Разработка урока русского языка 2 класс на тему: "Однозначные и многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Подробная разработка урока урока русского языка для 2 класса на тему: "Однозначные и многозначные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_2kl_na_temu_odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.docx | 48.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71
тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл. адрес: but-school@mail.ru
Разработка урока русского языка
проведённого во 2 классе на тему:
«Однозначные и многозначные слова»
Подготовила:
учитель начальных классов ВКК
МБОУ Бутурлиновская СОШ
Олейникова
Светлана Алексеевна
2016г.
I.Орг. момент | Ребята, Прозвенел звонок для нас. Все зайдём спокойно в класс. Встанем все у парт красиво, Со мной и нашими гостями Поздороваемся учтиво. Вижу, класс наш, хоть куда. И урок нам уже начать пора. Прошу всех тихо занять свои места. | Здороваются. Дети присаживаются за парты. |
1). Мотивация (психологический настрой). | (Слайд 1) Итак, русский язык, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс,? Всё получится у нас!? - Как будем работать на уроке? - Посмотрите на лица этих детей, (Слайд 2) каждое из них выражает какое-то настроение. Какое настроение вы бы хотели пожелать себе и всем нам на весь урок , покажите при помощи ромашки… -Объясните свой выбор. -Замечательно. | Отвечают -Старательно -Внимательно. -Объясняют. |
II.Мобилизующий этап. 1.Этапы урока | Сегодня на нашем уроке будут вот такие этапы. (Слайд 3) Ознакомьтесь с ними и восстановите их последовательность. Оценивать. Применять. Повторять. Подводить итог (рефлексия) Открывать. Писать красиво. Формулировать. | Обучающиеся высказывают своё мнение |
2.Тема и цель урока. | (Слайд 4) - Посмотрите на экран , Познакомьтесь с темой нашего урока. - Озвучьте тему урока. -Всё ли вам из прочитанного понятно? (Слайд 5) -Какую цель и какие задачи поставим перед собой? - Сегодня перед нами стоит непростая задача- ОТКРЫВАТЬ (ИССЛЕДОВАТЬ) НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Давайте не терять драгоценное время и начнём работу исследователей в нашей классной лаборатории. | -Читают. -Кто-то . по поднятой руке называет тему. -Отвечают. -Высказывают своё мнение. |
3.Пальчиковая гимнастика
| Любые исследования начинаются с подготовительной работы. - Предлагаю подготовить пальцы к работе, сопровождая движения стихотворением — (Слайд 6) Этот пальчик маленький, Этот пальчик слабенький, Этот пальчик длинный, Этот пальчик сильный, Этот пальчик большачок, А все вместе – кулачок! | Согревают пальцы. |
III. Актуализация опорных знаний.
1.Чистописание 2.Словарная работа:
1)Повторение ранее изученных слов. 2) Исследование слов.
|
- Поправьте рабочие тетради. -Сядьте правильно и возьмите ручку правильно. (Слайд 7) Приступаем к этапу «Писать красиво» или «Чистописание». (Слайд 8) - Запишите в тетрадях число и вид работы. (Слайд 9)
У каждого человека есть своя…
А когда это слово нужно писать с заглавной буквы?
согласный, мягкий звук. - Подчеркните эту букву. Она и будет героиней чистописания. (Слайд 11)
(показываю на экране указкой) как правильно писать букву Д заглавную и строчную. (Слайд 12)
и дальше слоги. (дополнительно) - Назовите (хором) согласные звуки в слоге, который я показываю … | 3 октября. Классная работа. родина и 1)Место рождения; Если хотят сказать про 2)Родную страну. родина Д [ д ] р о д и н а Дети смотрят на экран, где учитель показывает правильное написание букв. Называют Называют хором. |
(Слайд 13 «Повторение» -Вы помните, что вы на этом уроке не просто ученики, а учёные исследователи?
- Ставлю перед вами задачу: 1)узнать слово по его значению, 2)поднять руку , назвать отгаданное слово, 3)после этого все запишут его в свою тетрадь. 1)Работаем: *Хищное млекопитающее из семейства собачьих , с рыжим мехом и длинным пушистым хвостом.. *Небольшой растительноядный зверёк из отряда грызунов.. *Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами… *Маленькая птичка с коричневато-серым опереньем... * Крупная птица отряда вороновых с блестящим синевато-черным оперением. *Тот, кто учится чему-нибудь … (Слайд 14) 2)Проверяем. 3)Самооценка.
