конспект урока по русскому языку 1 кл. по теме "Имя собственное"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку "Имя собственное " 1 кл УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_imya_sobstvennoe.docx | 414.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: «Имя собственное» 1-й класс.
УМК «Перспектива».
Учитель: Оплеснина Виктория Сергеевна
Тип урока - урок открытия нового знания.
Цели урока.
Цель урока – обеспечить осознание учащимися понятия «Имя собственное».
Деятельностная цель - научить школьников употреблять в речи и правильно писать имена собственные, формировать у учащихся способность к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин.
Формируемые УУД
Предметные:
- развитие умения распознавать имена собственные среди других слов;
- развитие умения писать имена собственные;
- употребление имен собственных в речи.
Личностные:
- осознание алгоритма своих действий
- осознание значимости правильного использования имён собственных
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные:
- освоение способа написания имён собственных;
- развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
- развитие умений сравнивать, анализировать, делать обобщения, оценивать себя
- формирование готовности к преодолению трудностей;
- формирование установки на улучшение результатов своей деятельности
Познавательные:
- развитие умения находить ответы на вопросы в тексте;
- развитие умения создавать кластер;
- развитие умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
Создание условий для формирования коммуникативных универсальных действий:
- формирование умений слышать и слушать
- умение строить речевое высказывание в устной форме
- умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
- умение работать в паре.
Ресурсы: учебник «Русский язык» (автор: Л.Ф.Климанова), компьютер, мультимедиапроектор, экран, доска, пульты.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. | -Здравствуйте, ребята. Познакомьтесь с высказыванием великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Берегите наш язык – это клад, в руках умелых он в состоянии совершать чудеса. ( в сокращении) Как вы его понимаете? Что такое клад? (неизвестное, но ценное) Что может быть кладом в изучении русского языка для каждого из вас? (новые знания и открытия неизвестного) Какие чудеса могут происходить в русском языке? (что – то может изменяться, превращения слов) | Приветствуют учителя, знакомятся с высказыванием, обсуждают его. | Регулятивные УУД Развивать умение высказывать своё предположение. |
Актуализация знаний | -Посмотрите на запись на доске: в е л о к п у ш заро -Какое задание можете предложить? (Составить из данных букв слова.) -Какие слова получились? (Лев, пушок, роза.) -Объясните их правописание. С какой буквы пишутся эти слова? -Могут ли эти слова начинаться с заглавной буквы? -В каком случае? Какие чудесные превращения вы наблюдаете? (одно и то же слово может писаться и с заглавной, и со строчной буквы) - Ребята, как вы считаете, всё ли вы знаете о словах, которые пишутся с большой буквы? -Отметьте свои знания на Лесенке знаний. -Зачем вам надо это знать? -Как вы думаете, чему вы сможете научиться сегодня на уроке? - Сегодня русский язык поделится с вами своим чудесным кладом знаний. -Посмотрите на экран, кого вы видите? (разные собаки) Все ли собаки одинаковы? (нет) -Почему собаки разные? (разные породы) - Какие породы собак вы видите на экране? (овчарка, такса, лайка) На доске записываю слова: овчарка такса лайка - Как собак могут звать? Обсудите в паре, придумайте им клички. ( Рыжик, Дружок…) На доске дети записывают слова: овчарка Гром такса Рыжик лайка Дружок Что объединяет слова каждого столбика? (первый – слова с маленькой буквы и это породы собак, второй – с заглавной и это клички животных) | Предлагают задания, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. Оценивают себя, отвечают на вопросы учителя. Наблюдают, анализируют картинки. Высказывают своё мнение. Наблюдают, анализируют слова и обсуждают в паре, в чём заключается сходство и различие слов, придумывают клички. Дети выходят к доске и записывают слово на доске. | Познавательные УУД Фиксировать проблему, анализировать ситуацию, аргументировать свою точку зрения. Коммуникативные УУД Умение слушать учителя, строить понятные для собеседника речевые высказывания, договариваться друг с другом и осуществлять помощь. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль. Личностные УУД: Развитие самостоятельности, умение работать в паре. |
Постановка учебной задачи | -Всегда ли слова второго столбика мы будем писать с заглавной буквы? (нет - да) Какая возникла проблема? ( не знаем , когда слово пишется со строчной или с заглавной буквы) Что мы будем изучать на уроке? Какова тема нашего урока? (слова, которые пишутся с заглавной буквы) - Какая цель урока? (Научиться различать слова, которые должны писаться с заглавной буквы) - Какие задачи мы поставим перед собой? 1. Узнать, какие слова пишутся с большой буквы и в каких случаях? 2. Выяснить, как называются такие слова? 3. Научиться писать такие слова. | Дети вносят предположения, учитель записывает их на доске.
