Разработка урока русского языка 2 класс на тему: "Однозначные и многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Олейникова Светлана Алексеевна

Подробная разработка урока урока русского языка для 2 класса на тему: "Однозначные и многозначные слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71

тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл.  адрес: but-school@mail.ru

Разработка урока русского языка

проведённого во 2 классе на тему:

«Однозначные и многозначные слова»

                     

                                                                                     Подготовила:

                                                                           учитель начальных классов  ВКК

                                                                           МБОУ Бутурлиновская СОШ

                                                                           Олейникова

                                                                           Светлана  Алексеевна

                                                               

2016г.

I.Орг.

 момент

Ребята,

Прозвенел звонок   для  нас.

Все зайдём спокойно в класс.

Встанем   все  у парт красиво,

Со  мной  и  нашими  гостями

Поздороваемся  учтиво.

Вижу, класс наш, хоть куда.

И урок нам  уже  начать пора.

Прошу  всех тихо занять свои места.

Здороваются.

Дети  

присаживаются

 за  парты.

1). Мотивация

 (психологический

  настрой).

(Слайд 1)

 Итак, русский язык,  друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы   хороший, дружный класс,?

Всё получится у нас!?

- Как  будем  работать  на  уроке?
- А  слушать?

- Посмотрите  на  лица  этих  детей,

(Слайд  2)

каждое  из  них  выражает  какое-то  настроение.

Какое    настроение  вы   бы   хотели  пожелать  себе  и  всем  нам  на  весь   урок ,  

покажите  при  помощи  ромашки…  

-Объясните  свой  выбор.

-Замечательно.

Отвечают

 -Старательно

 -Внимательно.

-Объясняют.

II.Мобилизующий

     этап.

1.Этапы  урока

    Сегодня  на  нашем  уроке  будут  вот  такие  этапы.

 (Слайд 3)

Ознакомьтесь  с  ними

 и  восстановите  их    последовательность.  

Оценивать.

Применять.

Повторять.

Подводить  итог (рефлексия)

Открывать.

Писать  красиво.

Формулировать.

Обучающиеся  высказывают  своё  мнение

2.Тема  и  цель   урока.

(Слайд 4)

- Посмотрите  на  экран ,

Познакомьтесь  с  темой  нашего  урока.

- Озвучьте  тему  урока.

-Всё ли  вам  из  прочитанного  понятно?

(Слайд 5)

-Какую  цель и какие  задачи  поставим  перед  собой?

- Сегодня перед нами стоит непростая задача- ОТКРЫВАТЬ (ИССЛЕДОВАТЬ) НОВЫЕ  ЗНАНИЯ. Давайте не терять драгоценное время  и начнём  работу исследователей  в  нашей  классной  лаборатории.

-Читают.

-Кто-то .  по  поднятой  руке  называет  тему.

-Отвечают.

-Высказывают  своё  мнение.

3.Пальчиковая

  гимнастика

   

Любые  исследования начинаются с подготовительной работы.

- Предлагаю  подготовить  пальцы  к  работе,

сопровождая  движения стихотворением —

(Слайд 6)

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинный,

Этот пальчик сильный,

Этот пальчик большачок,

А все вместе – кулачок!

Согревают  пальцы.

III. Актуализация

опорных знаний.

 

 

1.Чистописание

  2.Словарная работа:

       

   1)Повторение  ранее

  изученных  слов.

  2) Исследование

 слов.

         

  

- Поправьте рабочие тетради.

-Сядьте  правильно и возьмите  ручку  правильно.

(Слайд 7)

  Приступаем  к  этапу «Писать  красиво»    или «Чистописание».

(Слайд 8)

- Запишите в тетрадях число и вид работы.

(Слайд 9)

  1. Дополните  предложение:

У  каждого  человека  есть  своя…

  1. Назовите  потерявшуюся  букву.

  1. С  какой  буквы  написано  это  слово?

  1. Объясните лексическое  значение   этого  слова.

А  когда  это  слово  нужно  писать  с  заглавной  буквы?

  1. Запишите   слово   родина.(Слайд  10)

  1. Назовите  в  этом  слове букву,  которая  записала:

            согласный, мягкий  звук.

 -   Подчеркните  эту  букву.

         Она  и  будет  героиней чистописания.

(Слайд 11)

  1. Давайте  вспомним

 (показываю  на  экране  указкой)

как правильно  писать  букву Д заглавную и строчную.

