Программа "Родной русский язык" (1-4 классы)
рабочая программа по русскому языку

Программа "Родной русский язык" (1-4 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx54.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для уровня начального общего образовани составлена на основе:

Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. - М. : Просвещение, 2020.

Авторы: О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА, КУРСА

   Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им - могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1-ГО КЛАССА

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • осознавать смыслоразличительную роль ударения;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 2-ГО КЛАССА

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной (русский) язык» во 2-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения;
  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 3-ГО КЛАССА

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной (русский) язык» в 3-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;
  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
  • создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;
  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 4-ГО КЛАССА

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной (русский) язык» в 4-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки,        связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе, роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
  • пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой  ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
  • составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с изменением лица; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

Полный перечень планируемых результатов освоения программы курса в начальной школе складывается как сумма по годам обучения. Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
  • приобщение к литературному наследию русского народа;
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

     Результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
  • осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
  • осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
  • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
  • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
  • понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
  1. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
  • соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  • соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
  • произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
  • осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
  • соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
  • выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
  • проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
  • выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
  • редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
  • соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
  • употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных;
  • употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и

будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

  • выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе, роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
  • редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
  • соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
  • соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
  • соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
  • совершенствование умений пользоваться словарями:
  • использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
  • использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
  • использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
  • использование учебных словарей для уточнения состава слова;
  • использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
  • использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.
  1. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
  • владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
  • умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
  • умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
  • умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
  • уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
  • создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
  • создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
  • создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
  • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов;
  • соблюдение основных норм русского речевого этикета:
  • соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
  • различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Курс "Родной (русский) язык" направлен на достижение следующих целей:

  1. расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  2. формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  3. совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
  4. совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  5. совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  6. приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

     Содержание предмета "Родной (русский) язык" соотносится с заявленными целями. Оно направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.

     В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи, внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

     Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

     Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

     Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной (русский) язык»

     Как курс, имеющий частный характер, школьный курс "Родной (русский) язык" опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Целевыми установками данного курса являются:

  1. совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
  2. изучение исторических фактов развития языка;
  3. расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
  4. включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.

Первый блок - «Русский язык: прошлое и настоящее» - включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок - «Язык в действии» - включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок - «Секреты речи и текста» - связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

Программа по "Родному (русскому) языку" составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 71 час (17 часов в 1-м классе, по 18 часов во 2-м, 3-м, 4-м классах).

Первый год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

  1. дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.);
  2. как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание. Словарь в картинках.

Раздел 2. Язык в действии (5 ч)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за логическим ударением в предложении.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как приветствовать взрослого и сверстника?Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности.

Второй год обучения (18 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, сито, веретено, серп, коса, плуг);

2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени;

  1. слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с Дровами (тат.)).

Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (6 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Третий год обучения (18 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда - ложь, друг - недруг, брат - братство - побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, Дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания. Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке эта фамилия? История моего имени и фамилии (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). Откуда в русском языке это слово? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.). Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города.

Раздел 2. Язык в действии (5 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

Четвёртый год обучения (18 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Раздел 2. Язык в действии (3 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Особенности озаглавливания сообщения.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы.

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся представлено в Приложении к рабочей программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2

Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...