1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (3 мин) | Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. -Добрый день, ребята! Урок русского языка. - Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? - Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания» -Откройте свои тетради и красиво запишите число и классная работа. | Подготовка к работе.
- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось. Оформляют работу. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин) | - К нам на урок, как всегда пришли Миша и Маша. Маша записала пары слов и предложила Мише вспомнить, как они называются. Спать - дремать Луна – месяц Любить - обожать Разговаривать - болтать Чародей – волшебник Худой - тощий - Миша не может вспомнить, давайте ему поможем. - Давайте напомним ребятам, какие слова называются синонимами. - Верно, синонимы – это слова, одной части речи, имеющие одинаковое или близкое значение. -Прочитайте следующую пару слов. Свет - тьма Горячий – холодный - А про эту пару можно сказать, что это синонимы? - Почему? - Знаем ли мы, как они называются? - Какую цель поставим перед собой? (Узнать….) |
Читают слова.
- Эти слова называются синонимы. Отвечают на вопрос учителя.
Читают слова.
Отвечают на вопросы учителя
Осуществляют целеполагание. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: анализ объекта с целью выделения признаков, выдвижению гипотез и их обоснованию. Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения.
|
3. Проектирование и фиксация нового знания (10 мин) | - Откройте содержание учебника, на какой странице находится интересующая нас тема? (с. 95) - Кто может назвать тему сегодняшнего урока? - Верно, антонимы. - У вас на партах лежат стикеры. Прикрепите их в таблицу в соответствии с утверждениями: Знаю, что такое «антонимы», могу объяснить, умею находить их в тексе. | Примерно знаю, что такое «антонимы», но не могу объяснить | Не знаю, что такое «антонимы» |
|
|
|
- Я вижу, что несколько человек уже знают, что такое «антонимы». Давайте и другим ребятам поможем разобраться в этой теме. - Давайте сейчас самостоятельно попробуем сформулировать, что же такое антонимы. - У вас на партах лежат карточки желтого цвета, переверните их. - Нам дано начало определения, нужно его продолжить. Антонимы – это… - А поможет нам в этом определение, которое мы уже знаем и пара слов на доске. Вспомните ещё раз, что такое синонимы, самое начало. - Синонимы – это слова… - Тогда антонимы – это??? - Верно, антонимы – это тоже слова. - Впишите начало определения в карточки. - Посмотрите внимательно на пары слов на доске, что мы ещё можем сказать про эти слова? - Что они одной и той же части речи. - Дописываем в карточки. - Итак, у нас получилось, что антонимы – это слова, одной и той же части речи. Пока все так же, как в определении синонимов. - Давайте сейчас поиграем в игру «Найди лишнее». - Посмотрите внимательно, найдите лишнюю пару. Грустный – радостный Добро – зло Шум – тишина Спелое – кислое Весна – осень - Пара «спелое – кислое» действительно «лишняя». Постарайтесь объяснить почему. - Все пары стоят в противоположном значении, а эти – нет. - Давайте подберем им верные пары. - Спелое – зелёное, Кислое – сладкое. - Можем ли мы теперь сделать вывод, какие слова мы называем антонимами? - Это слова с противоположным значением. - Допишите в свои карточки и прочитайте, что у вас получилось. - Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением. - Откройте учебники на стр. 95. – Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши. - Совпали ли наше определение с информацией в учебнике? - Кто может привести свои примеры антонимов? | Работают с содержанием.
Анализируют свои знания по теме «антонимы», проводят самооценку, отражают её в таблице.
Работают с карточками, отвечаю на вопросы учителя.
Работают с парами слов.
Работают с учебником, читают правило, делают выводы.
Приводят примеры. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Личностные: планирование учебной деятельности |
5. Первичное закрепление. (8 мин.) | Работа по учебнику. Упражнение 82 (с. 95–96) - Прочитайте задание. - Что нужно выполнить? - Найти антонимы и выписать их. - Приступаем к выполнению. - Сколько пар у вас получилось? (8) - Какие? Больше – меньше Маленькое – большое Дело – безделье Горького – сладкого Ложь – правда Радость – печаль Старые – молодые Молодеют – стареют. – В какой из пословиц две пары антонимов? (2) – А в какой сразу три пары? (5) - Давайте сделаем вывод. В каких произведениях устного народного творчества часто встречаются антонимы?
|
Читают задание.
Выполняют задание.
Читают.
Отвечают на вопрос (в пословицах). | Личностные: - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; Познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (6 мин) | - Проверьте свои знания и умения в работе с антонимами, выполнив упр. 83 на стр. 96. - Проверьте, правильно ли выполнили задание (по доске). Найдешь – потеряешь Больной – здоровый Горе – радость Недруг – друг Поддержать – спорить Радость - кручина Прямить – крючить Добрый – дурной Толстеть – худеть - Кто может сказать, антонимы могут быть, какой частью речи? - Правильно, любой. | Выполняют работу самостоятельно. Выполняют самопроверку по эталону.
Отвечают на вопрос учителя | Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; Познавательные: осуществлять анализ учебного материала; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7. Подведение итога урока Рефлексия учебной деятельности (3 мин) | - Над какой темой работали? - Что такое антонимы? - Продолжите предложения: Я теперь знаю… Я понял(а)… Я могу… Вернёмся к стикерам в таблице, подумайте, ничего не изменилось? | Отвечают на вопросы учителя Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия. | Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) | - Запишите домашнее задание стр. 64 упр. 66 в тетради для самостоятельной работы. - Найдите задание, прочитайте. - Что нужно сделать? - Всем понятно, как выполнять домашнее задание? | Записывают в дневники задание
Находят задание, читают | Познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь других. |