- Герои нашей СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ путешествовали. (Слайд 15) Они встретились на лесной полянке. Один из них внимательно посмотрел на всех и вдруг понял, что он среди них лишний. -Как вы думаете кто это? -Почему вы так решили? -Спасибо за мысли, за рассуждения! | Л.сица зая.ц м.дведь в.р.бей в.рона уч.ник (Обучающиеся сверяют записанные слова сэкраном доски, оценивают себя. После этого поднимают руки у кого «5»; «4»? и т.д. Высказывания детей. (группа слов называет «животных» и он из группы слов «люди» | |
IV. Постановка учебной проблемы.
| -«Ученик» был воспитанный, он чуть-чуть пообщался с этой компанией, вежливо с ними попрощался, сказав им … (хором) И поспешил путешествовать дальше. - И вдруг (Слайд 16) на пути ещё одна поляна, а на ней два дома. Жители каждого из домов приглашают его зайти в гости. Да ещё и ругаются из-за этого между собой. -В наше время заходить в гости не известно к кому очень ОПАСНО. Он и поинтерисовался: - Кто-кто в 1 домике живёт? Ему в ответ: - Я, кисть! - Я, ключ! - Я, корень! - А кто в домике №2 живёт? Ему в ответ: - Я, пирог! - Я, портфель! - Я, терем! - Думал - думал ученик к кому из них можно зайти в гости чтобы было: не опасно, не напрасно, и чтобы хоть что-то было общее. - Ребята, а вы можете предположить как поступит «УЧЕНИК»? - Почему? -Спасибо за рассуждения и ответы! - Но вот наш «УЧЕНИК» не решился пока заходить в гости, т.к. не понимал есть ли с кем - нибудь из них у него что-то общее. Будет ли это общение ему полезным? И он опять пошёл дальше не переставая думать про жителей этих домиков и главное Почему они живут в разных домиках? | До свидания Обучающиеся проводят исследование. Высказывают своё мнение. |
V.Физ.минутка в движении. | (Слайд 17) Ученик наш шёл, шёл, шёл. Вдруг к пенёчку подошёл! Удивился! Наклонился! Покрутился! Посидел немного. Встал. И быстро дальше пошагал. | |
VI. Поиск решения, открытие нового знания. знакомство с новым словарным
словом. | - Все тихонечко присаживаемся! т.к. мы вместе с учеником подошли к плакату, на котором какая-то шарада. -Происследуйте и разгадайте её. (Слайд 18)
Начало- нота, Потом оленя украшенье. А получится …? Место оживлённого движенья. Это… дорога (Слайд 19) - Давайте запишем это слово (Слайд 20) - Проведём исследование этого слова. -Сколько слогов в слове? -Какой слог ударный? -Он может быть проблемным? -А какой же слог проблемный? … -Как слово можно перенести? -Пошёл «ученик» дальше и вдруг видит стала ДОРОГА поменьше. -Как назвать дорогу, но маленькую? - Запишите слово дорожка. (Слайд 21) -Шёл, шёл ученик - устал, ведь в руках у него была большая сумка, (Слайд 22) которая называется … - Запишите это слово. (Слайд 23) -Все эти слова родственники.
| ДОРОГА -Пишут слово в тетрадь -Отвечают на поставленные вопросы и прорабатывают слово в тетради. -Высказывают своё мнение. -Высказывают своё мнение. -Пишут. дорожная -Пишут. |
2) решение учебной проблемы. | -Присел ученик на пенёк и задумался какое из слов произошло раньше? -Ваши предположения? -Что же оно обозначает? -Какое его лексическое значение? -Подумайте вместе с ним закрыв глаза. | Высказывают своё мнение. Думают. |
Физ.минутка для глаз (муз. релакс) | ПЕНИЕ ПТИЦ | |
4) Поиск решения, открытие нового знания. | -Кто выскажет своё предположение? -А где ещё можно узнать лексическое значение этого слова? -Давайте мы к вашим мыслям получим информацию из стихотворения Всеволда Остена. А помогут мне ребята, у которых на столах есть строки из этого стихотворения (на зелёных листочках бумаги). Слушайте внимательно и смотрите на экран. (Слайды 24-30) Дорогой зовут автостраду, (Слайд 31) Подумайте только, КАК МНОГО -Кто сумел их пересчитать? -Сколько значений у слова дорога? -Какие это значения? - Вспомните тему урока (Слайд 32) - Подумайте и ответьте: - Какое же слово дорога? -Обоснуйте ответ. -Молодцы! -Спасибо за ответы и рассуждения. Подведём итог сказанному: (Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.) - Что такое однозначные слова? (Однозначные слова имеют только одно значение) - Ребята. -А давайте вспомним про нашего ученика. -Слово «УЧЕНИК» оно однозначное или многозначное? | Высказывают свои предположения. В толковом словаре. (Учитель показывают слайд, а дети озвучивают его). Высказывают своё мнение. Высказывают своё мнение. Высказывают своё мнение. |
