Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. Звук и буква Э.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект для отурытого урока по обучению грамоте 1 класс. Знакомство со звуком Э.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Чтения
УМК «Перспектива»
Тема: ЗВУК [Э], БУКВА Ээ.
Учитель начальных классов
ГБОУ «школа 2120»
Дурнякова А.А.
Куратор Пыльцова О.А
Москва , 2018
Конспект урока чтения
Тема: Звук [э], буква Ээ
Цель: Познакомить учеников с буквой Э э.
Задачи:
- формировать у детей современного мироощущения и мировоззрения;
- развивать речь, образное и логическое мышление;
- воспитывать любознательность, умение слушать и слышать.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД: применять установленные правила в планировании способа решения, формулировать и удерживать учебную задачу;
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание;
Личностные УУД: осознание значимости мира звуков для человека.
Оборудование: Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука» (с.74); презентация.
Материалы: записи по методике преподавания русского языка.
Ход урока
I.Организационный этап.
Здравствуйте, дети!
Проверьте свои стульчики, чтобы удобно было сидеть. Присаживайтесь. Поставьте ножки в упор.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
II. Актуализация знаний.
1. Повторение.
- Какие буквы вы уже изучили? (а, о, у, и, )
- Какие звуки они обозначают?
- Какие это звуки? (гласные)
- А чем гласные звуки отличаются от согласных? (при их образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним звуком.
2. Выделение и характеристика звука [э].
А сейчас посмотрите на доску и определите сказку, к которой дана иллюстрация.
Конечно, это сказка называется «Дюймовочка». Её написал Ганс Христиан Андерсен (показ книги).
Теперь послушайте отрывок из этой сказки:
«Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона, а ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов.
Когда ласточка подлетела к цветку, эльф не на шутку перепугался. Ведь он был такой маленький, а ласточка такая большая!»
- Кто был друг Дюймовочки? (Эльф)
- А кто такие эльфы? (Эльфы - маленькие сказочные человечки с крылышками).
Выделим первый звук в слове «эльфы». ([э])
- Какой это звук - гласный или согласный?
- А как вы догадались? (Гласный, так как при его образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).
- Произнесите звук [э], понаблюдайте за произношением.
Повернитесь друг к другу и посмотрите на расположение языка, губ при произношении звука.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
Вот сегодня мы с вами и познакомимся с новым звуком [Э] и узнаем, какой буквой он обозначается на письме.
1. Развитие фонематического слуха.
- Давайте немножко поиграем:
Хлопните в ладоши, если услышите звук [Э] в словах: ёлка, поэт, если, электричество, щётка, этот, юбка, экскурсия, ива, дети, эхо.
2. Работа с буквой.
- Какой буквой обозначается на письме звук [э]? (вывешивается карточка с буквой Ээ).
- На что похожа буква Э?
Давайте выучим небольшое стихотворение про букву Э.
Итак, сначала послушайте меня внимательно.
Это – Э С открытым ртом И большущим языком.
Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка, Только нету языка!
Откройте азбуку на странице 74.
- Что изображено на картинке слева? (Экскаватор). Для чего используется экскаватор? (Копать землю)
- Почему он изображен на страничке с буквой Э? (Начинается со звука э, с буквы Э, ковш похож на букву Э.)
- Почему у нас 2 печатные буквы Э? (Большая и маленькая).
- Когда мы будем пользоваться заглавной буквой Э? (Писать начало предложения и имена собственные).
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо .
ЗАкочалось деревцо.
Ветерок все тише тише
Деревцо все выше выше.
3. Закрепление.
- Разгадывание ребуса. Работа со звуковой схемой.
- Сейчас мы отгадает ребус. (эму) (вывешивается картинка)
- Как ты догадался?
- Кто такой эму? (Эму – это родственник страуса. Его рост 180 сантиметров, это самая большая птица после страуса)
(На доске – схема слова). Давайте определим с помощью ладошек, сколько в слове слогов. (2)
- Как мы определяем количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
- Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какой это звук - гласный или согласный? Почему?
- Назовите второй слог. Сколько в нем звуков? (2). Какие? ([м,у]).
- Поставим ударение: э-э-эму. На какой слог падает? (1) Значит звук [э] ударный.
- Игра «Третий лишний».
- Найдите значок «Думаем,..». Поиграем в игру «Третий лишний». - - - - Кто изображен на картинках? (…)
- Что общего между ними? (Животные)
- Какая из картинок лишняя и объясните почему. (Эму, т.к. это птица)
Рассмотрите звуковые схемы. Прочитаем их. Поставили указку под первую. Читаем. Крот. Под вторую. … Под третью. Сравните звуковые схемы. Какая лишняя среди них? (3-я, т.к. 1,2 одинаковые, в них по 4 звука и 1 слог, а в третьей 3 звука и 2 слога; и еще в третьем слове есть звук [э], а в других нет).
- Составление звуковой схемы слова.
