Закрепление изученного по теме «Имя существительное».
план-конспект урока по русскому языку на тему
Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».
Урок включает:устную работу, игра " Докажи словечко", "Заказ", работу с учебником, тест- опрос, физминутки, обсуждение урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma_9_kl.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст-цы Староминской Краснодарского края
Урок письма и развития речи
9 класс
Закрепление изученного по теме «Имя существительное»
Подготовила: Иващенко Наталья Григорьевна
2015 год
Тема урока: Закрепление изученного по теме «Имя существительное».
Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;
- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.
Коррекционные:
- развивать речь, память, внимание учащихся;
- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;
- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;
- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности и др.).
- Организационный момент.
- С каким настроением вы пришли на урок?
Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
- Если вы готовы, начинаем урок. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, место выполнения работы. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы. Тему урока мы запишем чуть позже.
- Постановка темы и целей урока.
- Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока:
«Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов».
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
- О какой части речи можно так сказать?
- Молодцы. Конечно, это - имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков. Итак, запишите тему урока «Имя существительное».
- Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры?
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).
- Только ли предмет может обозначать имя существительное?
(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).
- Почему у имени существительного два вопроса?
(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)
- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?
(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.
- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.
- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?
(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).
- Что вы знаете о роде имён существительных?
(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).
- Как изменяются имена существительные?
(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).
- Как может изменяться имя существительное?
(Имя существительное может изменяться по вопросам, по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу).
- Что мы ещё не сказали о существительном?
(Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).
- Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи.
- Для чего, по-вашему мнению, надо изучать имена существительные?
(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).
- Правильно. Молодцы.
- Далее на уроке мы будем выполнять различные задания.
Зрительная гимнастика
- Работа по теме урока.
1). Устная работа.
- Прочитайте пары слов, объясните, по какому грамматическому признаку они составлены.
- Облака – облако (число).
- «Весна» - весна (собственное, нарицательное).
- Музыка – музыкант (одушевлённое, неодушевлённое).
2). Игра «Доскажи словечко».
- Вам необходимо добавить последнее слово, записать его в тетрадь, при проверке объяснить его написание, показать соответствующую сигнальную карточку.
- Каждый колосок хорош,
На полях созрела _____ (рожь).
- Услыхал деревьев плач
Знаменитый дятел- ____ (врач).
- Возле штанги, как циркач,
Я ловлю футбольный _____ (мяч).
- Луна и ночь,
Что мать и _____ (дочь).
- В полдень или в полночь
Друг придёт на _____ (помощь).
- В этот час такая тишь,
Только слышно: «Спи, _______ !» (малыш).
- Молодцы, и с этим заданием справились.
3). Игра «Заказ».
- На карточках у вас записаны предложения, в них подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить, чтобы выполнить мой заказ.
Итак, я заказываю имя существительное Д.п.
(Усталое солнце по небу гуляет).
- А сейчас я заказываю имя существительное Т.п.
(Ленивая туча над лесом скучает).
- Теперь найдите имя существительное, стоящее в предложении в П.п.
(На сонной берёзе щебечут синицы).
- И, наконец, я заказываю имя существительное Р.п.
(Спит ветер игривый средь поля пшеницы).
- Прочитайте четверостишие, которое у нас получилось.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы. (А. Громова).
Физминутка.
5). Работа с учебником. Контрольные вопросы и задания. Стр. 72 - 73
6). Экспресс – опрос «Да или нет».
- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и ответить на вопросы.
1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+).
2. Небо – это существительное мужского рода (-).
3. Слова «кафе», «эскимо», «какаду» изменяются по падежам (-).
4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я (+).
5. Существительное «без галош» пишется с мягким знаком (-).
6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (-).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+ | - | - | + | + | - |
- Итог урока. Оценивание.
- О какой части речи мы вели разговор на уроке?
- Какие признаки имени существительного мы повторили?
- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.
- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:
- Я молодец!
- Я старался, но мне помогали.
- Не все получалось.
- Мне было лень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока математики по теме "Закрепление изученного по теме "Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание"
План-конспект урока, данного на семинаре директоров школ Почепского района. Урок - сказка. Ребята учились принимать и сравнивать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы е...
Закрепление изученного о склонении имён существительных
Конспект урока русского языка по теме "Закрепление изученного о склонении имён существительных" 4 класс ОС "Гармония" ФГОС...
Урок математики по теме:"Закрепление изученного по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания (таблица сложения и вычитания в пределах 20)»
Закрепить знания о приеме сложения однозначных чисел с переходом через разряд...
Урок математики. Тема: «Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».
Математика с героями любимых книг....
Конспект урока. Тема: Закрепление изученного по теме «Скорость. Время. Расстояние».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; закреплять умения решать задачи на движение, совершенствовать вычислительн...
Открытый урок по математике 3 класс тема :"Закрепление изученного по теме "Решение уравнений""
Конспект и презентация открытого урока по математике для 3 класса по программе "Школа России". Учащиеся закрепляют полученные знания по теме "Решение уравнений". На уроке учащиеся ...
Разработка урока по математике во 2 классе по теме: «Закрепление изученного по теме « Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»
В методической разработке содержится конспект урока и презентация по теме "Устные приемы сложения и вычитания в предела 100", а также информация о реформах Петра1....