Конспект урока по русскому языку "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Таскаева Ольга Петровна

УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 3

Предмет: русский язык

Учитель: Таскаева Ольга Петровна

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема: Антонимы

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

Планируемый результат обучения: познакомить с антонимами, учить находить антонимы в текстах и самостоятельно употреблять антонимы в речи, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Оборудование: таблицы на каждого ученика, карточки, стикеры

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (3 мин)

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

-Добрый день, ребята! Урок русского языка.

- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?

- Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»

-Откройте свои тетради и красиво запишите число и классная работа.

Подготовка к работе.

- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.

Оформляют работу.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин)

- К нам на урок, как всегда пришли Миша и Маша. Маша записала пары слов и предложила Мише вспомнить, как они называются.

Спать - дремать

Луна – месяц

Любить - обожать

Разговаривать - болтать

Чародей – волшебник

Худой - тощий

- Миша не может вспомнить, давайте ему поможем.

- Давайте напомним ребятам, какие слова называются синонимами.

- Верно, синонимы – это слова, одной части речи, имеющие одинаковое или близкое значение.

-Прочитайте следующую пару слов.

Свет - тьма

Горячий  – холодный

- А про эту пару можно сказать, что это синонимы?

- Почему?

- Знаем ли мы, как они называются?

- Какую цель поставим перед собой? (Узнать….)

Читают слова.

- Эти слова называются синонимы.

Отвечают на вопрос учителя.

Читают слова.

Отвечают на вопросы учителя

Осуществляют целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

анализ объекта с целью выделения признаков, выдвижению гипотез и их обоснованию.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения.

3. Проектирование и фиксация нового знания (10 мин)

- Откройте содержание учебника, на какой странице находится интересующая нас тема? (с. 95)

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока?

- Верно, антонимы.

- У вас на партах лежат стикеры.

Прикрепите их в таблицу в соответствии с утверждениями:

Знаю, что такое «антонимы», могу объяснить, умею находить их в тексе.

Примерно знаю, что такое «антонимы», но не могу объяснить

Не знаю, что такое «антонимы»

- Я вижу, что несколько человек уже знают, что такое «антонимы». Давайте и другим ребятам поможем разобраться в этой теме.

- Давайте сейчас самостоятельно попробуем сформулировать, что же такое антонимы.

- У вас на партах лежат карточки желтого цвета, переверните их.

- Нам дано начало определения, нужно его продолжить.

Антонимы – это…

- А поможет нам в этом определение, которое мы уже знаем и пара слов на доске. Вспомните ещё раз, что такое синонимы, самое начало.

- Синонимы – это слова…

- Тогда антонимы – это???

- Верно, антонимы – это тоже слова.

- Впишите начало определения в карточки.

- Посмотрите внимательно на пары слов на доске, что мы ещё можем сказать про эти слова?

- Что они одной и той же части речи.

- Дописываем в карточки.

- Итак,  у нас получилось, что антонимы – это слова, одной и той же части речи. Пока все так же, как в определении синонимов.

- Давайте сейчас поиграем в игру «Найди лишнее».

- Посмотрите внимательно, найдите лишнюю пару.

Грустный – радостный

Добро – зло

Шум – тишина

Спелое – кислое

Весна – осень

- Пара «спелое – кислое» действительно «лишняя». Постарайтесь объяснить почему.

- Все пары стоят в противоположном значении, а эти – нет.

- Давайте подберем им верные пары.

- Спелое – зелёное, Кислое – сладкое.

- Можем ли мы теперь сделать вывод, какие слова мы называем антонимами?

- Это слова с противоположным значением.

- Допишите в свои карточки и прочитайте, что у вас получилось.

- Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением.

- Откройте учебники на стр. 95.

– Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши.

- Совпали ли наше определение с информацией в учебнике?

- Кто может привести свои примеры антонимов?

Работают с содержанием.

Анализируют свои знания по теме «антонимы», проводят самооценку, отражают её в таблице.

Работают с карточками, отвечаю на вопросы учителя.

Работают с парами слов.

Работают с учебником, читают правило, делают выводы.

Приводят примеры.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Личностные: планирование учебной деятельности

4. Физминутка (2 мин.)

- Выполните противоположные действия

Сесть – встать

Подпрыгнуть  - присесть

Опустить голову вниз – поднять вверх

Прогнуться назад – наклониться вперед

Сжать  кулаки – раздвинуть  пальцы

Убрать руки назад – вытянуть вперед

Наклонить голову вправо – наклонить голову влево.

Выполняют действия

5. Первичное закрепление. (8 мин.)

Работа по учебнику.

Упражнение 82 (с. 95–96)

- Прочитайте задание.

- Что нужно выполнить?

- Найти антонимы  и выписать их.

- Приступаем к выполнению.

- Сколько пар у вас получилось? (8)

- Какие?

Больше – меньше

Маленькое – большое

Дело – безделье

Горького – сладкого

Ложь – правда

Радость – печаль

Старые – молодые

Молодеют – стареют.

– В какой из пословиц две пары антонимов? (2)

– А в какой сразу три пары? (5)

- Давайте сделаем вывод. В каких произведениях устного народного творчества часто встречаются антонимы?

Читают задание.

Выполняют задание.

Читают.

Отвечают на вопрос (в пословицах).

Личностные:

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

Познавательные:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (6 мин)

- Проверьте свои знания и умения в работе с антонимами, выполнив упр. 83 на стр. 96.

- Проверьте, правильно ли выполнили задание (по доске).

Найдешь – потеряешь

Больной – здоровый

Горе – радость

Недруг – друг

Поддержать – спорить

Радость - кручина

Прямить – крючить

Добрый – дурной

Толстеть – худеть

- Кто может сказать, антонимы могут быть, какой частью речи?

- Правильно, любой.

Выполняют работу самостоятельно.

Выполняют самопроверку по эталону.

Отвечают на вопрос учителя

Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

Познавательные: осуществлять анализ учебного материала;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7. Подведение итога урока

Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

- Над какой темой работали?

- Что такое антонимы?

- Продолжите предложения:

Я теперь знаю…

Я понял(а)…

Я могу…

Вернёмся к стикерам в таблице, подумайте, ничего  не изменилось?

Отвечают на вопросы учителя

Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия.

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

- Запишите домашнее задание стр. 64 упр. 66 в тетради для самостоятельной работы.

- Найдите задание, прочитайте.

- Что нужно сделать?

- Всем понятно, как выполнять домашнее задание?

Записывают в дневники задание

Находят задание, читают

Познавательные:

осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...