(Слайд 12)

  1. Напишите: по 3 заглавных, 3 строчных  буквы  «Д»

и  дальше  слоги.

        (дополнительно)

- Назовите (хором) согласные  звуки  в  слоге,  который  я  показываю  …

3 октября.

Классная работа.

родина

и

1)Место  рождения;

Если  хотят  сказать  про

2)Родную  страну.

родина

Д

[ д ]

 р о д и н а

Дети смотрят  на  экран,  где  учитель показывает  правильное  написание  букв.

Называют

Называют  хором.

 (Слайд  13  «Повторение»

-Вы помните,  что  вы на  этом  уроке  не  просто   ученики,  а  учёные  исследователи?

 

-  Ставлю  перед  вами  задачу:

1)узнать  слово  по  его  значению,

2)поднять  руку , назвать  отгаданное  слово,

3)после этого  все запишут  его  в  свою  тетрадь.

1)Работаем:

      *Хищное  млекопитающее  из  семейства  собачьих , с рыжим мехом и  длинным  пушистым  хвостом..

      *Небольшой  растительноядный зверёк  из  отряда  грызунов..

       *Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами…

       *Маленькая  птичка  с коричневато-серым  опереньем...

       * Крупная птица отряда вороновых с блестящим синевато-черным оперением.

       *Тот,  кто  учится  чему-нибудь  …

(Слайд 14)

2)Проверяем.  

3)Самооценка.

   

  -  Герои  нашей

  СЛОВАРНОЙ  РАБОТЫ

    путешествовали.

(Слайд 15)

Они  встретились  на  лесной  полянке.

Один  из  них  внимательно  посмотрел  на  всех  и  вдруг  понял,  что  он  среди  них  лишний.

-Как  вы  думаете  кто это?

-Почему  вы  так  решили?

-Спасибо  за  мысли,  за  рассуждения!

Л.сица

зая.ц

м.дведь

в.р.бей

в.рона

уч.ник

(Обучающиеся  сверяют  записанные   слова  сэкраном  доски,

оценивают  себя.

  После  этого  поднимают  руки  у  кого  «5»;    «4»?

и т.д.

Высказывания  детей.

 (группа  слов  называет  «животных» и  он  из  группы  слов  «люди»

 IV. Постановка

 учебной  проблемы.

               

-«Ученик»  был  воспитанный,  он  чуть-чуть  пообщался  с  этой  компанией,  вежливо  с  ними  попрощался,  сказав  им   …  (хором)

И  поспешил  путешествовать  дальше.

- И  вдруг (Слайд 16)

 на  пути  ещё  одна  поляна,  а  на  ней  два  дома.

Жители  каждого  из  домов  приглашают  его зайти  в  гости.  Да  ещё  и  ругаются  из-за  этого  между  собой.

-В  наше  время  заходить  в  гости  не  известно  к  кому  очень    ОПАСНО.

  Он  и  поинтерисовался:

-  Кто-кто  в  1 домике  живёт?

   Ему  в  ответ:

                       - Я,  кисть!

                       - Я,  ключ!

                       - Я, корень!

- А  кто  в  домике  №2  живёт?

  Ему  в  ответ:

                       - Я,  пирог!

                       - Я,  портфель!

                       - Я,  терем!

- Думал - думал  ученик  к  кому  из  них  можно  зайти  в  гости  чтобы  было:

  не  опасно,

  не  напрасно,  

  и чтобы   хоть  что-то  было  общее.

- Ребята,  а  вы  можете  предположить   как  поступит        «УЧЕНИК»?

- Почему?

-Спасибо  за  рассуждения  и  ответы!

- Но  вот  наш  «УЧЕНИК»  не  решился  пока  заходить  в  гости,  т.к.  не  понимал  есть  ли  с  кем  - нибудь  из  них у  него  что-то общее.

Будет  ли  это  общение  ему  полезным?

И  он  опять  пошёл  дальше  не  переставая  думать  про  жителей этих  домиков   и  главное

 Почему  они    живут  в  разных  домиках?

До  свидания

Обучающиеся  проводят  исследование.

Высказывают  своё  мнение.

V.Физ.минутка

 в  движении.

(Слайд 17)

Ученик  наш  шёл,  шёл,  шёл.

Вдруг  к  пенёчку  подошёл!

Удивился!

Наклонился!

Покрутился!

Посидел  немного.

Встал.

И  быстро  дальше  пошагал.

VI.

