конспект урока по русскому языку 1 кл. по теме "Имя собственное"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку "Имя собственное " 1 кл  УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_imya_sobstvennoe.docx414.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка  по  теме: «Имя собственное» 1-й  класс.  

 УМК  «Перспектива».  

Учитель: Оплеснина Виктория Сергеевна

Тип урока - урок открытия нового знания.

Цели урока.

Цель урока – обеспечить осознание учащимися понятия «Имя собственное».

Деятельностная цель - научить школьников употреблять в речи и правильно писать имена собственные, формировать у учащихся способность к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин.

Формируемые УУД

Предметные:

      - развитие умения распознавать имена собственные среди других слов;

      - развитие умения писать имена собственные;

      - употребление  имен собственных в речи.

Личностные:

- осознание алгоритма своих действий

- осознание значимости правильного использования имён собственных

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные:

-  освоение способа написания имён собственных;

      - развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

      -  планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

      - развитие умений сравнивать, анализировать, делать обобщения, оценивать себя

      -  формирование готовности к преодолению трудностей;

      - формирование установки на улучшение результатов своей деятельности

Познавательные:

- развитие умения находить ответы на вопросы в тексте;

-  развитие умения создавать кластер;

- развитие умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

Создание условий для формирования коммуникативных универсальных действий:

- формирование умений слышать и слушать

- умение строить речевое высказывание в устной форме

- умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

- умение работать в паре.

Ресурсы:  учебник «Русский язык» (автор: Л.Ф.Климанова), компьютер,  мультимедиапроектор, экран,  доска, пульты.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

-Здравствуйте, ребята.

Познакомьтесь с высказыванием великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

Берегите наш язык – это клад, в руках умелых он в состоянии совершать чудеса. ( в сокращении)

Как вы его понимаете? Что такое клад? (неизвестное, но ценное) Что может быть кладом в изучении русского языка для каждого из вас?

(новые знания и открытия неизвестного) Какие чудеса могут происходить в русском языке? (что – то может изменяться, превращения слов)          

Приветствуют учителя, знакомятся с высказыванием, обсуждают его.

Регулятивные УУД

Развивать умение высказывать своё предположение.

Актуализация знаний

-Посмотрите на запись на доске:

в е л          о к п у ш          заро        

 -Какое задание можете предложить? (Составить из данных букв слова.)

 -Какие слова получились? (Лев, пушок, роза.)

 -Объясните их правописание. С какой буквы пишутся эти слова?

 -Могут ли эти слова начинаться с заглавной буквы?

 -В каком случае? Какие чудесные превращения вы наблюдаете? (одно и то же слово может писаться и с заглавной, и со строчной буквы)

- Ребята, как вы считаете, всё ли вы знаете о словах, которые пишутся с большой буквы?

-Отметьте свои знания на Лесенке знаний.

-Зачем вам надо это знать?

-Как вы думаете, чему вы сможете научиться сегодня на уроке?

- Сегодня русский язык поделится с вами своим чудесным кладом знаний.

 -Посмотрите на экран, кого вы видите? (разные собаки) Все ли собаки одинаковы? (нет)

-Почему собаки разные? (разные породы)

- Какие породы собак вы видите на экране? (овчарка, такса, лайка)  

На доске записываю слова:

овчарка

такса

лайка

 - Как собак могут звать? Обсудите в паре, придумайте им клички.

( Рыжик, Дружок…)

 На доске дети записывают слова: овчарка Гром

такса Рыжик

лайка Дружок

Что объединяет слова каждого столбика? (первый – слова с маленькой буквы и это породы собак, второй – с заглавной и это клички животных)

Предлагают задания, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Оценивают себя, отвечают на вопросы учителя.

Наблюдают, анализируют картинки. Высказывают своё мнение.

Наблюдают, анализируют слова и обсуждают в паре, в чём заключается сходство и различие слов, придумывают клички.

Дети выходят к доске и записывают слово на доске.

