Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Хохрякова Полина Владимировна

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Имена собственные и нарицательные»

 

Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • развивать умение различать имена существительные собственные и нарицательные;
  • использовать специальную терминологию при определении части речи;
  • находить и исправлять орфографические ошибки.

Личностные:

  • развивать умение работать самостоятельно, в группах;
  • развивать речь, внимание, мышление, память;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 26.01.2018 г.                                                                                                       ФИО учителя: Нестерова Л.А.

Школа: 104                                                                                                                           ФИ студента: Хохрякова Полина Класс: 2 «б»                                                                                                                 ФИО методиста: Галиуллина Н. К.

Кабинет: 210

Время занятия: 10:25

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • развивать умение различать имена существительные собственные и нарицательные;
  • использовать специальную терминологию при определении части речи;
  • находить и исправлять орфографические ошибки.

Личностные:

  • развивать умение работать самостоятельно, в группах;
  • развивать речь, внимание, мышление, память;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация.

Этап урока

 Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный:слово

учителя;

Толкование выражения

1 мин

Здравствуйте,ребята, меня зовут Полина Владимировна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

-Как вы понимаете это выражение?

-Верно. Сегодня мы будем говорить об одной особенности слова. А о какой, вы мне скажете попозже.

Готовят рабочее место

Читают выражение

-что с помощью слова, мы оформляем свои мысли

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: каллиграфическое упражнение

Практический:

-словарное упражнение;

-вставка орфографии;

-самопроверка по образцу

Пробное действие;

Группировка;

3 мин

4 мин

Минутка чистописания.

-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

-Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

-Откройте тетради, запишите число. Сегодня у нас двадцать шестое января. Классная работа. Кто записал, руку на локоток.

-Перед тем как начать нашу минутку чистописания, мы с вами вспомним правила правильной посадки.

-Покажите мне, как нужно правильно сидеть? Молодцы. Сидим ровно, спину держим прямо, голову близко к парте не наклоняем.

-Посмотрите внимательно на экран. Прочитайте слова про себя. Давайте теперь прочитаем хором.

-Какие соединения есть в первом слове?

-Какие соединения есть во втором слове?

-Постарайтесь также безотрывно, каллиграфическим почерком написать 1 строчку со словом дом, и 2 строчку - со словом небо, соблюдая все соединения.

Словарная работа.

-Ребята, что мы делаем после минутки чистописания?

-Верно. Посмотрите на доску, перед вами слова с пропущенными буквами( сах_р,г_рох,м_л_ко,м_роз , гор_д).Ваша задача состоит в том,чтобы правильно записать слова и вставить недостающие буквы.

Кто написал слова правильно, без ошибок?Проверьте себя.Кто написал по-другому?Давайте разберем.

-Какая орфограмма в первом слове?

-Какая орфограмма во втором слове?

-Какая орфограмма в слове молоко?

-Какая орфограмма в слове мороз?

-Какая орфограмма в слове сапоги?

-Какая орфограмма в последнем слове –город?

-Какой вывод мы можем сделать?

-На экране вы видите слова(город,ученик,река, Москва ,Самара,Тверь,Вася ,Петя,Вова,Волга,Ока,Нева).

- Что вы можете сказать о данных словах?

- На какие группы вы можете распределить эти слова?Почему вы сделали именно так,как это объяснить. Чем отличается левый столбик слов от правого?

-С какой трудностью столкнулись при выполнении данного упражнения?

-с минутки чистописания

-вырабатываем красивый почерк

Повторяют правила правильной посадки

-дом,небо

Анализируют соединения:

-нижнее

-нижнее

Прописывают слова

-проводим словарную работу

Записывают слова

-сахар (словарное слово,надо запомнить)

-горох (словарное слово,надо запомнить)

-молоко (словарное слово,надо запомнить)

-мороз (словарное слово,надо запомнить)

-город (безударная гласная о проверяется однокоренным словом «иногоро́дний».

Повторное запоминание словарных слов.

Подчеркивают орфограммы

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

-беседа;

-формулировка темы и целей

3 мин

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? О каких словах мы сегодня будем говорить?

- Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы? Обратите внимание на 1 столбик. Как мы можем сказать про своё имя? Можем ли мы так сказать обо всех словах, записанных с большой буквы?

- Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена собственные и нарицательные)

- Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам собственным?

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

Ответы на вопросы учителя.

1группа:города:Москва,Самара

,Тверь.

2гр.: ученики:Петя,Вова,

Вася.

3гр.:реки:Волга,Ока,Нева.

-о словах, которые пишутся с заглавной и строчной буквы по правилам.

-мое собственное имя

-да

 

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. «Открытие» нового знания

Работа с книгой

Практический: упражнение (лексич.,

устн.,коллект.,

тренир.,словесное,

зрительно-слуховое,

продуктивное)

Словесный: беседа

-Формулировка собственного вывода;

-чтение правила по учебнику;

-сравнение собственного вывода с правилом учебника

Практический:

Конструирование, составление предложений и обобщение

Работа с книгой

Практический: упражнение (лексич.,

устн.,коллект.,

тренир.,словесное,

зрительное,

продуктивное)

3 мин

3 мин

3 мин

2 мин

- Найдите упр. 15.Читайте задание.

