Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Задачи урока | - Образовательные: дать понятие об однозначных и многозначных словах;
- Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
- Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.
|
Основные понятия | Однозначные слова, многозначные слова |
Оборудование | Тетради, учебники, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку «Однозначные и многозначные слова»; раздаточный материал: листы с заданиями для игры «Найди пару»; раздаточный материал: карточки с вариантами домашнего задания. |
Методы | 1. Методы организации и осуществления учебной – познавательной деятельности учащихся: а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, объяснение); б) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса); в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем. 2. Методы стимулирования и мотивации учащихся: а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка); в) волевые (предъявление учебных требований); г) социальные (демонстрация работы учащихся). 3. Методы контроля и самоконтроля: рефлексия |
Планируемые результаты |
предметные | - уточнить представление об однозначных и многозначных словах, - учить различать эти слова в речи, - развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение. - Упражнять детей в отработке действий работы со словарем; - уметь различать слова разных тематических групп - содействовать развитию умения составлять текст по рисункам |
метапредметные | Личностные УУД: - формировать положительное отношение к учебе; - определять общие правила поведения; - формировать умения работы в парах, в группах; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать правильно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; - формирование умения самооценки. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать информацию; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками. |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | - Ровно встали, подтянулись. Тихо сели. Настроились на работу. - Открываем тетради и проговариваем стихотворение — Помощник: Я тетрадь свою открою и наклонно положу, Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу, Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь! | Тихо сели. Открывают тетради и проговаривают стихотворение. |
- Запишите в тетрадях число и «классная работа». | записывают в тетрадях число. |
2 | Актуализация знаний | 1. Чистописание Угадайте по описанию, какую букву будем писать. - Эта буква служит для мягкости согласных, может обозначать два звука, стоит последняя в алфавите. | Чистописание |
| | - Эту букву и будем сегодня писать. | прописывают букву я |
| | Ребята, напомните ещё раз, в каких случаях буква Я обозначает два звука? Какие ещё буквы могут обозначать два звука? 2. Словарная работа. Сейчас будем отгадывать загадки, записывать отгадки, поставим ударение в словах и обозначим орфограммы. | Е, ё, ю |
| | Где-то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка. Там красные таблетки Развешаны на ветке.
Всегда он в работе, Когда мы говорим; А отдыхаем, Когда мы молчим.
Начинает календарь Месяц с именем...
Вкусный сочный мячик, Красноват бочок. В самой серединке Притаился червячок. Найдите среди этих слов лишнее и объясните, почему? Молодцы! | Слайд 1 ягода Слайд 2 язык Слайд 3 январь Слайд 4 яблоко Ответы учащихся. |
3 | Самоопределение к деятельности | - Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах. Прочитаем стихотворение. И подумайте, как вы назовёте это стихотворение?
Есть хвост У падающих звёзд, И у семян Бывает хвост, У птиц, У самолёта — Он нужен для полёта. | Хвостом корова Бьет т слепней, Когда они кусаются. Для скорпионов Хвост важней: Они хвостом сражаются! |
(Ю. Коринец)
|
|
- Ребята, а как мы можем озаглавить это стихотворение? - О каких носах говорится в стихотворении? - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Мы с вами познакомимся со словами, у которых несколько лексических значений. | «Разные хвосты», «хвост». - хвост – след от падающей звезды - хвост – часть тела - хвост – часть самолета |
4 | Открытие новых знаний | - Откройте учебник на с. 47. Упр. № 58, с. 47 - Прочитайте задание про себя. - Прочитайте задание вслух. - Что нужно сделать в этом упражнении? - Что изображено в верхнем ряду? - Что объединяет все эти рисунки? - Если у слова иглы несколько значений, то, как его можно назвать? - Почему, словом иглы названы все эти предметы? - Что изображено в нижнем ряду? - Что объединяет все эти рисунки? - Если у слова шляпа несколько значений, то, как его можно назвать? - Почему, словом шляпа названы все эти предметы? | Упр. № 58, с. 47 - Чтение про себя. - 1 чел. читает - рассмотреть рисунки и прочитать - швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа - на всех рисунках изображены иглы - многозначным - все они имеют схожую форму - соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя - на всех рисунках изображены шляпы - многозначные - все они имеют схожую форму Ответы учащихся |
- Составьте нераспространённое предложение с любым из этих слов. - А что нужно сделать, чтобы предложение стало распространённым? Придумайте его! Запишем это предложение. Подчеркни главные члены в этом предложении. Как по-другому называются главные члены в предложении? | Грамматическая основа |
| ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | | |
5 | Первичное закрепление | - Пользуясь схемой на доске, расскажите, какие бывают слова? - Почему слова так называются – однозначные и многозначные. | Слайд 8 - однозначные и многозначные - Однозначные слова имеют только одно значение. - Многозначные слова – это слова, имеющие два или несколько лексических значений. |
6 | Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Приготовили линейку и карандаш. Разделите страницу тетради на два столбика так, чтобы в каждом столбце было 4 строчки. На доске записаны слова. Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова. Запишите самостоятельно в два столбика: букварь, очки, платье, кнопка, фонарь, звезда, мальчик, стол. - На какие 2 группы вы их разделили? взаимопроверка - Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед по парте выполнил задание, правильные варианты ответов написаны на доске. Обменялись тетрадями. - Поднимите руку те ребята, кто правильно распределил слова по группам. - Поднимите руку те ребята, у кого была одна ошибка. - Есть такие ребята, кому сложно было выполнять задание и кто допустил две ошибки или более? | Слайд 9 - работа в тетрадях однозначные и многозначные Слайд 10 сверяют запись с доской |
7 | Включение новых знаний в систему знаний | Работа в парах, игра «Найди пару» - Прочитайте слова. Обсудите с соседом, есть ли среди них многозначные слова? Выпишите их. Кисть, ручка, бабочка, петушок, серёжки, труба, карта. | Слайд 11 |
Какие слова вы выписали? Проверьте себя с записями на доске. - Как называются все эти слова? - Почему? | Ответы учащихся Слайд 12 многозначные |
Вспомните и запишите ещё 2 любых многозначных слова, о которых мы ещё не говорили сегодня на уроке. Какие слова записали? | - Проверка с доской, самооценка. |
8 | Рефлексия | - Чему учились на уроке? - Какие слова мы называем однозначными? - Какие слова мы называем многозначными? - Сейчас мы оценим свою работу Самооценивание «Светофор» Я хорошо выполнил свою работу на уроке (поднимают вверх зеленую карточку). Я мог выполнить работу значительно лучше – (желтый цвет карточки). Я не доволен собой на уроке – используем красный сигнал. - Скажите словами: - Что для тебя было легко (трудно)? - Доволен ли ты своей работой? | |
9 | Домашнее задание | - А сейчас давайте запишем домашнее задание. Для всех: выполним задание в РТ на стр 17. Устно повторить словарные слова Для тех, кто пожелает: вспомнить и записать 10 многозначных слов. | Слайд 13 - запись домашней работы в дневник Слайд 14 МОЛОДЦЫ |