Познавательные УУД

Фиксировать проблему, анализировать ситуацию, аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД

Умение слушать учителя, строить понятные для собеседника речевые высказывания, договариваться друг с другом и осуществлять помощь.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу.

Осуществлять самоконтроль.

Личностные УУД:

 Развитие самостоятельности, умение работать в паре.

Постановка учебной задачи

-Всегда ли слова второго столбика мы будем писать с заглавной буквы? (нет - да) Какая возникла проблема?

( не знаем , когда слово пишется со строчной или с заглавной буквы)

Что мы будем изучать на уроке?  Какова тема нашего урока? (слова, которые пишутся с заглавной буквы)

 - Какая цель урока?

(Научиться различать слова, которые должны писаться с заглавной буквы)

- Какие задачи мы поставим перед собой?

 1. Узнать, какие слова пишутся с большой буквы и в каких случаях?

2. Выяснить, как называются такие слова?

 3. Научиться писать такие слова.

Дети вносят предположения, учитель записывает их на доске.

 

Дети формулируют задачи урока.

Регулятивные УУД:

формулировать и удерживать учебную задачу, учиться применять установленные правила в планировании способа решения, концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Познавательные УУД:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной, в том числе и исследовательского характера, классификация по заданным критериям, построение рассуждения, обобщение.

Физкультминутка.

Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной  буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами.

Москва, роза, гром, дружок, город, море, Марина, Пушок, рыжик

Дети выполняют необходимые движения.

Постановка учебной задачи

-Почему вы по-разному выполняли движения? (слова могут писаться по - разному)

-А кто ошибался или сомневался в своих действиях?

-Почему у вас возникали сомнения?

- Каких знаний вам не хватает?

-Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет?

-Где мы можем найти ответы на наши вопросы? (в учебнике, у учителя, в сети Интернет…)

Дети отвечают на вопросы учителя.

 Познавательные УУД: извлечение  информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) с опорой на собственный опыт.

Коммуникативные УУД: лидерство и согласованность действий.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, оформление  своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

«Открытие нового знания»

Работа в группах.

Ребята, какие слова, по вашему мнению, ещё могут писаться с большой буквы?

 имена девочек

имена мальчиков

клички животных

фамилии людей……(пишу на доске)

Как лучше организовать работу, чтобы поближе познакомиться с каждой группой слов? (в паре, в группе)

Предлагаю в группах записать слова, соответствующие темам.

 1 группа. Написание имен девочек.

-Вспомните имена девочек.        

-Запишите их на карточку.

- Сделай вывод.

Имена девочек пишутся с………..

2 группа. Написание имен мальчиков.

-Вспомните имена мальчиков.        

-Запишите их на карточку.

- Сделай вывод.

Имена мальчиков пишутся с………..

3 группа. Посмотрите, как подписаны ваши тетради. Что вы заметили? Запишите  фамилии на карточку. Сделайте вывод.

Фамилии пишутся с………………..

4 группа. Написание кличек животных.

Прочитайте стихотворение. Выпишите клички животных на карточку. Закончите стихотворение.

Кошка - Тася,

котенок – Мася,

щенок - Дружок,

цыпленок – Пушок,

все клички до одной

пишем с буквы…………………!

-Сделайте вывод. Оцените свой вклад в работу  вашей группы.

-Представьте всем результаты своей работы. ------Впишите свои выводы в кластер. На доске составляется схема- кластер.

                          ?

          имена и

    фамилии людей      клички животных

         пишутся с заглавной буквы

Рассмотрите кластер.

-Какую учебную задачу вы решили? (узнали , какие слова пишутся с заглавной буквы)

-На какой вопрос необходимо найти ответ? ( как называются такие слова)

 -Как могут называться слова, которые пишут с заглавной буквы?

-Где мы можем найти ответы на наши вопросы? (в учебнике, у учителя, в сети Интернет…)

Дети отвечают, высказывают свои предположения.

Дети работают в группах.

Представитель от каждой группы рассказывает о выполненной работе.

Каждая группа оценивает свою работу.

Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело,

следование в поведении этическим требованиям.