-Отгадайте ребусы и назовите лишние слова,почему они лишние?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена собственные и нарицательные)

- Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам собственным?

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?Какую цель мы поставим перед собой?( Научиться различать и писать имена собственные и нарицательные).

Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное», «нарицательное?» 

Посмотрите на слова, которые вы разделили на группы. Скажите, сколько городов можно назвать словом город?  А сколько городов можно назвать словом Москва?

- Сколько рек можно назвать словом река? , а сколько рек можно назвать словом Волга?

- Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны?

- Найдите общее слово для слов Москва, Тверь. Что обозначают имена нарицательные?

- Попытайтесь сделать вывод, что такое имена собственные и нарицательные.

- Откройте учебники, на стр.15 прочитайте сообщение профессора Самоварова.

-Что называет имя собственное?Совпадает ли наш вывод с правилом учебника?

- А нарицательное? Совпадает ли наш вывод с правилом учебника?

-Обобщаю,таким образом к именам собственным относятся: клички животных, название рек, стран, городов, имена людей, остальные это имена нарицательные.

-Выполним задание 17.Прочитайте задание.Приступайте.

-Давайте проверим ,что у вас вышло(спрашиваю трех учеников вслух).Молодцы.

Дети выдвигают свои версии:

-Наташа,Аля,Аня,Вова-имена детей,а вода,бананы и яд название предметов.

-первые пишутся с заглавной буквы,а другие со строчной.

- Имена собственные и нарицательные;

-имя человека,название городов,стран,рек;

- Научиться различать и писать имена собственные и нарицательные.

-нет

-много

-один

-много

-одну

-они называют предмет своим именем

-они обозначают общее слово для группы похожих предметов

-имена,отчества,фамилии,клички животных(предмет ,который выделяют среди других и поэтому пишется с заглавной буквы;

-имена общие для целой группы похожих предметов.

-девочка,ученица,школьница,

первоклассница,дочь,внучка.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

Динамическая пауза

Наглядный: видеометод

1 мин

А теперь немного отдохнем.Встаньте ,пожалуйста.

Физкультминутка

- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное - вам надо присесть. Если услышите имя собственное надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички? 

Повторяют движения

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

-работа в паре

-орфографическое упражнение;

-группировка

Словесный: беседа

Формулировка вывода

4 мин

-Мы немного размялись. Давайте продолжим нашу работу.

-Прочитайте задание упр.18  на с.16. (спрашиваю одного ученика вслух)

-Сейчас вы будете работать в паре со своим соседом по парте.

-Повторите задание, что нужно сделать?

-Приступайте. Правильность выполнения упражнения проверим коллективно.

-Какие слова вы занесли в первый столбик?И почему?

-Какие во второй и почему?

-Есть такие пары,у которых получилось по-другому?Нет,хорошо.

-И так, что мы повторили сейчас?

-Почему эти слова мы отнесли в 1 столбик?

-прочитать слова и разделить их на две группы имена собственные и нарицательные.

-пес,кошка,кот,собака,корова,

теленок,конь-имена нарицательные

-Полкан,Мурка,Васька,

Дружок,Зорька,Рыжик,Воронок-

Имена собственные,клички животных пишутся с заглавной буквы.

П: смысловое чтение как осмысление цел чтения.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Р: формулирование выводов из коллективного обсуждения;

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

упражнение

Практический: классификация

7 мин

-Выполним еще одно упр.21 на стр.17. Проверим насколько вы внимательны.

-Какие слова являются именами собственными , исправьте ошибки.Проверка по образцу.(спрашиваю двух учащихся вслух).

-Кто-то знает,что означает слова «гнедой»? Это масть лошади. Темно-рыжий с черным хвостом и черной гривой конь.

-В чем была трудность у вас?

-Что необходимо знать, чтобы не перепутать каким является слово, нарицательным или собственным?Какой сделаем вывод?

Обобщают изученный  материал.

-мы подбирали слова по смыслу , чтобы было понятно о чем предложение.Каждое первое слово это имя собственное,а второе нарицательное.

-слова животные,кошка,конь,собака-имена нарицательные.А Мурка ,Пушок –имена собственные и пишутся с заглавной буквы.

-нет

-знать значение слов, тогда мы сможем понять с какой буквы пишется слово и какое оно.

Р: осуществление

Итогового контроля;

VIII. Включение в систему знаний.

Словесный: беседа

Практический:

-упражнение;

-орфографический комментарий

3 мин

-Задание 19 на стр 16.Прочитайте задание про себя и выполните его.Всем понятно?(спрашиваю трех учащихся вслух).Проверяем по образцу.

-Почему именно в это предложение вы вставили эти слова,с чем это связано?

-Какую орфограмму мы изучили?

-мы подбирали слова по смыслу , чтобы было понятно о чем предложение.Каждое первое слово это имя собственное,а второе нарицательное.

