Урок по русскому языку "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Урок разработан для 3 класса УМК "Школа России". В ходе урока выясняется уровень усвоения учащимися знаний о составе слова, сформированность умения разбирать слова по составу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshchenie_znaniy_o_sostave_slova.doc | 45 КБ |
8_sostav_slova.ppt | 429 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Обобщение знаний о составе слова
Цели:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова;
- проверить сформированность понятий: состав слова, основа слова, приставка, суффикс, окончание;
- развивать умение выделять значимые части слова, разбирать слова по составу.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышления)
-формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)
- расширение кругозора и обогащение речи;
Воспитательные:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах.
Планируемые результаты
Предметные: формирование умения различать значимые части слова; разбирать слова по составу, используя алгоритм разбора слов по составу; применять правила проверки изученных орфограмм; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Оборудование: учебник «Русский язык» для 3 класса, авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, компьютер, раздаточный материал,
Тип урока: урок обобщения знаний.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Чистописание.
Букву, которую мы будем писать, необходимо найти, выслушав задание. Эта буква находится в корне одного из данных слов и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.
Репа кора кит
- Какая это буква?
- В корне какого слова она находится?
ак екк иккк окккк ……
- Самоорпеделение к деятельности. Актуализация знаний.
- Найдите слово, в котором гласный звук произносится не так, как пишется ( произношение расходится с написанием).
Сделайте звуко – буквенный разбор
кора – 2 слога, 4 буквы, 4 звука, [к а р а ]
Подберите однокоренные слова, чтобы среди них было проверочное слово.
Кора – корка, корочка, корковый, короед, подкорковый, корнеплод.
- Как доказать, что это однокоренные слова? ( имеют общее лексическое значение, общую часть – корень)
- В словаре Ожегова С. И. «Словарь русского языка» ( с. 254) нашли толкование этого слова:
Кора –1) наружная, над древесиной, часть стволов, стеблей и корней древесных растений; 2) твердый, отвердевший верхний слой чего – нибудь ( ледяная к., земная к., к. головного мозга)
- Разберите слова по составу. Что значит разобрать по составу? ( найти окончание, основу слова, корень, приставку и суффикс)
- ученики располагают таблички в правильном порядке:
- Определите тему урока, сформулируйте учебные задачи урока.
- Работа по теме урока.
Повторение правил о частях слова. Разбор слов по соcтаву.
- Физкультминутка.
Разминка для глаз «Ходики», «Маляры», «Радуга», «Качели».
- Словарная работа.
- Индивидуально у доски:
в*сточный г*рошек
М*л*чко прид*рожный
Вставь пропущенную букву, разбери слова по составу. Работают 2 человека у доски.
- Фронтальная работа
Образовать от имени существительного имя прилагательное с помощью суффиксов:
Молоко – молочный
Завод – заводской
Облако – облачный
Город – городской
Коллективная проверка.
- Развитие речи.
Упр. 185. Из слов составить предложение, записать его и разобрать по членам предложения.
По облачному небу плывут облака.
- Какое слово в этом предложении «лишнее»? (облачному)
- Почему? Ответ свой обоснуйте. Какое предложение должно получиться?
По небу плывут облака. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)
Выпишите словосочетания:
плывут (по чему?) по небу
- Творческое задание.
Догадайся, какая пословица зашифрована.
, а .
Труд кормит, а лень портит.
- Тестовая работа в парах.
Презентация. ( см. приложение)
- Рефлексия.
Смогли ли мы выполнить поставленные задачи.
Дополните предложения:
- Я понял, что ….
- Теперь я могу ….
- Я попробую ….
- Мне захотелось …
- Итоги урока. Домашнее задание.
Выполнить упр. 186 или упр. 187 ( выберите себе упражнение по уровню сложности).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определи часть слова ПОД ОСИН ОВ ИК 1. приставка 2. корень 3. суффикс 4. окончание
ЗВЁЗД Определи часть слова ОЧК А 1. приставка 2. корень 3. суффикс 4. окончание
ПРО Определи часть слова ХОД 1. приставка 2. корень 3. суффикс 4. окончание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс
Конспект обощающего урока по теме "Состав слова"...
конспект урока по русскому языкуОбобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова». Игра «Счастливый случай».
Обобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова».Игра «Счастливый случай». ФГОС 2 класс Программа 2100Конспект урока по русскому языку...
Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"
Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....
Конспект урока по русскому языку "Понятие об орфограмме". 2 класс. Планета Знаний.
Цели деятельности учителя: учить выделять слабую и сильную позицию (местоположение) звуков в словах; совершенствовать умение обозначать звуки, находящиеся в слабой позиции буквами (орфограммами)....
Конспект урока по русскому языку "Понятие об орфограмме". 2 класс. Планета Знаний.
Цели деятельности учителя: учить выделять слабую и сильную позицию (местоположение) звуков в словах; совершенствовать умение обозначать звуки, находящиеся в слабой позиции буквами (орфограммами)....
Конспект урока по русскому языку Сочинение "Первый снег" 3 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по русскому языку Сочинение "Первый снег" 3 класс УМК "Планета знаний"...
Презентация урока по русскому языку Сочинение "Первый снег" 3 класс УМК "Планета знаний"
Презентация урока по русскому языку Сочинение "Первый снег" 3 класс УМК "Планета знаний"...