Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. Звук и буква Э.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Дурнякова Анастасия Анатольевна

Конспект для отурытого урока по обучению грамоте 1 класс. Знакомство со звуком  Э. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Чтения

УМК «Перспектива»

Тема:  ЗВУК [Э], БУКВА Ээ.

Учитель начальных классов

ГБОУ «школа 2120»

Дурнякова А.А.

Куратор Пыльцова О.А

                                                  Москва , 2018

Конспект урока чтения

Тема:  Звук [э], буква Ээ

Цель: Познакомить учеников с буквой Э э.

Задачи:

- формировать у детей современного мироощущения и мировоззрения;

- развивать речь, образное и логическое мышление;

- воспитывать любознательность, умение слушать и слышать.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:  применять установленные правила в планировании способа решения, формулировать и удерживать учебную задачу;

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание;

Личностные УУД: осознание значимости мира звуков для человека.

Оборудование: Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука» (с.74);  презентация.  

Материалы: записи по методике преподавания русского языка.         

Ход урока

I.Организационный этап.

Здравствуйте, дети!

Проверьте свои стульчики, чтобы удобно было сидеть. Присаживайтесь. Поставьте ножки в упор.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

II. Актуализация знаний.

1. Повторение.

- Какие буквы вы уже изучили? (а, о, у, и, )

- Какие звуки они обозначают?

- Какие это звуки? (гласные)

- А чем гласные звуки отличаются от согласных? (при их образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним звуком.

2. Выделение и характеристика звука [э].

А сейчас  посмотрите на доску и определите сказку, к которой дана иллюстрация.

Конечно, это сказка называется «Дюймовочка». Её написал Ганс Христиан Андерсен (показ книги).

Теперь послушайте отрывок из этой сказки:

«Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона, а ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов.

Когда ласточка подлетела к цветку, эльф не на шутку перепугался. Ведь он был такой маленький, а ласточка такая большая!»

- Кто был  друг  Дюймовочки? (Эльф)

- А кто такие эльфы? (Эльфы - маленькие сказочные человечки с крылышками).

Выделим первый звук в слове «эльфы». ([э])

- Какой это звук - гласный или согласный?

- А как вы догадались? (Гласный, так как при его образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).

- Произнесите звук [э], понаблюдайте за произношением.

Повернитесь друг к другу и посмотрите на расположение языка, губ при произношении звука.

III. Формирование новых понятий и способов действия. 

Вот сегодня мы с вами и познакомимся с новым звуком [Э] и узнаем, какой буквой он обозначается на письме.

1. Развитие фонематического слуха.

  1. Давайте немножко поиграем:

Хлопните в ладоши, если услышите звук [Э] в словах: ёлка,  поэт,  если, электричество,  щётка, этот, юбка, экскурсия, ива, дети,  эхо.

2. Работа с буквой.

- Какой буквой  обозначается на письме звук [э]? (вывешивается карточка с буквой Ээ).

- На что похожа буква Э?

Давайте выучим небольшое стихотворение про букву Э.

Итак, сначала послушайте меня внимательно.

Это – Э С открытым ртом И большущим языком.

Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка, Только нету языка!

Откройте азбуку на странице 74.

- Что изображено на картинке слева? (Экскаватор). Для чего используется экскаватор? (Копать землю)

- Почему он изображен на страничке с буквой Э? (Начинается со звука э, с буквы Э, ковш похож на букву Э.)

- Почему у нас 2 печатные  буквы  Э? (Большая и маленькая).

- Когда мы будем пользоваться заглавной буквой Э? (Писать начало предложения и имена собственные).

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо .

ЗАкочалось деревцо.

Ветерок все тише тише

Деревцо все выше выше.

3. Закрепление.

  1. Разгадывание ребуса. Работа со звуковой схемой.

- Сейчас мы отгадает ребус. (эму) (вывешивается картинка)

- Как ты догадался?

- Кто такой эму? (Эму – это родственник страуса. Его рост 180 сантиметров, это самая большая птица после страуса)

(На доске – схема слова). Давайте определим с помощью ладошек, сколько в слове слогов. (2)

- Как мы определяем количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

- Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какой это звук - гласный или согласный? Почему?

- Назовите второй слог. Сколько в нем звуков? (2). Какие? ([м,у]).

- Поставим ударение: э-э-эму. На какой слог падает? (1) Значит звук [э] ударный.

  1. Игра «Третий лишний».

- Найдите значок «Думаем,..». Поиграем в игру «Третий лишний». - - - - Кто изображен на картинках? (…)

- Что общего между ними? (Животные)

- Какая из картинок  лишняя и объясните почему. (Эму, т.к. это птица)

Рассмотрите звуковые схемы. Прочитаем их. Поставили указку под первую. Читаем. Крот. Под вторую. … Под третью. Сравните звуковые схемы. Какая лишняя среди них? (3-я, т.к. 1,2 одинаковые, в них по 4 звука и 1 слог,  а в третьей 3 звука и 2 слога; и еще в третьем слове есть звук [э], а в других нет).

  1. Составление звуковой схемы слова.