 Поиск решения,

      открытие нового знания.

знакомство

 с  новым

 словарным

 

словом.

- Все  тихонечко присаживаемся!

т.к.  мы  вместе  с  учеником подошли к  плакату,  на  котором  какая-то  шарада.

-Происследуйте  и  разгадайте  её.

   (Слайд 18)

 

Начало- нота,

Потом  оленя  украшенье.

А   получится  …?

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=219043300-71-72&n=21

Место   оживлённого  движенья.

Это…  дорога  (Слайд 19)

-  Давайте  запишем  это  слово (Слайд 20)

 -  Проведём  исследование  этого  слова.

-Сколько  слогов  в  слове?

-Какой  слог  ударный?

-Он  может   быть  проблемным?

-А  какой же  слог проблемный? …

-Как  слово можно перенести?

-Пошёл  «ученик»  дальше  и  вдруг  видит  стала  ДОРОГА  поменьше.

-Как  назвать  дорогу,  но маленькую?

- Запишите  слово  дорожка. (Слайд 21)

-Шёл, шёл ученик  - устал,   ведь   в  руках  у  него   была  большая  сумка, (Слайд 22)

 которая  называется  …    

- Запишите  это  слово.     (Слайд 23)

-Все  эти  слова  родственники.

 

ДОРОГА

-Пишут  слово  в  тетрадь

-Отвечают  на  поставленные    вопросы  и  прорабатывают  слово  в  тетради.

-Высказывают  своё  мнение.

-Высказывают  своё  мнение.

-Пишут.

дорожная

-Пишут.

2) решение учебной

 проблемы.

-Присел   ученик   на  пенёк  и  задумался   какое  из  слов  произошло  раньше?

-Ваши  предположения?

 -Что   же  оно  обозначает?

-Какое  его лексическое  значение?

-Подумайте  вместе  с  ним   закрыв  глаза.

Высказывают  своё  мнение.

Думают.

Физ.минутка

для  глаз

 (муз.  релакс)

ПЕНИЕ  ПТИЦ

4) Поиск  

 решения,

 открытие

нового знания.

-Кто выскажет  своё  предположение?

-А  где  ещё   можно  узнать  лексическое   значение  этого  слова?

-Давайте  мы  к  вашим  мыслям

получим   информацию      из  стихотворения

 Всеволда  Остена.

А  помогут  мне    ребята,  у  которых  на  столах  есть  строки  из этого стихотворения (на зелёных  листочках  бумаги).  

Слушайте  внимательно  и  смотрите  на  экран.

(Слайды 24-30)

Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И  след  корабля  над  волнами.
И синие выси над нами…

(Слайд  31)

Подумайте только,    КАК МНОГО
Значений у слова   «дорога».

-Кто   сумел  их  пересчитать?

-Сколько  значений  у  слова  дорога?

-Какие  это  значения?

- Вспомните  тему  урока (Слайд 32)

- Подумайте и  ответьте:  

- Какое  же  слово  дорога?

-Обоснуйте  ответ.

-Молодцы!

-Спасибо  за  ответы  и  рассуждения.

Подведём  итог  сказанному:

(Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды.

Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.)

- Что такое однозначные слова?

(Однозначные слова имеют только одно значение)

- Ребята.

 -А  давайте  вспомним  про   нашего  ученика.

-Слово  «УЧЕНИК»  оно  однозначное  или  многозначное?

Высказывают  свои  предположения.

В  толковом  словаре.

(Учитель  показывают  слайд,  а  дети  озвучивают  его).

Высказывают  своё  мнение.

Высказывают   своё  мнение.

Высказывают   своё  мнение.

VII.

 Применение

изученного

материала.

 1)Характеристика

 слов.

 2)Запись  

многозначных слов.

 3)Работа  в  парах

  по  карточкам.

 

4)Работа

 в малых

 группах.

5)  Закрепление

открытого  на  уроке

 Наш  герой  урока  «УЧЕНИК»  уже    понял  почему  слова  во  встретившихся  домиках  на  поляне  не  жили  вместе  и  куда  можно  было ему  зайти  погостить.(Слайд  33)

- А   как   вы  сейчас  думаете?


-Почему  слова  живут в  разных  домах?

(Слайд 34,  35,  36)

-Запишите  многозначные  слова  в  строчку,

через запятую.

Обратите  внимание  на  слайд  (Слайд 37)

-Как  сейчас  мы  будем  работать?

-На  столе  у  вас  карточки  жёлтого  цвета.

