( День космонавтики. Ю. А. Гагарин. 52 года.) - К чему призывал Ю. А. Гагарин? - Запишите словарные слова по теме «Космос» Словарная работа. Ракета, корабль, космос, космонавт, планета, орбита, космический. - Родственные слова разберите по составу. (Морфемный разбор) - Составить предложение и разобрать по членам и частям речи. - Выписать словосочетания, указать связь. - Какое слово лишнее? Почему? - Как можно назвать одним словом? (Имена существительные) | Поиск необходимой информации из справочников и энциклопедий (П.) Воспитание моральных норм поведения (Л.) Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину (Л.) |
4. Формирование проблемы, планирование деятельности. | В позиции консультанта, побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока. (Слайд № 4) | Ставят цель урока, составляют план. | До Земл… . От площад… . По памят… . На медал… . - Что общего в этих словах? - В чем различие? ( Одинаковые окончания, разные падежи и склонения) - Над какой темой мы будем работать? - Какая цель нашего урока? - А почему Земля написано с большой буквы? | Принимать учебную задачу, планировать действие (Р.) |
5. Актуализация знаний. | Организация работы с проектором и выводом задания на экран. (Слайд № 7, 8, 9, 10, 11) Слайд №12 | Воспроизведение имеющихся знаний. Выбор верного утверждения. | Имя существительное. - Какая часть речи называется именем существительным? - Сейчас вам надо вспомнить все, что вы знаете об имени существительном. Работа в группах. Выбираем верное утверждение: 1. Как изменяются имена существительные? 1. По родам. 2. По числам и падежам.
2.На какие вопросы отвечают имена существительные в Родительном падеже? 1. Кому? Чему? 3. Кого? Чего? 2. Кого? Что? 4. О ком? О чем?
3. Какие окончания имеют имена существительные в Предложном падеже? 1. 1, 2 склонения. 2. 1, 2 склонения. - е - и 3 склонение 3 склонение - и - е
4. С какими предлогами употребляется Дательный падеж? 1. К, по. 2. О, об, в, во, при, на.
Это интересно. - Сколько падежей в русском языке? - Посмотрите, а у меня есть еще какой-то падеж. - Интересно, как он называется? (Раньше было 7 падежей, 7 – звательный. « Приди ко мне, брате, в Москов», обращается Ю Долгорукий к князю Святославу. Помните на уроках окружающего мира мы говорили об этом. - Слово «брате» стоит в звательном падеже – при обращении. - Что вы нашли в Интернете о падежах? | Анализ объекта (П.) Умение строить речевое высказывание (П.) Контроль знаний и коррекция (Р.) Умение структурировать знания (П.) Сличение результата с заданным эталоном (Р.) Умение сотрудничать со сверстниками (К.) Поиск необходимой информации из справочников, энциклопедий и Интернета (П.) |
6. Этап выявления места и причины затруднения. | В позиции консультанта. (Слайд № 13) | Работа с тестами. Дифференцированная работа. | Самостоятельная работа. 1 группа – слабые дети. В каком ряду все существительные стоят в дательном падеже? 1) О цапле, без лести, до дороги. 2) К дочери, по газете, к роще. 3) На месте, из-за потери, без печали. 4) Около кровати, при ветре, для встречи. 2 группа – средние дети. В каком ряду все существительные имеют окончание –е ? 1) К яблон…, от отмел…, на сирен… . 2) По ел…, для кукушк…, к солом… . 3) На пригорк…, при ветр…, в тайн… . 4)О жизн…, навстречу сказк…, около рощ… .