Отгадайте загадку: « Никто его не видывал, а всякий слыхивал» (Эхо)

- Что такое «эхо»? (Эхо – это явление в природе, когда человек громко кричит, его звук возвращается к нему и слышен далеко-далеко)

Давайте вместе составим звуковую  схему этого слова. Откройте тетрадку для печатания. Отступите 4 клеточки вниз, 2 слева. Поставьте точку.

- Сколько в слове слогов?

- Назовите первый слог. Сколько в нем звуков, какие? Возьмите красный карандаш. Начертите первый звук.

- Второй слог? Из каких звуков состоит? (м-согласный, твердый; у – гласный). Начертите слог.

У меня на доске – 2 схемы. Какая схема подходит к нашему слову? Проверьте, так ли у вас. У кого все правильно?

Обведите простым карандашом слоги. Поставьте ударение. …, сделай это на доске.

  1. Печатание буквы э.

- Какой буквой обозначается звук э? (Буквой Э).

Посмотрите, как я напечатаю букву. Отступаю 1 клеточку от 1-го звука, пишу полуовал и горизонтальную линию. Буква не имеет наклона.

Возьмите ручку. Пропишем в воздухе: и-раз-и-и. Напечатайте букву под схемой.

  1. Работа над лексическим значением слов.

Отгадайте загадки:                                                  Носит хобот, а не слон.

                                                                                        Но слона сильнее он.

                                                                                       Сотни рук он заменяет.

                                                                                             Без лопаты, а копает.  

Сам вагон открыл нам двери,                                                     (Экскаватор)

В город лестница ведет.

Мы своим глазам не верим:

Все стоит, она идет.(Экскалатор)

- Теперь не будете путать эти слова? Расскажите дома родителям, как правильно их употреблять.

  1. Разгадывание акрофонической схемы и чтение стихов.

Отгадайте заголовок на странице 75. Как будем это делать?

- Выделите первый звук и составьте из них слово. (Стихи)

- Что такое стихи? Чем они отличаются от рассказа? (Ритмичны, складны).

Давайте теперь почитаем  стихи.

Читает … , а все внимательно следят.

Прочитаем хором. Поставьте указочку на начало стихотворения.

- Какой звук часто встречается в этом стихотворении? (звук [а]).

- Какая буква его обозначает? (Буква А).

- Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим, а букву пишем).

- Подчеркните заглавную букву А. Почему она используется? (В начале предложения и в имени девочки).

- Рассмотрите картинку ниже. Что на ней изображено? Расскажите

…, прочитай стихотворение.  

Прочитаем хором.

- Какую букву мы будем искать в этом стихотворении? (О). Подчеркните простым карандашом букву О.

- Для чего используется заглавная буква? (Для обозначения начала строки в стихах).

- Что изображено на картинке ниже? Расскажите связно. (Утка зовет утят. Утята плавают,  ныряют, прячутся от мамы. Мама-утка сердится.).

Прочитай текст.

Прочитаем хором.

- Какой звук часто слышится? Что подчеркнем? (Букву у).

Прочитай следующее стихотворение.

- Что такое «стежки»? Найдите их на картинке.

- Какую букву подчеркнем? (И). Какой звук она обозначает? (Звук [и]).

- Какую букву мы увидим в последнем четверостишии? (Э)

Прочитай, ….

Найдите слова со звуком [э]. Какой буквой он обозначен? (Э, а в словах «зверь», … - буквой Е).

Да, это секрет буквы Е, который вы узнаете на следующих уроках.

 Рефлексия. Итог.

- Какую сказку мы вспоминали в начале урока? (Дюймовочка).

- Кто был еще кроме дюймовочки? (Это был король эльфов.)

Давайте составим схему этого предложения в тетрадях для печатания. Сколько слов в предложении, посчитаем? (4) …, составь схему на доске. Прокомментируй. (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)

 В конце предложения обязательно ставится точка.)

Проверьте. У всех так?

- В каких словах встретилась буква э? Большая или маленькая?

Напечатайте букву Э под теми словами, в которых она есть. (Высота заглавной буквы – 2 клеточки) Помним, что печатная буква наклона не имеет.

Проверьте.

У всех получилось так?

Молодцы!!

- Ребята, какой звук мы сегодня изучили? [э].

- Какую букву?(Э)

- С какими словами познакомились? Расскажите об этом дома.

Вы очень хорошо сегодня работали. Особенно хочу отметить….

Закройте Азбуку и пенал. Уберите в портфель.

Урок окончен.

Комментарии к уроку

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС

Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [д], [д\']. Строчная буква д.»

Конспект разработан по образовательной  системе «Школа 2100».  Учебники «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс

Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....

План – конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [ п], [ п,]. Буквы П, п"

Урок опирается на знания, умения, полученные ранее.  Специфика урока в использовании индивидуальной  и фронтальной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие...

УМК "Перспектива". Конспект урока по обучению грамоте. Тема. Звуки [н], [н\']. Буква Н.

УМК "Перспектива".  Климанова Л.Ф. Азбука. 1класс.   Конспект урока по обучению грамоте. Урок открытия новых знаний. Включены задания на активизацию познавательной самостоятел...