Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
Конспект
урока русского языка по теме
«Обобщение знаний о составе слова.
Упражнение в разборе слов по составу»
3 класс
Учитель начальных классов
Карчевская Е.В.
27 октября 2010 г.
Цели урока.
- Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова.
- Развитие умения разбирать слова по составу.
- Развитие орфографической зоркости.
- Совершенствование каллиграфических навыков (подготовка к письму в тетрадях с широкой разлиновкой).
- Закрепление фонетических и синтаксических знаний.
- Развитие речи и основных психических процессов учащихся (мышления, памяти, внимания).
План урока.
- Организационный момент.
- Орфографическая разминка (работа над допущенными ошибками и предупреждение ошибок).
- Постановка целей и задач урока.
- Чистописание. Фонетические упражнения.
- Повторение о значимых частях слова, их функциях.
- Упражнение в разборе слов по составу.
- Физминутка.
- Работа с предложением, текстом.
- Проверка теоретических знаний (перфорированный опрос)
- Итог урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Начинаем урок русского языка. Проверьте, все ли готово к уроку.
- Орфографическая разминка (работа над допущенными ошибками и предупреждение ошибок).
- На доске слова, в которых были допущены ошибки на прошлом уроке и трудные слова сегодняшнего урока.
обв . лился . довитый
в . рить выл . чился
в . твистый л . карство
прив . зет в . лежник
- Есть ли здесь слова, значение которых вам непонятно? Где можно узнать значение нового слова? Воспользуемся толковым словарем.
- Есть ли здесь родственные слова? Докажите.
- Назовите слова с приставками.
- Разбейте слова на группы (по частям речи, по наличию приставок, по количеству слогов, по количеству звуков и букв).
3. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы повторим все, что мы знаем о частях слова, продолжим учиться разбирать слова по составу.
- Чистописание. Фонетические упражнения.
а) - Прочитайте загадку. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Ст . ял на кре . кой но . ке –
Теперь л . жит в лукошке.
- Что можно сказать о слове гриб?
- Произнесем слово по звукам. Дайте характеристику первому звуку.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
б) лексические упражнения
- Какие слова в загадке можно заменить синонимами? (лукошко - корзинка, крепкий - сильный, толстый, мощный)
- Вспомните устойчивое сочетание речи (фразеологизм) со словом гриб и дополните им предложение:
В нашем городе дома растут, как … гриб
дождь
- Что обозначает это устойчивое сочетание? Когда так говорят?
- Запишем предложение с комментированием.
- Повторение о значимых частях слова, их функциях.
а) повторение об окончании и значимых частях слова.
- Что вы сделали, чтобы слова гриб, дождь дополнили предложение? Для чего вы изменили окончания?
- С помощью чего связываются слова в предложении?
- Выберите карточку с условным обозначением окончания.
- Что такое окончание?
- Как определить окончание в слове?
- Как называется часть слова без окончания?
- Расскажите о других частях слова в порядке разбора по составу.
(дети составляют «живую» модель слова из карточек)
- Сейчас я проверю, знаете ли вы названия грибов. Отгадайте загадки.
Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …
- Как образовалось слово подосиновик? Запишем.
Осина подосиновик.
- Какие это слова? Как образовалось новое слово? Обозначьте.
6. Упражнение в разборе слов по составу.
- Отгадайте загадки, слова-отгадки разбираем по составу.
Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
Ножка рыжая крепка,
Шляпка рыжая узка.
Прошлогодний лист, прорвись!
Подрасту и вширь, и ввысь. (Рыжик)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые … (Лисички)
На поляне лесной
Под могучей сосной
Стоит старичок,
На нем бурый колпачок.
Колпачок набочок.
Кто в лесу бывает,
Тот его знает. (Боровик)
- Что объединяет все эти слова?
- Назовите антоним. Приведите примеры ядовитых грибов.
- Как вы думаете, нужны ли природе ядовитые грибы? Почему?
- Физминутка.
- Я называю отдельные части слов, а вы изображаете жестами, какая это часть.
Пере-, -а, -ник-, -ход-, -енок, -и, -лес-, -гриб-, за-, -вод-, -чик-, -у.
- Работа с предложением, текстом.
а) упражнение на развитие внимания. Игра «Фотоглаз».
1 сек
- Нарисуйте по памяти.
- Проверьте. Цветным карандашом исправьте ошибки.
- Какой гриб получился?
б) зрительный диктант.
5 с - Из лесу вышел лось.
5 с - Он был болен.
7 с - Лось подошел к березкам.
8 с - Там в траве росли ядовитые мухоморы.
8 с - Этими грибами лось лечился.
- Прочитайте весь текст. Как бы вы его озаглавили?
- Сделайте вывод о значении несъедобных грибов в природе.
- Проверка теоретических знаний (перфорированный опрос)
- Выберите верное утверждение:
1 – корень – это часть слова;
2 – корень – это часть предложения.
- Какая часть слова несет на себе основную смысловую нагрузку?
1 – приставка
2 – корень
3 – суффикс
4 – окончание
- Какая часть слова нужна для связи слов в предложении?
1 – приставка
2 – корень
3 – суффикс
4 – окончание
- С помощью какой части слова образуются новые слова?
1 – приставка
2 – корень
3 – суффикс
4 – окончание
- Выберите верное утверждение:
1 – основа – это все слово без окончания;
2 – основа – это корень с окончанием.
- В слове зимний:
1 – корень зимн-
2 – корень зим-
- Выберите верное утверждение:
1 – окончание – это изменяемая часть слова;
2 – окончание – это неизменяемая часть слова.
- В слове травушка:
1 – основа травушк-
2 – основа трав-
- Выберите лишнее, неоднокоренное, слово:
1 – водитель
2 – водить
3 – водяной
4 - приводить
- Найдите схему слова походка:
1 –
2 –
3 –
4 –
- Пока идет обработка результатов, выполните разбор по составу слова березки в тексте и подчеркните грамматическую основу в последнем предложении.
10. Итог урока.
- Перечислите значимые части слова.
- Какую часть слова называют изменяемой?
- Что нового о живой природе вы узнали на уроке?
- Поставьте оценки за работу в перфокартах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Большая буква в именах собственных 1 класс планета знаний
Конспект открытого занятия на тему "Большая буква в именах собственных" 1 класс Планета знаний...
Русский язык 3 класс Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова
Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова...
Конспект урока по окружающему миру "Глобус" для 2 класса по УМК "Планета знаний"
Вашему вниманию предлагаю урок по теме "Что такое глобус" Задачи: 1. Формировать представление о глобусе как модели Земли;Дать представление о материках и океанах;Развивать пространственное вообр...
План - конспект урока открытия новых знаний по окружающему миру в 3 классе. УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая
Урок окружающего мира по теме "Чудо под ногами" разработан на основе рабочей программы из раздела "Мир как дом". Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы способствовать углу...
Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.
Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...
Конспект урока "Умножение двузначного числа на однозначное" 3 класс "Планета знаний"
Умножение двузначного числа на однозначное...
Урок - кластер "Обобщение знаний о составе слова".
Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; способствовать формированию умения разбирать слова по составу...