3 группа – сильные дети. В каком ряду все существительные стоят в винительном падеже? 1) Началась весна. Ребята ищут грибы. 2) Облако плывет. Дедушка сеет горох. 3) Девочка готовит ужин. Пес утащил сапог. 4) Мы красим стол. Я пилю бревно. | Способ решения новой задачи (П.) Умение выражать собственные мысли (К.) Самопроверка, самооценка (Р) Нарисуйте лесенку успеха. На какую ступень вы себя поставите. |
7. Этап построения проекта выхода из затруднения. |
(Слайд № 14) Памятка. | Вывод. -Сформулируйте правило, как определить падеж имен существительных. Памятка. Чтобы определить падеж существительного, надо: 1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. 2. По вопросу и предлогу определить падеж. - Сформулируйте правило, как правильно написать безударное окончание существительного? Памятка. Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо: 1.Определить падеж. 2. Определить склонение. 3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже. | Целеполагание (Р.) Прогнозирование (Р.) Самопроверка, самооценка (Р) | |
8.Физкультминутка. | Чтение стихотворения. (Слайд №15) | Выполнение движений. | Ориентирование на здоровый образ жизни (Л.) | |
- | ||||
9. Этап первичного закрепления с проговариванием. | Выборочный диктант. Подводит к выводу. ( Слайд №16) | Дети применяют полученные знания. | - Какой падеж мы не закрепили? - Выписать существительные в творительном падеже. Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо все теперь понять В падеже Творительном. Я творю карандашом, На листе своем большом, Вид украсил я с трудом Лесом, тучкой над прудом. | Самоопределение (Л.) Контроль знаний и коррекция (Р.) |
10. Этап самостоятельной работы с самопроверкой. | Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии. (Слайд №17) | Выполняют работу и проверяют её. Оценивают свою работу. | Работа с учебником. Указать падеж в глагольных словосочетаниях. 1. №220. Морфологический разбор: (построить) ракету. 2. №221. - Сколько предложений в этом тексте? Морфологический разбор: взревела. - Найдите предложение о небе. Голубое небо оказалось под нами. | Смыслообразование (Л.) Планирование своего действия (Р.) Самооценка (Л.) Применение полученных знаний в новых условиях (П.) Применение полученных знаний на практике. |
11. Рефлексия деятельности (итог урока) | Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии. (Слайд №18) Объяснение значения устойчивого выражения. | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. | Что такое фразеологизм? «На седьмом небе» - Что обозначает это выражение? (Побывать в космосе) Итог урока. - Какую часть речи мы закрепили на уроке? - Где вы будете применять полученные знания? - Вы хорошо сегодня поработали. Я довольна вами. Благодарю всех за работу! Рефлексия. Подведите итог и оцените себя. Заполните листы самооценки. Оцените свое настроение. Возьмите тот смайлик, который выражает ваше настроение. XV. Домашнее задание: Стр.81, №222.
| Регулятивные УУД. Выявление основного в своей деятельности. Личностные УУД. Установление связи между учебной деятельностью, мотивом, результатом, выделение смысла учебной деятельности (рефлексия) |
Анализ индивидуальной деятельности на уроке русского языка по теме "Имя существительное" | |||
Фамилия _____________________ Имя ____________________ | |||
Я знаю | да | нет | не знаю не всегда |
Все падежи |
|
|
|
Вопросы, предлоги, окончания |
|
|
|
Я умею | |||
Отличать Р.п., Д.п., П.п. |
|
|
|
Писать окончания без ошибок |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
9 10 11 з ? й
До Земл… . По памят… . От площад… . На медал… .
Составь слова: Р Е Т А К А К Р А Б О Л Ь К С О М С О
Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!
Имя существительное
Выбираем верное утверждение:
Кого? Чего? Кого? Что? Кому? Чему? О ком? О чем? Выбираем верное утверждение:
1,2 склонение -е 3 склонение -и 1,2 склонение -и 3 склонение -е Выбираем верное утверждение :
Выбираем верное утверждение: Предлоги: к, по. Предлоги: в, во, на, при,о,об.
Это интересно падежи т в д р и з п
Физминутка
Самостоятельная работа
Памятка. Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо: 1.Определить склонение. 2.Определить падеж. 3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже. Чтобы определить падеж существительного, надо: 1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. 2. По вопросу и предлогу определить падеж.
Выборочный диктант
Работа с учебником.
« На седьмом небе»
Анализ индивидуальной деятельности на уроке русского языка по теме «Имя существительное» Фамилия_________________ Имя__________ Я знаю Да Нет Не совсем Все падежи Вопросы, предлоги, окончания Я умею Отличать Р. п., Д. п., П. п. Писать окончания без ошибок Оцени себя
Выбери смайлик
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике, проводимый в 3 б классе ГБОУ лицея № 281 Адмиралтейского района Паюнен Галиной Владимировной Тема: Повторение изученного во 2 классе. Закрепление изученного материала (Урок с использованием ИКТ)
Конспект урока по математике для 3 класса по теме: "Повторение изученного во 2 классе"...
Закрепление изученного о склонении имён существительных
Конспект урока русского языка по теме "Закрепление изученного о склонении имён существительных" 4 класс ОС "Гармония" ФГОС...
Технологическая карта ПНШ 3 класс «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Закрепление изученного материала»
Технологическая карта урока«Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Закрепление изученного материала»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Правописание букв О и Е...
Технологическая карта ПНШ 3 класс «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Закрепление изученного материала
Технологическая карта урока«Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Закрепление изученного материала»Предмет: «Русский язык»Класс: 3Тема урока: «Правописание букв...
Урок закрепления изученного материала по теме: «Закрепление письменных приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100»
Урок закрепления изученного материала по теме:«Закрепление письменных приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100»...
Закрепление изученного по теме «Имя существительное».
Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».Урок включает:устную работу, игра " Докажи ...
урок- игра. "Закрепление изученного об имени существительном"
конспект+ презентация...