 На  карточках  слова.  

-Обведите  номера  многозначных  слов.

                  1.Иголка.

                  2.Дерево.

                  3.Ручка.

                  4.Лист.

                  5.Солнце.

                  6.Лук.

                  7.Звезда.

-Чья  пара  быстрее?

-Проверьте.  (Слайд 38)

Обратите  внимание  на  слайд  (Слайд 39)

-Как  сейчас  мы  будем  работать?

- Работаем  в  малых  группах.

- Старшие  в  группе, возьмите  карточки  синего цвета.

- Прочитайте  задание  и  выполните  его.

 -Чья  группа   первая?

В, синий, расцвёл, лесу, колокольчик.  (Слайд 39)

- Записываем  на  доске  и  в  тетрадях. (Слайд  40)

-Находим  главные  члены.

- Попробуйте  сформулировать  лексическое  значение  слова  КОЛОКОЛЬЧИК  в  этом  предложении.

-Подтверждение  ответа  картинкой  на  слайде (Слайд41)

- Прочтите  предложение  на  экране.

(Слайд 42)

Скоро  прозвенит  колокольчик.

-Что  скажите  о значении  слова  КОЛОКОЛЬЧИК  в  этом  предложении?

 

-  По   количеству  значений  это  слово?  (Слайд  43)

Выслушиваются версии  детей.

Пишут: Кисть, ключ, корень.

Называют

Работа  в  парах.

Обводят.

Проверка.  

Рефлексия  этапа.

Отвечают

Запись  предложения  в  тетрадях и  кто-то  на  доске.

Формулируют  лексическое  значение  слова  колокольчик.

Читают  вслух.

Высказывают  мнение.

VI. Рефлексия.

 Подведение  итогов.

-Какая  же  у  нас  была  тема  урока?

-Все  ли  выстроенные  этапы  мы  прошли?

  (Слайд  44)

- Оцените  с  помощью  цифровых  ромашек»  ваше  настроение  к  концу  урока…

(слайд 45)

-Объясните  свой  выбор.

-Почему  у  вас  такое  настроение?

(слайд 46)

Теперь:    я  знаю…

                 я  научился…

                 я  запомнил…

                 я  теперь  умею…

                 я  закрепил…

                 я  пока  …

(Вы  будите  мне  называть,глядя  на  помощник  экран,  а  я  ваши  ответы  «ОСЕННИМИ  ЛИСТОЧКАМИ»,  «которые  собрал  в    лесу  ученик»  на  доске  отмечать.

  -Посмотрите  какой  большой  букет  из  осенних  листьев  получается!!!              

Высказывают  своё   мнение.

Оценивают

Высказывания  детей

VII. Оценивание.

- Как  же  после  этого  вас  не  похвалить  и  не  оценить  только  хорошими  отметками.

- Оценки  за  работу  на  уроке…

-Ребята,  а  как  вы  думаете  у    меня   сегодня  какое  настроение  на  конец  урока?

-  А  у    наших  гостей?

  Надеюсь…

- Но  хочется  чтобы  было  ещё   лучше .

-Какой  ,  ребята,  приближается  праздник?

Давайте  поздравим  наших  гостей  с  их  профессиональным  праздником

-  Предлагаю  каждому  из  вас  взять  с  доски  «осенний  листочек»  и  подарить  его каждому  присуствующему   у  нас  учителю.

Хором:

«С  Днём  УЧИТЕЛЯ!»

- Спасибо  всем  за  урок. (Слайд  47)

Ответы

Вручают

VIII. Домашнее

 задание.

Учеб.  С.48  упр.59  (схема,  устно);

 п/т: с.18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"

Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу  с использованием здоровьесберега...

Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"

Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу  с использованием здоровьесберега...

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе: «Слова однозначные и многозначные» (общее представление).

Методическая разработка  урока русского языка в 1 классе: «Слова однозначные и многозначные» (общее представление)....

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе "Многозначные слова"

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Многозначные слова"...

Разработка урока русского языка. 2 класс. Тема: " Однозначные и многозначные слова"

Подробно описывается каждый этап урока. Выстроена система вопросов и заданий. Используются разные формы организации деятельности обучающихся...

Методическая разработка урока русского языка: Поговорим о значении слова.Многозначные слова.

Данная разработка нацелена на правильное использование и  употребление в своей речи многозначных слов,расширение своего словарного запаса ,развитие интереса к изучению русского языка....