Дети формулируют задачи урока. | Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, учиться применять установленные правила в планировании способа решения, концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Познавательные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной, в том числе и исследовательского характера, классификация по заданным критериям, построение рассуждения, обобщение. |
Физкультминутка. | |||
Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами. Москва, роза, гром, дружок, город, море, Марина, Пушок, рыжик | Дети выполняют необходимые движения. | ||
Постановка учебной задачи | -Почему вы по-разному выполняли движения? (слова могут писаться по - разному) -А кто ошибался или сомневался в своих действиях? -Почему у вас возникали сомнения? - Каких знаний вам не хватает? -Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет? -Где мы можем найти ответы на наши вопросы? (в учебнике, у учителя, в сети Интернет…) | Дети отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) с опорой на собственный опыт. Коммуникативные УУД: лидерство и согласованность действий. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. |
«Открытие нового знания» | Работа в группах. Ребята, какие слова, по вашему мнению, ещё могут писаться с большой буквы? имена девочек имена мальчиков клички животных фамилии людей……(пишу на доске) Как лучше организовать работу, чтобы поближе познакомиться с каждой группой слов? (в паре, в группе) Предлагаю в группах записать слова, соответствующие темам. 1 группа. Написание имен девочек. -Вспомните имена девочек. -Запишите их на карточку. - Сделай вывод. Имена девочек пишутся с……….. 2 группа. Написание имен мальчиков. -Вспомните имена мальчиков. -Запишите их на карточку. - Сделай вывод. Имена мальчиков пишутся с……….. 3 группа. Посмотрите, как подписаны ваши тетради. Что вы заметили? Запишите фамилии на карточку. Сделайте вывод. Фамилии пишутся с……………….. 4 группа. Написание кличек животных. Прочитайте стихотворение. Выпишите клички животных на карточку. Закончите стихотворение. Кошка - Тася, котенок – Мася, щенок - Дружок, цыпленок – Пушок, все клички до одной пишем с буквы…………………! -Сделайте вывод. Оцените свой вклад в работу вашей группы. -Представьте всем результаты своей работы. ------Впишите свои выводы в кластер. На доске составляется схема- кластер. ? имена и фамилии людей клички животных пишутся с заглавной буквы Рассмотрите кластер. -Какую учебную задачу вы решили? (узнали , какие слова пишутся с заглавной буквы) -На какой вопрос необходимо найти ответ? ( как называются такие слова) -Как могут называться слова, которые пишут с заглавной буквы? -Где мы можем найти ответы на наши вопросы? (в учебнике, у учителя, в сети Интернет…) | Дети отвечают, высказывают свои предположения. Дети работают в группах. Представитель от каждой группы рассказывает о выполненной работе. Каждая группа оценивает свою работу. | Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело, следование в поведении этическим требованиям. Коммуникативные УУД: учет разных мнений, достижение договоренностей, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью. Познавательные УУД: выбор оснований для выбора объектов, построение логической цепи рассуждений, представление информации в виде текстовой работы, создание кластера. Коммуникативные УУД: оценка результата коллективной работы . |
Первичное закрепление |
Работа с учебником. Выполняют упражнение 40 на с. 22 в паре с соседом. Вписываем в кластер вместо вопроса - « Имя собственное». | Дети читают вопрос, отвечают на него. | Познавательные УУД: извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами. Коммуникативные УУД: использование речи для активизации действий. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Сделайте вывод, какие слова мы называем именами собственными? Как пишутся эти слова? Правило (с. 23) Давайте вернемся к нашим задачам урока. Что ещё необходимо сделать? (научиться правильно писать имена собственные) Посмотрите на экран. Прочитайте предложение. Запишите его в тетрадь правильно. У (Л,л)илии выросли красивые (Л,л)илии. Сравните с эталоном. Исправьте ошибки, если это нужно. Оцените свою работу (+, -, ?). | Дети с опорой на кластер отвечают. Дети отвечают. Записывают, сравнивают, оценивают. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; Регулятивные УУД – анализ собственной работы; осуществление итогового контроля. |
Включение в систему знаний и повторений. | Включите пульты. Выполните тест. ( на экране) Если вы согласны с написанием, то (+), не согласны, то (-). Пушок грызёт кость. Цветы поливает роза. Саша выучил Уроки. На улице гремит гром. У кого не было ошибок? Кому необходимо ещё поработать над данной темой? | С помощью пультов тестирования SMART выполняют тест, оценивают себя. | Личностные: - осознавать алгоритм своих действий Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; |
Рефлексия. | Вспомните высказывание, с которого начался наш урок. Берегите наш язык – это клад, в руках умелых он в состоянии совершать чудеса. Какой клад на уроке русского языка мы нашли, открыли? (имя собственное…) Какую цель перед собой ставили? Какие задачи решали? С помощь чего, как достигли цели? Определите своё новое место на « Лестнице знаний». У кого произошёл прирост знаний? На сколько? Оцените свою работу на уроке на Лестнице успеха. Лестница успеха Нижняя ступенька, - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, - у меня были проблемы, но они на уроке разрешились; верхняя ступенька- мне всё удалось. Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем? Где вы примените полученные знания? Послушайте стихотворение. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв – подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк! В букве большой уважения знак! -О чём это стихотворение? -Что интересного, нового вы узнали из него? Что сегодня из услышанного мы не изучали с вами? -Как вы думаете, что мы будем изучать на следующем уроке? -Для тренировки предлагаю вам дома выполнить задание в нашей папке в http://learningapps.org/ http://LearningApps.org/display?v=p3ujde7en16 | Высказываются, оценивают себя. Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения. | Регулятивные УУД – анализировать собственную работу; осуществлять итоговый контроль, осваивать способ написания имён собственных. Познавательные УУД – строить рассуждение по теме урока, развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Слово - имя собственное"
Целю урока является обобщение знаний учащихся в употреблении большой буквы в именах собственных, решаемые задачи: проверка умений детей применять полученные знания в письменных работах, а также ...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:• Формировать умения отличать собственные и на...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"
Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных" 2 класс (Школа России)...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
Конспект урока по русскому языкуТема: «Имена собственные и нарицательные» Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, под...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
План-конспект урока по русскому языку (3 класс)...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных"
Конспект урока для 3 класса...