Отгадайте загадку: « Никто его не видывал, а всякий слыхивал» (Эхо)
- Что такое «эхо»? (Эхо – это явление в природе, когда человек громко кричит, его звук возвращается к нему и слышен далеко-далеко)
Давайте вместе составим звуковую схему этого слова. Откройте тетрадку для печатания. Отступите 4 клеточки вниз, 2 слева. Поставьте точку.
- Сколько в слове слогов?
- Назовите первый слог. Сколько в нем звуков, какие? Возьмите красный карандаш. Начертите первый звук.
- Второй слог? Из каких звуков состоит? (м-согласный, твердый; у – гласный). Начертите слог.
У меня на доске – 2 схемы. Какая схема подходит к нашему слову? Проверьте, так ли у вас. У кого все правильно?
Обведите простым карандашом слоги. Поставьте ударение. …, сделай это на доске.
- Печатание буквы э.
- Какой буквой обозначается звук э? (Буквой Э).
Посмотрите, как я напечатаю букву. Отступаю 1 клеточку от 1-го звука, пишу полуовал и горизонтальную линию. Буква не имеет наклона.
Возьмите ручку. Пропишем в воздухе: и-раз-и-и. Напечатайте букву под схемой.
- Работа над лексическим значением слов.
Отгадайте загадки: Носит хобот, а не слон.
Но слона сильнее он.
Сотни рук он заменяет.
Без лопаты, а копает.
Сам вагон открыл нам двери, (Экскаватор)
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоит, она идет.(Экскалатор)
- Теперь не будете путать эти слова? Расскажите дома родителям, как правильно их употреблять.
- Разгадывание акрофонической схемы и чтение стихов.
Отгадайте заголовок на странице 75. Как будем это делать?
- Выделите первый звук и составьте из них слово. (Стихи)
- Что такое стихи? Чем они отличаются от рассказа? (Ритмичны, складны).
Давайте теперь почитаем стихи.
Читает … , а все внимательно следят.
Прочитаем хором. Поставьте указочку на начало стихотворения.
- Какой звук часто встречается в этом стихотворении? (звук [а]).
- Какая буква его обозначает? (Буква А).
- Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим, а букву пишем).
- Подчеркните заглавную букву А. Почему она используется? (В начале предложения и в имени девочки).
- Рассмотрите картинку ниже. Что на ней изображено? Расскажите
…, прочитай стихотворение.
Прочитаем хором.
- Какую букву мы будем искать в этом стихотворении? (О). Подчеркните простым карандашом букву О.
- Для чего используется заглавная буква? (Для обозначения начала строки в стихах).
- Что изображено на картинке ниже? Расскажите связно. (Утка зовет утят. Утята плавают, ныряют, прячутся от мамы. Мама-утка сердится.).
Прочитай текст.
Прочитаем хором.
- Какой звук часто слышится? Что подчеркнем? (Букву у).
Прочитай следующее стихотворение.
- Что такое «стежки»? Найдите их на картинке.
- Какую букву подчеркнем? (И). Какой звук она обозначает? (Звук [и]).
- Какую букву мы увидим в последнем четверостишии? (Э)
Прочитай, ….
Найдите слова со звуком [э]. Какой буквой он обозначен? (Э, а в словах «зверь», … - буквой Е).
Да, это секрет буквы Е, который вы узнаете на следующих уроках.
Рефлексия. Итог.
- Какую сказку мы вспоминали в начале урока? (Дюймовочка).
- Кто был еще кроме дюймовочки? (Это был король эльфов.)
Давайте составим схему этого предложения в тетрадях для печатания. Сколько слов в предложении, посчитаем? (4) …, составь схему на доске. Прокомментируй. (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)
В конце предложения обязательно ставится точка.)
Проверьте. У всех так?
- В каких словах встретилась буква э? Большая или маленькая?
Напечатайте букву Э под теми словами, в которых она есть. (Высота заглавной буквы – 2 клеточки) Помним, что печатная буква наклона не имеет.
Проверьте.
У всех получилось так?
Молодцы!!
- Ребята, какой звук мы сегодня изучили? [э].
- Какую букву?(Э)
- С какими словами познакомились? Расскажите об этом дома.
Вы очень хорошо сегодня работали. Особенно хочу отметить….
Закройте Азбуку и пенал. Уберите в портфель.
Урок окончен.
Комментарии к уроку
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС
Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....
Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [д], [д\']. Строчная буква д.»
Конспект разработан по образовательной системе «Школа 2100». Учебники «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина...
Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс
Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....
План – конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [ п], [ п,]. Буквы П, п"
Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. Специфика урока в использовании индивидуальной и фронтальной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие...
Конспект урока по обучению грамоте Тема: Звуки [Д] [ДЬ], буква Д Класс 1
Тема: Звуки [Д] [ДЬ], буква Д...
УМК "Перспектива". Конспект урока по обучению грамоте. Тема. Звуки [н], [н\']. Буква Н.
УМК "Перспектива". Климанова Л.Ф. Азбука. 1класс. Конспект урока по обучению грамоте. Урок открытия новых знаний. Включены задания на активизацию познавательной самостоятел...