VII. Применение изученного материала. 1)Характеристика слов. 2)Запись многозначных слов. 3)Работа в парах по карточкам.
4)Работа в малых группах. 5) Закрепление открытого на уроке | Наш герой урока «УЧЕНИК» уже понял почему слова во встретившихся домиках на поляне не жили вместе и куда можно было ему зайти погостить.(Слайд 33) - А как вы сейчас думаете?
(Слайд 34, 35, 36) -Запишите многозначные слова в строчку, через запятую. Обратите внимание на слайд (Слайд 37) -Как сейчас мы будем работать? -На столе у вас карточки жёлтого цвета. На карточках слова. -Обведите номера многозначных слов. 1.Иголка. 2.Дерево. 3.Ручка. 4.Лист. 5.Солнце. 6.Лук. 7.Звезда. -Чья пара быстрее? -Проверьте. (Слайд 38) Обратите внимание на слайд (Слайд 39) -Как сейчас мы будем работать? - Работаем в малых группах. - Старшие в группе, возьмите карточки синего цвета. - Прочитайте задание и выполните его. -Чья группа первая? В, синий, расцвёл, лесу, колокольчик. (Слайд 39) - Записываем на доске и в тетрадях. (Слайд 40) -Находим главные члены. - Попробуйте сформулировать лексическое значение слова КОЛОКОЛЬЧИК в этом предложении. -Подтверждение ответа картинкой на слайде (Слайд41) - Прочтите предложение на экране. (Слайд 42) Скоро прозвенит колокольчик. -Что скажите о значении слова КОЛОКОЛЬЧИК в этом предложении?
- По количеству значений это слово? (Слайд 43) | Выслушиваются версии детей. Пишут: Кисть, ключ, корень. Называют Работа в парах. Обводят. Проверка. Рефлексия этапа. Отвечают Запись предложения в тетрадях и кто-то на доске. Формулируют лексическое значение слова колокольчик. Читают вслух. Высказывают мнение. |
VI. Рефлексия. Подведение итогов. | -Какая же у нас была тема урока? -Все ли выстроенные этапы мы прошли? (Слайд 44) - Оцените с помощью цифровых ромашек» ваше настроение к концу урока… (слайд 45) -Объясните свой выбор. -Почему у вас такое настроение? (слайд 46) Теперь: я знаю… я научился… я запомнил… я теперь умею… я закрепил… я пока … (Вы будите мне называть,глядя на помощник экран, а я ваши ответы «ОСЕННИМИ ЛИСТОЧКАМИ», «которые собрал в лесу ученик» на доске отмечать. -Посмотрите какой большой букет из осенних листьев получается!!! | Высказывают своё мнение. Оценивают Высказывания детей |
VII. Оценивание. | - Как же после этого вас не похвалить и не оценить только хорошими отметками. - Оценки за работу на уроке… -Ребята, а как вы думаете у меня сегодня какое настроение на конец урока? - А у наших гостей? Надеюсь… - Но хочется чтобы было ещё лучше . -Какой , ребята, приближается праздник? Давайте поздравим наших гостей с их профессиональным праздником - Предлагаю каждому из вас взять с доски «осенний листочек» и подарить его каждому присуствующему у нас учителю. Хором: «С Днём УЧИТЕЛЯ!» - Спасибо всем за урок. (Слайд 47) | Ответы Вручают |
VIII. Домашнее задание. | Учеб. С.48 упр.59 (схема, устно); п/т: с.18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"
Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу с использованием здоровьесберега...
Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"
Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу с использованием здоровьесберега...
Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».
Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе: «Слова однозначные и многозначные» (общее представление).
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе: «Слова однозначные и многозначные» (общее представление)....
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе "Многозначные слова"
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Многозначные слова"...
Разработка урока русского языка. 2 класс. Тема: " Однозначные и многозначные слова"
Подробно описывается каждый этап урока. Выстроена система вопросов и заданий. Используются разные формы организации деятельности обучающихся...
Методическая разработка урока русского языка: Поговорим о значении слова.Многозначные слова.
Данная разработка нацелена на правильное использование и употребление в своей речи многозначных слов,расширение своего словарного запаса ,развитие интереса к изучению русского языка....