Коммуникативные УУД: учет разных мнений, достижение договоренностей, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.

Познавательные УУД: выбор оснований для  выбора объектов,

построение логической цепи рассуждений, представление информации в виде текстовой работы, создание кластера.

Коммуникативные УУД: оценка результата коллективной работы .

Первичное закрепление

 

Работа с учебником. Выполняют упражнение 40 на с. 22 в паре с соседом.

Вписываем в кластер вместо вопроса - « Имя собственное».

Дети читают вопрос, отвечают на него.

Познавательные УУД: извлечение  информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами.

Коммуникативные УУД: использование речи для активизации действий.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Сделайте вывод, какие слова мы называем именами собственными?

Как пишутся эти слова?

Правило (с. 23)

Давайте вернемся к нашим задачам урока. Что ещё необходимо сделать? (научиться правильно писать имена собственные)

Посмотрите на экран. Прочитайте предложение. Запишите его в тетрадь правильно.

У (Л,л)илии выросли красивые (Л,л)илии.

Сравните с эталоном. Исправьте ошибки, если это нужно. Оцените свою работу (+, -, ?).

Дети с опорой на кластер отвечают.

Дети отвечают.

Записывают, сравнивают, оценивают.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивные УУД – анализ собственной работы;

осуществление итогового контроля.

Включение в систему знаний и повторений.

Включите пульты. Выполните тест. ( на экране)

Если вы согласны с написанием, то (+), не согласны, то (-).

Пушок грызёт кость.

Цветы поливает роза.

Саша выучил Уроки.

На улице гремит гром.

У кого не было ошибок?

Кому необходимо ещё поработать над данной темой?

С помощью пультов тестирования SMART выполняют тест, оценивают себя.

Личностные:

- осознавать алгоритм своих действий

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Рефлексия.

Вспомните высказывание, с которого начался наш урок.

Берегите наш язык – это клад, в руках умелых он в состоянии совершать чудеса.

Какой клад на уроке русского языка мы нашли, открыли? (имя собственное…)

Какую цель перед собой ставили?

Какие задачи решали?

С помощь чего, как достигли цели? Определите своё новое место на « Лестнице знаний». У кого произошёл прирост знаний? На сколько?

Оцените свою работу на уроке  на Лестнице успеха.

Лестница успеха

Нижняя ступенька, - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, - у меня были проблемы, но они на уроке разрешились; верхняя ступенька- мне всё удалось.

\\srv01\FolderRDR\ЗахароваЕН\Desktop\img21.jpg

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?

Где вы примените полученные знания?

Послушайте стихотворение.

 Буква обычная выросла вдруг,

 Выросла выше всех букв – подруг.

 Буква расти не сама захотела,

 Букве поручено важное дело

 Ставится буква у строчки в начале,

 Чтобы начало все замечали.

 Имя, фамилия пишутся с нею,

 Чтобы заметней им быть и виднее

 Чтобы звучали громко и гордо

 Имя твое, имя улицы, города.

 Буква большая – совсем не пустяк!

 В букве большой уважения знак!

-О чём это стихотворение?

-Что интересного, нового вы узнали из него? Что сегодня из услышанного мы не изучали с вами?

-Как вы думаете, что мы будем изучать на следующем уроке?

-Для тренировки предлагаю вам дома выполнить задание в нашей папке в http://learningapps.org/ http://LearningApps.org/display?v=p3ujde7en16 

Высказываются, оценивают себя.

Отвечают на вопросы учителя,

выдвигают предположения.

Регулятивные УУД – анализировать собственную работу; осуществлять итоговый контроль,  осваивать способ написания имён собственных.

Познавательные УУД – строить рассуждение по теме урока, развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Слово - имя собственное"

Целю урока является обобщение знаний учащихся в употреблении большой буквы в именах собственных, решаемые задачи: проверка умений  детей применять полученные знания в письменных работах, а также ...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"

Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")

Конспект урока по русскому языкуТема: «Имена собственные и нарицательные» Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, под...