конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хомутова Наталия Ивановна

Примерный план-коспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc119.5 КБ
Binary Data russkiy_yazyk.notebook1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

ГБОУ №179 УМК «Школа 2100»

От 13.12.2018г.

Учитель Хомутова Н.И.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Цель: – усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова,

первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.

Оборудование; Пк, ИД, проектор, СД «Игры и задачи. 1-4 класс», презентация

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Откройте тетрадь.  

13 декабря

Классная работа

1. Введение в раздел. Определение основного вопроса урока.

– Откройте учебник на с. 144. Прочитайте название параграфа. Что в его названии вам знакомо?

– Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс.)

Предположите, что скрывается за 2-й частью названия параграфа.

(Тоже части слова.)

-сформулируйте тему урока.

Понятие об окончании и основе слова.

Слайд№1

Слайд№2

Слайд №1

Понятие об окончании и основе слова.

II. Открытие нового знания.

Проблемный вопрос

Физкультминутка + словарная работа.

1. Работа на доске под руководством учителя.

На слайде появляется заготовка предложения.

Мам_ слушает дочк_.

Задание.

– Допишите слова так, чтобы получилось предложение.

- Прочитайте полученные предложения.

- У всех получилось одинаково?

Мама слушает дочку.

Маму слушает дочка.

– Одинаковый ли смысл у предложений?

- Почему он изменился?

Мама и маму – это одно и то же слово или разные?

– А дочка и дочку?

– Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же?

– Как называется эта изменяемая часть слова?

2. Работа с правилом.

– Проверьте свои предположения, прочитав первую часть правила в учебнике на с. 144.

Вопрос после чтения.

– Как вы поняли, что такое изменяемая часть?

– Как обозначается окончание?

 - Интересно, для чего нужно окончание? Оно ведь не образует новые слова.

– Какую же роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос.

3. Наблюдение по учебнику. 

Упр. 175.

– Прочитайте слова первой строчки.

- Понятен ли смысл каждого из них?

- Можно ли считать, что здесь записано предложение?

- Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения?

Звучит нежная мелодия вальса.

– Прочитайте слова на второй строчке.

– Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение?

– Составьте и запишите предложение.

Она пробуждает в душе светлые чувства.

– Почему же вы изменяли окончания слов?

– Так для чего служит окончание?

4. Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте его вторую часть.

5. Прочитать 3 часть правила.

– Как вы поняли, что такое основа слова?

– Как думаете, почему эта часть получила такое название?

– Как графически обозначается основа?

- Выделите окончание и основу в словах мама и дочка (в записанных в начале урока предложениях).

– Прочитайте вопрос под рамкой на с. 144.

– Какие будут предположения?

Я называю слово, если окончание нулевовое – приседаете, если нет – руки вверх

ученик, береза, ветер, гамма, аппетит, рассказ, учительница, аппарат,  

- что за слова я называла?

Слайд№3

Предложить два варианта чтения предложений.

Оба предложения записываются на доске и в тетрадях.

-Разные буквы на конце слов мама и дочка.

- Вспомните, что обозначают эти слова. Это одно и то же слово.

- Изменилась какая-то их часть.

(предположения).

- То, что у слова меняется.

- Заключается в квадратик.

Слайд №4

Нет. Слова между собой не связаны.

Изменить окончания.

Ученики составляют первое предложение: 

Звучит нежная мелодия вальса.

1 на доске записывает на доске.

Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.

Ученики составляют первое предложение: Она пробуждает в душе светлые чувства.

1 на доске записывает на доске.

Вывод: Для связи слов в предложении.

Слайд №3

В основе заключён смысл, значение слова.)

Работа в парах 

ΙII. Развитие умений – применение знания.

1. Работа в учебнике. Наблюдение.

1. Упр. 176 и упр. 177. Выполняются устно по «шагам» в задании.

С. 145 вопросы.

Ученики отвечают на вопросы (с. 145) при закрытых учебниках.

Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово.

Чтение вывода в рамке учебника на с. 145.

– Какую новую информацию вы получили из учебника?

– Что значит – нулевое окончание?

– Как обнаружить нулевое окончание в слове?

СД «Игры и задачи. 1-4 класс»,

3. Упр. 178 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах. Выполняется коллективно по заданию.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Работа в парах

-Так же, как и остальные, нужно слово изменить.

Слайд №5 

Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу. 

ΙV. Итог урока.

Работа с сигнальными карточками: да–нет.

– Ответьте кратко: да или нет (зелёная карточка – да, красная – нет):

– Окончание – часть речи? (Нет.)

– Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

– Окончание входит в основу слова? (Нет.)

– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

– У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)

– С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.) 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

1) Выучить определения на с. 144, 145. Упр. 2, с. 162.

2) Задание № 1, тема 5 в рабочей тетради.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....