-заглавная буква

Р: осуществление

итогового контроля;

Р: оценка-выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

IX. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

Работа с листом успеха

3 мин

-Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги нашего урока.

-Какую тему мы сегодня изучали?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Удалось ли нам достичь эту цель?

-Что вы сегодня узнали ?Все ли было понятно,кому не понятно?

Я предлагаю вам при себе всегда иметь вот такую табличку,она есть у каждого.Каждый наш с вами урок мы будем отмечать здесь и через како-то время посмотрим на то ,как успешно мы растем и учимся лучше с каждым днем.Вы согласны следить за своими спехами таким образом? Отлично,я рада.На обратной стороне есть смайлики ,их вы тоже обязательно вклеиваете в угол строки,это покажет ваше настроение.Пожалуйста,приступайте и не тратьте смайлики просто так,они нужны нам на каждом уроке.

-У кого возникли трудности в понимнии этой темы вы можете также записать это в своем листе успеха?

-Спасибо  за урок,  до свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

-имена собственные и нарицательные

 - да,удалось,теперь мы с легкостью определим ,где имя собственное, а где нарицательное.

-да

-да

Оценивают свою деятельность

Р: оценка результатов работы

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро! .

Слайд 2

. Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно . Николай Алексеевич Некрасов

Слайд 3

ДОМ НЕБО

Слайд 4

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Сах_ар , г_рох , м_л_ко , м_роз , гор_д

Слайд 5

Проверь себя! Сах а́ р , г о ро́х , м о́ л о́ ко , м о́ роз , гор о́ д

Слайд 6

Город, ученик, Петя , Москва, Волга, Ока, Тверь, Нева, река, Самара, Вася, Вова

Слайд 7

Проверь себя ! ученик город река Москва Самара Тверь Вася Петя Вова Волга Ока Нева

Слайд 8

с .15 упр. 15. РАЗГАДАЙ РЕБУС

Слайд 9

Тема : Имена собственные и нарицательные

Слайд 10

Цель : Научиться различать и писать имена собственные и нарицательные

Слайд 11

ученик город река Москва Самара Тверь Вася Петя Вова Волга Ока Нева

Слайд 12

Собственное ? Нарицательное ?

Слайд 13

Собственное : Маша, Челябинск, Миасс, Шарик, Пушок Нарицательное: мебель, ученик, пол, стол, пенал, портфель, имя, город, кличка, река, небо, остров

Слайд 14

с.16 упр. 17

Слайд 15

Проверь себя! Девочка, ученица, школьница, первоклассница, дочь, внучка, мама, подруга, сестра. КАК НАЗЫВАЮТСЯ ТАКИЕ СЛОВА?

Слайд 16

С.16 упр.18 ЗАПИШИ В ДВА СТОЛБИКА

Слайд 17

Проверь себя! пёс кошка собака корова телёнок конь Полкан Васька Дружок Зорька Рыжик Воронок

Слайд 18

с.17 упр.21 Проверка на внимательность!

Слайд 19

Проверь себя! ж ивотные Гнедой к ошка Мурка к онь Пушок с обака

Слайд 20

с.16 упр.19

Слайд 21

Проверь себя ! 1. Л ёва С кворцов делал домик для скворцов. 2. О лег П астухов был у пастухов. 3. А ндрюша Р ыбаков любил слушать рассказы рыбаков. 4. Т оля А рбузов привез много арбузов. 5. Ж еня О хотников читал книгу про охотников.

Слайд 22

ЛИСТ УСПЕХА! Сосредоточь все силы на достижение желаемого, чтобы у тебя не было времени бояться нежелательного.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА УРОК! ВСЕМ УСПЕХА!



Предварительный просмотр:

Это Я

МОЙ ЛИСТ УСПЕХА

Сегодня я смог  

Сегодня я не смог,но в будущем смогу

Сегодня я смог  ☺

Сегодня я не смог,но в будущем смогу

Сегодня я смог  ☺

Сегодня я не смог,но в будущем смогу

Сегодня я смог ☺

Сегодня я не смог,но в будущем смогу

Сегодня я смог  ☺

Сегодня я не смог,но в будущем смогу

Сегодня я смог  ☺

Сегодня я не смог,но в будущем смогу

Сегодня я смог  ☺

Сегодня я не смог,но в будущем смогу

Сегодня я смог  ☺

Сегодня я не смог,но в будущем смогу

Сегодня я смог ☺

Сегодня я не смог,но в будущем смогу

Сегодня я смог ☺

Сегодня я не смог,но в будущем смогу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку на тему: "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"

Цели: 1.     Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2.     Познакомить с понятием синоним и антоним.3....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...

Урок по русскому языку по теме "Имена собственные"

Технологическая карта к уроку по русскому языку по теме "Имена собственные" 2 класс по программе "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Составление собственного текста по репродукции картины И.Левитана "Золотая осень"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Составление собственного текста по репродукции картины И.Левитана "Золотая осень" 4 класс...